Конспект урока по теме: "Начальная форма слов-названий предметов" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по русскому языку по теме "Начальная форма слов-названий предметов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
начальная форма слов-названий предметов | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: начальная форма слов-названий предметов
Цель: создание условий для осознания и осмысления понятия «начальная
форма слова названия предметов» путем активизации познавательной
деятельности
Задачи: 1.Формировать умение ставить существительные в начальную форму;
учить ставить слова названия предметов в начальную форму, стоящих
во множественном числе;
отрабатывать навык работы с Обратным словарем.
2.Способствовать развитию у школьников высокого уровня
познавательной активности и положительной мотивации учения;
развитию коммуникативных компетенций. .
3. Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные: самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием).
Метапредметные:
Регулятивные
– принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.
Познавательные
– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- формировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации;
- подведение под понятие (начальная форма).
Коммуникативные
- коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника.
Предметные:
- определять начальную форму слов-названий предметов;
- изменять слова-названия предметов по числам;
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.
Тип урока: урок применения знаний и овладение новыми умениями
Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование приемов технологии развития мышления, наблюдения, внимания.
I. Организационный момент
Прозвенел опять звонок
Начинается урок
Должно на парте всё лежать
дневник, учебник и тетрадь
карандаш, линейка, ручка
Вижу класс готов.
А девиз у нас каков?
- Больше дела, меньше слов
II. Чистописание
Всем ворона и верблюд
Вишни вёдрами везут.
Волк из вишни в воскресенье
Варит вкусное варенье.
Угадайте правописание какой буквы мы будем сегодня повторять. (Вв)
( На доске делаю показ, дети пишут в тетрадях)
- А теперь назовите три слова-названия предметов, отвечающих на вопрос кто? Запишите их. (ворона верблюд волк)
- Какое лишнее? Почему? ( лишнее – ворона, т.к. птица). Что ещё знаете об этом слове? (словарное слово)
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока
Прочитайте тему нашего урока. Начальная форма слов-названий предметов (тема урока записана на доске)
- Вы, конечно, помните, что такое начальная форма слов, называющих предметы? – спросила Анишит Йокоповна. Миша и Маша смущённо молчали.
А вы можете ответить на этот вопрос?
- Так значит, мы уже что-то знаем по данной теме?
Знаем :
- есть слова названия предметов;
-они отвечают на вопрос кто? что?
-изменяются по числам, могут быть ед.ч и мн.ч.
-начальная форма слова названия предмета отвечает на вопрос кто? что?
Соотнесите свои ответы с подсказкой Летучей Мыши. Сделайте вывод, правы ли вы? (стр. 9)
Не знаем:
- можно ли слова названия предметов мн. числа поставить в начальную форму;
-все ли слова названия предметов мн.числа являются начальной формой слова.
Сформулируйте цели урока?
Начинайте со слова научимся …
Научимся ставить слова- названия предметов в начальную форму.
Научимся изменять слова названия предметов по числам
- Где мы можем сейчас узнать то, чего еще не знаем?
- Приступим к заданию с.10 упр. 4. Выполняя, это упражнение мы научимся, ставить слова - названия в начальную форму и проверим, всегда ли можно поставить слово-название предмет в форму единственного числа.
- Работаем по заданию учебника (мини-исследование)
- Прочитайте по цепочке слова. В какой форме все они стоят? (они – это форма мн. числа).
Можно ли поставить 1, 3 и 4 слова в форму ед.числа?
( Лыжи – не имеют форму ед. числа. А сапоги и варежки – можно. Форма ед. числа и будет начальной формой этих слов.)
- А второе слово деньги?
( Нельзя. Хотя в старину слово деньга с ударением на последнем слоге есть – так называли мелкую монету. Но это слово не является формой ед. числа слова деньги.)
IY. Физкультминутка
Проверим ваше внимание! Я буду произносить слова и предложения. Если услышите предложения – приседайте с вытянутыми руками, если слова – делайте наклон вперёд.
- А что обозначают слова сени и ясли?
- Где мы можем это узнать? ( В толковом словаре)
-Продолжаем работать в парах, договоритесь, кто какое слово будет искать.
- Кто нашел? (этих слов нет в словаре)
Наш словарь в учебнике не может вместить все слова. Учащиеся зачитывают из другого словаря.
Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Ясли – кормушка для скота, прикреплённая к стенке.
Ясли – воспитательное учреждение для детей до трёх лет.
Можно ли эти слова поставить в форму ед. числа? (нельзя)
Неужели у этих слов нет начальной формы?
- Как отвечает на этот вопрос Летучая мышь?
- Прочтите про себя и проговорите друг другу.
Итак, какой сделаем вывод? (Если у слова, называющего предмет, есть только форма мн.числа, то эта, и будет начальной формой слова).
Читаем задание в учебнике. Теперь договоритесь, кто будет выписывать слова, у которых есть форма ед. числа, а кто будет выписывать слова у которых нет формы единственного числа ( т.е. только форма мн.числа ).
1 группа 2 группа
Сапоги-сапог деньги
Варежки-варежка лыжи
Чулки-чулок очки
Носки-носок брюки
Туфли-туфля-туфель грабли
Ладоши-ладонь ясли
Уши-ухо сени
пони
Y. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков
Самостоятельная работа Т.2 упр. 6
YI. Подведение итога урока
- Над какой темой урока сегодня мы работали?
- Какие цели ставили для себя? ( ставить слова- названия предметов в начальную форму и изменять слова названия предметов по числам)
- Как вы считаете, мы выполнили задачу нашего урока?
- Что мы узнали о словах- названиях предметов, стоящих во мн. числе? ( Если оно имеет форму ед. числа, то н.ф. будет ед. число. А если имеет форму только мн. числа. То это и будет его начальной формой).
Рефлексия урока
Домашнее задание Рт. 2 стр.7 упр. 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка на тему «Слова-названия предметов разного рода» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цель деятельности учителя:обобщение и систематизация знаний и умений определять род имен существительных.Планируемые результаты:Предметные:знать рода имен существительных, какие окончания они имеют;ум...
Конспект урока русского языка Тема: Начальная форма слов-названий признаков. 2 класс . УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению начальной формы слов-названий признаков предмета. План...
Конспект+презентация урока по русскому языку "Окончания слов-названий предметов" 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс...
Конспект урока русского языка "Начальная форма слов-названий предметов" (УМК "Перспективная начальная школа, 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представления о начальной форме слов-названий предметов; умения ставить слова-названия предметов в начальную форму.Планируемые результатыПредметные: знать:...
Конспект урока по теме "Начальная (неопределённая) форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты: Предметные:Уметь: определять неопределенную форму глагола по вопросам;правиль...
Конспект урока по окружающему миру "Формы земной поверхности" " (2 класс) (УМК Школа России)
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).Планируемые результаты:Предметные:− знать формы земной поверхности;&minu...
Конспект урока по окружающему миру "Формы земной поверхности", 2 класс
Материал содержит конспект урока и презентацию по данной теме....