Тема: Сложные слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бабуева Бэлигма Семеновна

С целью формирования исследовательской деятельности обучающихся, урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_slova.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Бабуева Б.С.

Предмет: Русский язык

Класс:  3 класс

Тип урока: открытие новых знаний

УМК: школа России

Технологическая карта

Тема

Сложные слова

Цель

Путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.

Задачи

-Формировать представление о словах, которые имеют два корня; умение правильно писать в таких ловах соединительные гласные о или е; познакомить со способами образования сложных слов, расширять знания о составе слова

- Способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления

- Воспитывать прилежание, стремление хорошо учиться

Формируемые УУД

Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:  умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам

Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

Основные понятия

Сложные слова

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Орфограммы веселились,

И ошибки появились.

Вы скорее их найдите,

Правильно слова спишите.

На доске запись:

Шыроко, вороне (перо), ворабьи, мухолофка.

– Напишите правильно. Обозначьте орфограмму.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Работа в тетрадях

Ученик работает у доски.

Пишут словарные слова, исправляя ошибки

Повторение написания словарных слов

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

– Я увидела в тетрадях учеников следующее:

мухоловка        мухоловка

Какой вопрос возникает? Кто из учеников прав?

Сколько корней в слове мухоловка?

Почему птицу так назвали?

Подберите однокоренные слова.

Так сколько корней в слове мухоловка?

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока.

Отвечают на вопросы

Подбирают однокоренные слова к слову муха и ловит

Формировать представление о словах, которые имеют два корня

Способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления

Регулятивные :целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Коллективное выполнение задания с мотивировкой выбора слова.

Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, напримервода.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

а) Упр. 138 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней.

– Из каких слов сложилось это слово?

– Сколько в нём корней? (Два.)

– Выпишите это слово и выделите в нём корни.

б) Упр. 140 – определение места сложных слов в ряду однокоренных.

 Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.

– Как бы вы назвали такие слова? (Предположения детей.)

Путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.

Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

V. Первичное закрепление

Цель.

Устанавливает осознанность ситуации.

– Какие слова называются сложными? Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой. Приведите свой пример сложного слова.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Работа с определением

 (с. 78).

умение правильно писать в таких ловах соединительные гласные о или е; познакомить со способами образования сложных слов, расширять знания о составе слова

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Упр. 139 – развивается умение определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней.

Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом только опорные сочетания:

Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны и т.д.

Умение правильно писать и употреблять сложные слова в речи

Развитие внимания, интереса к предмету русский язык

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

– О каких словах вы сегодня узнали?

– Что такое сложные слова?– Кто из героев прав?

Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

IX. Д/з.

Сочинить сказку про сложные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова".

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова". УМК "Развивающая система Л.В.Занкова". Автор учебника- Полякова А.В....

Разработка урока русского языка. Тема:"Сложные слова"

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Сложные слова".  Тип урока: урок изучения нового материала.Вид урока: урок-исследование.Методы  обучения:·...

Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.

Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наибол...

Русский язык. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.

Сложные слова. Образование сложных слов....