Технологическая карта урока по теме "Антонимы" для 2 класса
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кравченко Кристина Дмитриевна

конспект урока по теме "Антонимы" + презентация по учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_antonimy.pptx729.26 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_antonimy.docx103.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Пассивный - Высокий - Мягкий- Подниматься- Направо- Скучный - Большой - А ктивный Н изкий Т вердый О пускаться Н алево И нтересный М аленький

Слайд 3

Антонимы

Слайд 4

1. Слон большой, а мышка 2.Зимой погода холодная, а летом 3.Работать трудно, а отдыхать маленькая . тёплая . легко.

Слайд 5

Плюс-минус, расцветают- отцветают, быстро-медленно, вверх-вниз, живая-неживая , умножить-разделить , больше – меньше, сложение-вычитание, старт-финиш , дикие-домашние .

Слайд 6

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МАТЕМАТИКА живая-неживая вверх-вниз плюс-минус расцветают- отцветают старт-финиш умножить-разделить дикие-домашние быстро-медленно больше – меньше



Предварительный просмотр:

УМК

«Перспектива»

Класс

3

Урок

Русский язык

Тема

"Антонимы"

Цель

Задачи

УУД

формирование понятия «антонимы»

-положить начало формированию знаний о роли антонимов в речи;

- в процессе работы прийти к выводу, что

антонимы являются одной частью речи

- способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

- развивать устную речь;

- обогащать словарный запас;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

Личностные УУД:

- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Планируемый результат

Знать:

- названия слов с противоположным значением - антонимов;

Уметь:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы слов: синонимов и антонимов;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.

Основные понятия

Антонимы, синонимы

Метапредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, математика, физическая культура

Условные обозначения

!?C:\Users\Windows\Desktop\картинки школа и эмоции\1267605825_sryos5.jpg C:\Users\Windows\Desktop\картинки школа и эмоции\1267633198_ris4.jpg

Формы работы

Фронтальная, групповая

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

  1. I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Посмотрите, друг другу в глаза и своей улыбкой, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом. За работу! В добрый час!

Проверяют готовность к уроку

II . Актуализация знаний

  1. - В стране родного языка

Не все известно нам пока.

Работать мы сейчас начнем

И сами до всего дойдем.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно.

Для чего нужны слова?

- Вспомните, с какими словами мы работали на прошлом уроке?

-Какие слова называются синонимами?

- Приведите примеры синонимов, которые являются именами существительными.

- Приведите примеры синонимов, которые обозначают признак предмета.

- Приведите примеры синонимов, которые обозначают действия.

- С помощью слов мы общаемся.

Для общения.

Ответы детей

- На прошлом уроке мы изучали синонимы.

Синонимы – это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением.

- Друг-товарищ, огонь – пламя, дорога - путь, метель – вьюга.

- Красивый-прекрасный, волшебный – чудесный.

- Прыгать – скакать, бросать – кидать, бежать – мчаться

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

Подготовка к формулированию темы урока

Сценка. Двое ребят.

Дело было вечером, делать было нечего.

1.- Ну и жара!

2.-Да ты что! Холод то какой!

1.-А ты что сегодня такой кислый?

2.- А ты что сладкий что ли?

1.- Нет, я бодрый. Слушай, а что это мы все спорим и

спорим?

2. – Да это не мы, это слова наши спорят. Кстати , а

интересные пары получились : жара-холод, кислый сладкий. Слова- спорщики, ну как мы с тобой.

Учитель: что же это за слова такие – спорщики?

Можно назвать их синонимами? Почему?

Эти слова противоположные по значению.

  1. Постановка темы и целей урока

Какова же тема нашего урока?

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

Какие знания и умения нам пригодятся?

Нам понадобятся умения писать, умение работать в группе.

Слова с противоположным значением.

План

Узнать, как называются эти слова.

Где встречаются слова?

Зачем они нужны?

На какие вопросы отвечают?

Какой частью речи являются?

  1. Открытие детьми нового знания

Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести проект в роли исследователей.

-Кто такие исследователи?

-Что будет предметом нашего исследования? -Верно, предметом нашего исследования будут слова с противоположными значениями.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – три группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. 

Итак, приступим.

Повторим правила работы в группе.

(Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)

Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

Слова с противоположным значением

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Будь внимательным.

5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

6. Говори только по делу.

7. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Работа со словарём.

Сообщение темы

1. Исследование «Как называются слова с противоположными значениями?»

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо к данным словам добрать слова с противоположным значением.

Молодцы!

Посмотрите на вертикальные буквы, как же называются слова с противоположным значением?

Так какая же тема нашего урока?

Из истории:

Слово антоним состоит из двух частей: «анти» - приставка, обозначающая противоположность, греческое слово «онима» переводится как имя, название.

ФИЗМИНУТКА (караоке)

Пассивный - активный

Высокий – низкий

Мягкий – твёрдый

Подниматься –опускаться

Направо - налево

Скучный  – интересный

Большой – маленький

Вывод:

АНТОНИМЫ

Слова с противоположным значением

  1. Изучение нового материала

  1. Исследование

- На какой вопрос отвечают в паре?

Для этого подберём антонимы к словам, вопросы, определим какой частью речи являются в парах.

1, 2 группа

Шум-тишина
дружба-вражда

Здоровье-болезнь

3, 4 группа

Длинный-короткий

Редкий-частый

Холодный-тёплый

5, 6 группа

Строить-ломать

Вносить-выносить

Поджигать-тушить

- Какие слова подобрали? (1 гр., 2 гр., 3гр.)

- На какие вопросы

отвечают слова?

- Что можем сказать о вопросах в паре слов, они какие (одним словом)?

3. Исследование «Для чего в речи нужны антонимы?»

Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения:
1. 
Слон большой, а мышка маленькая.

2.Зимой погода холодная, а летом тёплая.

3.Работать трудно, а отдыхать легко.

- Представьте нашу речь без антонимов. Какая бы она была? 
- Зачем же нужны антонимы?

- Действительно антонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.

Вывод:

Отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи.

Вывод:

делают нашу речь более яркой и выразительной.

Скудная, неинтересная.

Они делают нашу речь богаче, красивее.

(Слова записывают в тетрадь)

Одинаковая часть речи

  1. Наблюдение за тем, где встречаются антонимы

4. Исследование «Где встречаются антонимы?»

Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами? 

Из нижепредложенных слов выбрать антонимы, которые встречаются на уроках математики, окружающего мира, физической культуры.

Плюс-минус, умножить-разделить, больше – меньше, сложение, вычитание.

Живая- неживая, дикие- домашние, расцветают- отцветают.

Старт-финиш, вверх-вниз, быстро- медленно.

- Назовите антонимы.

Работа со словарем антонимов.

- Всегда ли вам было просто подбирать антонимы?

- Что же делать в случае затруднения? 

- Рассмотрите, полистайте. Сколько слов в словаре?

Сможете воспользоваться его подсказками?

Работа в группах. Знакомство со словарем антонимов.

(спросить у

взрослых, посмотреть в словаре)

  1. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ 

Работа в паре

Карточки с понятием. У одного ученика с пропусками, у другого со вставленными словами.

АНТОНИМЫ - это слова с __________ значением

Отвечают ____________ вопрос, являются __________________.

Антонимы делают нашу речь более __________ и ___________.

11. Итог урока.

- С каким новым понятием познакомились на уроке?

Какие слова называют антонимами?

На какой вопрос отвечают антонимы?

Где встречаемся с антонимами?

-Зачем нужны антонимы?

А вот прощальная игра…

Нам книгу закрывать пора;

Мы всё надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней.

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин.

И, если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь («низко»).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты («нашёл»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай («конец»)!

АНТОНИМЫ - это слова с __________ значением

Отвечают ____________ вопрос, являются __________________.

Антонимы делают нашу речь более __________ и ___________.

  1. Рефлексия. 

- Возьмите у себя в конвертах рисунки котиков.

- Какой первый котик по выражению лица ? а второй?

-Пользуйтесь антонимами: грустный и весёлый оцените работу на уроке.


  • C:\Users\Windows\Desktop\1267605825_sryos5.jpgВы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим.

C:\Users\Windows\Desktop\1267633290_ris6.jpg Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, но было трудно и вы нуждаетесь в помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...