Конспект урока по русскому языку "Состав слова" , 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку
Тема: Состав слова
Цель деятельности учителя: формирование умения разбирать слово по составу, подбирать слова, близкие по значению; закрепление и углубление знаний учащихся о составе слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pustoy_konspekt_-_kopia_-_kopiya.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 15.03.2019 | ФИО учителя: Сорокина Г. Ю. |
Школа: № 95 | ФИ студента: Насырова Э. |
Класс: 2-8 | ФИО методиста: Кондратьева И. И. |
Кабинет: 203 |
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: Состав слова
Цель деятельности учителя: формирование умения разбирать слово по составу, подбирать слова, близкие по значению; закрепление и углубление знаний учащихся о составе слова.
Планируемые результаты:
предметные:
- знать понятие корень, приставка, суффикс, окончание;
- уметь разбирать слова по составу;
- уметь подбирать однокоренные слова.
личностные:
- иметь положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Тип урока: урок рефлексии.
Оборудование: Учебник русского языка 2 класс «Перспективная начальная школа» Чуракова Н. А. , Каленчук М. Л., презентация.
№ | Этап | Время | Содержание деятельности | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: психологический настрой, беседа. | 1 мин | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Элла Рашитовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте поприветствуем друг друга. Покажите мне ваше настроение, вашу готовность. Садитесь. -Слово делится на части! -Как связано это четверостишье с нашей темой? | -Приветствуют учителя -Оно связано с составом слова. | Л.: самоопределение Л.: смыслообразование |
2. | Актуализация знаний и мотивация Практический метод: минутка чистописания Словесный метод: составление таблицы, повторение теоретических понятий | 5-7 мин | - Откройте тетради, давайте вспомним правила посадки при письме. Сядьте правильно. - Пропустите 2 линейки и на 3 запишите число: 15 марта, классная работа. Образец записи числа на доске. - Начнем занятие с минутки чистописания. Посмотрите на слайд. Нужно из данных слов составить и записать предложение. Нас, всё, у, сегодня, получится. У нас сегодня всё получится. -Запишите его каллиграфически правильно -Посмотрите на доску. Что вы видите? -Давайте составим таблицу все вместе. В первый столбик нужно поставить определение- это будет делать первый ряд, во второй столбик нужно подобрать значение слова- это делает второй ряд, а третий ряд подберет то, как мы обозначаем данную часть слова. -Теперь отгадайте, какую часть слова я загадала?(суффикс, окончание, приставка, корень, основа) | Записывают число Составляют и записывают предложение - Части слова. Окончание, корень, суффикс, приставка, основа. Ответы детей -Основу Ответы детей | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение П.: выполнение действий по алгоритму К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К.: учет разных мнений; |
3. | Постановка учебной задачи Словесный метод: учебный диалог. Наглядный метод: презентация. | 1-2 мин | - Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? - Прочитайте на слайде тему урока. - Ребята, как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? - Все верно. -Посмотрите на слайд, что здесь представлено? -Кто прочитает вслух? | - Состав слова -Разбирать слова по составу, выполнять разные упражнения. -Алгоритм того, как разобрать слово по составу | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение К.: построение устного речевого высказывания К.: учет разных мнений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
4. | Первичное закрепление во внешней речи Наглядный метод: презентация. Практический метод: списывание с лексическим заданием Словесный метод: учебный диалог. Практический: Списывание, лексический анализ. Динамическая пауза | 15 мин. 2 мин | -Выполним задание 83 на странице 78. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? -Хорошо. Откройте словари, назовите родственные слова. -Теперь подумайте, какие слова подходят по смыслу? Начнем с первого предложения. -Кто согласен, поднимите руки. Запишем первое предложение. -Какое слово подойдет во втором предложении? -Запишем второе предложение. -Объясните, роль приставки в словах? -Какое значение вносит приставка в каждое слово?
- Теперь разберем слова развозить и перевозить по составу. Мне нужно два ученика, которые разберут слова у доски, а остальные будут делать это в тетради. Части слова мы с вами уже повторили. -Проверяем. Объясните, как вы разобрали слова. -Все согласны? -У кого так же, поднимите руку. -Что мы с вами сейчас повторили? -Посмотрите на упражнение 84. Будем выполнять его в парах. Для этого нам понадобится словарь. Сначала нужно найти слово возить. Прочитать их, а затем первый вариант. Находит слова, которые близки по значению к слову возить, например завозить- привозить. И записать их столбиком А второй вариант находит наоборот, противоположные по значению, например ввозить- вывозить. И записать их столбиком. Посмотрите на пример в учебнике. -После того, как вы запишите слова, прочитайте их соседу по парте, чтобы он вас проверил. -На выполнение у вас есть 3 минуты. -Проверим, 1 вариант, прочитайте слова, близкие по значению. -Второй вариант, прочитайте слова , противоположные по значению. - У кого так же? Хорошо, молодцы. -Давайте отдохнем, встаем со своих мест Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. | -С помощью словаря найти родственные слова к слову возить. Подобрать слова, которые подходят по смыслу в предложениях и разобрать их по составу. Называют родственные слова. -В первом предложении подходит слово развозить. -Во втором предложении подходит слово перевозить. -Эти слова подходят по смыслу. Развозить и перевозить имеют разное значение из-за разных приставок. -Приставка пере - направление действия через предмет; перемещение; повторность действия; превышение нормы; взаимное действие; неполнота действия и др. -Приставка раз- разделение на части; направленность движения в разные стороны; аннулирование результата предшествующего действия и др. Разбирают слова по составу, аргументируют. -Как нужно разбирать по составу слова-названия действий, роль приставки в словах. Находят близкие и противоположные по значению слова, записывают. Читают соседу по парте выписанные слова | П.: анализ, синтез К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П.: извлечение необходимой информации из текстов П.: выполнение действий по алгоритму К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П.: анализ, синтез П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. П.: анализ, синтез |
5. | Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод: работа в печатной тетради Практический метод: словообразовательный, морфемный анализ. | 8 мин | -Следующее задание будем выполнять в печатных тетрадях, откройте страницу 39 и посмотрите на упражнение 52. -Прочитайте задание вслух. -Посмотрите на образец на следующей странице. -Что значит начальная форма слов-действий? На выполнение у вас есть 4 минуты. Первые три человека подходят ко мне и я поставлю отметку. -Заканчиваем выполнение. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и сравните с образцом на слайде, если все правильно – поставьте карандашом плюс. -Что такое приставка? | Подчеркнуть все слова-действия в начальной форме, выписать те, у которых одинаковая приставка, выделить ее. Показать, от каких слов они образовались. Ответы детей Выполняют упражнение. Выполняют взаимопроверку -Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова. | Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей П.: выполнение действий по алгоритму К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
6. | Включение в систему знаний Словесный метод: Слово учителя Практический метод: викторина | 10 мин |
-Сколько слов должно получиться?
-Откроем словари. Прочитайте данные слова. -В чем особенность их наименования? -Нам нужно их только записать или еще что-то сделать? -Совершенно верно, но перед этим, давайте прочитаем правило , чтобы правильно записать всё. -Что мы узнали? -Да, это нужно запомнить, чтобы всегда писать правильно. Теперь нужно составить словосочетания с этими словами в тетради. Каждый делает индивидуально. Выполняйте. -Прочитайте, какие словосочетания получились? -Каким правилом мы воспользовались? -Запишите домашнее задание упражнение 82 на странице 77. |
Читают задание -По вопросу. Что делать, что сделать. -Пять слов -Они все заканчиваются на чь -Составить с ними словосочетания. -Читают правило -Что на конце слов-действий с основой на чь всегда пишется мягкий знак. Читают словосочетания -На конце слов-названий действий с основой на чь , стоящих в начальной форме, всегда пишется мягкий знак. Записывают домашнее задание | П.: анализ, синтез П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П.: выполнение действий по алгоритму П.: анализ, синтез |
7. | Рефлексия деятельности Словесный: составление слов Практический: оценивание своей работы на уроке | 2-3 мин | -Давайте поиграем в игру. На слайде вы видите слово. Прочитайте. -Ваша задача, придумать как можно больше однокоренных слов-действий с разными приставками в начальной форме. -Смотрите ,как много слов вы назвали. А как вы думаете, все ли это слова, которые можно было придумать? -Давайте проверим, сейчас я вам прочитаю все варианты из морфологического словаря. - Вы сегодня все отлично работали, молодцы! | -Играть Оценивают свою работу на уроке Придумывают слова. Нет Выиграть, доиграть, поиграть, доиграться, сыграть, проиграть, переиграть, заиграть, разыграть, играться. | П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку, 2 класс УМК" Начальная школа 21 века"
Урок усвоения новых знаний....
конспект урока по русскому языку, 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
тема урока "Правописание безударных личных окончаний глаголов"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)
Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...
конспект урока по русскому языку 2 класс. Слог. Начальная школа 21 века
Цель: развивать умение учащихся делить слова на слоги, речь, мышление; учить находить ударный слог, помочь выяснить значение ударения в словах; обогатить словарный запас.Планируемые результаты предмет...
Конспект урока по русскому языку "Слово и слог" (УМК Школа России, 1 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов?Цели деятельности учителя: формирование умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, ...
конспект урока по русскому языку, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наклонение глагола" , программа "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока по русскому языку "Слова Антонимы" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений, учащихся об антонимах, предложениях, подбирать их к указанным словам.Задачи урока:Дидактические:знать, что такое «антонимы», от...