Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Демченко Марина Юрьевна

Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наиболее предпочтителен для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями. Выбор средств обучения обусловлен применяемым методом.

С целью формирования исследовательской деятельности обучающихся, урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования.

Цель и задачи урока (планируемые результаты обучения).

Личностные: формирование у обучающихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Метапредметные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей;

устанавливать аналогии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

Предметные: познакомиться с понятием “сложные слова”, со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в  4 классе.

Дата проведения: 12 декабря 2019 года.

Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.

Цель урока: дать представление о новом способе словообразования -  с помощью сложения основ.

Задачи урока: создать условия для развития у учащихся умений:

  •  разбирать слова по составу;
  • группировать  объекты по выделенным признакам;
  • приобретать навык орфографических умений;
  • проявлять интерес к исследовательской работе;
  • работать в парах;
  • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
  • следовать инструкции (совместно выработанным правилам).

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой «Русский язык» 4 класс  карточка с текстом на столе, листочки с заданиями на доске (в виде цветка с лепесточками).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, откройте тетради, запишите число, «классная работа».

2. Актуализация знаний.  Открытие нового.

- Посмотрите на доску. Ученики 4-го класса играли в слова. Они образовывали новые слова. Посмотрите, что у них получилось:

На доске записаны слова: ледовый, лёд, ледяной, наледь, заколка, укол, кол, ледокол.

- Что можно сказать о полученных словах. В них есть что-нибудь общее?

- Да. Их можно разделить на две группы.

- По какому признаку это можно сделать?

- Здесь есть прилагательные и существительные.

- То есть по частям речи. Ещё…

- Здесь есть однокоренные слова.

- Давайте вспомним, какими были условия игры?

- Они получали новые слова.

- А что нужно знать, чтобы получить новые слова?

- Нужно знать, как они образовываются.

- Давайте посмотрим с этой точки зрения. Как можно разделить слова по способу словообразования? (Каждую названную группу дети записывают на доске)

- Есть слова, которые состоят из корня и нулевого окончания: лёд, кол.

- Есть, слова, которые получены с помощью суффикса: ледовый, ледяной.

- Есть слова, которые получены с помощью приставки: наледь, (замёрзшие слои воды), укол.

- Есть слово, которое образовано с помощью приставки и суффикса: заколка.

- Но есть ещё одно слово: ледокол, как его получили?

- Сложили два корня.

- Все с этим согласны?

- Да.

-Тогда скажите, что делали ребята в игре?

- Образовывали новые слова.

- Создайте новое слово из двух корней. (На доске записано: образование   слова – словообразование)

- Из корней не получается?

- Значит, необходимо брать не корни, а….

- Основы слов.

- Какой вывод можно сделать?

- С помощью сложения основ можно получить новые слова.

- Они получили названия сложных слов.

  1. Работа над новым материалом.

- Продолжим делать открытия. Нам помогут ответы на сложные вопросы и задания. Ответы на них мы будем записывать:

1. Кто разводит пчёл? (пчеловод) Выделите основу и гласную, которая нам поможет.

2. Кто ухаживает за садом? (садовод)

3. Что получится, если соединить корень и плод? (корнеплод)

4. Кем по профессии был герой африканской сказки о друзьях и врагах? (дровосек)

5. Чем можно собрать дома всю пыль? (пылесосом)

6. Он первым прошёл этот путь, поэтому его называют… (первопроходец)

7. Этим устройством можно привести газон в порядок. (газонокосилка)

8.Когда в горах падают камни, то говорят, что начался … (камнепад)

- Какие соединительные гласные нам помогали?

- О и Е.

- В сложных словах можно встретить только эти соединительные гласные, это –

- орфограмма

- Какой частью речи являются наши сложные слова?

- Существительные.

МУЗЫКАЛЬНАЯ  ПАУЗА

- Возьмите карточку.

Как лисичка бычка обидела.

Лисичка сказала бычку, что он  крив_рогий  да  больш _ротый.

А бычок ей:

-  А ты длинн_хвостая, и глаза у тебя круглые! И в море жить ты не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

-Какими увидели друг друга её герои?

- лиса увидела…              бычок увидел…

- Выпишите сложные слова. Выделите основы, подчеркните соединительные гласные.

- Правдив ли заголовок текста?

- Нет.

Почему?

- Они ведь друг друга обидели.

- А что должна была сказать лисичка о бычке,  а бычок о лисичке, чтобы они помирились?

-  Ты круторогий, круглобокий, трудолюбивый. добродушный….   Остроумная, жизнерадостная

- Что они должны были пожелать друг другу?

- доброе

- Давайте превратим это слово в сложное. Как называется качество человека, когда он умеет желать добро.

- Доброжелательность.

- Молодцы. Допишем это слово.

- Но в тексте есть что-то ещё.

- Бычок говорил,  что она не может жить в море.

- А разве бычок может жить в море?

- Есть такие рыбки – бычки.

- Чем могла бы ответить лисичка?

- …..

  1. Закрепление.

- Мы много говорили о сложных словах. Как нужно рассуждать, чтобы написать эти слова правильно. Как распознать такие слова? Каким способом они образуются.

- Откройте учебники на странице 109, упражнение № 193.

- Что нужно сделать?

- Записать, от каких слов образовались данные слова.

- Запишите по образцу, выделяя основы.

5. Рефлексия.

- Сегодня мы познакомились со сложными словами. В речи они встречаются очень часто. И сегодня мы закончим наш урок предложением, в котором есть сложное слова.  Я начну, а вы продолжите:  Сегодня мы добросовестно трудились. Назовите сложное слово…

- Продолжаем…

6. Домашнее задание.

Словарь № 8  Упражнение 194 стр.109, повторить памятку с правилом.

Как лисичка бычка обидела.

Лисичка сказала бычку, что он крив_рогий да больш _ротый.

А бычок ей:

-  А ты длинн_хвостая, и глаза у тебя круглые! И в море жить ты не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

                      http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=48485b39a20b6c017520e15a2bc58328-98-144&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=9a35d66816f04613d7e53564196af209-86-144&n=21

Как лисичка бычка обидела.

Лисичка сказала бычку, что он крив_рогий да больш _ротый.

А бычок ей:

-  А ты длинн_хвостая, и глаза у тебя круглые! И в море жить ты не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

                      http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=48485b39a20b6c017520e15a2bc58328-98-144&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=9a35d66816f04613d7e53564196af209-86-144&n=21

Как лисичка бычка обидела.

Лисичка сказала бычку, что он крив_рогий да больш _ротый.

А бычок ей:

-  А ты длинн_хвостая, и глаза у тебя круглые! И в море жить ты не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

                      http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=48485b39a20b6c017520e15a2bc58328-98-144&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=9a35d66816f04613d7e53564196af209-86-144&n=21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку 4 класс, тема:"Местоимение"

Данный урок завершает изучение "Местоимения", обобщает и приводит в систему знания, полученные при изучении этой темы....

Открытый урок по русскому языку 1 класс Тема «Прописная буква в начале предложения»

Открытый урок, который я проводила в 1 классе, по русскому языку, программа "Школа России"...

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема: Перенос слов

Прекрасный урок по русскому языку 2 класса по теме перенос слов...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....

Урок по русскому языку 4 класс Тема: «Повторение правописания мягкого знака в словах»

Разработка включает в себя урок русского языка для 4 класса, для закрепления правил написания мягкого знака в словах....