2.Актуализация полученных ранее знаний и умений. Учитель. Перед вами карточка №1. Задание. Определить спряжения глаголов и подумать, какую гласную нужно вставить в окончании (перед выполнением повторить правописание безударных гласных в окончаниях глаголов). Девочки выписывают глаголы 1 спряжения; мальчики-2 спряжения. Гуля..м по городу, обеща…м маме, подъезжа..т автобус, вход..м в салон, автобус отправля..тся, держ..т курс, пересека..т улицу, мечта…т о походе, грохоч..т грузовик, смотр…м по сторонам, выполня..м правила движения, терп..т боль, бормоч..т под нос, встрет…шь друга, барабан..т по крыше, больно жал..т, крас..т кистью, получа..шь сполна. Ученик: Для определения гласной в окончании глагола нужно поставить глагол в неопределенную форму и определить спряжение. Если 1 спр. – Е, в 3 л., ед. ч. – ут, ют; если 2 спр. – И, в 3 л., ед.ч. – ат, ят. 3. Постановка проблемы. Учитель. Каждый житель нашей страны России в 14 лет получает документ, удостоверяющий его личность, — паспорт. Придумайте паспорт для жителя страны Глаголии. Задание. Какие данные вы включите в такой документ? Каждый ряд должен предложить свой вариант паспорта. Перед вами предполагаемые паспортные данные жителя Глаголии. Проверьте, всё ли верно. Обменяйтесь мнениями, дополните друг друга. На доске: род спряжение время вид склонение падеж лицо число наклонение собственное или нарицательное одушевлённое или неодушевлённое инфинитив(начальная форма) Учащиеся проверяют список, объясняют, что является лишним, почему, потом рассказывают о глаголе как части речи, о его морфологических признаках. Ученик: В паспорт для жителя Глаголии должны входить: начальная форма (инфинитив), время, лицо, число, вид, спряжение. У учащихся возникает проблемный вопрос: что такое наклонение и к какой части речи принадлежит это признак? 4. Постановка цели темы и урока. Учитель: Сегодня на уроке мы и познакомимся с новой грамматической категорией глагола – наклонением, которая выражает отношение действия к действительности. Узнаем типы наклонений глагола, научимся употреблять глаголы в речи. Давайте сейчас сформулируем цели нашего урока 1.Научиться различать и определять… наклонение глагола. 2.Развивать орфографическую … зоркость, память и логическое мышление. 3.Воспитывать в себе такие качества, как…. коллективизм, инициатива, умение слушать собеседника. Об этом послушайте продолжение нашей сказки, в которой вы тоже примете участие. «Характеры у всех жителей Глаголии разные: некоторые жители любят повелевать кем-то, приказывать кому-то; другие мечтают о чём-то, рассуждают, летают в облаках; третьи работали, работают и будут работать. Вот перед нами город. Здесь обитают самые практичные и самые справедливые жители. Их девиз: было, есть и будет! Жители выбрали именно такой девиз, потому что это глаголы изъявительного наклонения. Они обозначают то, что происходит, происходило или будет происходить на самом деле: жили, живем и будем жить. А изъявительным оно называется потому, что происходит наяву, действие из яви (корень -яв-). Задание. Через городские ворота пропустят не каждого, а только самого эрудированного гостя. Поэтому сейчас вы выполните творческую работу по группам. Каждая группа должна написать небольшое прошение правителю города, обосновывая, зачем вам нужно обязательно попасть сюда. Условие: в своем тексте вы должны употреблять как можно больше глаголов изъявительного наклонения. Ученик: (пример) «Уважаемый правитель, я хочу обязательно побывать в вашем городе. Я буду соблюдать все ваши законы, я научусь определять глаголы изъявительного наклонения, не допущу ни одной ошибки в их написании». Учитель. Молодцы! Вы справились с этим заданием. А теперь мы приближаемся к городу, где жители очень уверенные в себе, любящие приказывать и подчинять других. Их девиз: Так точно! Будет сделано! Почему жители выбрали такой девиз? Здесь живут глаголы, в повелительном наклонении, которые обозначают действие, которое кто-то просит или приказывает выполнить: дай, учите, пишите, читайте. Поскольку все и всё в этом городе побуждает к действию, нам тоже пора действовать. Послушайте задание. Я вам диктую словосочетание с глаголом в изъявительном наклонении, а вы меняете наклонение на повелительное. Обратите внимание, что нужно сохранить вид глагола: Рисую солнце, люблю свой город, уважаю взрослых, горжусь своей страной, получу хорошее образование, выучил английский язык, прочитал стихи Пушкина, дорожу дружбой. Ученики: Рисуйте солнце, любите свой город, уважайте взрослых, гордитесь своей страной, получите хорошее образование, выучите английский язык, прочитайте стихи Пушкина, дорожите дружбой. Учитель: Я думаю, жители этого города остались довольны вами. Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к городу условностей и мечтателей. Если присмотреться, то мы обнаружим, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, деревья в парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены. Девиз жителей этого города: "Если бы да кабы". Здесь живут глаголы, которые обозначают действие, которое может произойти только при определенных условиях: написал бы, вручил бы, прочитал бы. Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами - частица бы. Послушайте задание жителей этого города: выпишите из предложений глаголы в форме условного наклонения. - Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу,
- Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
- Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
- Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
- Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета.
Учитель: Молодцы! Вот и завершилось наше путешествие по Глаголии. Жители городов наклонений прощаются с вами и благодарят вас, потому что вы хорошо изучили их характеры и особенности, а также успешно справились с заданиями. 5. Закрепление пройденного материала 1) Работа по учебнику. Чтение правила на с.13 2)Работа по учебнику. Стр.18 упр.4 изъявительное | условное | Жил | Родился бы | Был | Поставил бы | Было | Била бы | Были | Приказала бы | Не было | Било бы | Сказал | Приходили бы | Сказала | Благославляли бы |
6. Физкультминутка. Учитель. Я буду называть глаголы, а вы: ─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы маршируете на месте; ─ если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете; ─ если в повелительном наклонении - приседаете: бегут, торопятся ручьи (марш) я решил бы, если б не устал (прыгают) садись напротив меня (вниз) люблю тебя, Петра творенье (марш) если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают) появляется травка (марш) потянитесь к солнцу (вниз) |