Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка.
Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сложных слов; подбирать однокоренные слова с заданным значением.
Планируемые результаты:
личностные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Русский язык: 4кл.: Учебник: В 2 ч./ Канакина В.П. / Учебник, 2015.-Ч.2./Программа - Школа России;
мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_ryzhova.docx | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка.
Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сложных слов; подбирать однокоренные слова с заданным значением.
Планируемые результаты:
личностные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Русский язык: 4кл.: Учебник: В 2 ч./ Канакина В.П. / Учебник, 2015.-Ч.2./Программа - Школа России;
мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация.
№ № | Этап урока Метод и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивационный. Словесный: слово учителя. Практический: чтение словосочетаний. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: орфографическое упражнение Взаимопроверка Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. | ≈ 2 ≈ 5 | Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте настроимся на работу и проверим, все ли у нас на месте?! Руки на месте? Ножки на месте? Глазки все видят? Ушки все слышат? Здорово! А теперь откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, и Классная работа. Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Актуализация опорных знаний. - А сейчас давайте выполним небольшое задание, прочитайте слова, которые вы видите на экране. (берёза, березняк, берёзонька, берёзовый, подберёзовик) - Что это за слова? (однокоренные слова) -Как вы думаете, о чем мы сегодня продолжим с вами говорить? (О корне слова) - Верно, сегодня мы с вами будем продолжать находить корни в словах, а так же мы с вами узнаем о новых «волшебных» словах. -Но для начала, давайте вспомним, как найти корень в слове? (Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть) -Давайте вернемся к нашим словам. Запишите их к себе в тетрадь, и выделите в них корень. Теперь давайте проверим эти слова. Если вы все выделили верно, поставьте на полях у себя карандашом плюсик, если нет минус. | Приветствовать. Настраиваться на предстоящую работу. Проверять готовность к уроку. Записывать. Читать словосочетания. Отвечать на вопросы. Выполнять орфографическое упражнение. | Положительное отношение к урокам литературного чтения, формирование ценностных ориентаций. Р: принимают и сохраняют учебную задачу П: строят рассуждение П: выполняют задание Р: осуществляют взаимопроверку П: строят речевое высказывание |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение. Практический: устное грамматическое упражнение Словесный: ответы на вопросы Словесный: ответы на вопросы Практический: чтение правила. Практический: выполнение двигательных упражнение Словесный: ответы на вопросы Словесный: ответы на вопросы. Практический: грамматическое упражнение Самопроверка Практический: чтение правила. Практический: Работа с правилом. Решение частных задач. Практический: выполнение упражнения Словесный: ответы на вопросы. Практический: письменное грамматическое упражнение | ≈ 5 ≈ 7 ≈ 1 ≈ 7 ≈15 | Изучение нового материала - Откройте учебник на странице 77 и прочитайте задание в упражнении 138. Ребята, кто может мне объяснить лексическое значение слова носорог? (животное, у которого на носу рог). - Что обозначает слово ледоход? (средство передвижения, которое ходит по льду) Слово пылесос? (бытовой предмет, который сосет пыль) - Ребята, а как вы думаете, в данных словах один корень или два корня? (два) От каких слов образовалось каждое слово? - Ребята, как вы считаете, как называются такие слова? (сложные) - Сейчас вам нужно будет списать столбик в алфавитном порядке и выделить в словах, которые вы списали корни. 1 ряд – 1 столбик; 2 ряд – 2 столбик; 3 ряд – 3 столбик. Теперь обменяйтесь тетрадями и давайте сверим ваши слова с доской. Если все выполнено верно, поставьте своему соседу по парте на поляк карандашом плюс, если не верно минус. Можете обменяться тетрадями обратно. - У кого были ошибки? (В каком слове? Ты понял свою ошибку? Объясни.) - Ребята, вы заметили, что между корнями остались гласные буквы? Подчеркните их одной чертой. Эти буквы соединяют корни сложных слов. Как вы думаете, как будут называться такие гласные? (соединительные) - Посмотрите еще раз внимательно на соединительные гласные в словах. Вы что-то заметили? (Да, соединительными гласными могут быть только буква О и Е) - Найдите в первом столбике слово, в котором звуков больше чем букв. (змеелов) Докажите. (в слове есть йотированная гласная Е). Почему она дает два звука? (стоит после гласной) Когда еще мы можем встретить йотированную гласную? (в начале слова, после гласных, после букв Ь и Ъ) Молодцы! Физкультминутка. А теперь немного отдохнем! И выполним физкультминутку. Раз – подняться, потянуться Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. Задание 140 -Откройте задание 140, на странице 78. - Прочитайте задание. -Для выполнения этого упражнения, вам нужно объединиться в пары и в каждой группе слов найти лишнее, объяснить свой выбор. (1. Водитель, 2. лесовод 3.вихрь) Спишите оставшиеся слова к себе в тетрадь. Давайте проверим, возьмите в руку простой карандаш, если у вас задание выполнено, верно, поставьте на полях плюс, если нет, минус. Давайте еще раз вспомним, как найти корень в слове? Теперь давайте найдем корень в этих словах. (1. Водопад, водовоз, водомер; 2. Луноход, скороход, снегоход; 3. Ветер, ветерок, ветромер) Что вы можете сказать о словах в каждой строчке? (они однокоренные) Молодцы! Задание «деформированное предложение» -Ребята, сейчас я бы хотела попросить у вас помощи. - Пока я к вам ехала, у меня перепутались все предложения и слова в предложениях. Сейчас я вам раздам конверты с предложением. Каждая группа должна составить по одному предложению из данных слов вашего конверта и записать его в тетрадь. Найти в нем подлежащее и сказуемое, подписать, чем выражено. Можете приступать. - Обратите внимание, каждый из ваших конвертов пронумерован. Цифра на конверте соответствует порядку предложений в рассказе. - А теперь, начиная с первого предложения, зачитайте их с места. Задание: 1. весна, края, окутала, наши, теплом. (Весна окутала теплом наши края.) 2. лед, солнышко, на, растопило, речке. (Солнышко растопило лёд на речке.) 3. ручейки, в, понеслись, речку, звонкие. (Звонкие ручейки понеслись в речку.) 4. вода, леса, луга, и, затопила, талая. (Талая вода затопила леса и луга.) 5. птицы, с, перелётные, юга, прилетели. (С юга прилетели перелётные птицы.) 6. Примеряют, летние, звери, шубки. (Звери примеряют летние шубки). - Прочитаем получившийся рассказ. Читает…, остальные внимательно слушают. - Давайте дадим название нашему рассказу. (Весна. Весенняя пора.) Давайте теперь проверим, какую грамматическую основу вы выделили в своих предложениях. Начнем с первого предложения, все остальные внимательно слушают и если вы не согласны, поднимайте руку. Если вы все выполнили верно, поставьте на полях у себя плюс, если же нет минус. | Читать предложения. Называть окончания. Отвечать на вопросы учителя. Формулировать задачи урока. Рассматривать таблицу спряжений. Отвечать на вопросы учителя с опорой на учебник. Выполнять двигательные упражнения. Отвечать на вопросы. Открывать учебник. Читать задание. Выполнять упражнение. Выполнять фронтальную проверку, и проверку по ключу. Отвечать на вопросы. Читать правило. Отвечать на вопросы. Запоминать глаголы исключения. Слушать стихотворение. Читать задание. Отвечать на вопросы. Читать образец. Выполнять задание устно, с проверкой. | П: строят рассуждение П: формулируют учебную задачу Р: принимают и сохраняют учебную задачу П: строят речевое высказывание П: строят рассуждение П: выполняют двигательные упражнения П: строят речевое высказывание П: читают задание П: выполняют задание П: выполняют задание. Р: осуществляют самопроверку по ключу П: строят речевое высказывание П: строят речевое высказывание Р: принимают и сохраняют учебную задачу П: строят речевое высказывание П: выполняют задание с проверкой |
3. | Итог урока. Словесный: ответы на вопросы. Словесный: обобщение | ≈ 3 | Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили на уроке? Сколько корней бывает в слове? О каких соединительных гласных вы узнали? Кто еще раз скажет, как найти корень в слове? Сегодня вы хорошо поработали, молодцы! | Отвечать на вопросы учителя. Выявлять новые полученные знания. Анализировать проделанную работу. | П: строят речевое высказывание |
4. | Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | ≈1 | А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей и у вас на полях стоят все плюсы. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии, и если у вас на полях есть минусы. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно, сегодняшний урок не понравился и на полях у вас нет ни одного плюса. Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания! | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Р: осуществляют итоговый контроль Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по УМК "Школа России". Тема: "Животноводство"
Цель этого урока ознакомить учащихся с отраслью сельского хозяйства - животноводством, узнать особенности развитияи содержания домашних животных....
Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России
Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....
конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение
конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...
Конспект урока 3 класс Школа России "Семейный бюджет"
конспект урока...
Конспект урока 3 класс Школа России "Экономика и экология"
конспек урока...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...