Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наиболее предпочтителен для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями. Выбор средств обучения обусловлен применяемым методом.
С целью формирования исследовательской деятельности обучающихся, урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования.
Цель и задачи урока (планируемые результаты обучения).
Личностные: формирование у обучающихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Метапредметные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей;
устанавливать аналогии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: познакомиться с понятием “сложные слова”, со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по русскому языку в 4 классе. | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 4 классе.
Дата проведения: 12 декабря 2019 года.
Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.
Цель урока: дать представление о новом способе словообразования - с помощью сложения основ.
Задачи урока: создать условия для развития у учащихся умений:
- разбирать слова по составу;
- группировать объекты по выделенным признакам;
- приобретать навык орфографических умений;
- проявлять интерес к исследовательской работе;
- работать в парах;
- использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
- следовать инструкции (совместно выработанным правилам).
Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой «Русский язык» 4 класс карточка с текстом на столе, листочки с заданиями на доске (в виде цветка с лепесточками).
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, откройте тетради, запишите число, «классная работа».
2. Актуализация знаний. Открытие нового.
- Посмотрите на доску. Ученики 4-го класса играли в слова. Они образовывали новые слова. Посмотрите, что у них получилось:
На доске записаны слова: ледовый, лёд, ледяной, наледь, заколка, укол, кол, ледокол.
- Что можно сказать о полученных словах. В них есть что-нибудь общее?
- Да. Их можно разделить на две группы.
- По какому признаку это можно сделать?
- Здесь есть прилагательные и существительные.
- То есть по частям речи. Ещё…
- Здесь есть однокоренные слова.
- Давайте вспомним, какими были условия игры?
- Они получали новые слова.
- А что нужно знать, чтобы получить новые слова?
- Нужно знать, как они образовываются.
- Давайте посмотрим с этой точки зрения. Как можно разделить слова по способу словообразования? (Каждую названную группу дети записывают на доске)
- Есть слова, которые состоят из корня и нулевого окончания: лёд, кол.
- Есть, слова, которые получены с помощью суффикса: ледовый, ледяной.
- Есть слова, которые получены с помощью приставки: наледь, (замёрзшие слои воды), укол.
- Есть слово, которое образовано с помощью приставки и суффикса: заколка.
- Но есть ещё одно слово: ледокол, как его получили?
- Сложили два корня.
- Все с этим согласны?
- Да.
-Тогда скажите, что делали ребята в игре?
- Образовывали новые слова.
- Создайте новое слово из двух корней. (На доске записано: образование слова – словообразование)
- Из корней не получается?
- Значит, необходимо брать не корни, а….
- Основы слов.
- Какой вывод можно сделать?
- С помощью сложения основ можно получить новые слова.
- Они получили названия сложных слов.
- Работа над новым материалом.
- Продолжим делать открытия. Нам помогут ответы на сложные вопросы и задания. Ответы на них мы будем записывать:
1. Кто разводит пчёл? (пчеловод) Выделите основу и гласную, которая нам поможет.
2. Кто ухаживает за садом? (садовод)
3. Что получится, если соединить корень и плод? (корнеплод)
4. Кем по профессии был герой африканской сказки о друзьях и врагах? (дровосек)
5. Чем можно собрать дома всю пыль? (пылесосом)
6. Он первым прошёл этот путь, поэтому его называют… (первопроходец)
7. Этим устройством можно привести газон в порядок. (газонокосилка)
8.Когда в горах падают камни, то говорят, что начался … (камнепад)
- Какие соединительные гласные нам помогали?
- О и Е.
- В сложных словах можно встретить только эти соединительные гласные, это –
- орфограмма
- Какой частью речи являются наши сложные слова?
- Существительные.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
- Возьмите карточку.
Как лисичка бычка обидела.
Лисичка сказала бычку, что он крив_рогий да больш _ротый.
А бычок ей:
- А ты длинн_хвостая, и глаза у тебя круглые! И в море жить ты не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
-Какими увидели друг друга её герои?
- лиса увидела… бычок увидел…
- Выпишите сложные слова. Выделите основы, подчеркните соединительные гласные.
- Правдив ли заголовок текста?
- Нет.
Почему?
- Они ведь друг друга обидели.
- А что должна была сказать лисичка о бычке, а бычок о лисичке, чтобы они помирились?
- Ты круторогий, круглобокий, трудолюбивый. добродушный…. Остроумная, жизнерадостная
- Что они должны были пожелать друг другу?
- доброе
- Давайте превратим это слово в сложное. Как называется качество человека, когда он умеет желать добро.
- Доброжелательность.
- Молодцы. Допишем это слово.
- Но в тексте есть что-то ещё.
- Бычок говорил, что она не может жить в море.
- А разве бычок может жить в море?
- Есть такие рыбки – бычки.
- Чем могла бы ответить лисичка?
- …..
- Закрепление.
- Мы много говорили о сложных словах. Как нужно рассуждать, чтобы написать эти слова правильно. Как распознать такие слова? Каким способом они образуются.
- Откройте учебники на странице 109, упражнение № 193.
- Что нужно сделать?
- Записать, от каких слов образовались данные слова.
- Запишите по образцу, выделяя основы.
5. Рефлексия.
- Сегодня мы познакомились со сложными словами. В речи они встречаются очень часто. И сегодня мы закончим наш урок предложением, в котором есть сложное слова. Я начну, а вы продолжите: Сегодня мы добросовестно трудились. Назовите сложное слово…
- Продолжаем…
6. Домашнее задание.
Словарь № 8 Упражнение 194 стр.109, повторить памятку с правилом.
Как лисичка бычка обидела.
Лисичка сказала бычку, что он крив_рогий да больш _ротый.
А бычок ей:
- А ты длинн_хвостая, и глаза у тебя круглые! И в море жить ты не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Как лисичка бычка обидела.
Лисичка сказала бычку, что он крив_рогий да больш _ротый.
А бычок ей:
- А ты длинн_хвостая, и глаза у тебя круглые! И в море жить ты не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Как лисичка бычка обидела.
Лисичка сказала бычку, что он крив_рогий да больш _ротый.
А бычок ей:
- А ты длинн_хвостая, и глаза у тебя круглые! И в море жить ты не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по русскому языку 4 класс, тема:"Местоимение"
Данный урок завершает изучение "Местоимения", обобщает и приводит в систему знания, полученные при изучении этой темы....
Открытый урок по русскому языку 1 класс Тема «Прописная буква в начале предложения»
Открытый урок, который я проводила в 1 классе, по русскому языку, программа "Школа России"...
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема: Перенос слов
Прекрасный урок по русскому языку 2 класса по теме перенос слов...
Открытый урок по русскому языку, 2 класс. Тема: "Знаки препинания в конце предложения"
В помощь учителю!...
4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.
Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....
Урок по русскому языку 4 класс Тема: «Повторение правописания мягкого знака в словах»
Разработка включает в себя урок русского языка для 4 класса, для закрепления правил написания мягкого знака в словах....