Урок русского языка в 3 классе (УМК «Школа России»).
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Либанова Ирина Викторовна

Тема: Упражнение в правописании слов с парными согласными по глухости-звонкости в корне.

Цель: продолжать работу над умением подбирать проверочные слова для слов с парными согласными в корне

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Либанова И.В.,

учитель начальных классов

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Школа России»).

Тема: Упражнение в правописании слов с парными согласными по глухости-звонкости в корне.

Цель: продолжать работу над умением подбирать проверочные слова для слов с парными согласными в корне.

Планируемые результаты.

Предметные: подбирают поверочные слова, знают и применяют алгоритм последовательности действий при обозначении согласных звуков буквами.

Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место; планируют, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; оценка своей работы и работы одноклассников по заданному образцу.

Познавательные: строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, в общей беседе, совместной деятельности; высказывают свою точку зрения, аргументируя ее, договариваются о способах решения учебной задачи,  приходят к общему решению, осуществляют взаимоконтроль.

Материалы: слайдовая презентация; конверты с разрезанными частями алгоритма, лист бумаги, клей (по одному комплекту на парту), карточки для каждого ученика.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

I. Организа-

ционный момент.

эмоциональный настрой;

-проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Нам предстоит сегодня интересная работа.  Я желаю вам успеха!

Проверьте готовность к уроку. Нам потребуются учебник, тетрадь, пенал с письменными принадлежностями.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Самостоятельно организовывают свое рабочее место (метапредметное регулятивное УУД).

II. Актуализация знаний.

-работа с пословицей;

-пальчиковая гимнастика;

-минутка чистописания;

-постановка проблемы урока;

-постановка темы и цели урока;

-Ребята, сегодня я хочу подарить вам свою любимую пословицу: «Не говори, чему учился, а говори, что узнал» (слайд 2).

– Как вы понимаете значение пословицы?

-Для того чтобы нам красиво писать, давайте подготовим нашу руку.

Большой пальчик мы потрем,

Указательный пожмем,

Средний с вами мы погладим,

Безымянный – пощипаем.

А мизинчик разотрем.

Кистью дружно мы стряхнем

И писать опять начнем.

-А теперь откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

- Назовите парные согласные по глухости – звонкости.

Напишите заглавную букву Д, рядом строчную т. Пропишите до конца строки.

На следующей строке напишите соединение элементов, как на образце, допишите до конца строки.

На доске написаны слова (слайд 3):

Берёза, подруга, лошадь, морковь, труба, гряда, дорога.

- От данных слов образуйте слова, которые обозначают тот же предмет, но маленького размера.

- Запишите их.

- Какой суффикс вы использовали для образования новых слов?

На доске написаны слова с пропущенными буквами (слайд 4):

Ло(ж, ш)ка, ре(з, с)кий, лопа(д,т)ка, фла(ж, ш)ки, берё(з, с)ки.

- Что общего в этих словах?

- Назовите пропущенные буквы и докажите их написание.

- Какое правило помогло нам в выборе буквы для обозначения парного по звонкости – глухости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне?

- Кто может сформулировать тему нашего урока?

- Как вы думаете, какую цель мы себе поставим сегодня на уроке?

Подвести итог.

- Да, ребята, сегодня у нас не будет новой темы, и мы продолжим работать по теме «Правописание слов с парными согласными по звонкости-глухости в корне».  Мы сегодня еще раз потренируемся подбирать проверочные слова для слов с парной согласной, используя алгоритм, предложенный нам правилом учебника.

Читают пословицу и высказывают свои рассуждения о том, что она означает.

Прописывают буквы и  соединения, соблюдая наклон, высоту.

Называют слова по очереди:

- Берёзка, подружка, лошадка, морковка, трубка, грядка, дорожка.

Записывают в тетрадь получившиеся слова.

- Суффикс -к-.

- В каждом слове есть парный согласный звук в корне.

По одному называют пропущенную букву и подбирают проверочное слово.

- Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р],[ в].

Высказывают предположения.

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностное УУД).

Осознанно строят речевое высказывание (метапредметное познавательное УУД).

Участвуют в диалоге, в общей беседе, совместной деятельности (метапредметное коммуникативное УУД).

Высказывают свою точку зрения, аргументируя ее (метапредметное коммуникативное УУД).

Строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их (метапредметные познавательные УУД).

Формулируют познавательную цель (метапредметное познавательное УУД).

III. Работа по теме урока.

- Я предлагаю вам поработать в паре. У вас на столе лежат конверты с заданием. На полосках написаны шаги алгоритма, который поможет нам подобрать правильно букву для обозначения парного по глухости-звонкости звука в корне слова. Вам нужно будет выбрать правильные шаги и расположить их по порядку сверху вниз. Наклейте их на лист.

- Проверьте свою работу, поднимите руку, кто не допустил ошибок. Кто ошибся, быстренько исправьте алгоритм. Сегодня он будет нам помощником на уроке.

- Откройте учебник на с. 114, упр. 216.

Прочитайте.

Выполните упражнение по образцу.

- У кого получились другие пары слов?

-Назовите буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки. Подчеркните их.

Упр. 217, с. 114.

- Прочитайте стихотворение.

Дружит белка с ши(ж, ш)кой,

За..ц – с кочеры(ж, ш)кой,

Жеребёнок – с тра(в, ф)кой,

В..р..бей – с козя(в, ф)кой,

Шмель с цв..точною пыльцой…

                                       В. Лунин

- Какой заголовок подойдет к этому стихотворению?

- Кто может закончить стихотворение?

-Прочитайте слова с орфограммами, объясните их написание.

Работают в паре, договариваются, составляют алгоритм, проверяют по образцу на слайде 5.

У доски работают три ученика, каждый выполняет свою часть задания.

Остальные работают самостоятельно. После чего проводится проверка.

- Друзья. Кто с кем дружит.

- Ну а я дружу с тобой!

Знают и применяют алгоритм последовательности действий при обозначении согласных звуков буквами (предметное УУД).

Договариваются о способах решения учебной задачи,  приходят к общему решению (метапредметное коммуникативное УУД).

Оценка своей работы и работы одноклассников по заданному образцу (метапредметные регулятивные УУД).

Подбирают поверочные слова (предметные УУД).

Учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения (метапредметные регулятивные УУД).

Физминутка

Используется видео с физкультминуткой.

Выполняют упражнения по образцу под музыку.

Профилактика утомления.

IV. Закрепление изученного материала.

Упр. 219, с. 115.

-Прочитайте стихотворение.

- Какой заголовок подойдет к этому стихотворению?

- Прочитайте слова с орфограммами, объясните их написание.

- Что общего в подборе проверочных слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными?

- В чем различие?

- Запишите заголовок. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Работа по карточкам.

Вставьте пропущенный буквы.

Ночью ударил сильный моро.. . Он сковал ле..ком реки. Подул ре..кий ветер. Холодно стало ду..кам и берё..кам. Мелкие пта..ки спрятались в гнёзды..ке.

-Поменяйтесь работой с соседом по парте, проверьте задание, сверяясь с образцом. Верните работу соседу. Кто не допустил ни одной ошибки – вы молодцы. Ну а остальные знают теперь, над чем им предстоит еще поработать.

- Утро в лесу.

- И в том и другом случае нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.

Выполняют задание.

Самостоятельно выполняют задание.

Взаимопроверка.

Меняются карточками и проверяют работу, сверяясь с образцом (слайд 6).

Подбирают поверочные слова (предметные УУД).

Участвуют в диалоге, в общей беседе, совместной деятельности (метапредметное коммуникативное УУД).

Знают и применяют алгоритм последовательности действий при обозначении согласных звуков буквами (предметное УУД).

Учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения (метапредметные регулятивные УУД).

V. Рефлексия, подведение итогов.

-домашнее задание.

Игра «Подбери слово».

Учитель указывает ученика и называет букву, на которую должно заканчиваться слово.

- Какую задачу мы ставили в начале урока?

- Как проверить написание парного по глухости-звонкости согласного звука в корне?

- Скажите, а почему нужно проверять парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне?

-Запишите домашнее задание: с.115, упр.218

- Ребята, спасибо вам за хорошую работу на уроке. Мы с вами потрудились на славу и достигли поставленной цели. Урок окончен.

Ученик называет слово, остальные подбирают проверочные слова.

- Подбирать проверочные слова для слов с парной по глухости-звонкости согласной.

- Использовать правило и алгоритм.

-Потому что может слышаться один звук, а обозначать его надо другой буквой.

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностное УУД).

Формулируют и удерживают познавательную цель (метапредметное познавательное УУД).

Оценка своей работы по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении (метапредметное регулятивное УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык"  УМК "Школа России"  по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...

Урок русского языка. 2 класс .УМК "Школа России"

Урок русского языка по теме: Правописание гласных после шипящих"...

Урок русского языка 3 класс Программа "Школа России"

Урок русского языка по теме «Закрепление изученных орфограмм и частей речи»...

План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».

Тема урока: «Три типа склонения имен существительных». Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных. Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип...

урок русского языка 3 класс, УМК "Школа России"

закрепление правописания корней слов на разные правила...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...