Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 4 классе "Роль местоимения в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Солохянц Нелли Рафаэльевна

Урок знакомит обучающихся с ролью местоименийв речи. В ходе урока ребята учатся определять местоимения среди других частей речи, указывают значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль. На уроке обучающиеся подчеркивают главные члены предложения, определяют части речи. Дети  самостоятельно управляют своей познавательной и учебной деятельностью, приобретают новые знания.  С помощью вопросов осуществляют поиск недостающей информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_mestoimeniya_v_rechi.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4 классе на тему:

«Роль местоимения в речи»

Предмет                    русский язык

Класс                         4 «Б»

Дата                           19. 04.2018 г.

Тема урока               Роль местоимения в речи

Тип урока                 Открытие «новых» знаний

Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация, карточки с заданием.

Цель урока:  познакомить учащихся с новой частью речи, местоимением, его значением и употреблением в речи

Задачи урока:

-образовательные: создать условие для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении; совершенствовать умение определять местоимение среди других частей речи; дать представление о значении личных местоимений, их признаках и синтаксической роли, формировать умения заменять имена существительные местоимениями

-воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формирование системы взглядов на мир;

-развивающие: развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач; расширить мировоззрение.

Результаты УУД:

- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

- регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, удерживать цель деятельности до получения её результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

- коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; с помощью вопросов осуществлять  поиск недостающей информации, соблюдают грамматические нормы устной речи


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Роль местоимения в речи.»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Задачи: обеспечить усвоение знаний о местоимении  как части речи, его грамматическое значение, его роли в предложении

Планируемые результаты

П р е д м е т н ы е:

познакомятся с ролью местоимений в речи; научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений; их признаки и синтаксическую роль; подчёркивать главные члены предложения; указывать части речи; определять роль местоимений в речи

М е т а п р е д м е т н ы е:

познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; уметь самостоятельно приобретать новые знания; регулятивные – соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

коммуникативные – с помощью вопросов осуществлять  поиск недостающей информации

Л и ч н о с т н ы е:

формирование ответственного отношений к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Образовательные ресурсы: учебник,  мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданием.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I.Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

 - Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нём самом!

- Что хотел сказать поэт?

- Для чего надо учить русский язык?

Настраиваются на учебную деятельность.

- Нужно учить русский язык

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

Формировать навыки самоорганизации.

II. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии

III. Сообщение  темы.

Постановка цели и задач урока

ПроводУчитель. Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в

 – Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить задание.

 - Прочитайте текст и скажите:

  - Какая ошибка в нем допущена?

Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши. ( на слайде)

- О какой птице говорится в данном тексте?

- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте?

- Как исправить эту ошибку?

- Каким словом можно заменить слово сова?

- Какой текст получится? Прочитайте.

- Какой частью речи является слово сова?

- Вместо какой же части речи мы употребили слово она?

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить?

- Кто сформулирует тему урока?

Вводит новое понятие:

- Итак, тема урока « Местоимение как часть речи».

– Какие задачи мы поставим перед собой?

Определите цели урока, используя опорные слова.

 - Изучать местоимение мы будем по следующему плану:

1. Общее грамматическое значение, вопросы.

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксические функции.

Учащиеся читают текст

  - О сове

 -  Повтор слова сова

 -  Заменить слова сова другим словом

Птица, она

Учащиеся  читают текст

Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У неё мощные когти и чуткие уши.

 - Именем существительным

 -Вместо имени существительного

 

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

 - Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи, уточним роль местоимений в речи.

Регулятивные умение работать самостоятельно

III.  Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»,

« Чего мы ещё не знаем?»)

IV. Первичное усвоение новых знаний

Цель: закрепление с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач, понимание учащимися нового знания.

V. Динамическая пауза

– Значит местоимение  тоже часть речи?

- Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?

Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов:

  анти  -  вместо и  онима  - имя

- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение.

- Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

- Про друга ? ( он)

- Про подругу? ( она)

- Про детей ? ( они)

- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)

- А к взрослому человеку? ( Вы)

Все названные местоимения выставляю на доску

 - Ребята, послушайте текст.

Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать! А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок вести его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена.

 - Кто же это « он»? (….)

 - Почему вы отвечаете по-разному?

Послушайте продолжение текста.

Но вот приехали на завод по переработке льна и мастер воскликнул:

« Какой замечательный лён!»

В чем же различие существительного и местоимения?

Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они часто потребляются в нашей речи.

- Местоимение самостоятельная или служебная часть речи?

 - С какой целью мы употребляем местоимения в нашей речи?

Организует работу по учебнику.

Работа в парах

 - Прочитайте загадки. Отгадайте их.

 - Выпишите местоимения, а рядом запишите имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения.

 - Почему в загадках используют местоимения?

Выполняют задание.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения,

Все местоимения.

Заполняют таблицу:

Лицо

Число

Ед.ч.

Мн.ч.

1-е

я

мы

2-е

ты

вы

3-е

он (м.р.)

она (ж.р.)

оно (ср.р.)

они

- Назовите личные местоимения, которые указывают на того, кто говорит.

- Назовите личные местоимения, которые указывают на того, к кому (на то, к чему) обращаются с речью.

- Назовите личные местоимения, которые указывают на того, о ком (на то, о чем) говорят.

Физ – ми – нут - ка

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать.

Ответы уч-ся

Предположения уч-ся

 

 

Предположения уч-ся

-  Слово он не называет предмета.

 

Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.

Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико – синтетические упражнения, работу со словарями.

Выписывают местоимения, записывают имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения.

Он – сом. Она – ящерица.

- Местоимения «я», «мы» указывают на того, кто говорит.

- Местоимения «ты», «вы» указывают на того, к кому (к чему) обращаются с речью.

- Местоимения «он», «она», «оно», «они» указывают на того, о ком             (о чем) говорят.

Принимать и сохранять учебную задачу и цель.

Познавательные

Делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока Коммуникативные готовность слушать собеседника Познавательные умение строить речевые высказывани

Коммуникативные умение строить высказывание, учитывать другое мнение и позицию, договариваться

Коммуникативные умение сотрудничать Регулятивные осуществлять контроль по результату и по способу действия.

VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретённых знаний и умений.

 Работа в группах.

Для закрепления знаний о местоимении, я предлагаю задания, которые вы будете выполнять в группах.

Дети делятся на 6 групп. Каждая группа получает задание. Время выполнения 5 минут.

1 и 4 группам:

Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Интересная загадка.

Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету.

Эталон проверки:

Интересная загадка.

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, и она просила отдать их обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду, а он посмеялся надо мной и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а летает около человека и ловит их на лету.

- Какое умение вам потребовалось для выполнения этого задания (правильно употреблять местоимения в речи).

2 и 5 группам:

Исправить ошибки в словосочетаниях:

Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им.

Эталон проверки:

Дать ему, дружить с ним, знать её, спросить у него, зайти за ней, покормить их, сделать из него, выросли у неё, брать с неё, следить за ней, подкрался к ним, пестрели под ними, вместе с ним.

- Какое знание вам пригодилось, чтобы верно выполнить это задание?

(Когда местоимение 3-го лица употребляется с предлогомто местоимение начинается со звука -н-).

3 и 6 группам:

Прочитать текст, найти местоимения 1 лица. Заменить в тексте местоимения 1 лица единственного числа на местоимения 1 лица множественного числа.

Я учусь в четвёртом классе. У меня учительница Лариса Валерьевна. Она внимательна, справедлива, а иногда строга ко мне, всегда приветлива. Поэтому я стараюсь радовать её своими ответами и не получать замечаний. Я – старательный и дисциплинированный ученик.

Эталон проверки:

Мы учимся в четвёртом классе. У нас учительница Лариса Валерьевна. Она внимательна, справедлива, а иногда строга к нам, всегда приветлива. Поэтому мы стараемся радовать её своими ответами и не получать замечаний. Мы – старательные и дисциплинированные

- Усвоили вы эту тему?

- Сейчас мы это проверим.

Учащимся выдаётся тест «Знаете ли вы местоимение?»

Тест «Знаете ли вы местоимение?»

1. Местоимение - это:

а) часть слова;

б часть речи;

в) член предложения.

2. Выберите верное утверждение:

а) местоимение обозначает предмет;

б) местоимение указывает на предмет;

в) местоимение называет предмет.

3.Выберите верное утверждение:

а) местоимения 3-го лица изменяются по родам;

б) местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам.

4. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?

а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа;

б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н;

в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа;

г) местоимения 3 лица не склоняются.

5. Укажите местоимение:

а) ель; б) край; в) ты; г )ем.

6. Выбери местоимение во множественном числе:

а) её; б) за тебя; в) вы; г) мной.

7. Выбери местоимение в творительном падеже:

а) под вами; б) без него;

в) о тебе; г) за них.

8. Выбери местоимение в винительном падеже:

а) о тебе; б) без него;

в) под вами; г) за них.

9. Предлоги с местоимениями пишутся ________________________________.

О том усвоили вы эту тему или нет узнаете, когда я проверю тесты, а сейчас подведём итог урока.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию.

Учитывать мнение одноклассников.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение.  

VII. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретённых знаний и умений.

VIII. Подведение итогов урока.

Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

У вас на парте 4 карточки:

 - не ударить в грязь лицом (показать себя с лучшей стороны);

 - язык проглотить (молчать);

 - сидеть сложа руки (ничего не делать);

 - шевелить мозгами (напряжённо думать).

Оцените себя как ученика и свою работу на уроке.

Дети выбирают и поднимают выбранный фразеологизм.

- Я думаю, сегодня все работали, засучив рукава и не покладая рук и, надеюсь, что не ударили в грязь лицом.

- А поскольку мы работали над темой «Местоимение», мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ.

- Спасибо за урок.

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

 - Что нового узнали на уроке?

 - Что такое местоимение?

- На какие вопросы оно отвечает?

- Какие морфологические признаки свойственны местоимению?

 - Какую синтаксическую функцию выполняют местоимения?

- Какую роль выполняют местоимения в речи?

 

 

Оформляют знания, полученные на уроке, в  виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Личностные формирование внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком Регулятивные

умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы; контроль, самооценка

IX. Домашнее задание

С. 97упр.5; сочинить скороговорку с личными местоимениями.

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Принимать учебную задачу, планировать её выполнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова.Обобщение"

Материал рекомендуется для проведения урока обобщения по теме "Однокоренные слова"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе.

Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.Цель: создать условия для формирования умения определять прошедшее, настоящее и будущее время глаголов.Задачи:1. Ознакомить с категорией времен...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о частях речи".

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи»

УМК «Школа России» Тема урока: Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных н...