" Начальная форма слов - названий предметов" - 15.01.2016 г.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бардина Анна Михайловна

Открытый урок по УМК "Перспективная начальная школа проведён для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nach._forma_slov_-_nazv_predm-2_kl.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

День открытых дверей                        МОУ «Лицей №7» г. о. Саранск, 2   класс               Бардина А. М.

Урок русского языка

Тема: Начальная форма слов - названий предметов.

 Цели деятельности учителя: ввести понятие «начальная форма слова»; познакомить со структурой словарной статьи; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение определять начальную форму слов-названий предметов.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять начальную форму слова, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания.

Критерии оценки компонентов УУД (метапредметные):

 регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с  коммуникативными и познавательными задачами;

коммуникативные – умеют излагать свое мнение, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера, вырабатывать общую точку зрения благодаря работе в группе; личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование урока: компьютер; проектор;  экран; мультимедийная презентация; ЭОР; учебник «Русский язык», автор Н.А.Чуракова; рабочая тетрадь Русский язык», автор Т.А.Байкова;  фишки;  карточки для групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните плохое настроение, а вдохните свежесть утро и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

1.Сообщение темы и целей урока.

-Откройте  в учебнике содержание и назовите тему урока.

-Чем мы будем заниматься на этом уроке? (Начальной формой слов- названий предметов.)

-Чему научимся на уроке? (Научимся определять начальную форму слов- названий предметов.)

 II. Актуализация знаний

 1.Минутка красивого письма.

К к / к К/ …

карман Коля картина

–Назовите лишнее слово. Объясните ваш выбор.

2.-Продолжите предложение.

  Слова - названия  предметов  отвечают на вопросы…(кто? что?)

3. Словарная работа.

(Работа за доской по 2 ученика: 1 - выписывает  слова - названия  предметов, которые  отвечают на вопросы кто? , 2 - что?)

1)Сорока, лимон; 2)яблоко, ворона; 3)воробей, город; 4)ученик, пенал.

4. 1)Ресурс: Кто? Что? (№193767)

                  Найди лишнее.

Вид ЦОР: Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b2d500bb-fd89-4a87-b9df-8d5126c01fd1/%5BNS-RUS_2-04%5D_%5BIM_072%5D.html

   2)Ресурс: Представь себя фотографом. (№193630)

                  Найди лишнее.

Вид ЦОР: Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/64a77282-2cf6-4d76-8cb7-dc54cc118

III. Постановка проблемы

Работа с учебником, стр.70.

-Рассмотрите картинку в учебнике.

-Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. Откройте толковый словарь и найдите слово «азбуки». Есть такое слово? (Нет)

- А может быть есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы «азбуки».

 VI. Открытие новых знаний.

1.-Слово «азбука» стоит в единственном числе, а «азбуки» - во множественном числе.

 -А теперь найдите слово «багажом».

-Нет такого слова?

2.-А какая форма этого слова есть? («Багаж»). 

-Чем она отличается от формы «багажом»? (Слово «багаж» отвечает на вопросы кто? что?, а слово «багажом» - кем? чем?).

-Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы кто? что?- это слова в начальной форме.

-В словарях все слова всегда стоят в начальной форме.

3.-Откройте слова «Пиши правильно!». Прочитайте первый пять слов-названий предметов. Все ли они отвечают на вопросы кто? что? В какой форме стоят все эти слова? (В начальной форме.)

4.-Откройте  толковый словарь. Прочитайте словарную статью к слову «азбука».

-Что за буква – и стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова «азбука»: есть (кто? что?) азбука; нет (кого? чего?) азбуки.

-Какая форма слова начальная? (Азбука)

-Как называется частичка слова –а, -и? (Это окончания)

-Прочитайте словарную статью к слову «багаж». Расшифруйте букву –а в этом слове: есть (кто? что?) багаж; нет (кого? чего?) багажа

V.Первичное закрепление.

Физминутка (слайд)

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся.

Два – прогнулся.

Руки в стороны развёл.

Видно, ключик не нашёл.

Улыбнулся – и пошёл.

-Назовите слова - названия предметов. Поставьте их в начальную форму.

VI.Самостоятельная работа.

Работа в парах.

-Прочитайте в упражнении 46 стихотворение О.Григорьева, найдите две разные формы одного слова.

нет высоты      есть высота

-Выпиши обе формы столбиком. Выделите окончания. Какая из этих форм начальная? (Высота).

Поменяйтесь с соседом по парте работами, проверьте, исправьте ошибки, если есть.

-Прочитайте в упр. 47 стихотворение М. Яснова.

–Устно задайте вопросы к словам-названиям признаков.

Всё (какое?) зеленое.

Деревья (какие?) зелёные.

Травка (какая?) зелёная.

Забор (какой?) зелёный.

-Запишите слова-названия признаков столбиком, подчеркните в них общую часть. Выделите окончания.

-У слов-названий признаков одинаковые основы или нет? (Одинаковые). Значит, это разные слова или разные формы одного слова? (Разные формы одного слова).

-Назовите это слово. (Зелёный)

-У каких слов-названий признаков окончания указывают на форму единственного числа? (Зелёное, зелёная, зелёный)

-У какого слова-названия признаков окончание указывает на форму множественного числа? (Зелёные)

-Какое окончание указывает на женский род? (-ая). На средний род? (-ое). На мужской (-ый). Слова-названия признаков изменяются по родам? (Изменяются). А слова-названия предметов? (Не изменяются). Попробуйте изменить род у слов «травка» и «забор». Получилось?

VII. Закрепление изученного материала (работа в группах)

-Выбираем фишки, делимся на группы. Зеленые фишки – в 1 группу, белые – во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.

Дифференцированная работа

Карточка

- Угадай и допиши названия животных.

   Серый, хищный, жадный…….

   Рыжая, хитрая, ловкая….

   Косой, слабый, трусливый…..

   Большой, косолапый……

  Маленький, колючий……

  Огромный, тёмно-серый, ушастый, толстокожий….

VШ. Итог урока. Рефлексия.

-  Над какой темой  урока мы работали? (Начальная форма слов – названий предметов.)

- Чему мы должны были научиться на уроке? (Определять начальную форму слов - названий предметов.)

- Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.

Мне было легко выполнять…..

Я испытывал (а) трудности ……

У меня особенно получилось ….

Я бы похвалил (а) бы себя …..

-  Ребята, спасибо большое за участие и работу.

- В начале нашей встречи у вас преобладало отличное настроение, а какое оно у вас сейчас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Начальная форма слов-названий предметов" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Начальная форма слов-названий предметов"...

урок русского языка 2 класс пнш тема: "Начальная форма слов- названий признаков предмета

Цель:   закрепить умение определять начальную форму слов- названий признаков предмета Задачи урока:Образовательные: повторить, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки пре...

Технологическая карта урока русского языка ПНШ Тема: «Начальная форма слов- названий действий предмета» 2 класс

Учащиеся   научатся: самостоятельно определять начальную форму слов- названий действий предмета, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания...

Начальная форма слов – названий предметов.

Образовательная программа: «Перспективная начальная школа»...

Начальная форма слов – названий предметов.

Образовательная программа: «Перспективная начальная школа»...

Конспект урока русского языка "Начальная форма слов-названий предметов" (УМК "Перспективная начальная школа, 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления о начальной форме слов-названий предметов; умения ставить слова-названия предметов в начальную форму.Планируемые результатыПредметные: знать:...

Начальная форма слов-названий признаков предметов

Технологическая карта по русскому языку на тему "Начальная форма слов-названий признаков предметов" (2 класс)...