Урок русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Slozhnye_slova.zip | 13.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов№8» Кировского района г.Казани
Открытый урок
по русскому языку в 3 классе по теме
«Сложные слова».
подготовила
учитель начальных классов
Сёмина Светлана Александровна
Тема урока: Сложные слова.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели урока:
- Уточнение знаний о составе слова, умение анализировать слова по составу;
- Развивать речь, мышление, способность к выражению собственных мыслей;
- Побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление самостоятельности,;
- Воспитывать коллективизм, доброжелательное и уважительное отношение к партнерам ( в экипажах).
Оборудование:
- учебники русского языка для 3 класса (автор Полякова А.В.);
- интерактивная доска;
- толковые слова Ожегова или Даля;
- индивидуальные карточки для работы в экипажах;
- карточки-схемы словарных слов;
- выставка рисунков и сочинений учащихся на тему «Мамочка моя».
Ход урока:
- Организационный момент:
Под музыку учитель читает стихи:
Прекрасно все на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно все вокруг,
Прекрасно все во мне.
- Чистописание.
Девизом к нашей работе будет высказывание немецкого философа Фихте Иоганна Готлиба. Но оно зашифровано, давайте расшифруем высказывание
«! ьтавовтсйеД !ьтавовтсйеД
! меувтсещус есв ым огеч идар, от отЭ»
Это же высказывание и будет минуткой чистописания.
«Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы все существуем!»
Обратите внимание на красную строку и на собственные И.С.
- Проверка домашнего задания.
1) Вашим домашним заданием было написать сочинение на одну из тем: «Мамочка моя» или «Моя семья». Давайте послушаем некоторые из них. (Учащиеся читают свои сочинения).
На доске – выставка работ учащихся: рисунки и сочинения.
Сочинения лежат у всех в творческих папках.
2) Словарная работа.
А теперь я прошу вас соотнести схемы со словарными словами, которые мы прошли на последнем уроке русского языка.
Учитель показывает схемы, а учащиеся называют слова, ставят ударение, отмечают непроверяемый безударный гласный.
Я хочу, чтобы вы их не просто записали, а разделили на 2 группы. Подскажите: на какие?
Дежурный Ноябрь
Литература Озорник
Поэзия Падеж
Рассказ
Рисунок
А теперь скажите, чем объединены слова этих групп? (Все эти слова связаны со школой.)
Действительно все эти слова связаны со школой, которая является нашей большой дружной семьей.
В это время 1-2 учащихся работают с карточками, на которых задания из печатной тетради№1 страница 2.
3) Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. А как их тогда называют? (Родственники)
- А слова, которые похожи друг на друга называют … (родственными или однокоренными). А почему? Докажите. (Потому что у этих слов одинаковый корень и одинаковое лексическое значение).
- А какими способами могут быть образованы однокоренные слова?
- Приставочным
- Суффиксальным
- Приставочно-суффиксальным
Да, так могут образовываться очень много слов в русском языке. Слова, образованные тем или иным способом будут называться родственными или однокоренными.
4) Работа в группах: игра «В гости к родственникам».
А сейчас я предлагаю вам поработать в группах, наших экипажах. У капитанов каждого экипажа листочки с заданиями: распределить слова в так называемые «семьи».
Беготня, говорить, голосистый, малютка, говорливый, голосище, бегство, малышка, голосок, беглец, малыш, говорунья, голосовать, выговор, маленький, бегун, мало, приговор.
А Руслан нам поможет проверить у доски, проводя стрелки от слов к их семьям.
- Физминутка.
Дружные пальчики.
Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Ну, а этот – средний, длинный, он как раз посередине.
Этот указательный, пальчик замечательный.
Большой палец хоть не длинный, среди братьев самый сильный,
Пальчики не ссорятся. Вместе дело спорится.
- Новая тема урока.
Гость урока Умный Ворон, он хочет вам загадать загадки. Отгадки записываем в тетради, а 1 ученик на доске.
1) Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадях.
В синем небе пролетает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет)
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер ТУ.
(Пылесос)
Мы поймали нашу речку,
Привели её домой,
Жарко вытопили печку
И купаемся зимой.
(Водопровод)
С горы бежит поток проворный,
Быстро падает вода.
Красоту увидишь эту –
Не забудешь никогда.
(Водопад)
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колёс
И называюсь …
(Паровоз)
2) Анализ этих слов.
- Что можете сказать об этих словах? (Это сложные, интересные, необычные слова)
- А вы можете сказать, как они образовались? Трудно? А я вам помогу
-Кто это? (Рыбак)
Что он делает? (ловит рыбу)
Я вам предлагаю назвать его немного иначе, посмотрите как:
А вот теперь мы с вами сможем разобрать наши слова-отгадки по составу?
- -Что вы заметили? (2 корня, 2 основы)
- Как называются такие слова? (сложные)
- Чем соединяются корни в таких словах?
(буквами О или Е)
3) Действительно, тема сегодняшнего урока: Сложные слова.
Вывод: Сложные слова образуются при сложении двух корней (основ), соединяются при помощи букв О или Е.
4) Сравним с выводом учебника на странице 92.
VI. Закрепление.
- Работа с учебником: упр. 172 ( по цепочке) только выписываем сложные слова. ( если нет времени – то устно)
- Игра «Путаница»: Перепутались слова.
- Это делает 1 ученик на карточке, а затем все вместе его проверяем.
ПЫЛЕХОД ВЕЛОКАТ САМОВОД МОРЕЛЁТ
ПАРОЛЁТ ВОДОХОД САМОВОЗ
- Итог урока.
- Скажите какими способами могут образовываться новые слова?
- Приставочным
- Суффиксальным
- Приставочно-суффиксальным
- Сложением основ
Приведите примеры.
- Домашнее задание:
Подберите 10 – 12 сложных слов, пользуясь словарём, и запишите их в тетрадь.
Урок окончен. До новых встреч, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".
Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"
Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...
Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)
Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...
Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».
Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....
Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.
Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...