Технологическая карта урока по русскому языку "Слова Антонимы" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений, учащихся об антонимах, предложениях, подбирать их к указанным словам.
Задачи урока:
Дидактические:
- знать, что такое «антонимы», отличие антонимов от синонимов, омонимов;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении, определять значение слова по тексту или с помощью словаря.
Развивающие:
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся посредством выполнения заданий
- развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем посредством работы в группе.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей, в процессе групповой работы
- воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе, воспитывать интерес к русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дата: 22.02.22 Школа: МАОУ «Образовательный центр «Ньютон» г. Челябинска» Класс: 2-13 Урок: 1 Время: 13:00 – 13:40 Кабинет: 208 | Студент: Шарафутдинова Александра Владиславовна Группа: 35 Учитель: Серебренникова Ольга Леонидовна Методист: Синтяева Галина Анатольевна |
Тема урока «Слова антонимы»
Тип урока: «Открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования представлений, учащихся об антонимах, предложениях, подбирать их к указанным словам.
Задачи урока:
Дидактические:
- знать, что такое «антонимы», отличие антонимов от синонимов, омонимов;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении, определять значение слова по тексту или с помощью словаря.
Развивающие:
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся посредством выполнения заданий
- развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем посредством работы в группе.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей, в процессе групповой работы
- воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, умение работать в группе, воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс Иванов, Евдокимова, часть 2 (УМК «Начальная школа XXI века»), рабочая тетрадь, презентация, листы самооценивания.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Эмоциональный настрой Наглядный метод. Словесный метод: беседа | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создаёт эмоциональный настрой. -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Меня зовут Александра Владиславовна и я проведу у вас урок русского языка. -Садитесь. Вы готовы к уроку? -Книжки, ручки и тетрадки - все лежит у вас в порядке? -С каким настроением вы пришли на урок? Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок, Постарайтесь всё понять, Много нового узнать. - Ребята, у вас на партах вы видите карточки «Моя успешность на уроке». В них вы будете отмечать свою успешность на уроке. Хорошо ли вы справились с заданием или не очень. | . -Здравствуйте Александра Владиславовна Отвечают на вопросы | Р: волевая саморегуляция Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | Учебная презентация
Карта «моя успешность на уроке» | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: диалог, обсуждение смысла высказывания автора; создание проблемной ситуации | 1. Побуждает к высказыванию своего мнения. 2. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Мы продолжаем на Уроках, относящихся к блоку «Как устроен наш язык» открывать тайны нашего языка. -Откройте тетради. Запишите число. 22 февраля. Классная работа. -Но сначала, давайте вспомним, как вы должны сидеть за партой? Минутка чистописания 1. Рр ррр Ррр Ру 2. Запиши слова и подчеркни буквы, обозначающие непарные согласные звуки. работа ребята Россия -Прочитайте слова, Дети- ребята, плакать- рыдать, Веселый -Грустный -Давайте попробуем составить с этими словами, словосочетания. -А почему мы разделили их именно так? - Кто знает, что такое синонимы? Вы работали на уроках с синонимами? -Вы с ними знакомы? Вы умеете подбирать синонимы к словам? -А вот Веселый-грустный, это какие слова? -Они какие? Вы с ними работали на уроках русского языка? -Можем мы их назвать синонимами? Почему не можем? - Знаете ли вы, как называются эти слова? Хотите узнать? | -соблюдать правильную позу при письме; правильно держать ручку, карандаш. Тетрадь - Дети- ребята, плакать- рыдать, Веселый -Грустный -получились слова синонимы (антонимы) — Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение. -отвечают если знают (антонимы) -противоположные друг другу -отвечают -нет -синонимы близкие по значению, но разные по написанию, а эти слова противоположные по значению -нет/да | К: умение строить речевое высказывание М: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу П: анализ объектов с целью выделения признаков | Учебная презентация | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: подводящий и формирующий диалог. Наглядный: выведение темы и целей урока | 1. Побуждает учащихся к формулированию темы и целей урока. -Тогда определите тему нашего урока. -Какова будет наша цель на уроке? 2. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке. - Работать на уроке мы будем по плану, но для начала нам необходимо его составить. Посмотрите на слайд.
| -слова антонимы - познакомиться с новыми словами антонимами, научиться отличать антонимы от синонимов и подбирать антонимы к словам. 1)Выяснить, что такое антонимы и чем они отличаются от синонимов, т.е. какое значение имеют антонимы; 2) Узнать, являются ли антонимы одной частью речи или разной, т.е. отвечают ли они на один вопрос; 3) Научиться правильно употреблять их в речи. | Л:смыслообразование Р: целеполагание П:формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | ||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: языковой анализ и синтез, выведение правила, сравнение выведенного правила с правилом в учебнике, | Показать детям рисунок -Скажите, что здесь изображено? -Составьте из данных слов пары. -Что общего между ними? Что объединяет пары слов? -Чем отличаются слова в паре? (что они обозначают?) -А знаете, как называется это слово? -Что это за слово такое «антоним»? Кто знает, что оно обозначает? -Давайте проверим, правильно ли мы определили, что такое антонимы. Для этого откроем учебник на странице 62 и прочитаем определение в учебнике. -Давайте обратимся за помощью к учебнику и прочитаем в разделе «Из истории языка» на стр. 62, и узнаем откуда в русский язык пришло это слово и в разделе «Тайны языка» -что это слово означает. –Задайте вопросы к словам и скажите, какой частью речи могут быть антонимы? Приведите пример. -Могут ли они иметь одинаковый корень или нет? -Для чего нужны антонимы? -Вы будете их использовать в своей речи? - Ребята, а где мы можем встретить антонимы? - На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление) - В сказках (Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом.) - В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».) | -отвечают -день-ночь веселый - грустный вход - выход -отвечают на один и тот же вопрос. -значением -отвечают -антонимы — это слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению, называются антонимами. - Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя». - существительным, прилагательным или глаголом, например добро - зло, дерзкий - осторожный, смеяться - плакать. - могут иметь одинаковый и разный корень, например: вбегать-выбегать, далекий- близкий - они делают нашу речь богаче, выразительней, занимательнее; придают особую остроту, эмоциональность, позволяют увидеть, что в нашей жизни есть контраст -отвечают -отвечают | К: выполнение пробного учебного действия П: подведение под понятие; П: произвольное и осознанное построение речевого высказывания | Учебник «русский язык» Учебник | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действия | Практический: Метод языкового анализа и синтеза Форма работы: парная | - А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? - С помощью антонимов прилагательных давайте мы охарактеризуем животных. Лев – заяц. Муха – слон. Лисица – ворона. Стрекоза – муравей. Организует динамическую паузу. 1. Предлагает выполнение упражнения по конкретизации первичных знаний. Потрудились - отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки вверх – пришли учиться, Руки вниз – а не лениться. Сели, встали дружно вместе, Покружились все на месте. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот, Руки вниз мы опустили, Всем улыбки подарили. И потихонечку сели на свои места! | -отвечают - по храбрости -по величине -по уму -по трудолюбию Выполняют физминутку | П:структурирование знаний; П: анализ | Учебная презентация Учебник | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интеиоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Наглядный: проверка по эталону | 1. Организует самостоятельную работу. -Ребята, давайте обратим внимание на задание под номером 3, что нам здесь сказано выполнить? -Верно, давайте прочитаем первое слово в первом столбце. -Молодой, хорошо, кто подобрал антоним со второго столбика? -Отлично, молодой - старый, а почему не может быть что бы молодой и старость? Да, верно! -Ребята, прошу вас самостоятельно выполнить это задание до конца, после мы проверим. На это задание вам 3 минутки. Проверка Оцените пожалуйста себя на листочках самооценивания, которые я вам раздала в начале урока, в строчке 1 задание, хорошо ли вы справились, либо же не активно учувствовали, либо же совсем не были заинтересованы в групповой работе. | Выполняют задание -К словам первого столбика подбери подходящие антонимы из второго столбика. Запиши пары слов. -Молодой -старый -потому что антонимы отвечают на один и тот же вопрос. молодой - старый весело - грустно север - юг веселый - грустный молодость - старость серверный - южный | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; обобщение Р: контроль, коррекция | Рабочая тетрадь | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный метод: беседа | -Посмотрите на слайд, задание 2. Прочитайте что вам нужно выполнить здесь. Белый, далеко, брать, друг. -Ребята прошу вас подобрать антонимы к этим словам, а далее мы в парах проверим. -Поменяйтесь тетрадками. Проверка -Сверьте ребята, все ли у вас правильно? -Кто мне напомнит, что такое антонимы? -А теперь, научимся составлять с антонимами предложения, я прошу вас, так же в парах, составить предложения используя две пары антонимов, если вы закончили, постройте домик. -Какие предложения у вас получились? -Вам понятно значение антонимов? -Оцените себя в строчке “Задание 2” -Теперь ребята, я предлагаю вам выполнить такое задание, мы разделимся с вами на 4 группы 1 группа у вас задание такое, вам нужно подобрать антонимы к выделенным словам. 2 группа, ваше задание, подобрать синонимы к выделенным словам. 3 группа, вам нужно выделенные слова заменить на устойчивые словосочетания. -знаете, что такое устойчивые словосочетания? — Это словосочетание, содержащее скрытый смысл. 4 группа, вам нужно дополнить текст в пропущенных местах. -Ребята, у вас под заданием есть слова, которые вы будете использовать в своем задании. -Поняли задачу? Тогда прошу начинать, время на работу 5 минут. Проверка -Оцените себя ребята. | -подбери антонимы к данным словам, запиши пары слов. - Белый-черный, далеко-близко, брать-отдавать, друг-враг -отвечают Самооценивание Делятся на группы Слушают задание -отвечают Работают в группах Самооценивание | П: анализ П: установление причинно-следственных связей Р: коррекция, оценка | Учебная презентация | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: анализ | 1. Организует беседу, связывая результаты урока с целями. -Что нового о словах вы узнали? - Какую цель и задачи поставили мы перед собой на уроке? – Как вы думаете, мы достигли её? - Дополните предложения: Я узнал … Я научился … На уроке мне было … -Какое настроение у вас в конце урока? - Открыли дневники. Записываем домашнее задание: стр. 64. Упр. 5. Задание упр. отгадайте 3 загадки. Найдите и выпишите антонимы | -отвечают - познакомиться с новыми словами антонимами -отвечают -отвечают Самооценивание Записывают домашнее задание | Л: установление учащимися значения результатов своей деятельности Р: оценка результатов К: построение речевого высказывания | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку (Обучение письму) в 1 классе по ФГОС УМК "Школа России"
Представляю вашему вниманию разработку урока по обучению письму в 1 классе, оснащенный презентацией....
Технологическая карта урока по русскому языку "Фразеологизмы. Значение фразеологизмов" (2 класс, УМК "Школа XXI века")
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о неизвестных фразеологизмах, навыков употребления их в речи.Задач...
Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс Тема: "Слова, называющие предмет"
Цель урока: формирование понятия у обучающихся б именах существительных, и умение определять их по значению и вопросам. Задачи урока Дидактические: 1.Формировать понимание какие слова относятся к имен...
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс, тема: "Однородные члены предложения"
Цель урока: формирование у обучающихся понятия об «однородных членах предложения»Задачи урока: Дидактические:1. Дать представление об «однородных членах предложения»...
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс, тема: "Слова - антонимы""
Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «антонимы»; способствовать формированию умения осуществлять подбор антонимов, использовать антонимы в тексте.Задачи урока:Дида...
Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века". Тема: "Слова, близкие по значению" (2 класс)
Цель урока: формирование у учащихся понятия о словах, близких по значению.Задачи урока Дидактические:- познакомить учащихся со словами, близкими по значению;- отработать у учащихся умения подбирать сл...
Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века". Тема: "Абзац" (2 класс)
Цель урока: создание условий для ознакомления с понятиями «абзац», «красная строка». Задачи урока Дидактические:- узнать определение понятий «абзац», «красная...