Технологическая карта урока по теме "Антонимы" для 2 класса
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
конспект урока по теме "Антонимы" + презентация по учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_antonimy.pptx | 729.26 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_antonimy.docx | 103.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пассивный - Высокий - Мягкий- Подниматься- Направо- Скучный - Большой - А ктивный Н изкий Т вердый О пускаться Н алево И нтересный М аленький
Антонимы
1. Слон большой, а мышка 2.Зимой погода холодная, а летом 3.Работать трудно, а отдыхать маленькая . тёплая . легко.
Плюс-минус, расцветают- отцветают, быстро-медленно, вверх-вниз, живая-неживая , умножить-разделить , больше – меньше, сложение-вычитание, старт-финиш , дикие-домашние .
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МАТЕМАТИКА живая-неживая вверх-вниз плюс-минус расцветают- отцветают старт-финиш умножить-разделить дикие-домашние быстро-медленно больше – меньше
Предварительный просмотр:
УМК | «Перспектива» |
Класс | 3 |
Урок | Русский язык |
Тема | "Антонимы" |
Цель Задачи УУД | формирование понятия «антонимы» -положить начало формированию знаний о роли антонимов в речи; - в процессе работы прийти к выводу, что антонимы являются одной частью речи - способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; - развивать устную речь; - обогащать словарный запас; - воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе Личностные УУД: - проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД: - использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; - строить монологическую речь в устной форме Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им |
Планируемый результат | Знать: - названия слов с противоположным значением - антонимов; Уметь: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - различать группы слов: синонимов и антонимов; - формулировать результат опыта; - устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока. |
Основные понятия | Антонимы, синонимы |
Метапредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, математика, физическая культура |
Условные обозначения | !? |
Формы работы | Фронтальная, групповая |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
| - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, друг другу в глаза и своей улыбкой, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом. За работу! В добрый час! | Проверяют готовность к уроку | |
II . Актуализация знаний |
Не все известно нам пока. Работать мы сейчас начнем И сами до всего дойдем. Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно. Для чего нужны слова? - Вспомните, с какими словами мы работали на прошлом уроке? -Какие слова называются синонимами? - Приведите примеры синонимов, которые являются именами существительными. - Приведите примеры синонимов, которые обозначают признак предмета. - Приведите примеры синонимов, которые обозначают действия. - С помощью слов мы общаемся. | Для общения. Ответы детей - На прошлом уроке мы изучали синонимы. Синонимы – это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением. - Друг-товарищ, огонь – пламя, дорога - путь, метель – вьюга. - Красивый-прекрасный, волшебный – чудесный. - Прыгать – скакать, бросать – кидать, бежать – мчаться | Регулятивные УУД: -определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя |
Подготовка к формулированию темы урока | Сценка. Двое ребят. Дело было вечером, делать было нечего. 1.- Ну и жара! 2.-Да ты что! Холод то какой! 1.-А ты что сегодня такой кислый? 2.- А ты что сладкий что ли? 1.- Нет, я бодрый. Слушай, а что это мы все спорим и спорим? 2. – Да это не мы, это слова наши спорят. Кстати , а интересные пары получились : жара-холод, кислый сладкий. Слова- спорщики, ну как мы с тобой. Учитель: что же это за слова такие – спорщики? Можно назвать их синонимами? Почему? | Эти слова противоположные по значению. | |
| Какова же тема нашего урока? Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие знания и умения нам пригодятся? Нам понадобятся умения писать, умение работать в группе. | Слова с противоположным значением. План Узнать, как называются эти слова. Где встречаются слова? Зачем они нужны? На какие вопросы отвечают? Какой частью речи являются? | |
| Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести проект в роли исследователей. -Кто такие исследователи? -Что будет предметом нашего исследования? -Верно, предметом нашего исследования будут слова с противоположными значениями. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – три группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Итак, приступим. Повторим правила работы в группе. | (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.) Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями. Слова с противоположным значением 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Будь внимательным. 5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними. 6. Говори только по делу. 7. Работайте дружно, помогайте друг другу. | Работа со словарём. |
Сообщение темы 1. Исследование «Как называются слова с противоположными значениями?» - Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо к данным словам добрать слова с противоположным значением. Молодцы! Посмотрите на вертикальные буквы, как же называются слова с противоположным значением? Так какая же тема нашего урока? Из истории: Слово антоним состоит из двух частей: «анти» - приставка, обозначающая противоположность, греческое слово «онима» переводится как имя, название. ФИЗМИНУТКА (караоке) | Пассивный - активный Высокий – низкий Мягкий – твёрдый Подниматься –опускаться Направо - налево Скучный – интересный Большой – маленький Вывод: АНТОНИМЫ Слова с противоположным значением | ||
|
- На какой вопрос отвечают в паре? Для этого подберём антонимы к словам, вопросы, определим какой частью речи являются в парах. 1, 2 группа Шум-тишина Здоровье-болезнь 3, 4 группа Длинный-короткий Редкий-частый Холодный-тёплый 5, 6 группа Строить-ломать Вносить-выносить Поджигать-тушить - Какие слова подобрали? (1 гр., 2 гр., 3гр.) - На какие вопросы отвечают слова? - Что можем сказать о вопросах в паре слов, они какие (одним словом)? 3. Исследование «Для чего в речи нужны антонимы?» Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения: 2.Зимой погода холодная, а летом тёплая. 3.Работать трудно, а отдыхать легко. - Представьте нашу речь без антонимов. Какая бы она была? - Действительно антонимы делают нашу речь более яркой и выразительной. | Вывод: Отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи. Вывод: делают нашу речь более яркой и выразительной. Скудная, неинтересная. Они делают нашу речь богаче, красивее. (Слова записывают в тетрадь) Одинаковая часть речи | |
4. Исследование «Где встречаются антонимы?» - Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами? Из нижепредложенных слов выбрать антонимы, которые встречаются на уроках математики, окружающего мира, физической культуры. Плюс-минус, умножить-разделить, больше – меньше, сложение, вычитание. Живая- неживая, дикие- домашние, расцветают- отцветают. Старт-финиш, вверх-вниз, быстро- медленно. - Назовите антонимы. Работа со словарем антонимов. - Всегда ли вам было просто подбирать антонимы? - Что же делать в случае затруднения? - Рассмотрите, полистайте. Сколько слов в словаре? Сможете воспользоваться его подсказками? Работа в группах. Знакомство со словарем антонимов. | (спросить у взрослых, посмотреть в словаре) | ||
| Работа в паре Карточки с понятием. У одного ученика с пропусками, у другого со вставленными словами. АНТОНИМЫ - это слова с __________ значением Отвечают ____________ вопрос, являются __________________. Антонимы делают нашу речь более __________ и ___________. 11. Итог урока. - С каким новым понятием познакомились на уроке? Какие слова называют антонимами? На какой вопрос отвечают антонимы? Где встречаемся с антонимами? -Зачем нужны антонимы? А вот прощальная игра… Нам книгу закрывать пора; Мы всё надеемся, что с ней Ты стал немножечко умней. Узнал ты много слов смешных И много всяких всячин. И, если ты запомнил их, Не зря твой день потрачен. И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», А ты ответишь («низко»). Скажу я слово «далеко», А ты ответишь («близко»). Скажу я слово «потолок», А ты ответишь («пол»). Скажу я слово «потерял», И скажешь ты («нашёл»). Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты («храбрец»). Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай («конец»)! | АНТОНИМЫ - это слова с __________ значением Отвечают ____________ вопрос, являются __________________. Антонимы делают нашу речь более __________ и ___________. | |
| - Возьмите у себя в конвертах рисунки котиков. - Какой первый котик по выражению лица ? а второй? -Пользуйтесь антонимами: грустный и весёлый оцените работу на уроке. |
- Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, но было трудно и вы нуждаетесь в помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку
Решение задач на движение в противоположных направлениях....
Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».
Технологическая карта урока математики, 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач»....
Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ
Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....
Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения
Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...
Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"
На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...