Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
В рабочей программе присутствуют такие разделы как:
1) планируемые результаты;
2) содержание программы;
3) календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_3_klass.docx | 66.15 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ III
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№п/п | Тема урока | Количество уроков | Дата проведения | Примечание | ||
по плану | фактически | |||||
1 четверть | ||||||
Язык и речь (3 часа) | ||||||
1 | Устная и письменная речь. | 1 | 1.09 | |||
2 | Виды речи. Речь, её назначение. | 1 | 2.09 | |||
3 | Виды речи. Речь, её назначение. | 1 | 4.09 | |||
Текст. Предложение. Словосочетание (17 часов) | ||||||
4 | Текст как единица языка и речи. | 1 | 5.09 | |||
5 | Текст. Типы текстов. | 1 | 6,09 | |||
6 | Предложение. Признаки предложения. | 1 | 7.09 | |||
7 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 8.09 | |||
8 | Изложение повествовательного текста «Рыбья беда». | 1 | 9.09 | |||
9 | Виды предложений по интонации. | 1 | 11.09 | |||
10 | Виды предложений по цели высказывания и интонации. | 1 | 12.09 | |||
11 | Входная контрольная работа(диктант) | 1 | 13.09 | |||
12 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Обращение (общее понятие) | 1 | 14.09 | |||
13 | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | 1 | 15.09 | |||
14 | Составление рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». | 1 | 16.09 | |||
15 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | 18.09 | |||
16-17 | Простое и сложное предложения. | 2 | 19.09 20.09 | |||
18-19 | Словосочетание. Связь слов в предложении при помощи вопроса. | 2 | 21.09 22.09 | |||
20 | Сочинение по репродукции картины В. Д.Поленова «Золотая осень». | 1 | 23.09 | |||
Слово в языке и речи (21 час) | ||||||
21 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | 25.09 | |||
22 | Синонимы и антонимы. | 1 | 26.09 | |||
23 | Омонимы. | 1 | 27.09 | |||
24 | Контрольное списывание. | 1 | 28.09 | |||
25 | Слово и словосочетание. | 1 | 29.09 | |||
26 | Изложение текста – описания «Роса». | 1 | 30.09 | |||
27 | Фразеологизмы. | 1 | 2.10 | |||
28 | Части речи. Имя существительное. Словарный диктант. | 1 | 3.10 | |||
29 | Части речи. Имя прилагательное. | 1 | 4.10 | |||
30 | Части речи. Глагол. | 1 | 5.10 | |||
31 | Имя числительное. | 1 | 6.10 | |||
32 | Составление текста-описания по репродукции картины И. Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 | 7.10 | |||
33 | Однокоренные слова. | 1 | 9.10 | |||
34 | Однокоренные слова. | 1 | 10.10 | |||
35 | Гласные звуки и буквы. | 1 | 11.10 | |||
36 | Согласные звуки и буквы. | 1 | 12.10 | |||
37 | Правописание парных согласных. | 1 | 13.10 | |||
38 | Изложение повествовательного текста «Елочка». | 1 | 14.10 | |||
39 | Правописание разделительного мягкого знака. | 1 | 16.10 | |||
40 | Контрольный диктант. Словосочетание. Части речи. | 1 | 17.10 | |||
41 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Проект«Рассказ о слове» | 1 | 18.10 | |||
Состав слова (22 часа) | ||||||
42-43 | Состав слова. Корень слова. | 2 | 19.10 20.10 | |||
44 | Изложение повествовательного текста по вопросному плану "Сыроежка". | 1 | 21.10 | |||
45 | Формы слова. Окончание. | 1 | 23.10 | |||
46 | Формы слова. Окончание. Словарный диктант. | 1 | 24.10 | |||
47 | Часть слова. Приставка. Значение приставки. | 1 | 25.10 | |||
48 | Часть слова. Приставка. Значение приставки. | 1 | 26.10 | |||
49 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 27.10 | |||
50 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Часть слова. Приставка. Значение приставки. | 1 | 28.10 | |||
51 | Часть слова. Суффикс. Значения суффиксов. | 1 | 30.10 | |||
2 четверть | ||||||
52-53 | Часть слова. Суффикс. Значения суффиксов. | 2 | 7.11 8.11 | |||
54 | Части слова: корень, приставка, суффикс. | 1 | 9.11 | |||
55 | Части слова. Основа слова. | 1 | 10.11 | |||
56 | Составление рассказа по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе». | 1 | 11.11 | |||
57 | Части слова. Основа слова. | 1 | 13.11 | |||
58 | Разбор слова по составу. | 1 | 14.11 | |||
59 | Разбор слова по составу. | 1 | 15.11 | |||
60 | Контрольный диктант. Состав слова. | 1 | 16.11 | |||
61 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Разбор слова по составу. | 1 | 17.11 | |||
62 | Изложение текста по плану «Осень в лесу». | 1 | 18.11 | |||
63 | Проект«Семья слов» | 1 | 20.11 | |||
Правописание частей слова (39часов) | ||||||
64 | Орфограммы в значимых частях слова. | 1 | 21.11 | |||
65 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | 22.11 | |||
66 | Правописание безударных гласных в корне слова. Словарный диктант. | 1 | 23.11 | |||
67 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. | 24.11 | ||||
68 | Восстановление деформированного текста «Заботливый зверек». | 1 | 25.11 | |||
69 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. | 1 | 27.11 | |||
70 | Контрольное списывание. | 1 | 28.11 | |||
71-73 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова. | 3 | 29.11 | |||
74 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова. Словарный диктант | 1 | 30.11 | |||
75 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | 1.12 | |||
76 | Изложение по коллективно составленному плану «Прощальная песенка» | 1 | 2.12 | |||
77-78 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 2 | 4.12 5.12 | |||
79 | Правописание слов типа: интересный, вкусный, опасный, чудесный | 1 | 6.12 | |||
80 | Контрольный диктант. Правописание согласных в корне слова | 1 | 7.12 | |||
81 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 8.12 | |||
82 | Изложение по готовому плану «Друзья». | 1 | 9.12 | |||
83-84 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | 2 | 11.12 12.12 | |||
85 | Правописание суффиксов. Суффиксы –ек, -ик. | 1 | 13.12 | |||
86 | Правописание суффиксов. Суффиксы –ок, -ёк. | 1 | 14.12 | |||
87 | Правописание суффиксов. Суффиксы –оньк, - еньк. | 1 | 15.12 | |||
88 | Изложение текста по готовому плану «Чудесная елка» | 1 | 16.12 | |||
89 | Правописание приставок. | 1 | 18.12 | |||
90 | Правописание приставок и предлогов | 1 | 19.12 | |||
91 | Правописание приставок и предлогов | 1 | 20.12 | |||
92 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Словарный диктант. | 1 | 21.12 | |||
93 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | 22.12 | |||
94 | Восстановление деформированного текста. «Оляпка» | 1 | 23.12 | |||
95 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | 25.12 | |||
96 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 26.12 | |||
97 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | 27.12 | |||
98 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | 28.12 | |||
3 четверть | ||||||
99 | Правописание слов с мягким и твёрдым знаками. | 1 | 11.01 | |||
100 | Правописание слов с мягким и твёрдым знаками. | 1 | 12.01 | |||
101 | Изложение по самостоятельно составленному плану «Скворец-музыкант». | 1 | 13.01 | |||
102 | Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | 15.01 | |||
Имя существительное (36 часов) | ||||||
103 | Части речи. | 1 | 16.01 | |||
104 | Имя существительное как часть речи. | 1 | 17.01 | |||
105 | Начальная форма имени существительного. | 1 | 18.01 | |||
106 | Контрольное списывание. | 1 | 19.01 | |||
107 | Изложение текста «Добрая береза» | 1 | 20.01 | |||
108 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | 22.01 | |||
109-110 | Собственные и нарицательные имена существительные | 2 | 23.01 24.01 | |||
111 | Проект «Тайны имени» | 1 | 25.01 | |||
112 | Число имён существительных. | 1 | 26.01 | |||
113 | Изложение по отрывку из рассказа В.Бочарникова «Мал, да удал» | 1 | 27.01 | |||
114 | Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. | 1 | 29.01 | |||
115-116 | Род имён существительных. | 2 | 30.01 31.01 | |||
117-118 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 2 | 1.02 2.02 | |||
119 | Изложение по тексту «Синичка». | 1 | 3.02 | |||
120 | Контрольный диктант. Имя существительное. | 1 | 5.02 | |||
121 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Падеж имени существительного. | 1 | 6.02 | |||
122 | Склонение имен существительных. | 1 | 7.02 | |||
123 | Склонение имен существительных. Словарный диктант. | 1 | 8.02 | |||
124 | Склонение имен существительных. | 1 | 9.02 | |||
125 | Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 10.02 | ||||
126 | Именительный падеж | 1 | 12.02 | |||
127 | Родительный падеж. | 1 | 13.02 | |||
128 | Дательный падеж. | 1 | 14.02 | |||
129 | Винительный падеж. Распознавание именительного и винительного падежей. | 1 | 15.02 | |||
130 | Распознавание родительного и винительного падежей имен существительных | 1 | 16.02 | |||
131 | Изложение повествовательного текста «Кот». | 1 | 17.02 | |||
132 | Творительный падеж. | 19.02 | ||||
133 | Предложный падеж. Распознавание родительного, дательного и предложного падежей имен существительных. | 1 | 20.02 | |||
134 | Падежи. Признаки падежей. | 1 | 21.02 | |||
135 | Контрольный диктант. Имя существительное. Падежи имен существительных. | 1 | 22.02 | |||
136 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 23.02 | Тема за 23.01 проведена 26.02 | ||
137 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | 24.02 | |||
138 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 26.02 | |||
Имя прилагательное (16 часов) | ||||||
139 | Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в тексте. | 1 | 27.02 | |||
140 | Сложные имена прилагательные. | 1 | 28.11 | |||
141 | Проект. Зимняя страничка | 1 | ||||
142 | Род имен прилагательных. | 1 | ||||
143 | Сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 | ||||
144 | Род имен прилагательных. | 1 | ||||
145-146 | Число имен прилагательных. Словарный диктант. | 2 | ||||
147 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | ||||
148 | Сочинение по картине В.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | ||||
149 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | ||||
150 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | ||||
151 | Проект « Имена прилагательные в загадках». | 1 | ||||
152 | Изменение имён прилагательных по падежам. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | ||||
153 | Контрольный диктант. Имя прилагательное. | 1 | ||||
154 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Имя существительное и имя прилагательное. | 1 | ||||
Местоимение (6 часов) | ||||||
155 | Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений. | 1 | ||||
156 | Сочинение по серии картинок. «Зонтик» (Учебник ч.2, упр. 180) | 1 | ||||
157 | Изменение местоимений 3 лица по родам. | 1 | ||||
158 | Роль местоимений в предложении. Морфологический разбор местоимения. | 1 | ||||
159 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | ||||
160 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Местоимение. | 1 | ||||
4 четверть | ||||||
Глагол (24 часа) | ||||||
161 | Глагол как часть речи. | 1 | 2.04 | |||
162 | Глагол как часть речи. | 1 | 3.04 | |||
163-164 | Неопределённая форма глагола. | 2 | 4.04 5.04 | |||
165 | Число глаголов. | 1 | 6.04 | |||
166 | Составление текста-рассуждения на тему «Для чего нужно учиться?» Упр. 201 | 1 | 7.04 | |||
167 | Времена глаголов. | 1 | 9.04 | |||
168-170 | Изменение глаголов по временам. | 3 | 10.04 11.04 12.04 | |||
171 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | 13.04 | |||
172 | Изложение текста по самостоятельно составленному плану «Лось» (Упр. 213) | 1 | 14.04 | |||
173 | Род глаголов в прошедшем времени. Окончания глаголов. | 1 | 16.04 | |||
174-176 | Правописание НЕ с глаголами. | 3 | 17.04 18.04 19.04 | |||
177 | Контрольное списывание. | 1 | 20.04 | |||
178 | Сочинение по рисунку и плану «Пернатые гости»(Учебник ч. 2, упр. 188) | 1 | 21.04 | |||
179 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | 1 | 23.04 | |||
180 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | 24.04 | |||
181 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | 25.04 | |||
182 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Глагол. | 1 | 26.04 | |||
183 | Части речи. Словарный диктант. | 1 | 27.04 | |||
184 | Изложение по тексту Г Скребицкого «Тетерева» | 1 | 28.04 | |||
Повторение (20 часов) | ||||||
185 | Части речи. Частица, предлоги, союзы. | 1 | 30.04 | |||
186-187 | Морфологический разбор имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения. | 2 | 2.05 3.05 | |||
188 | Восстановление деформированного текста «Зайчонок» | 1 | 4.05 | |||
189 | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. | 1 | 5.05 | |||
190 | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. | 1 | 7.05 | |||
191 | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. | 1 | 8.05 | |||
192-193 | Звуко – буквенный анализ слова. | 2 | 10.05 11.05 | |||
194-195 | Разбор слова по составу. Однокоренные слова. | 2 | 12.05 14.05 | |||
196-197 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | 2 | 15.05 16.05 | |||
198 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Словарный диктант. | 1 | 17.05 | |||
199-200 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | 2 | 18.05 19.05 | |||
201 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 21.05 | |||
202 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Связь слов в предложении. Словосочетание. | 1 | 22.05 | |||
203 | Контрольное изложение. | 1 | 23.05 | |||
204 | Связь слов в предложении. Словосочетание. | 2 | 24.05 25.05 |
РАЗДЕЛ I
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс
Учебно-тематический план
№ п.п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Язык и речь | 3 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 17 |
3 | Слово в языке и речи | 21 |
4 | Состав слова | 22 |
5 | Правописание частей слова | 39 |
6 | Имя существительное | 36 |
7 | Имя прилагательное | 16 |
8 | Местоимение | 6 |
9 | Глагол | 24 |
10 | Повторение | 20 |
Итого: | 204 |
Язык и речь (3 часа)
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Предложение. Словосочетание (17 часов)
Текст
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Предложение
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Словосочетание
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово в языке и речи (21час)
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (22 часа)
Общее понятие о значимых частях слова – о корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения за изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Суффикс как значимая часть слова. Наблюдения за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов, и их употреблением в речи. Правописание (ознакомление).
Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об- (обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во), с- (со-), вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставки и предлоги (сопоставление).
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Правописание частей слова (39 часов )
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне
Правописание парных звонких и глухих согласных. Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Чередование согласных в корне слова.
Правописание слов
с проверяемыми безударными гласными в корне
Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Слова с безударной гласной Е, проверяемой гласной Ё. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.
Способы проверки орфограмм в корнях слов (сопоставление).
Обобщение правил о правописании корня
Правописание приставок и безударных гласных
в корнях слов с приставками
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова.
Разделительный твердый знак
Разделительный Ъ в словах с приставками. Сопоставление разделительных Ъ и Ь.
Имя существительное (36 часов)
Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразованиеимёнсуществительных.Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное (16 часов)
Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение (6 часов)
Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол (24 часа)
Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление, без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание НЕ с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Повторение изученного (20 часа)
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.
Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные Ъ и Ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Формы работы
- Фронтальная
- Групповая
- Индивидуальная
- Работа в парах
- Проектная деятельность
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Виды учебной деятельности
- различать язык и речь;
- находить выразительные средства русской речи;
- устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
- составлять предложения по схеме (модели) и записывать их;
- анализироватьтаблицыучебника;
- формулировать обобщённый вывод по результатам анализа таблицы.
- продолжать высказывания, данные в учебнике.
- знавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.
- распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.
- составлять сообщение по схеме
- находить синонимы, антонимы,омонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к словам синонимы, антонимы и омонимы
- работать с толковым словарем, словарями синонимов, антонимов и омонимов, находить в них необходимую информацию о слове;
- находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания, работать со словарем фразеологизмов;
- устранять однообразное употребление слова в заданном и в собственном тексте;
- узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи;
- определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения;
- распознавать однокоренные слова, выделять в них корень;
- определять наличие в слове изученных орфограмм;
- подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой;
- группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове;
- обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности;
- различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- находить чередующиеся звуки в корне слова;
- различать сложные слова, находить в них корни;
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- объяснятьзначение приставок и суффиксов в слове, выделять в словах приставки и суффиксы,образовывать слова с помощью приставки или суффикса, выделять в словах основу слова;
- разбиратьслова по составу;
- классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное);
- подбирать примеры слов изученных частей речи;
- запоминать названия падежей;
- определять падеж имен существительных и прилагательных;
- сопоставлять и различать внешние сходные падежные формы;
- осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы, контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки;
- восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста посамостоятельно составленному плану.
РАЗДЕЛ II
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение выпускниками 3 классов следующих предметных результатов:
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
•применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
•строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
•понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
•понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
•восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
•распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•знакомиться с жанрами объявления, письма;
•строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять
основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
•использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
•находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — не парный (в объёме изученного);
•определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми
согласными;
•осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
•использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
•оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
•соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
•наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
•иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
•иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
•наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
•распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
Обучающийся получит возможность научиться:
•производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
•наблюдать за словообразованием частей речи;
•замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
•определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно ин-
тонировать эти предложения; составлять такие предложения;
•различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
•устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
•отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
•разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие
из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•выделять в предложении основу и словосочетания;
•находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
•опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания,а также:
•непроизносимые согласные;
•разделительный твёрдый знак (ъ);
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
•безударные родовые окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов:
изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•соединительныеоие в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и ив суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
•безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...