Описание урока. Модель "Перевернутый класс"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предмет: русский язык
Тема: Обращение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 29.79 КБ |
презентация к уроку | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМАТ ОПИСАНИЯ УРОКА. МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»
- Фамилия Имя Отчество автора: Макаенко Ирина Анатольевна.
- Класс: 3
- Предмет: русский язык
- Тема: Обращение.
- Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:
знать:
- как находить обращение в устной и письменной речи;
уметь:выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно.
- Инструменты проверки достижения результата[1]:
- самостоятельная работа по карточкам, сказкам А.С. Пушкина
- Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов:
- проверка по образцу в процессе фронтальной работы;
- Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:
Самостоятельная работа дома 10 минут
Работа в классе:
Начало урока 5 минут
Урок 30 минут
Завершение урока 5 минут
- Организационно-педагогические условия и описание хода урока
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Самостоятельно просматривают видеоролик по теме: «Обращение» https://www.youtube.com/watch?v=xCjTOhNf6Pk
Текст домашнего задания: Просмотрите видеоролик.
Возьмите, пожалуйста, информационную карточку и напишите тему урока. В информационной карточке поставьте знак «+» напротив тех вопросов, ответы на которые вы знаете. И знак «-» там, где вы не уверены.
Информационная карточка
Ф.И.ученика___________________________________________________________________
Тема_________________________________________________________________________
Что такое обращение?
Для чего нужны обращения?
Какие части речи служат для обращений?
Как обращение выделяется в устной речи?
Как обращение выделяется на письме?
Могут ли обращения иметь заимствованные слова?
Какое место обращение занимает в предложении?
Является ли обращение членом предложения?
Необходимые дидактические материалы: учебный видеоролик, карточка понятий и алгоритма построения числового луча.
НАЧАЛО УРОКА:
-На какую тему смотрели видеоролик? Что узнали? Что делали?
Ответы, на какие вопросы вы не знаете? Как доказать, что на остальные вопросы вы знаете ответы?
- Тема нашего урока «Обращение». Какую учебную задачу мы будем решать на уроке?
Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Обращение», продолжим учиться находить обращения в речи и выделять их на письме
Необходимое оснащение: доска, мел, информационная карточка
Необходимые дидактические материалы
УРОК
Раньше в древнерусском языке существовал седьмой падеж. Как он назывался? «звательный». Этот падеж со временем исчез из языка, а звательная интонация осталась. Как вы думаете, где? Как в русском языке называется слово, которое зовёт? (обращение)
«Давайте же, дети, учиться начнём
И знания светлые нити
Навек в благодарную память вплетём».
- К кому я обратилась? Назовите обращение (дети).
- Как вы догадались, что это обращение? (по интонации)
- Что такое обращение? (слово, которое называет того, к кому обращаются)
Обратитесь к своему однокласснику с какой-нибудь просьбой, вопросом, предложением.
- Сделайте вывод, чем может быть выражено обращение?
Вывод: обращение может быть выражено именем существительным, нарицательным и собственным в именительном падеже.
б) - Обратимся к сказкам А.С.Пушкина. Назовите обращения .
Ах, ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Какими чувствами окрашены обращения в данных примерах?
(1-ласково, уважительно; 2- досада, разочарование, злость)
- У человека тонкая и ранимая душа, подбирайте слова, когда обращаетесь к кому-то. Неудачное обращение может насторожить и даже обидеть.
- Что еще интересное вы заметили?
Работа в парах.
- Прочитайте предложения, отметьте галочкой те, в которых обращение выражено одним словом. Прочитайте. Найдите и назовите предложения, в которых обращение выражено несколькими словами.
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Чем вы, гости, торг ведёте
И куда теперь плывёте?
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Прочитайте выразительно, выделяя обращение интоннационно.
Вывод: обращение может быть выражено одним словом или словосочетанием (свет мой).
В)- Как обращение выделяется на письме? (запятыми, восклицательным знаком)
- Расставьте нужные знаки препинания.
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам господа...
Выпросил дурачина корыто!
Здравствуй грозная царица!
Бабушка постой немножко…
Проверьте правильность выполнения задания — слайд.
- Посмотрите внимательно на предложения и сделайте вывод, какое место обращение может занимать в предложении?
Вывод: в предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми.
- Внимательно посмотрите на схемы предложений, составьте к ним предложения и запишите.
г) - Как вы думаете, каким членом предложения является обращение? (не является членом предложения).
- Проверим вашу гипотезу. В задании № 2 подчеркните грамматическую основу предложений.
Засмеялся Балда лукаво:
«Что это ты выдумал, право?
«Балда, погоди ты морщить море,
Оброк* сполна получишь вскоре.
*Оброк — натуральный или денежный сбор с крестьян помещиками.
- Давайте проверим работу. Прочитайте предложения. В каком из них слово «Балда» является членом предложения, а в каком выступает в качестве обращения? В первом предложении Балда является подлежащим, а во втором слово «Балда» - обращение.
- Задумаемся над вопросом, как мы будем различать эти два явления.
1. Найти грамматическую основу;
2. прочитать и понять по интонации.
Вывод: Обращение не является членом предложения.
- Дети, как вы думаете, местоимение «Ты» это обращение? Докажите, что местоимение «Ты» не является обращением.
- На кого указывает местоимение «Ты»? (на Балду, не выделяется ни голосом, ни запятыми)
- Дети, запомните, местоимения «Ты», «Вы» не являются обращениями.
- Вам бы понравилось, если бы к вам обратились: «Ты, подай тетрадь!» Как исправить эту фразу, чтобы она звучала вежливо и культурно? («Саша, подай, пожалуйста, тетрадь»).
5. Самостоятельная работа.
1 вариант
1) Отметь предложение с обращением.
Иван Федорович, у нас будет урок труда?
В тайге водятся волки, рыси, медведи.
2) Расставь знаки препинания, обозначь О.
Приходи ко мне в гости Валя
3) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением. Расставь знаки препинания.
…вы заготовили корм для пернатых друзей …
2 вариант
1) Отметь предложение с обращением.
В реке много окуней, плотвы, ершей.
Петя, Дуся, вы пойдете сегодня в магазин?
2) Расставь знаки препинания, обозначь О .
Помоги мне Коля решить задачу
3) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением.
Расставь знаки препинания.
... ты кормил сегодня птиц…
- Обменяйтесь тетрадочками и проверьте работу друг друга. У кого возникли разногласия, давайте обсудим.
Необходимое оснащение: тетрадь, карточки самостоятельной работы, презентация.
Необходимые дидактические материалы
ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА
- Возьмите конспект и в информационной карточке оцените свои знания на конец урока. Поднимите руку, у кого прибавилось «+». Есть в классе ученики, у кого все плюсы?
- Ребята, как вы думаете, мы добились цели. Что новое узнали? Сказки какого автора помогли нам лучше усвоить тему?
«Читайте Пушкина, друзья,
Читайте сказки.
И будет жизнь тогда полна
Добра и ласки».
- Какое обращение я использовала? (друзья)
- Составьте предложение с обращениями ко мне, выразив своё отношение к уроку, и своё настроение.
Необходимое оснащение:тетрадь, информационная карта.
Необходимые дидактические материалы
[1] Например, тест, опрос, выполнение задания, создание продукта (результат проекта), портфолио, самостоятельная/контрольная работа,
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наши цели, задачи и способы действия Обращение Что? Знаки препинания Интонация С чем? Наблюдать Как? Работать в парах и группах Делать выводы
Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам господа» Выпросил дурачина корыто! Здравствуй грозная царица! Бабушка постой немножко… Выдели обращения Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам , господа» Выпросил , дурачина , корыто! Здравствуй , грозная царица! Бабушка , постой немножко…
Посмотри и запомни [ О , ...] [ О ! ...] [... , О , ...] [... , О]
Засмеялся Балда лукаво: «Что это ты выдумал, право?» «Балда, погоди ты морщить море, Оброк сполна получишь вскоре». Подумай! О
Дети, спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. 2 класс.Тема:«Особенности построения текста – описание.Подготовка к сочинению – описанию игрушки».
Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Работа на уроке направлена на формирование аналитических умений. Знакомство с типом тек...
ФОРМАТ ОПИСАНИЯ УРОКА. МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС"
Описание урока модель "Перевернутый класс"...
Описание урока. Модель "Перевернутый класс"
Предмет : русский языкТема : Правописание ы, и после ц...
Описание урока. Модель "Перевернутый класс"
Предмет: русский языкТема: Правописание суффиксов ик, ек...
Описание урока. Модель "Перевернутый класс"
Предмет: математикаТема: Понятие взаимосвязи скорости, времени, расстояния...
Описание урока. Модель "Перевернутый класс"
Тема: умножение многозначного числа на однозначноеЦель: к концу урока каждый ученик будет знать алгоритм умножения многозначного числа на однозначное...
Описание урока. Модель "Перевернутый класс"
Предмет: математикаТема: Изображение чисел на числовом луче...