Урок русского языка по теме"Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Оксана Александровна МИХАЙЛОВА

Данная разработка поможет провести урок по русскому языку по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО: Михайлова Оксана Александровна                                                                                                              Школа: Кобраловская ООШ                           

                                                                      Урок по теме «Мягкий (ь)  знак на конце имён существительных после шипящих» ( 3 класс)

Цели урока:

1.        Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия .

2.        Предметно-дидактическая: создать условия для формирования у обучающихся навыков правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

         Планируемые образовательные результаты урока: формировать орфографическое умение правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (в начальной форме),

          Метапредметные:

участвуют в постановке темы урока; устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; сотрудничают с одноклассниками ; выражают и аргументируют свои мысли; оценивают правильность выполнения своих действий и заданий.

      Личностные: стремление к получению новых знаний, положительное отношение к уроку.

          Тип урока:

   1.         По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.

   2.        По способу организации: комбинированный.

   3.        По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

        Методы обучения:

    1.         Основной: проблемно-поисковый.

    2.Дополнительные: объяснение, беседа, самостоятельная работа и др.

       

 Средства обучения: оформленная доска; задание МЭО, карточки с заданиями для групповой работы.

Этапы урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки

самооценки

учителя

ученика

1. Организационный.

Словестный

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Общеучебные, регулятивные, коммуникативные

2. Актуализация опорных знаний.

Практический и словесный

(работа с дидактическим пособием «Ромашка»)

- К изучению какого раздела мы приступили на уроках русского языка?

-Перечислите, какие мы знаем части речи русского языка.

- Какую часть речи мы сейчас изучаем подробно?

-Дайте определение имени существительного.

-Что такое начальная форма имени  существительного?

- Назовите признаки имени существительного.

- Сделаем небольшую разминку: определяем род имен существительных:дерево, у друга, зима, снежинка, ножницы, на крокодиле, за ракетами, дело.

 - Мы приступили к изучению раздела «Части речи»

Обучающиеся перечисляют части речи русского языка.

-Имя существительное.

Обучающиеся дают определение имени существительного.

Начальная форма существительного- единственное число, вопросы Кто? Что?

Обучающиеся называют признаки имени существительного.

Обучающиеся определяют род имен существительных.

Познавательные,

общеучебные, регулятивные, коммуникативные

Фронтальный опрос

3.Самоопреде-ление

к деятельности. Открытие новых знаний.

Проблемно-поисковый ( эвристическая беседа)

1. Определение темы урока

Задание «Назовите слово по его лексическому значению»

Часть суток с вечера до утра? (ночь)

Предмет, с помощью которого открывают замок. (ключ)

Суп со свеклой и другими овощами. (борщ)

Оказание поддержки, содействия кому-то (помощь)

Место, где купаются и загорают.(пляж )

Неправда, обман ( ложь)

Маленький серый грызун.(мышь )  

Маленький ребенок (малыш)

-Что общего в записанных словах?

-Распределите эти слова в две группы.

-Какие слова в первой группе?

-Какие слова во второй группе?

-По какому признаку распределили слова по группам?

-Сравните существительные с шипящим на конце женского и мужского рода.

-Что вы заметили?

-Сформулируем новую орфограмму.

-На что указывает мягкий знак на конце существительных после согласных букв, обозначающих шипящие звуки?

-Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце ?

-Какова тема урока?

2.Работа по учебнику стр.31. Чтение правила.

Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, предлагают формулировку темы урока.

 

- Во всех этих словах есть шипящий на конце слова.

Обучающие ,пользуясь карточками со словами, распределяют слова на две группы.

Обучающие называют варианты получившихся групп.

-Мужской род и женский род.

-Наличие и отсутствие в словах мягкого знака .

- На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется.

-На то, что это имена существительные женского рода.

-На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки,  не пишется мягкий знак.

-Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Обучающиеся работают с правилом в учебнике.

Познавательные,

общеучебные, регулятивные, коммуникативные

Наблюдение

3. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Практический

(выполнение практический упражнений)

Практический

(работа в группах)

1. Работа в тетради.

-Составим алгоритм, который поможет нам находить и проверять новую орфограмму.

-Распределим имена существительные в два столбика: в первый — имена существительные с мягким знаком после шипящих, во второй — имена существительные — без мягкого знака после шипящих:

дочь, ковш, вещь, товарищ, нож, молодежь, тишь, врач.

1. Выполнение задания в группе.

- Работаем в группах. Внимательно прочитайте задание.

 

1 группа.

На арену  вышел циркач.. На нём был ярко-красный плащ… . В руках он держал мяч… Вот ловкий морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж.. .

2 группа.

Мой друг пошел на рыбалку.

Ноч..  была прохладной. Друга охватила легкая дрож.. Дорога шла мимо избушки.

В ней жил сторо.. .

Он топил печ.. .

3 группа.

Первый луч.. солнца заглянул ко мне в комнату. Я долго не мог проснуться. Ночью мыш.. не давала мне спать. Я вышел на крыльцо. Над моей головой пролетел стриж.. . Я пошел на речку. На берегу шуршал камыш.. .

Обучающиеся составляют алгоритм по которому необходимо работать с новой орфограммой.

Обучающиеся доказывают, пользуясь алгоритмом, в каких именах существительных после шипяших пишется мягкий знак,а в каких нет.

Каждая группа  получает задание.

Обучающиеся читают задание.

Задание. « В слова с пропущенной буквой вставьте, где нужно мягкий знак. Из предложений составьте текст»

Обучающиеся читают составленное составленный текст, называют слова на изученную орфограмму.

Познавательные,

общеучебные, регулятивные, коммуникативные.

Познавательные,

общеучебные, регулятивные, коммуникативные.

Фронтальный опрос

Самооценка, взаимооценка

4. Закрепление изученного материала.

Практический

(выполнение практический упражнений)

Практический

(

 самостоятельная работа)

2. Работа  заданиями МЭО

Выполним задание «Узнаем роль мягкого знака»

2. Дополнительное задание.

Самостоятельная работа

 в тетрадях. Выполнение упр.57

Обучающиеся выполняют задание МЭО.

Самостоятельно выполняют упражнение 57 из учебника.

Познавательные,

общеучебные, регулятивные, коммуникативные.

Познавательные,

общеучебные, регулятивные, коммуникативные.

самооценка

5. Завершающий. Рефлексия.

Словесный

Подводит итоги работы на уроке.

Рефлексия « Метод неоконченных предложений»

Участвуют в подведении итогов работы на уроке

Регулятивные, общеучебные, коммуникативные.

Система оценивания «Метод неоконченных предложений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку, 3 класс. Тема "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих"

Данная презентация позволяет повторить роль мягкого знака (смягчающая и разделительная) и познакомить с новой функцией мягкого знака...

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих»

Тема: Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих.Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.Ц...

Презентация на тему: "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих"

Интерактивные задания по теме "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих". Нестандартные формы контроля....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Конспект урока открытия новых знаний по теме «Мягкий знак  (Ь) на конце имен существительных после шипящих»  в 3 классе по программе "Школа России"....