Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Прибылова Наталья Викторовна

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_teme_slozhnye_slova.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  « Сложные слова. Обобщение по теме»

Цели: закрепить  умение  детей правильно писать сложные слова с соединительной гласной   о и е.

Задачи:

  1. Закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образованием сложных слов;
  2. Упражнять в написании сложных слов с орфограммами-буквами соединительных гласных и буквами безударных гласных а корне слова, объяснять и графически обозначать орфограммы, выделять корни в сложных словах;
  3. Развивать умения разных видов устной и письменной речи, понимать и передавать содержание прочитанного текста;
  4. Обогащать  словарный запас учащихся;
  5. Развивать  мыслительные операции: сравнение, анализ, классификация.
  6. Учить выявлять причины своих ошибок и корректировать их.

Формирование УУД на уроке:

Личностные УУД

- формирование желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- использование знаково-символические средства( моделирование);

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование умения работать в малых группах.

Регулятивные УУД

(типы учебных действий)

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка.

Ход урока

  1. Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята и гости! Проверьте, пожалуйста, глазками свою готовность к уроку!

Я хочу начать урок следующими строчками:

 В стране  родного  языка

Не  всё  известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

 

Как вы поняли данные строчки? ( Нам не всё известно о родном языке, но мы сами дойдём до знаний). Какой  призыв есть в нашем стихотворении? (Начнём путешествовать!)

Что можно сказать о слове  путешествие? Какое оно? (Сложное) Почему? (Состоит из двух корней)

Я вас приглашаю в путешествие  по стране родного языка! А  на каждом уроке русского языка какое задание мы выполняем? ( Чистописание) А это какое слово? ? (Сложное) Почему? (Состоит из двух корней)

Сколько  сложных слов мы уже с вами уже встретили? (два)

Во время нашего путешествия мы будем наблюдать природное явление.

Отгадайте:

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

Мы услышим  шум сильного потока воды

Отгадайте:

Громкой стать река хотела,

Вниз с вершины полетела.

Это место стало грозным,

Сыплют брызги, словно звезды. (Водопад)

А по вечерам  будем наблюдать…

Мы два вечера подряд
Наблюдали звездопад.

Но для  ,того,чтобы отправиться в путешествие, нам нужен транспорт.

А  на чём мы совершим наше путешествие? Отгадайте

Сам летит, над тучей мчится.

С крыльями он, но не птица,

В животе везёт народ.

Что же это –  самолёт

Что объединяет  все эти слова?

Кто может назвать тему нашего урока?  (Сложные слова)

Мы много  уроков  посветили данной теме, но сегодня я вас приглашаю совершить путешествие , в котором нам встретятся много трудностей. Вы готовы их преодолевать?!

А какие качества нам помогут преодолеть все трудности? Назовите их?  (Жизнерадостность,целеустремленность,доброжелательность,трудолюбие)

А как называют человека,который обладает всеми этими качествами?  ( 7 слайд)

Что объединяет все эти слова?

2.Чистописание

Посмотрите. пожалуйста , на доску какое задание вас ждёт?

Записать слоги. Что объединяет все эти слоги? Они открытые. На какие две группы их можно разделить на твёрдые и мягкие слоги. Запишите   слова, подчеркните соединительную гласную.

  1. Актуализация знаний.

Чтобы попасть на самолёт и совершить мы должны  вспомнить алгоритм написания соединительных  гласных  о, е в сложных словах.

  1. Если основа оканчивается  на твердый согласный звук – пиши О

Водопад,  скороход.

2. Если основа оканчивается  на мягкий согласный звук –  пиши Е

Землемер,   синеглазый

3. После [ж] [ш] [ц]  - всегда пиши Е

Пешеход,  сердцеед

Всем удачи ! В добрый путь!

Как называется наша страна? Что необычного в её названии? Сложнословоландия

Пчела,   разводить -   пчел_вод

Земля,   пахать       -   земл_пашец

Лес,       рубить       -   лес_руб

Свинья, пасти         -   свин_пас

Сталь,   варить       -   стал_вар

Скала, лазать         -   скал_лаз

Море,  плавать       -   мор_плаватель

Сад,    разводить    -    сад_ вод

Рыба,   ловить        -   рыб_лов

Пчела,   разводить -   пчел_вод

Земля,   пахать       -   земл_пашец

Лес,       рубить       -   лес_руб

Свинья, пасти         -   свин_пас

Сталь,   варить       -   стал_вар

Скала, лазать         -   скал_лаз

Море,  плавать       -   мор_плаватель

Сад,    разводить    -    сад_ вод

Рыба,   ловить        -   рыб_лов

 Работа по теме урока

Нам требуется помощник ? А как называется наш помощник? Замените слово гид –сложным словом (экскурсовод)

Чтобы выбрать нужного экскурсовода вы должны дать  ему правильную хар-ку  

Иван –Царевич                Соловей-Разбойник (Работа  в группах) Вспоминаем правила работы в группе.

Трудолюбивый                        Самолюбивый

   Сердобольный                        Слабовольный

   Милосердный                          Тугодум

   Добродушный                          Властолюбивый

   Великодушный

   Благородный

Проверяем. (слайд 12)

Иван –Царевич   рассказал  о профессиях жителей его страны   и просит,чтобы мы правильно записали их профессии.        

Пчела,   разводить -   пчел_вод

Земля,   пахать       -   земл_пашец

Лес,       рубить       -   лес_руб

Свинья, пасти         -   свин_пас

Сталь,   варить       -   стал_вар

Скала, лазать         -   скал_лаз

Море,  плавать       -   мор_плаватель

Сад,    разводить    -    сад_ вод

Рыба,   ловить        -   рыб_лов

Физминутка

Работа по учебнику

Иван –Царевич  приглашает нас в музей волшебных вещей с.110  упр.133(слайд15).

Проверяем (слайд16)

Рассмотрите иллюстрацию, где изображена скатерть-самобранка. Назовите предмет, изображ.на иллюстрации сложным словом. А как называется мероприятие ,с самоваром и угощением ? (Чаепитие)

Творческая работа

 Составьте предложения  и текст

  • берёзы , стряхивали , листья, последние
  •  лист _ пад,  начался
  •  осень, наступила
  •  готовили, к ,зима,

               сад _ воды, растения

  •  приводили, порядок, в, пчел _ воды, улья

Рассказ

Наступила осень. Начался листопад. Берёзы стряхивали последние листья. Садоводы готовили растения к зиме. Пчеловоды приводили в порядок ульи .

Выслушивается  2-3 текста. Назовите сложные слова, которые вам встретились.

Нам пора покидать страну Ивана-Царевича, но для этого нужно выполнить следующее задание (слайд 19)

Д/3  Вас просит выполнить Иван-Царевич с.117 упр.5

Рефлексия  (слайд 21)

Труд   любивый                        Сам   любивый

Серд   больный                        Слаб     вольный

 Мил   сердный                          Туг    дум

Добр   душный                          Власт  любивый

 Велик   душный

  Благ   родный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.

Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы  в  определении спряжения глаголов. К уро...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме глагол

Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «Глагол».Планируемые  результаты:Предметные:знать, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно;уметь видеть глаголы в тексте;уме...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме имя прилагательное

Цели деятельности учителя:  формирование закрепление знаний по теме «Имя прилагательное».Планируемые  результаты:Предметные: знать, что такое имя прилагательное; уметь находить...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Тема: «Текст-рассуждение»

Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе....