Технологическая карта к уроку русского языка "Личные формы глагола" 4 класс с элементами интеграции (рус.яз, лит.чт. и информатика). УМК Начальная школа XXI ввек.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта к уроку русского языка по теме «Личные формы глагола» с приложением в виде презентации с элементами дидактической игры "Начальная и личная форма глаголов", был разработан для урока русского языка в 4 классе. Может быть использован как на этапе знакомства с данной темой, так и на этапе обобщения изученного материала. УМК "Начальная школа XXIвек". Н.Ф. Виноградова. Учебник - Русский язык. 4 класс. Автор: С.В. Иванов, раздел: "Как устроен наш язык", количество часов в неделю: 4,5; в год: 150 часов.
Основной задачей урока является создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулирует учебно-познавательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 748.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап IX Всероссийского конкурса
профессионального мастерства педагогов
"Мой лучший урок"
2014-2015уч.г.
Урок русского языка с элементами интеграции
(русский язык, литературное чтение,информатика)
в 4 классе:
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №34 г. Тихорецка
Прибылова Татьяна Михайловна
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛЬ: дать понятие о личных формах глаголов, учить различать начальную и
личную формы глаголов.
ЗАДАЧИ: - повторить глаголы неопределенной формы, учить различать глаголы начальной и личной форм, вспомнить личные местоимения.
- развивать речь, внимание, наблюдательность.
- прививать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Уметь пользоваться алгоритмом определения личных форм глагола.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
- Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: начальная и личные формы глагола, личные окончания глаголов.
Межпредметные связи: литературное чтение, информатика.
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации | Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь, девочки, а теперь - мальчики. Психологический настрой учащихся. (Учитель проводит с учащимися упражнение на создание положительного эмоционального настроя. Звучит лёгкая музыка.) Учитель. Ребята, возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро. Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?! Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствует, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов! (слайд 1) | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения. Цели: -актуализация изученного способа определения личных форм глаголов; -мотивация к пробному учебному действию; -фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. | Демонстрируют свои знания и умения, умение работать дифференцированно. | Актуализация субъектного опыта учащихся, формулирование задач совместно с учащимися, включение учащихся в деятельность. | 1. Минутка чистописания. - Сегодня мы окунемся в мир русского языка и литературы, а помогут нам в этот герои басен. А кого автора вы сейчас ответите. (слайд 2) - Правильно это персонажи басен И.А. Крылова. И для чистописания мы возьмём замечательные слова уже известного нам баснописца, герои какой басни предлагают нам поработать над каллиграфией? (слайд 3) Быть сильным хорошо. Быть умным лучше вдвое. И.А. Крылов - Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся). 2. Актуализация знаний. -Какой раздел русского языка мы изучаем? (Как устроен наш язык) - Послушайте стихотворение, о какой части речи пойдет речь? Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет, - Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … (глагол) 3. Дифференцированная работа. - Сегодня мы продолжим пополнять наши знания о глаголе. Но помогут нам в этом сегодня слова другой части речи. (Слайд 4) Я, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, МЫ, ОНИ, ОНО - Какие? (личные местоимения) - Нам нужно расселить личные местоимения между тремя героями басни: «Кто говорит» (Рак), «Кто слушает»(Лебедь), «О ком говорят»(Щука). | Построение речевых высказываний Уметь проводить сравнение по заданным критериям. |
III. Формулирование тему урока, постановка учебной задачи. Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися | Соотносят свои действия с усвоенным способом определения личных форм глаголов и фиксируют причину затруднения. Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге. | Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. Способ постановки темы урока (использование видеоряда) Знакомство с личными формами глагола. | Сегодня ваши знания пополнятся новой информацией. Следующее задание поможет вам определить тему урока. Учиться, учусь, смотреть, смотрю, помогать, помогают, выполнять, выполняешь. (Слайд 5) - А теперь посмотрите на глаголы и определите, какие из них указывают на того (или тех), кто совершает действие? (учусь, смотрю, помогают, выполняешь) - Какие глаголы на это не указывают? (учиться, смотреть, помогать, выполнять). - В какой форме стоят глаголы смотреть, помогать, выполнять? (в начальной форме) - При помощи чего они образовались? (с помощью суффикса ть). - Выпишите глаголы в начальной форме, выделите основы и суффиксы. Что можете о них сказать? (суффикс не входит в основу глаголов). - Подумайте как связаны глаголы первой группы с личными местоимениями? (к ним можно подставить личные местоимения) - В какой же форме стоят глаголы первой группы? (в личной) - Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (личные формы глаголов).(Слайд 6) - Верно, сегодня мы будем учиться различать начальную и личную формы глаголов. - Сделаем вывод: (Слайд 6) Глаголы в начальной форме не указывают на того (тех), кто совершает действие. Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие: я учусь, я смотрю, они помогают. | – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - уметь оформлять свои мысли в устной форме; – учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя. - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
IV. Этап освоения новых знаний. Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения. | Участвуют в учебном диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности. Предлагают способы выхода из затруднения: прочитать в учебнике и т.д. Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения. | Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения. | - Отройте учебник Урок 40 на стр. 102 и прочитайте с соседом по парте друг другу правило в рубрике: "Обрати внимание!" - Выполнить следующее упражнение вам предлагают ворона и лиса из какой басни? (слайд 7) Прочитайте задание. Какую подсказку нам дают для выполнения этого задания на стр. 102 учебника? (к глаголам в личной форме можно подставить слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они). ( 2 человека у доски, остальные в тетрадях). - Проверьте друг друга, оцените соседа. (Слайд 8) - Сделаем вывод: (Слайд 9) Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие. Личные формы образуются с помощью окончаний. (я) говорю (ты) говоришь (он, она, оно) говорит (мы) говорим (вы) говорите (они) говорят ФИЗМИНУТКА (слайды 10-27) | - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; – преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую; – делать выводы о результатах совместной работы. |
V. Этап закрепления новых знаний. Цель: - организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи | Договариваются о распределении ролей: исполнитель-контролер в паре. Работают в парах, исполняя распределенные роли. | Организует усвоение детьми нового способа действия. | Работа в парах. Прочитайте задание упр. 2 стр. 103. Персонажи какой басни могут нам в этом задании? Запишите личные местоимения и глаголы парами так, чтобы было понятно кто совершает действие. Например: я умею, …. Проверка. (Слайд 28) - Какая часть слова глаголов помогла вам правильно подобрать ему пару? (окончание) - С помощью чего образуются личные формы глаголов? (с помощью окончаний). | - учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя. – делать выводы о результатах совместной работы. |
VI. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. Цель: -проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; | Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | Организует дифференцированную работу с последующей проверкой работы по эталону. | Выполним упражнение 4 на стр. 104. А поможет нам в этом обезьяна, из какой она басни? Вам надо списать глаголы и обозначить в них основы. Обезьяна даёт вам подсказку: "Суффиксы -ть, -ти и личные окончания глаголов образуют форму слова, поэтому в основу не включаются." Проверка (слайд 30) | Уметь оформлять свои мысли в устной форме Уметь оценивать правильность выполнения действия. |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. учащихся. Цель: -провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - оценить собственную деятельность на уроке; - обсудить и записать домашнее задание. | Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения. Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Организует рефлексию. Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке. Обсуждает с учащимися домашнее задание: | Игра «Займи свободное место» - У 7 учеников класса есть карточки с личным местоимением, у всех остальных учеников глаголы в неопределённой форме. Правила игры следующие: ученик, у которого карточка с местоимением занимает любое свободное место и называет свое местоимение товарищу, тот в свою очередь должен образовать подходящую личную форму глагола (в настоящем времени) в соответствии с названным местоимением. - Итак, все ли справились с заданием? У кого возникли сложности, выполняя это задание? Кто с лёгкостью выполнял все задания сегодняшнего урока. Оцените свою работу. Изобразите на полях соответствующий квадратик. (Слайд 31) - Какие формы может иметь глагол? (начальную и личную) - С помощью чего образуются глаголы в личной форме? (с помощью окончания) Домашнее задание: (Слайд 32) В учебнике: Урок 40 стр. 102-103-правила выучить, упр.3 | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Оборудование: С.В. Иванов Русский язык. 4класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
стр. 102-104; презентация к уроку с элементами дидактической игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе с элементами интеграции (окружающий мир)
Урок русского языка в 4 классе с элементами интеграции (окружающий мир) Тема: Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личныхокончаниях глаголо...
технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Заимствованные слова. Повторение. Перенос слова" УМК "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта составлена по всем требованиям новых ФГОС, содержит описание учебного материала, УУД, физминутки. Надеюсь, пригодится в работе....
УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...
Технологическая карта к уроку русского языка для 4 класса по программе ПНШ "Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть"
Технологическая карта к уроку русского языка...
Технологическая карта к уроку русского языка в 4 классе 21 век №Спряжение глаголов"
Предмет: русский язык Тема урока: «Спряжение ...
Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А
Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А...
Технологическая карта по уроку русского языка "Число глаголов", 3 класс, УМК: "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Задачи урокаДидактические:1) дать представление о числе глаголов;2) ...