Урок русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова". УМК "Развивающая система Л.В.Занкова". Автор учебника- Полякова А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Slozhnye_slova.zip13.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов№8» Кировского района г.Казани

Открытый урок

по русскому языку в 3 классе по теме

«Сложные слова».

подготовила

учитель начальных классов

Сёмина Светлана Александровна

Тема урока: Сложные слова.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели урока:

  1. Уточнение знаний о составе слова, умение анализировать слова по составу;
  2. Развивать речь, мышление, способность к выражению собственных мыслей;
  3. Побуждение к  применению полученных знаний, умений, проявление самостоятельности,;
  4. Воспитывать коллективизм, доброжелательное и уважительное отношение к партнерам ( в экипажах).

Оборудование:

- учебники русского языка для 3 класса (автор Полякова А.В.);

- интерактивная доска;

- толковые слова Ожегова или Даля;

- индивидуальные карточки для работы в экипажах;

- карточки-схемы словарных слов;

- выставка рисунков и сочинений учащихся на тему «Мамочка моя».

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Под музыку учитель читает стихи:

Прекрасно все на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно все  вокруг,

Прекрасно все во мне.

  1. Чистописание.

Девизом к нашей работе будет высказывание немецкого философа Фихте Иоганна Готлиба. Но оно зашифровано, давайте расшифруем высказывание

«! ьтавовтсйеД !ьтавовтсйеД

! меувтсещус есв ым огеч идар, от отЭ»

Это же высказывание и будет минуткой чистописания.

 «Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы все существуем!»

Обратите внимание на красную строку и на собственные И.С.

  1. Проверка домашнего задания.

1) Вашим домашним заданием было написать сочинение на одну из тем: «Мамочка моя» или «Моя семья». Давайте послушаем некоторые из них. (Учащиеся читают свои сочинения).

На доске – выставка работ учащихся: рисунки и сочинения.

Сочинения лежат у всех в творческих папках.

2) Словарная работа.

А теперь я прошу вас соотнести схемы со словарными словами, которые мы прошли на последнем уроке русского языка.

Учитель показывает схемы, а учащиеся называют слова, ставят ударение, отмечают непроверяемый безударный гласный.

Я хочу, чтобы вы их не просто записали, а разделили на 2 группы. Подскажите: на какие?

Дежурный                 Ноябрь

Литература                Озорник

Поэзия                        Падеж

                                    Рассказ

                                    Рисунок

А теперь скажите, чем объединены слова этих групп? (Все эти слова связаны со школой.)

Действительно все эти слова связаны со школой, которая является нашей большой дружной семьей.

 В это время 1-2 учащихся работают с карточками, на которых задания из печатной тетради№1 страница 2.

3) Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. А как их тогда называют? (Родственники)

- А слова, которые похожи друг на друга называют … (родственными или однокоренными). А почему? Докажите. (Потому что у этих слов одинаковый корень и одинаковое лексическое значение).

- А какими способами могут быть образованы однокоренные слова?

  1. Приставочным
  2. Суффиксальным
  3. Приставочно-суффиксальным

Да, так могут образовываться очень много слов в русском языке. Слова, образованные тем или иным способом будут называться родственными или однокоренными.

 4) Работа в группах:  игра «В гости к родственникам».

 А сейчас я предлагаю вам поработать в группах, наших экипажах. У капитанов каждого экипажа листочки с заданиями: распределить слова в так называемые «семьи».

Беготня, говорить, голосистый, малютка, говорливый, голосище, бегство, малышка, голосок, беглец, малыш, говорунья, голосовать, выговор, маленький, бегун, мало, приговор.

А Руслан нам поможет проверить у доски, проводя стрелки от слов к их семьям.

  1. Физминутка.

Дружные пальчики.

Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Ну, а этот – средний, длинный, он как раз посередине.

Этот указательный, пальчик замечательный.

Большой палец хоть не длинный, среди братьев самый сильный,

Пальчики не ссорятся. Вместе дело спорится.

  1. Новая тема урока.

Гость урока Умный Ворон, он хочет вам загадать загадки. Отгадки записываем в тетради, а 1 ученик на доске.

1) Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадях.

В  синем  небе  пролетает,

Обгоняя  птиц  полёт.

Человек  им  управляет.

Что  такое?  

                   (Самолет)

Есть  у  нас  в  квартире  робот,

У  него  огромный  хобот.

Любит  робот  чистоту

И  гудит,  как  лайнер  ТУ.

                    (Пылесос)

Мы  поймали  нашу  речку,

Привели  её  домой,

Жарко  вытопили  печку  

И купаемся  зимой.

               (Водопровод)

С  горы  бежит  поток  проворный,

Быстро  падает  вода.

Красоту  увидишь  эту –

Не  забудешь  никогда.

              (Водопад)

Ем  я  уголь,  пью  я  воду,

Как  напьюсь – прибавлю  ходу.

Везу  обоз  на  сто  колёс

И  называюсь …

              (Паровоз)

2) Анализ этих слов.

  1. Что можете сказать об этих словах? (Это сложные, интересные, необычные слова)
  2. А вы можете сказать, как они образовались? Трудно? А я вам помогу

-Кто это? (Рыбак)

Что он делает? (ловит рыбу)

Я вам предлагаю назвать его немного иначе, посмотрите как:

А вот теперь мы с вами сможем разобрать наши слова-отгадки по составу?

  1. -Что вы заметили? (2 корня, 2 основы)
  2. Как называются такие слова? (сложные)
  3. Чем соединяются корни в таких словах?

                                         (буквами О или Е)

  3) Действительно, тема сегодняшнего урока: Сложные слова.

Вывод: Сложные слова образуются при сложении двух корней (основ), соединяются при помощи букв О или Е.

4) Сравним с выводом учебника на странице 92.

VI. Закрепление.

  1. Работа с учебником: упр. 172 ( по цепочке) только выписываем сложные слова. ( если нет времени – то устно)
  2. Игра «Путаница»: Перепутались слова.
  3. Это делает 1 ученик на карточке, а затем все вместе его проверяем.

ПЫЛЕХОД              ВЕЛОКАТ         САМОВОД           МОРЕЛЁТ

ПАРОЛЁТ               ВОДОХОД         САМОВОЗ

  1. Итог урока.

- Скажите какими способами могут образовываться новые слова?

  1. Приставочным
  2. Суффиксальным
  3. Приставочно-суффиксальным
  4. Сложением основ

Приведите примеры.

  1. Домашнее задание:

Подберите  10 – 12  сложных  слов,  пользуясь  словарём,  и  запишите  их  в  тетрадь.

Урок  окончен.  До  новых  встреч,  друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".

Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)

Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...