Технологическая карта урока по русскому языку "Слова Антонимы" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шарафутдинова Александра Владиславовна

Цель урока: создание условий для формирования представлений, учащихся об антонимах, предложениях, подбирать их к указанным словам.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. знать, что такое «антонимы», отличие антонимов от синонимов, омонимов;
  2. подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении, определять значение слова по тексту или с помощью словаря.

Развивающие:

  1. способствовать обогащению словарного запаса учащихся посредством выполнения заданий
  2. развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем посредством работы в группе.

Воспитательные:

  1. воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей, в процессе групповой работы
  2. воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе, воспитывать интерес к русскому языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 22.02.22

Школа: МАОУ «Образовательный центр «Ньютон»

г. Челябинска»

Класс: 2-13

Урок: 1

Время: 13:00 – 13:40

Кабинет: 208

Студент: Шарафутдинова Александра Владиславовна

Группа: 35

Учитель: Серебренникова Ольга Леонидовна

Методист: Синтяева Галина Анатольевна

Тема урока «Слова антонимы»

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представлений, учащихся об антонимах, предложениях, подбирать их к указанным словам.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. знать, что такое «антонимы», отличие антонимов от синонимов, омонимов;
  2. подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении, определять значение слова по тексту или с помощью словаря.

Развивающие:

  1. способствовать обогащению словарного запаса учащихся посредством выполнения заданий
  2. развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем посредством работы в группе.

Воспитательные:

  1. воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей, в процессе групповой работы
  2. воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе, воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс Иванов, Евдокимова, часть 2 (УМК «Начальная школа XXI века»), рабочая тетрадь, презентация, листы самооценивания.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

                         Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Эмоциональный настрой

Наглядный метод.

Словесный метод: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создаёт эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Меня зовут Александра Владиславовна и я проведу у вас урок русского языка.

-Садитесь. Вы готовы к уроку?

 -Книжки, ручки и тетрадки

- все лежит у вас в порядке?

-С каким настроением вы пришли на урок?

 Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок,

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

- Ребята, у вас на партах вы видите карточки «Моя успешность на уроке». В них вы будете отмечать свою успешность на уроке. Хорошо ли вы справились с заданием или не очень.

.

-Здравствуйте Александра Владиславовна

Отвечают на вопросы

Р: волевая саморегуляция

Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Учебная презентация

 

Карта «моя успешность на уроке»

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

                          Готовность мышления  и осознание  потребности к построению нового способа действий  

              Словесный: диалог, обсуждение смысла высказывания автора; создание проблемной ситуации

1. Побуждает к высказыванию своего мнения.

2. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Мы продолжаем на Уроках, относящихся к блоку «Как устроен наш язык» открывать тайны нашего языка.

-Откройте тетради. Запишите число. 22 февраля. Классная работа.

-Но сначала, давайте вспомним, как вы должны сидеть за партой?  

Минутка чистописания

1. Рр ррр Ррр Ру

2. Запиши слова и подчеркни буквы, обозначающие непарные согласные звуки.

работа ребята Россия

-Прочитайте слова, Дети- ребята, плакать- рыдать, Веселый -Грустный

-Давайте попробуем составить с этими словами, словосочетания.

-А почему мы разделили их именно так?

- Кто знает, что такое синонимы?

Вы работали на уроках с синонимами?

-Вы с ними знакомы? Вы умеете подбирать

 синонимы к словам?

-А вот Веселый-грустный, это какие слова?

-Они какие?

Вы с ними работали на уроках русского языка?

-Можем мы их назвать синонимами?

Почему не можем?

- Знаете ли вы, как называются эти слова? Хотите узнать?

-соблюдать правильную позу при письме; правильно держать ручку, карандаш. Тетрадь

- Дети- ребята, плакать- рыдать, Веселый -Грустный

-получились слова синонимы (антонимы)

— Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение.

-отвечают если знают (антонимы)

-противоположные друг другу

-отвечают

-нет

-синонимы близкие по значению, но разные по написанию, а эти слова противоположные по значению

-нет/да

К: умение строить речевое высказывание

М: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

                              Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

                            Словесный: подводящий и формирующий диалог. Наглядный: выведение темы и целей урока

1. Побуждает учащихся к формулированию темы и целей урока.

-Тогда определите тему нашего урока.

-Какова будет наша цель на уроке?

2. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.

- Работать на уроке мы будем по плану, но для начала нам необходимо его составить. Посмотрите на слайд.

  1. Выяснить…
  2. Узнать...
  3. Научиться…

-слова антонимы

- познакомиться с новыми словами антонимами, научиться отличать антонимы от синонимов и подбирать антонимы к словам.

1)Выяснить, что такое антонимы и чем они отличаются от синонимов, т.е. какое значение имеют антонимы;

 2) Узнать, являются ли антонимы одной частью речи или разной, т.е. отвечают ли они на один вопрос;

3) Научиться правильно употреблять их в речи.

Л:смыслообразование

Р: целеполагание

П:формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

       Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: языковой анализ и синтез,  выведение правила, сравнение

выведенного правила с правилом в учебнике,

Показать детям рисунок

-Скажите, что здесь изображено?

-Составьте из данных слов пары.

-Что общего между ними? Что объединяет пары слов?

-Чем отличаются слова в паре?

(что они обозначают?)

-А знаете, как называется это слово?

-Что это за слово такое «антоним»?

 Кто знает, что оно обозначает?

-Давайте проверим, правильно ли мы определили, что такое антонимы. Для этого откроем учебник на странице 62 и прочитаем определение в учебнике.

-Давайте обратимся за помощью к учебнику и прочитаем в разделе «Из истории языка» на стр. 62, и узнаем откуда в русский язык пришло это слово и в разделе «Тайны языка» -что это слово означает.

–Задайте вопросы к словам и скажите, какой частью речи могут быть антонимы? Приведите пример.

-Могут ли они иметь одинаковый корень или нет?

-Для чего нужны антонимы?

-Вы будете их использовать в своей речи?


- Ребята, а где мы можем встретить антонимы?

- На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление)

- В сказках (Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом.)

- В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».)


-отвечают

-день-ночь

веселый - грустный

вход - выход

-отвечают на один и тот же вопрос.

-значением

-отвечают

-антонимы — это слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению, называются антонимами.

 - Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя».

- существительным, прилагательным или глаголом, например добро - зло, дерзкий - осторожный, смеяться - плакать.

- могут иметь одинаковый и разный корень, например: вбегать-выбегать, далекий- близкий

- они делают нашу речь богаче, выразительней, занимательнее; придают особую остроту, эмоциональность, позволяют увидеть, что в нашей жизни есть контраст

-отвечают

-отвечают

К: выполнение пробного учебного действия

П: подведение под понятие;

П: произвольное и осознанное построение речевого высказывания

Учебник «русский язык»

Учебник

 Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действия

Практический:

Метод языкового анализа и синтеза

Форма работы: парная

- А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы?

- С помощью антонимов прилагательных давайте мы охарактеризуем животных.

Лев – заяц.

Муха – слон.

Лисица – ворона.

Стрекоза – муравей.

Организует динамическую паузу.

1. Предлагает выполнение упражнения по конкретизации первичных знаний.

Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот,

Руки вниз мы опустили,

Всем улыбки подарили.

И потихонечку сели на свои места!

-отвечают

- по храбрости

-по величине

-по уму

-по трудолюбию

Выполняют физминутку

П:структурирование знаний;

П: анализ

Учебная презентация

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интеиоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Наглядный: проверка по эталону

1. Организует самостоятельную работу.

-Ребята, давайте обратим внимание на задание под номером 3, что нам здесь сказано выполнить?

-Верно, давайте прочитаем первое слово в первом столбце.

-Молодой, хорошо, кто подобрал антоним со второго столбика?

-Отлично, молодой - старый, а почему не может быть что бы молодой и старость? Да, верно!

-Ребята, прошу вас самостоятельно выполнить это задание до конца, после мы проверим. На это задание вам 3 минутки.

Проверка

Оцените пожалуйста себя на листочках самооценивания, которые я вам раздала в начале урока, в строчке 1 задание, хорошо ли вы справились, либо же не активно учувствовали, либо же совсем не были заинтересованы в групповой работе.

Выполняют задание

-К словам первого столбика подбери подходящие антонимы из второго столбика. Запиши пары слов.

-Молодой

-старый

-потому что антонимы отвечают на один и тот же вопрос.

молодой - старый

весело - грустно

север - юг

веселый - грустный

молодость - старость

серверный - южный

П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; обобщение

Р: контроль, коррекция

Рабочая тетрадь

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный метод: беседа

-Посмотрите на слайд, задание 2.

Прочитайте что вам нужно выполнить здесь.

Белый, далеко, брать, друг.

-Ребята прошу вас подобрать антонимы к этим словам, а далее мы в парах проверим.

-Поменяйтесь тетрадками.

Проверка

-Сверьте ребята, все ли у вас правильно?

-Кто мне напомнит, что такое антонимы?

-А теперь, научимся составлять с антонимами предложения, я прошу вас, так же в парах, составить предложения используя две пары антонимов, если вы закончили, постройте домик.

-Какие предложения у вас получились?

-Вам понятно значение антонимов?

-Оцените себя в строчке “Задание 2”

-Теперь ребята, я предлагаю вам выполнить такое задание, мы разделимся с вами на 4 группы

1 группа у вас задание такое, вам нужно подобрать антонимы к выделенным словам.

2 группа, ваше задание, подобрать синонимы к выделенным словам.

3 группа, вам нужно выделенные слова заменить на устойчивые словосочетания.

-знаете, что такое устойчивые словосочетания?

— Это словосочетание, содержащее скрытый смысл.

4 группа, вам нужно дополнить текст в пропущенных местах.

-Ребята, у вас под заданием есть слова, которые вы будете использовать в своем задании.

-Поняли задачу? Тогда прошу начинать, время на работу 5 минут.

Проверка

-Оцените себя ребята.

-подбери антонимы к данным словам, запиши пары слов.

- Белый-черный, далеко-близко, брать-отдавать, друг-враг

-отвечают

Самооценивание

Делятся на группы

Слушают задание

-отвечают

Работают в группах

Самооценивание

П: анализ

П: установление причинно-следственных связей

Р: коррекция, оценка

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: анализ

1. Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

-Что нового о словах вы узнали?

- Какую цель и задачи поставили мы перед собой на уроке?

– Как вы думаете, мы достигли её?

- Дополните предложения:

Я узнал …

Я научился …

На уроке мне было …

-Какое настроение у вас в конце урока?

- Открыли дневники. Записываем домашнее задание: стр. 64. Упр. 5. Задание упр. отгадайте 3 загадки. Найдите и выпишите антонимы

-отвечают

- познакомиться с новыми словами антонимами

-отвечают

-отвечают

Самооценивание

Записывают домашнее задание

Л: установление учащимися значения результатов своей деятельности

Р: оценка результатов

К: построение речевого высказывания

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку (Обучение письму) в 1 классе по ФГОС УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию разработку урока по обучению письму в 1 классе, оснащенный презентацией....

Технологическая карта урока по русскому языку "Фразеологизмы. Значение фразеологизмов" (2 класс, УМК "Школа XXI века")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о неизвестных фразеологизмах, навыков употребления их в речи.Задач...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс Тема: "Слова, называющие предмет"

Цель урока: формирование понятия у обучающихся б именах существительных, и умение определять их по значению и вопросам. Задачи урока Дидактические: 1.Формировать понимание какие слова относятся к имен...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс, тема: "Однородные члены предложения"

Цель урока: формирование у обучающихся понятия об «однородных членах предложения»Задачи урока: Дидактические:1. Дать представление об «однородных членах предложения»...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс, тема: "Слова - антонимы""

Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «антонимы»; способствовать формированию умения осуществлять подбор антонимов, использовать антонимы в тексте.Задачи урока:Дида...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века". Тема: "Слова, близкие по значению" (2 класс)

Цель урока: формирование у учащихся понятия о словах, близких по значению.Задачи урока Дидактические:- познакомить учащихся со словами, близкими по значению;- отработать у учащихся умения подбирать сл...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века". Тема: "Абзац" (2 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с понятиями «абзац», «красная строка». Задачи урока Дидактические:- узнать определение понятий «абзац», «красная...