Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А
Скачать:
Предварительный просмотр:
Батищева Нина Александровна
Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Тема урока | «Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы» | |
Тип урока | Открытие нового знания (ОНЗ) | |
Цель | -познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы | |
Задачи | - стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; | |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
Познакомиться с неопределенной формой глагола, её грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на -чь. | Личностные УУД Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке. Познавательные УУД Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку). Коммуникативные УУД Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. | |
Методы Формы работы | Методы: частично-поисковый, наглядный. Фронтальная, парная, индивидуальная | |
Оборудование | Проектор, компьютер, экран, наглядный и раздаточный материал, рабочие тетради. |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | У: Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. В своих познаниях продолжаете идти дальше, раскрывая тайны русского языка. - Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия. - Будем мы внимательны, активны и старательны. - Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу! -Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать! | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональный настрой. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: мотивация к учебной деятельности и самоопределение |
2.Актуализация знаний | У: Подготовим руку к письму. Минутка чистописания. -Пропишите сочетания букв по образцу в тетрадях. На доске: ть//ти//чь// У: Ребята, мы ещё встретимся с этими сочетаниями на нашем уроке и узнаем о них побольше. -Теперь я предлагаю провести словарную работу. Словарная работа у нас будет в таком виде, я буду зачитывать вам высказывание, а вы должны понять о каком словарном слове идёт речь. Словарная работа.
| Подготовка к введению новой темы. | Дети прописывают буквы по образцу. | |
3. Самоопределение к деятельности | Прежде чем определить тему и цели нашего урока, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущих? (О глаголе). - Что такое глагол? -Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие буквосочетания? Например, в каких? -У вас на партах лежат листы со стихотворением, в которых пропущены слова. Слова, которые пропущены, указаны ниже стихотворения. Вы должны распределить данные слова так, чтобы они подходили данного стихотворения. На это задание я даю вам две минуты. Мы … и … в окна. Тучи по небу … . На дворе собаки … , Даже … не … . (Сидим, смотрим, летят, мокнут, лаять, не хотят) -Давайте, прочитаем, что у Вас получилось. Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе собаки мокнут, Даже лаять не хотят. -Слова какой части речи мы вставляли? (Глагол) -Из данных глаголов, которые мы сейчас вставляли, найдите глагол, у которого мы не можем определить время действия. (Лаять) -Что мы можем сказать об остальных глаголах? (Сидим, смотрим, летят, мокнут, не хотят) -Можем ли мы с помощью данных глаголов определить в какое время происходит действие? (Можем) -А можем ли мы по данным глаголам определить - одно лицо выполняет действие или несколько? (Можем) -Значит какой можно сделать вывод? (По этим глаголам мы можем определить время действия лиц и число.) -А можем ли мы то же самое сказать о глаголе ЛАЯТЬ? Можно ли сказать, что глагол ЛАЯТЬ обозначает действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем? Можно по этому глаголу определить, сколько лиц производили это действие? -Это глагол не обозначает ни категорию времени , ни категорию числа. -Как вы думаете, как называется такая форма глагола? -В лингвистике (науке о языке) такую форму глагола называют неопределенной формой глагола. -Ребята какова тема нашего урока? -Назовите цель нашего урока? | Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку учебной задачи | Формулируют тему урока и определяют задачи. -Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета. -Дети высказывают своё мнение. -Выполняют задание. Тема нашего урока : "Неопределённая форма глагола" -Узнать, какая форма глагола является неопределенной, узнать её отличительные признаки: на какие вопросы отвечает | Познавательные. Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно. |
4. Работа по теме урока Физкультминутка | -Ребята, обратите внимание на схему! Посмотрите внимательно. Лаять Пр. вр. Н..вр. лаял лает лаяла лают -Почему стрелочки идут от глагола ЛАЯТЬ? -От какого слова мы образовали все эти формы? Значит, начальной формой является неопределенная ф. глагола. -Какой вывод можно сделать? (Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола). -Ребята, запомните, что начальная форма глагола не обозначает ни времени, ни лица- тот кто выполняет действие!!! Работа по учебнику. -Откройте учебник на странице 106. Прочитайте правило. -Что вы усвоили из данного правила? -Выполняем упражнение 182. -Прочитайте предложение. -Какая мысль выражена в предложении? - Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределённой форме. Назовите их. (ти, ть – это формообразующие суффиксы) Вывод: Глаголы в неопределённой форме имеют формообразующие суффиксы –ть, -ти. -Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи и разные формы глаголов. - Если глагол в н.ф. – присели - Если глагол в других формах – наклон вперёд. - Если слово не является глаголом – руки вверх
| Организует исследовательскую деятельность детей. | Составляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы. Дают ответы | Познавательные. Регулятивные: планирование – составление плана действий (с помощью учителя) |
5.Закрепление. Работа в парах по карточкам (взаимопроверка) | У: Записать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотой. -Прочитайте полученный текст. -Кто сделал так же? -О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу) Проверка | Организует самостоятельную деятельность детей, а затем работу в парах. | Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой. Проверяют по образцу. Делают выводы. | Познавательные: чтение учебных заданий, их полноценное понимание и воспроизведение. Регулятивные: действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. |
9.Рефлексия деятельности. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Самооценка учащихся. 10. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | У: Подведём итоги. -Какая тема урока у нас сегодня была? -Какую мы ставили перед собой задачу? -Удалось ли нам её решить? Давайте проверим. Рефлексия.
Самооценка учащихся. Выставление оценок учителем. Д/з Упр.184,с.107. Вы все были молодцы! Спасибо за работу на уроке! | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности. | Оценивают результаты своей деятельности на уроке | Регулятивные: оценка своих достижений, осознание трудностей Личностные: Учебно-познаватель ный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учебе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка "Личные формы глагола" 4 класс с элементами интеграции (рус.яз, лит.чт. и информатика). УМК Начальная школа XXI ввек.
Технологическая карта к уроку русского языка по теме «Личные формы глагола» с приложением в виде презентации с элементами дидактической игры "Начальная и личная форма глаголов", был...
Технологическая карта к уроку русского языка «Начальная форма слова».
Технологическая карта к уроку русского языка «Начальная форма слова». 2 класс.УМК «Перспективная начальная школа»...
урок русского языка 2 класс пнш тема: "Начальная форма слов- названий признаков предмета
Цель: закрепить умение определять начальную форму слов- названий признаков предмета Задачи урока:Образовательные: повторить, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки пре...
Технологическая карта к уроку русского языка, 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» Тема урок: Правописание сочетаний ча, ща, жи, ши.
Тип урока: закрепление изученного материала...
Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А
Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А...
Технологическая карта для урока русского языка на тему «Формы слова. Окончание»
Технологическая карта и презентация для урока русского языка на тему "Форсы слова. Окончание".Этот материал будет полезен учителям 3 классов, когда в конце 1 четверти изучается раздел "...
Технологическая карта к уроку русского языка , 4 класс, "Неопределённая форма глагола"
В технологической карте раскрываются основные признаки данной глагольной формы с помощью упражнений-исследований, работа учащихся проводится фронтально. индивидуально, в группах....