Начальная форма слов – названий предметов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тимофеева ТВ

Образовательная программа: «Перспективная начальная школа»                                                              

Тема. Начальная форма слов – названий предметов.

Тип урока: изучение нового материала

Цель – изучение начальной формы слов – названий предметов.

 

Планируемые результаты:

  • Предметные результаты:   
  • способствовать формированию у обучающихся нахождения начальной формы слова;
  • ввести понятие начальная форма слова;
  • довести до понимания понятие начальная форма слова и ее нахождение.                                                                   
  • Метапредметные результаты - формирование УУД (развивающая задача):
  • познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь;
  • регулятивные УУД:
  • определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; 
  • высказывать свое предположение на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками, планировать свои действия;
  • личностные УУД:
  • формировать умение контролировать свою деятельность;
  • формировать умение объективно оценивать деятельность другого;
  • коммуникативные УУД:
  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • обогащать словарный запас путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.
  • Личностные результаты (воспитывающая задача):
  • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

 

 

 

Оборудование:

  1. Учебник, печатная тетрадь

Учебник «Русский язык – 2 класс» (Чуракова)

2) Демонстрационный материал (на доску)

  • Презентация

     3)Раздаточный материал (на парты)

  • Карточки с заданиями
  • ТСО
  • Компьютер, проекционная аппаратура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление  доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число

Классная работа

 

Комод, рюкзак, комода, рюкзака.

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

 ЛУУД:

  • сформировать положительное отношение к уроку, интерес к дальнейшей деятельности.

КУУД:

  • способствовать планированию учебного сотрудничества

Здравствуйте, дети. Меня зовут Татьяна Владимировна.

 

Давайте зарядим друг друга хорошим настроем и настроимся на работу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация опорных знаний и постановка темы, цели

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь;

РУУД:

  • определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; 
  • высказывать свое предположение на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками, планировать свои действия;

КУУД:

  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • обогащать словарный запас путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Посмотрите на доску и скажите, есть ли между этими словами различия? И если есть, то какие?

 

Комод, рюкзак, комода, рюкзака.

 

-Нашли ли вы отличия? Какие?

-Верно, еще можно сказать, что у этих слов разные формы. Какие слова можно объединить между собой?

-А все ли слова мы можем найти в толковом словаре?

-Давайте попробуем найти все эти слова в толковом словаре, чтобы убедиться в своих словах.

-Откройте Толковый словарь в учебнике и найдите все слова.

-Все ли слова вы смогли найти?

-А какие найти не удалось?

-Как думаете почему?

-Хорошо, откройте учебник на странице 70 (СЕМИДЕСЯТОЙ) и прочтите правило.

-Так какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Что мы должны будем сделать?

 

 

 

 

 

-разные окончания

 

-комод-комода, рюкзак-рюкзака

 

-да/нет

 

 

 

 

 

-нет

-комода, рюкзака

 

 

-начальная форма слова.

-изучить и узнать что такое начальная форма слова

 

3. Открытие детьми нового знания

 

Этап выявления места и причины затруднения

 

Этап построения выхода из затруднения

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь;

РУУД:

  • высказывать свое предположение на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками, планировать свои действия;

КУУД:

  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • обогащать словарный запас путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Вы прочли правило, назвали тему и цель нашего урока, тогда посмотрите на доску и попробуйте определить какие слова находятся в начальной форме.

Почему вы так решили?

Тогда найдите еще раз в Толковом словаре слово комод. После самого слова стоит дефис и буква а. Как вы думаете, что это означает?

Словарь показывает первое изменение слова. То есть:

ЕСТЬ (Кто? Что?) – комод, НЕТ (Кого? Чего?) – комода.

Комод и комода – это одно слова, но разные формы этого слова. А что это за часть слова (комода)?

Какая из этих форм является начальной? Какие признаки вы нашли у слова комод, что решили, что это начальная форма слова?

 

 

 

 

 

 

-другая форма слова/окончание

 

 

 

 

 

 

-Комод

-Единственное число, вопрос Кто? Что?

 

4.Физминутка

 

Сейчас давайте подготовим наши пальчики к работе.

 

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого. Ритмично разжимаем все пальцы вместе. Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца. Ритмично сжимаем все пальцы вместе.)

 

 

5. Первичное закрепление.

 

Введение новых знаний в систему знаний

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь;

РУУД:

  • высказывать свое предположение на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками, планировать свои действия;

ЛУУД:

  • формировать умение контролировать свою деятельность;

КУУД:

  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • обогащать словарный запас путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Мы подготовили наши пальчики к работе и сейчас откройте учебник на странице 71 (семьдесят ПЕРВОЙ), найдите упражнение 46 (сорок ШЕСТОЕ). Прочтите задание. Что нам требуется?

Хорошо. Я прочту его вслух, а вы следите в учебнике.

-Ты боишься высоты?

-Нет, нисколечко. А ты?

-Не боюсь, коль высота

Мне не выше живота.

 

Итак, нам нужно найти в этом стихотворении две разные формы ОДНОГО и того же слова. Посмотрите внимательно и найдите эти формы.

Итак, какая из них начальная? Как вы это поняли?

Следующее задание в этом упражнении выпишите столбиком обе формы этого слова. Откройте тетради. Запишите число и классная работа. А теперь выпишите обе эти формы слова. Все выписали? Теперь выделите окончания у обеих форм. Какое окончание у формы высота? А у формы высоты?

 

 

 

-прочитать стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-высоты и высота.

-высота, ед.ч. Кто? Что?

 

6.Самостоятельная работа

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь;

РУУД:

  • высказывать свое предположение на основе работы с дополнительными источниками, планировать свои действия;

ЛУУД:

  • формировать умение контролировать свою деятельность;
  • формировать умение объективно оценивать деятельность другого;

КУУД:

  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Сейчас я хочу проверить вас, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Я раздам вам карточки. Первое задание найти все слова в начальной форме и выделить их. Затем мы проверим.

о

м

К

р

о

т

О

Д

А

Р

о

б

о

б

Т

и

С

ь

К

т

л

е

с

о

л

и

т

а

т

т

С

о

к

о

к

р

Р

у

ч

К

о

а

а

д

ь

е

й

ш

к

Во втором задании вам нужно написать слова в начальной форме. То есть там они написаны в другой форме, а вы должны преобразовать их в начальную.

 

Домой, у реки, лисе, ежу, о звонке, столом, с горы, на диване.

 

А сейчас поменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями, возьмите ручку другого цвета и давайте проверим. Внимание на экран.

Ставьте сбоку плюс за каждое верно угаданное слово.

Проверяем следующее упражнение.

Также за каждое верное слово ставим плюс.

Теперь посчитайте количество плюсов и напишите ниже.

Посмотрите на экран и соотнесите количество плюсов с оценкой и поставьте ту оценку, которой соответствует количество плюсов.

19-16: «5»

15-12: «4»

11-9: «3»

8-0: «2»

 

 

7.Итог урока. Рефлексия

РУУД:

  • Анализировать полученный результат в соответствии с требованиями;
  • Контроль и самоконтроль;

КУУД:

  • Обсуждать со сверстниками результат выполненной работы.

Итак, давайте еще раз вспомним тему нашего урока. Какой она была?

Что мы узнали?

А теперь давайте похлопаем те, кто сегодня все понял и у кого все сегодня удалось.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc81.5 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx64.15 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа: «Перспективная начальная школа»        

Тема. Начальная форма слов – названий предметов.

Тип урока: изучение нового материала 

Цель – изучение начальной формы слов – названий предметов.

Планируемые результаты:

  • Предметные результаты:    
  • способствовать формированию у обучающихся нахождения начальной формы слова;
  • ввести понятие начальная форма слова;
  • довести до понимания понятие начальная форма слова и ее нахождение.                                                                  
  • Метапредметные результаты - формирование УУД (развивающая задача):
  • познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь;
  • регулятивные УУД:
  • определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;  
  • высказывать свое предположение на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками, планировать свои действия;
  • личностные УУД:
  • формировать умение контролировать свою деятельность;
  • формировать умение объективно оценивать деятельность другого;
  • коммуникативные УУД:
  • формировать умение слушать и понимать других; 
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • обогащать словарный запас путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.
  • Личностные результаты (воспитывающая задача):
  • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  1. Учебник, печатная тетрадь

Учебник «Русский язык – 2 класс» (Чуракова)

2) Демонстрационный материал (на доску)

  • Презентация

     3)Раздаточный материал (на парты)

  • Карточки с заданиями
  • ТСО
  • Компьютер, проекционная аппаратура

Оформление  доски

Число

Классная работа

Комод, рюкзак, комода, рюкзака.

Ход урока

Этап урока

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

 ЛУУД:

  • сформировать положительное отношение к уроку, интерес к дальнейшей деятельности.

КУУД:

  • способствовать планированию учебного сотрудничества

Здравствуйте, дети. Меня зовут Татьяна Владимировна.

Давайте зарядим друг друга хорошим настроем и настроимся на работу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

 

2.Актуализация опорных знаний и постановка темы, цели

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь;

РУУД:

  • определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;  
  • высказывать свое предположение на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками, планировать свои действия;

КУУД:

  • формировать умение слушать и понимать других; 
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • обогащать словарный запас путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Посмотрите на доску и скажите, есть ли между этими словами различия? И если есть, то какие?

Комод, рюкзак, комода, рюкзака.

-Нашли ли вы отличия? Какие?

-Верно, еще можно сказать, что у этих слов разные формы. Какие слова можно объединить между собой?

-А все ли слова мы можем найти в толковом словаре?

-Давайте попробуем найти все эти слова в толковом словаре, чтобы убедиться в своих словах.

-Откройте Толковый словарь в учебнике и найдите все слова.

-Все ли слова вы смогли найти?

-А какие найти не удалось?

-Как думаете почему?

-Хорошо, откройте учебник на странице 70 (СЕМИДЕСЯТОЙ) и прочтите правило.

-Так какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Что мы должны будем сделать?

-разные окончания

-комод-комода, рюкзак-рюкзака

-да/нет

-нет

-комода, рюкзака

-начальная форма слова.

-изучить и узнать что такое начальная форма слова

3. Открытие детьми нового знания

Этап выявления места и причины затруднения 

Этап построения выхода из затруднения

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь;

РУУД:

  • высказывать свое предположение на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками, планировать свои действия;

КУУД:

  • формировать умение слушать и понимать других; 
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • обогащать словарный запас путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Вы прочли правило, назвали тему и цель нашего урока, тогда посмотрите на доску и попробуйте определить какие слова находятся в начальной форме.

Почему вы так решили?

Тогда найдите еще раз в Толковом словаре слово комод. После самого слова стоит дефис и буква а. Как вы думаете, что это означает?

Словарь показывает первое изменение слова. То есть:

ЕСТЬ (Кто? Что?) – комод, НЕТ (Кого? Чего?) – комода.

Комод и комода – это одно слова, но разные формы этого слова. А что это за часть слова (комода)?

Какая из этих форм является начальной? Какие признаки вы нашли у слова комод, что решили, что это начальная форма слова?

-другая форма слова/окончание

-Комод

-Единственное число, вопрос Кто? Что?

4.Физминутка

Сейчас давайте подготовим наши пальчики к работе.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого. Ритмично разжимаем все пальцы вместе. Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца. Ритмично сжимаем все пальцы вместе.)

5. Первичное закрепление.

Введение новых знаний в систему знаний

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь;

РУУД:

  • высказывать свое предположение на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками, планировать свои действия;

ЛУУД:

  • формировать умение контролировать свою деятельность;

КУУД:

  • формировать умение слушать и понимать других; 
  • формировать умение строить речевое высказывание;
  • обогащать словарный запас путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Мы подготовили наши пальчики к работе и сейчас откройте учебник на странице 71 (семьдесят ПЕРВОЙ), найдите упражнение 46 (сорок ШЕСТОЕ). Прочтите задание. Что нам требуется?

Хорошо. Я прочту его вслух, а вы следите в учебнике.

-Ты боишься высоты?

-Нет, нисколечко. А ты?

-Не боюсь, коль высота

Мне не выше живота.

Итак, нам нужно найти в этом стихотворении две разные формы ОДНОГО и того же слова. Посмотрите внимательно и найдите эти формы.

Итак, какая из них начальная? Как вы это поняли?

Следующее задание в этом упражнении выпишите столбиком обе формы этого слова. Откройте тетради. Запишите число и классная работа. А теперь выпишите обе эти формы слова. Все выписали? Теперь выделите окончания у обеих форм. Какое окончание у формы высота? А у формы высоты?

-прочитать стихотворение

-высоты и высота.

-высота, ед.ч. Кто? Что?

6.Самостоятельная работа

ПУУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы;
  • составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь;

РУУД:

  • высказывать свое предположение на основе работы с дополнительными источниками, планировать свои действия;

ЛУУД:

  • формировать умение контролировать свою деятельность;
  • формировать умение объективно оценивать деятельность другого;

КУУД:

  • формировать умение слушать и понимать других; 
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.

Сейчас я хочу проверить вас, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Я раздам вам карточки. Первое задание найти все слова в начальной форме и выделить их. Затем мы проверим.

о

м

К

р

о

т

О

Д

А

Р

о

б

о

б

Т

и

С

ь

К

т

л

е

с

о

л

и

т

а

т

т

С

о

к

о

к

р

Р

у

ч

К

о

а

а

д

ь

е

й

ш

к

Во втором задании вам нужно написать слова в начальной форме. То есть там они написаны в другой форме, а вы должны преобразовать их в начальную.

Домой, у реки, лисе, ежу, о звонке, столом, с горы, на диване.

А сейчас поменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями, возьмите ручку другого цвета и давайте проверим. Внимание на экран.

Ставьте сбоку плюс за каждое верно угаданное слово.

Проверяем следующее упражнение.

Также за каждое верное слово ставим плюс.

Теперь посчитайте количество плюсов и напишите ниже.

Посмотрите на экран и соотнесите количество плюсов с оценкой и поставьте ту оценку, которой соответствует количество плюсов.

19-16: «5»

15-12: «4»

11-9: «3»

8-0: «2»

7.Итог урока. Рефлексия

РУУД:

  • Анализировать полученный результат в соответствии с требованиями;
  • Контроль и самоконтроль;

КУУД:

  • Обсуждать со сверстниками результат выполненной работы.

Итак, давайте еще раз вспомним тему нашего урока. Какой она была?

Что мы узнали?

А теперь давайте похлопаем те, кто сегодня все понял и у кого все сегодня удалось.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

о м К р о т О Д А Р о б о б Т и С ь К т л е с о л и т а т т С о к о к р Р у ч К о а а д ь е й ш к

Слайд 2

Домой - дом, у реки - река, л исе - лиса, Ежу - ёж, о звонке - звонок, с толом - стол, с горы - гора, на диване - диван.

Слайд 3

19-16: «5» 15-12: «4» 11-9: «3» 8- 0 : «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Начальная форма слов-названий предметов" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Начальная форма слов-названий предметов"...

" Начальная форма слов - названий предметов" - 15.01.2016 г.

Открытый урок по УМК "Перспективная начальная школа проведён для родителей...

урок русского языка 2 класс пнш тема: "Начальная форма слов- названий признаков предмета

Цель:   закрепить умение определять начальную форму слов- названий признаков предмета Задачи урока:Образовательные: повторить, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки пре...

Технологическая карта урока русского языка ПНШ Тема: «Начальная форма слов- названий действий предмета» 2 класс

Учащиеся   научатся: самостоятельно определять начальную форму слов- названий действий предмета, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания...

Начальная форма слов – названий предметов.

Образовательная программа: «Перспективная начальная школа»...

Конспект урока русского языка "Начальная форма слов-названий предметов" (УМК "Перспективная начальная школа, 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления о начальной форме слов-названий предметов; умения ставить слова-названия предметов в начальную форму.Планируемые результатыПредметные: знать:...

Начальная форма слов-названий признаков предметов

Технологическая карта по русскому языку на тему "Начальная форма слов-названий признаков предметов" (2 класс)...