Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_slova._slozhnye_slova_iz_dvuh_korney_s_bukvoy_soedinitelnogo_glasnogo.doc | 57.5 КБ |
k_uroku_russkogo_yazyka._ppt.ppt | 330.5 КБ |
kartochki_.doc | 48 КБ |
slova.docx | 13.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема: Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного
Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов.
Тип урока: повторение
Планируемые результаты:
предметные: - актуализируют знания о сложных словах;
- отработают навык составления сложных слов.
личностные: - проявят интерес к повторению темы;
- проанализируют свои достижения
Оборудования: учебник русского языка 2 класс, 3 часть Н.А.Чуракова, презентация, раздаточный материал
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. | Организационный момент | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Ольга Сергеевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. | Приветствовать учителя | Р: принимать и сохранять учебную задачу. | |
2. | Мотивационный Практический: составление сложных слов Практический: каллиграфическое упражнение. | -Открываем тетради, записываем число, классная работа. -Посмотрите на карточки со словами. -Составьте из этих двух слов одно слово.(САМ+ЛЕТАТЬ = САМОЛЕТ) -А теперь из этих слов одно слово. (САМ+ВАРИТЬ =САМОВАР) -Хорошо. А теперь пропишите эти слова в тетради каллиграфически. -Подчеркните слово, которое написано красивее всех. | Составлять сложные слова Писать каллиграфически. | Р: принимают и сохраняют уч задачу | |
3 | Постановка учебной задачи и ее решение. Словесный: ответы на вопросы. Практический: орфографический разбор. Практический: Списывание Взаимопроверка | -Ребята, а скажите, какие это слова САМОЛЕТ и САМОВАР (Сложные) Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? А какие задачи мы перед собой поставим? (Продолжить изучение сложных слов). Откройте страницу учебника 93. Кто прочитает отрывок из стихотворения Андрея Усачева в упражнении 103? Какую букву напишете в слове сороконо[ш]ка на месте звука [ш]? Почему букву Ж? Из какие слов появилось слово сороконожка, найдите в тексте? ( Сорок ножек ) Давайте устно разберем все орфограммы. Кто объяснить орфограмму в слове весело? (Ударение падает на первый слог, безударная гласная Е во втором слоге, проверочное слово веселье). Кто объяснит слово БЕЖАЛИ? (Ударение падает на второй слог, безударная гласная Е в первом слоге, проверочное слово – бег) Лесной? (Ударение падает на второй слог, безударная гласная Е в первом слоге, проверочное слово – лес) Доро[ш]ке? (На месте звука [ш], пишем букву Ж, проверочное слово – дороженька) Записываем стихотворение в тетрадь по правилам стихотворения. Записываем заголовок посередине строчки. Записываем стихотворение: каждая строчка под строчкой, и каждая строчка начинается с заглавной буквы. Выделяем орфограммы. Поменялись тетрадями с соседом и сверяем с образцом на доске. (Слайд). У кого нет ни одной ошибки? А кто затруднялся? | Определять тему урока и задачи. Читать текст учебника. Анализировать Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их. Записывать в тетрадь Проверять работу соседа. | П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы | |
4. | Решение частных задач Работа в группах. Практический: Составление сложных слов. Практический: Чтение текста, Записывание слов в два столбика. Работа в парах | Ребята, сейчас я вас поделю на группы по 4 человека. Каждой группе раздам слова, и вам нужно будет из этих слов составить 2 слова, потом один представитель от группы выйдет, найдет свои слова на обороте доски и заберет их. Когда все закончат, каждая группа объяснит: Из каких слов состоит это слова. Какая соединительная гласная у этих слов. И прикрепить слово в нужный столбик на доску (1 столбик – соед. гл. е, 2 – о) - Давайте посмотрим на слова, какие это слова? - А почему их называют сложными? - А как они делаются? - Посмотрите внимательно на соединительные гласные. Кто попробует ответить от чего же зависит выбор соединительной гласной в слове? (о- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц. -Молодцы. Физкультминутка А теперь, ребята, встали, Быстро – быстро побежали, Руки в стороны, вперед Полетел наш самолет. Повернулись вправо, влево. Тихо сели и за дело. - Кто из вас был внимательным? - Какое сложное слово прозвучало в физкультминутке? - Как оно образовалось? Кто прочитает слова в упражнении 104? Кто скажет, каким общим словом можно назвать эти слова? (Сложные слова) Запишите в два столбика слова, первый столбик слова обозначающие людей, 2 столбик – неживые предметы. Кто пойдет выполнять упражнение на доске? А теперь давайте проверим. Объясни из каких слов состоит каждое слово и значение этого слово. Сейчас я каждой паре раздам слова, вам нужно вставить в эти слова соединительную гласную, и распределить в 2 столбика на парте. ( О Е) Какая пара может прочитать первый столбик? У кого по-другому? Давайте проверим (слайд) Кто может прочитать 2 столбик? У кого по-другому? Проверяем (слайд) У кого не было ни одной ошибки? А у кого были затруднения? | Работать в группах. Анализировать Читать текст учебника Выполнять упражнение в тетради и на доске. Работать в парах. Анализировать слова. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. К: работать с соседом по парте | |
4 | Итог урока. Рефлексия | Игра “Водопад”. А теперь поиграем с вами в игру водопад. Вам нужно составить как можно больше сложных слов с основой ВОД, родственных слову вода. (Водопровод, водолаз, водосток, водоворот и т.д.) Отвечаем по поднятой руке, за правильный ответ я буду давать ромашку, за выкрики ромашку забирать. -Давайте проверим, у кого сколько ромашек получилось. -Ребята, какую тему мы сегодня изучали? - Какие задачи мы перед собой ставили? - Достигли мы их? -Поднимите руку, кому было все легко? - А кто затруднялся? - Ребята, на доске вы видите дерево, а на дереве три конверта. - Каждому я раздала соединительную гласную (О или Е). Опустите ее в соответствующий вашему состоянию конверт:
- А наш урок подошел к концу, до свидания! | Отвечать на вопросы. Самооценивать свое состояние. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного
Проверь .Упражнение 103 Сороконожка Целых сорок ножек У сорок о ножки- Весело бежали По лесной дорожке.
О Пчел о вод Сен о кос Утк о нос Нос о рог Лун о ход Труб о чист Лед о кол Вод о пад Молок о воз Лист о пад Е Земл е ройка Картофел е уборочный Сердц е биение Птиц е ферма Пеш е ход Пыл е сос
Домашнее задание: рабочая тетрадь страница 45 № 56, 61
Предварительный просмотр:
Пчел_вод | Труб_чист | Молок_воз |
Пеш_ход | Лед_кол | |
Пыл_сос | Лист_пад | |
Авт_дорога | Вод_пад | |
Сен_кос | Земл_ройка | |
Утк_нос, | Картофел_уборочный | |
Нос_рог | Сердц_биение | |
Лун_ход | Птиц_ферма | |
Пчел_вод | Труб_чист | Молок_воз |
Пеш_ход | Лед_кол | |
Пыл_сос | Лист_пад | |
Авт_дорога | Вод_пад | |
Сен_кос | Земл_ройка | |
Утк_нос, | Картофел_уборочный | |
Нос_рог | Сердц_биение | |
Лун_ход | Птиц_ферма | |
Пчел_вод | Труб_чист | Молок_воз |
Пеш_ход | Лед_кол | |
Пыл_сос | Лист_пад | |
Авт_дорога | Вод_пад | |
Сен_кос | Земл_ройка | |
Утк_нос, | Картофел_уборочный | |
Нос_рог | Сердц_биение | |
Лун_ход | Птиц_ферма | |
Пчел_вод | Труб_чист | Молок_воз |
Пеш_ход | Лед_кол | |
Пыл_сос | Лист_пад | |
Авт_дорога | Вод_пад | |
Сен_кос | Земл_ройка | |
Утк_нос, | Картофел_уборочный | |
Нос_рог | Сердц_биение | |
Лун_ход | Птиц_ферма |
Предварительный просмотр:
пар возит
везде ходит
- _________________________
- __________________________
скалы лазить
кофе молоть
- _________________________
- __________________________
кино студия
море ходить
- _________________________
- __________________________
земля мерить
рыба ловить
- _________________________
- __________________________
электричество пила
камни падать
- _________________________
- __________________________
пешком ходить
снег падать
- _________________________
- __________________________
вода проводить
земля копать
- _________________________
- __________________________
дым ходить
утка нос
- _________________________
- __________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Морфемный состав слова"
Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: морфемный состав словаЦели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем (корень)Планируемые результаты:·...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Правописание однокоренных слов"
Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: правописание однокоренных словЦели урока: развивать навык правильного подбора проверочных слов в корне слова на основе знания их признаков.Планируемые результа...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Ударение. Перенос Слов.»
Предмет: русский язык.Класс: 1-3Тема: «Ударение. Перенос Слов.»Тип урока: изучение нового материала.Цель деятельности учителя: совершенствовать навыки деления слов на слоги и для переноса с одной стро...
Конспект урока русского языка на тему: «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»
Урок закрепления по УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс....
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"
laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...