Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Замаратская Елена Олеговна

Конспект урока открытия новых знаний по теме «Мягкий знак  (Ь) на конце имен существительных после шипящих»  в 3 классе по программе "Школа России". 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                      

Тема: Мягкий знак  (Ь) на конце имен существительных после шипящих

Класс: 3 класс

Цель: познакомить с новой орфограммой « Правописание  мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».

Задачи:

Образовательные:

-выявить грамматическую функцию мягкого знака, как показателя женского рода;

-выявить алгоритм написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Развивающие:

-развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Воспитывающие:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, самостоятельность.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • мотивация к познанию, учебной деятельности;
  •  осознавать важность учёбы и познания нового.
  1. Метапредметные:

- регулятивные УУД

  • формулировать тему и цели урока с помощью учителя;
  • оценивать свою деятельность.

- познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • осознавать необходимость нового знания;
  • извлекать информацию из разных источников, делать выводы.

- коммуникативные УУД

  • высказывать своё мнение;
  • организовывать учебное взаимодействие;
  • выражать свои мысли.
  1. Предметные:
  • упражнять в правильном  написании мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Тип урока: урок  «открытия» нового знания.

Методы: метод проблемного обучения, беседа.

Формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная,

работа в группах, индивидуальная

                                 

Оборудование: учебник русского языка  3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий II часть, карточки с образцами написания букв, карточки с заданием для исследовательской работы, «алгоритм работы» существительное с шипящим на конце, звездочки для рефлексии.

                                                          ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещение, дух

И опыт-сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг. (А.С.Пушкин)

-Слова великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина будут сегодня эпиграфом нашего урока. Постигая таймер родного языка, мы сегодня совершим открытие и выполним много интересных заданий.

II. Чистописание. Повторение шипящих звуков.

-Запишите число и классная работа с проговариванием по слогам. Не забывайте правила посадки при письме.

- Послушайте стихотворение.  (Прочитать, выделяя голосом шипящие звуки).

Тетрадь наклонно положу.
Ру
чку правильно держу.
За посадкою сле
жу.
С 
чистотою я дружу, 
На "отли
чно" напишу.

- Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?» (Шипящие согласные звуки.)

- Какие согласные называются шипящими?  Назовите их. ([ч'] [щ'] [ш] [ж].

- Охарактеризуйте эти звуки  (учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются. Таблица «Шипящие звуки»  вывешивается на доску).

Ч – [ Ч᾽]        Ж – [ Ж ]      Щ –[ Щ᾽]     Ш - [ Ш ]

- Сегодня мы потренируемся в написании этих букв.

Запись букв ч  ш  щ  ж

На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.

III. Этап создания проблемной ситуации

- Запишите в своих тетрадях слова «камыш», «гуашь».

- Кто записал. Какие у вас получились результаты?

  Обучающиеся зачитывают свои варианты.

- У нас в классе возникло несколько мнений (1.Гуашь, камышь; 2 гуаш, камыш; 3 гуаш, камышь, 4 гуашь, камыш).

- Кто прав?

- Проверьте себя по образцу.

− Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно записать слова.)

− Кто правильно записал слова, каким правилом вы воспользовались?

Обучающиеся осознают отсутствие эталона для записи слов.

− Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило, по которому записывали слова)

− Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях.)

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были записать слова с шипящими на конце).

− В чем затруднение? Почему оно возникло? (Не все смогли правильно записать слова. У нас нет правила (эталона) для определения, когда нужно писать мягкий знак после шипящих, а когда - нет).

IV. Этап целеполагания и планирования

- Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).

- Сформулируйте тему нашего урока? (тема нашего урока: мягкий знак на конце имен существительных после шипящих).

VI. Этап открытия нового знания

- Чтобы вы смогли сами сформулировать правило, я вам предлагаю работать по плану:

На доску вывешивается план:

Алгоритм – план исследования:

1. Прочитайте слово.

2. Определите часть речи.

3. Определите род имен существительных.

4. Запишите слова, распределив их в группы по родам.

5. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?

6. Сделайте вывод. Сформулируй правило.

−Предлагаю поработать вам в группе. Вспомните, правила работы в группе.

Каждая группа получает лист для оформления ответов.                                                                Слова на карточках:

нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ.

Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски.

VII. Этап формулирования нового знания

- Когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? Какой вывод сделали? (У имен существительных женского рода с шипящим на конце пишется мягкий знак, а у имен существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется)

- Где мы можем себя проверить, правильное ли открытие сделали? (по учебнику)

- Откройте учебник на стр.31. Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

Дети читают правило в учебнике.

− Итак, сделайте вывод. (Мы всё открыли правильно.)

Запомните мягкий знак на конце имен существительных после шипящих - это орфограмма.

 – Выполните схему на доске (у доски работают пара учеников).

https://urok.1sept.ru/articles/656391/img1.gif

Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
Если род мужской у слова - 
Нету  знака никакого!

-Как определить орфограмму мягкий знак на конце имен существительных после шипящих?

- Вернёмся к словам «камыш», «гуашь».

-Произнесите слово «камыш».

-Определите звук на конце слова.

-На конце слова слышите шипящий [ш].

-Решите, надо ли писать мягкий знак? (обучающиеся используя схему, размышляют:

1. Определяем род имени существительного «камыш»

2. он (мой) камыш

3. камыш - это существительное мужского рода, единственного числа.

4. мягкий знак не пишется).

-Произнесите слово «гуашь».

-Определите звук на конце слова.

-На конце слова слышите шипящий [ш].

-Решите, надо ли писать мягкий знак? (обучающиеся используя схему, размышляют:

 1. Определяем род имени существительного «гуашь»

2. она (моя) гуашь

3. гуашь-это существительное женского рода, единственного числа.

4. мягкий знак пишется).

VIII. Физкультминутка.

Имя существительное –
Очень удивительное: 

Мягкий знак когда писать

Вы должны мне подсказать!

-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода  с шипящими на конце. Если я назову существительное женского рода, встают девочки. Если услышите существительное мужского рода, встают мальчики.

Слова: ёж, морж, мышь, кирпич, речь, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.

IX.Этап первичного применения нового знания

- Прочитайте предложения. Замените каждое предложение одним словом. Определите род имени существительного.

(Дети объясняют, используя алгоритм)

Человек, который играет на скрипке - скрипач  (м.р.)

Первая, прилетающая к нам весной птица – грач (м.р.)

Маленький ребёнок – малыш (м.р.)

Предмет, на котором ездил Емеля – печь (ж.р.)

Суп со свёклой и другими овощами – борщ (м.р.)

Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником - ключ (м.р.)

Способность говорить, она бывает устной и письменной - речь (ж.р.)

( Дети заменяют предложение одним словом, записывают, объясняют, применяя алгоритм, определяют род имени существительного).

X. Этап самостоятельной работы

- Прочитайте, запишите имена существительные, укажите их род.

Товарищ…, вещ…, помощ…, клещ…, дочь…, силач…, ноч…, москвич…, сторож…, рож…, чертёж…, шалаш…, мыш…, брош…, малыш…, дич…, кирпич… .

Выполнив работу, дети обмениваются с соседом по парте работой и сравнивают её с образцом.

XI. Этап рефлексии.

-Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности  и сделать на уроке открытие.

-Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Какова была цель нашего урока? (Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)

- Достигли ли мы этой цели?

-Чтобы свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Прикрепите соответствующую звёздочку к доске:

Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались - желтую (самую яркую).

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем разобрались - розовую.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно - голубую.

XII. Этап постановки домашнего задания

Базовый уровень Правило с. 31 упр.55

Повышенный Правило с. 31 упр.53

Творческий Правило с. 31 сочинить сказку о написании мягкого знака после шипящих в именах существительных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

Урок русского языка на тему "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих "

Тема:  Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихЦель: формировать умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода....

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". 2 класс. УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихТип урока: открытие новых знаний Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён сущест...

Конспект урока по русскому языку по теме Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" (3 класс)...

Карточка по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Учащимя предлагается вставить пропущенные буквы, пользуясь правилом....