Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих»
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Усачёва Наталья Владимировна

Тема: Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих.

Тип урокаурок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya2.pptx1.86 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx42.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих» Учитель начальных классов МКОУ Венгеровская С ОШ №1 Усачёва Наталья Владимировна

Слайд 2

Шала … , … улок , ё … ик , товари … , варе … ка , … аща , … авель , пла … , … ираф .

Слайд 3

Шала ш , ч улок , ё ж ик , товари щ , варе ж ка , ч аща , щ авель , пла щ , ж ираф . м.р . ж.р . ж.р . м.р . м.р . м.р . м.р . м.р . м.р .

Слайд 5

Цирк в Древнем Риме

Слайд 6

Цирк в России. Цирк братьев Никитиных.

Слайд 7

В цирке В полноч … на манеж … вышел циркач … и его доч … . На нём был плащ … . Скрипач … играл марш … . Вот морж … поймал мяч … . В зале сидела молодёж … . Стояла тиш … .

Слайд 8

манеж циркач плащ скрипач марш морж мяч полноч ь доч ь молодёж ь тиш ь

Слайд 9

Мужской род манеж циркач плащ скрипач марш морж мяч Женский род полноч ь доч ь молодёжь тиш ь

Слайд 10

Тема урока Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих

Слайд 11

Цель урока : узнать/научиться определять, в каких случаях в существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак

Слайд 12

Ь Если это существительное с шипящим на конце – определить род Определить часть речи Женский род Мужской род Ь

Слайд 13

Работа в группах

Слайд 14

узнал ... Сегодня на повторил… уроке я могу похвалить себя за…

Слайд 15

всё получается, нет ошибок много ошибок, непонятно сомневаюсь, есть ошибки ОЦЕНИ СЕБЯ!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Описание урока/занятия

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тема

Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих.

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Усачёва Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Тип урока 

урок открытия новых знаний

Время реализации урока

45 минут

Цели урока

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательная:

- формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода;

- познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;

- выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.

Развивающая:

- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание; развивать умение работать по алгоритму;

Воспитательная:

- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в группах.

- формировать уважительное отношение к искусству ( история цирка, современный цирк)

Планируемые результаты

Предметные:

формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода; познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;

Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность группы.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в группе,  внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Дидактическая структура урока

  1. Организационный момент урока
  2. Актуализация знаний
  3. Минутка чистописания
  4. Самоопределение к деятельности
  5. Формулировка темы и целей урока
  6. Открытие новых знаний
  7. Физкультминутка
  8. Первичное закрепление изученного материала
  9. Итог урока. Рефлексия
  10.  Домашнее задание

Ресурсы, оборудование и материалы

*   компьютер с мультимедийным проектором;

*   карточки с групповыми заданиями;

*   опорные карточки с определением работы Ь в различных словах (для работы у доски);

*   презентация к уроку;

*   жетоны.

Список учебной и дополнительной литературы

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – М: «Просвещение», 2013.

Узорова, О.В. Большая книга примеров и заданий по всем темам курса начальной школы. 1-4 классы. Русский язык. Супертренинг / О.В. Узорова. - М.: АСТ, 2019. 

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

https://vk.com/video46465255_456239250

https://e-kazan.ru/upload/redactor/images/bce97a7d075a60fd4854c449a3b47d46.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-lotso-klouna16.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D1%80%D0%BA

Используемые педагогические технологии, методы и приемы 

Технологии:

- системно-деятельностный подход

- технология проблемного обучения

- технология оценивания

- ИКТ

- здоровьесберегающая технология

Методы и приёмы:

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности:

- определение эмоционального состояния учащихся;

- метод проблемного изложения;

- игровые ситуации.

Словесные методы:

- беседа;

- инструктаж;

- рассказ.

Наглядные:

- иллюстрация;

- наблюдение.

Формы работы:

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

  1. Организационный момент урока

(настрой на урок, мотивация)

  1. Приветствие учеников

2. В начале нашего урока я хочу проверить вашу готовность, ваше внимание:

- Если вам немного в начале урока тревожно, поднимите правую руку, если вам сейчас любопытно каким будет наш урок – левую руку, а если вы готовы помогать мне, трудиться на уроке, узнавать новое – поднимите обе руки.

3. Встаньте, пожалуйста, мальчики/ девочки. Встаньте те, чье имя начинается с гласной буквы. Т, у кого в полном имени 2, 3 слога. Те, у кого ударение падает на 2 слог имени.

- Хорошо, я вижу, что вы внимательны и  готовы к уроку.

- Ребята, за активную и правильную  работу на уроке вы можете получить жетоны, в конце мы увидим, кто из ребят больше всех постарался. (Мотивация учащихся)

Приветствие учителя

Выполняют задания учителя (эмоциональная оценка, готовность к уроку, внимательность)

Регулятивные: настрой на работу, самоорганизация

Коммуникативные: мотивация к деятельности, внутренний настрой на учебный процесс

2. Актуализация знаний

- Выполним задание

На слайде слова:      шала.,  .улок, ё.ик, товари., варе.ка, .аща, .авель, пла., .ираф

- Какие буквы вы вставили?

Вешаю карточки на доску (ж,ш,ч,щ)

- Чем похожи эти буквы? Как они называются?

- Эти буквы сегодня будут гостями нашего урока и очень часто мы будем видеть их в словах. Позже к ним добавится еще одна необычная буква.

- Определим устно род в этих словах.

Дети формулируют задание  -  вставьте в слова пропущенные буквы.

- ж,ш,ч,щ

- Произношением, они шипящие

Определяют род имен существительных (устно)

Личностные: умение высказать свою точку зрения

Познавательные:

воспроизведение и систематизация ранее изученного материала;

построение ответов;

3.Минутка чистописания.

- Посмотрите на слайд, постарайтесь запомнить слова, после того, как я отключу слайд, запишите их в тетрадь. (Записывают в тетрадь слова, элементы)

Раздаю жетоны тем, кто записал много слов.

Записывают слова.

Регулятивные: самоконтроль и саморегуляция деятельности

4. Самоопределение к деятельности

-Ребята, закройте глаза и послушайте мелодию. (Слайд с цирком)

- Читаю стих.

Цирк

Два клоуна на цирковой арене
Плясали, веселились, песни пели
Бросали разноцветные шары
Под радостные крики детворы

Светились счастьем лица ребятишек
Ведь Цирк для всех девчонок и мальчишек
Открыл ворота в новый дивный мир
Где клоун, дрессировщик и факир,
Жонглер, канатоходец, танцовщица
Нам помогают в сказке очутиться.

- Ребята, а вы любите цирк? Кто был в цирке? Кто там выступает? Я рассказываю о цирке.

Давая определение слова "цирк", не стоит забывать, что у него несколько смысловых значений. Во-первых, цирк - это особый вид зрелищного искусства, который сегодня включает в себя разнообразные техники и дисциплины. Еще одно значения слова цирк - это здание, в котором все эти представления и проходят. Как правило, в выступлении можно увидеть пантомимы, фокусы, клоунаду. Часто цирковые номера связаны с демонстрацией исключительных способностей человека, нередко отличающихся риском для жизни и здоровья. Это касается канатоходцев, гимнастов, дрессировщиков хищных зверей.

Что такое цирк, знали еще в Древнем Риме. Цирковые представления того времени имели мало общего с современными. Прежде всего, это были гонки на колесницах, бои гладиаторов и лошадиные скачки.

Именно русский цирк появился в 19 веке в Москве. Его основали братья Никитины. И сегодня он считается одним из лучших в России.

- Итак, кто хочет прямо сейчас попасть в цирк? У меня есть билеты. Но чтобы билеты стали действительными, выполнить надо задание. Подумайте, чего не хватает в этих предложениях.

На билетах текст:

В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… .

На нём был плащ… .

Скрипач… играл марш… .

Вот морж… поймал мяч… .

В зале сидела молодёж… .

Стояла тиш… .

Слушают мелодию.

Прослушивание стихотворения.

Ответы учащихся.

Работают с текстом на билетах.

Познавательные: поиск решения проблемы;

получение и использование новых знаний; принятие учебно задачи

Регулятивные: поиск решения проблемного задания

5.        Формулировка темы и целей урока

- Ребята, это текст? О чем он? Сколько в нем предложений? Как его озаглавить по-другому можно?

- В этом тексте про цирк тоже есть слова с шипящими на конце. Найдите и подчеркните слова, которые заканчиваются на шипящую.

- К какой части речи относятся все подчеркнутые слова?

 Открываю доску со словами из текста, оканчивающимися на Ь, после шипящих закрыто картинкой.

На доске:

Манеж, циркач, полночь,  дочь,  плащ, молодёжь, скрипач, марш, морж, мяч, тишь.

- Ребята, есть в русском алфавите одна необычная буква, которая дружит с шипящими, но не всегда. Послушайте и отгадайте эту букву:

Эта буква – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он  не произносится,

Но в слово часто просится.

Вешаю рядом с шипящими карточку с Ь.

- Посмотрите на слова. На какие буквы оканчиваются эти слова?

Проблемная ситуация:

- Ребята, в каких словах нужен ь знак?

- Какая тема урока у нас будет?

- Какой вопрос возник? 

- Какова цель урока?

Отвечают на вопросы.

Подчеркивают слова.  

- Имя существительное

- Буква мягкий знак.

Дети открывают  на доске закрытые буквы (2чел.)

Замечают, что некоторые слова с ь, некоторые без ь.

- Мягкий знак в именах существительных с шипящими на конце

- Почему в одних существительных ь знак пишется, а в других нет?

 Формулируют цель урока: узнать/ научиться определять, когда именно в существительных  с шипящими на конце пишется мягкий знак.

Познавательные: умение систематизировать знания; построение ответа в устной форме

Регулятивные: целеполагание;

постановка проблемы:

формулирование темы и цели урока; постановка проблемного вопроса; поиск решения проблемы; формулировка предположения

6. Открытие новых знаний

Определим род слов в каждом столбике. Что вы заметили?

Проверка, чтение правила на стр. учебника

- Как нужно действовать, чтобы определить, нужен ли Ь в существительных с шипящими на конце?

Составление алгоритма.

Соотненсение составленного алгоритма с алгоритмом на слайде.

Алгоритм на слайде:

1. Определяю часть речи.

2. Если слово оканчивается на шипящий, определяю род имени существительного.

3.  Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

4.   Если существительное женского рода, то Ь пишу.

- Вставьте мягкий знак в нужные слова в текст про цирк на вашем билете. Прочитайте предложения с этими словами. Проверяем слова с Ь

- Поднимите билеты, все ли готовы попасть в цирк?

Возвращаются к гипотезе:  некоторые слова с ь, некоторые без ь.

Вывод: Ь пишется на конце существительных женского рода

Обсуждение.

Составление алгоритма.

Самостоятельно выполняют задания на билетах.

- Полночь, дочь, тишь, молодежь

Познавательные: структурирование знаний, умение применять полученную информацию в разном виде; получение и принятие нового знания; умозаключение

Регулятивные: прогнозирование деятельности; умение выполнять последовательность действий

  1. Физкультминутка

https://vk.com/video46465255_456239250

Личностные: ответственное отношение к себе и своему здоровью

Регулятивные: умение следовать образцу, эталону

8.        Первичное закрепление изученного материала

1. Игра «В каком шатре живёт слово?»

 Задание на доске: 2 цирка, картинки (слова с шипящими на конце)

Определить, в каком шатре место для этих слов- с Ь или без Ь.

Учащиеся выходят к доске , выбирают картинку, прикрепляют на нужный шатёр, объясняя свой выбор.

  1. Работа в группах.

- Ребята, цирковые артисты предлагают вам выполнить некоторые здания.

На слайдах картинки цирковых артистов.

На доске картинки артистов, с обратной стороны картинки задания для групп. Группы выбирают артиста и соответственно задание для выполнения.

(Приложение 1)

Проверка заданий, фронтальная работа.

Распределяют картинки в нужный шатер: слова с Ь и слова без Ь.

Работают в тетрадях и у доски с комментированием.

Распределяются на группы.

Группы выбирают задание.

Групповая работа.

Проверяют правильность выполнения задания, оценивание работы группы.

Познавательные: умение применить полученные знания в новой ситуации; отбор материала

Регулятивные: самоконтроль и оценивание своей деятельности и деятельности группы; умение планировать, прогнозировать, саморегуляция;

Коммуникативные: умение работать в группе, принимать решения; навыки сотрудничества с одноклассниками и и учителем; умение четко выражать свою мысль, строить высказывания

9.        Итог урока. Рефлексия

Итог урока:

- Какова была цель нашего урока?

 

- Кто запомнил правило?

Рефлексия:

Слайд, продолжи предложение. (Сегодня на уроке я…)

- Ребята, у вас на столах рожицы клоунов. Задание: Если вам урок понравился, у вас все получилось, все было понятно – раскрасьте нос, щеки и колпак зеленым цветом. Если в работе были ошибки, вы еще не до конца уверены в своих ответах – желтым, если было много ошибок, многое осталось не понятным –красным.

Воспроизводят цель урока. Делают вывод: достигли ли цели.

Повторение алгоритма

Продолжают фразу со  слайда.

Самооценка деятельности.

Познавательные: умозаключение; умение выбрать главное;

Личностные: самооценивание; выявление пробелов в теме

Регулятивные: самоконтроль и самоорганизация.

10. Домашнее задание

1. Знать алгоритм.

2. Составить и записать в тетрадь 3 предложения с существительными  с шипящими на конце.

Записывают домашнее задание

Регулятивные: самоконтроль, саморегуляция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...

Конспект урока "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих"

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями. Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на ко...

Урок русского языка по теме"Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих"

Данная разработка поможет провести урок по русскому языку по данной теме....

Презентация по русскому языку, 3 класс. Тема "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих"

Данная презентация позволяет повторить роль мягкого знака (смягчающая и разделительная) и познакомить с новой функцией мягкого знака...

Презентация на тему: "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих"

Интерактивные задания по теме "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих". Нестандартные формы контроля....