План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Тема урока: «Три типа склонения имен существительных».
Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных.
Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных, развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями, воспитывать положительные черты характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kankova_e.a._urok_russkiy_yazyk_4_klass.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока.
Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».
Авторы учебника: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.
Тема урока: «Три типа склонения имен существительных».
Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных.
Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных, развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями, воспитывать положительные черты характера.
Ход урока.
1.Организация урока. / Мотивация.
- Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
А чтобы урок пошёл впрок
Активно в работу включайся, дружок!
- Какой у нас урок? (слайд №1)
- Чему мы учимся на уроке русского языка? (ответы детей)
- От какого слова произошло слово «грамотно»? (грамматика)
- Что такое грамматика? (выслушиваются предположения детей)
- Где можно найти правильный ответ? (словари, интернет)
(Один из учеников читает объяснение слова в словаре С. Ожегова.)
- Прочитайте, что об этой науке говорит детский поэт А.А. Шибаев (слайд №2)
Стихотворение
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!
А. Шибаев
(чтение одним из учеников)
2. Минутка чистописания.
- Найдите орфограммы в слове «грамматика» ( безударная гласная, удвоенная мм).
- Сегодня пропишем красиво соединение мм (показ учителем).
- С красной строки запишите новое слово, выделите орфограммы.
3. Словарно – орфографическая работа.
Выборочный диктант.
- Слушайте предложение и выписывайте только словарное слово через запятую после слова «грамматика».
Эта аллея ведёт нас от дома к озеру. Группа детей играла в мяч. Наш класс – это дружный коллектив.
(слайд №3, самопроверка)
- Какая общая орфограмма у этих слов? (правописание удвоенных согласных)
4. Проверка домашнего задания./ Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих уроках через сопоставление, наблюдение, исследование имён существительных.
(слайд №4)
Пословицы
Лень хуже болезни.
От лени – болезнь, от работы - здоровье.
- Прочитайте пословицы и объясните их значение.
- Найдите среди слов пословиц имена существительные, которые не относятся к 3 склонению и назовите их. (от работы, здоровье)
- Что можете сказать об остальных именах существительных? (они 3 склонения)
- Назовите их. ( лень, болезнь)
- Что общего между ними кроме принадлежности к 3 склонению? (мягкий знак на конце слова)
(слайд №5)
грамматические характеристики слов:
- имена сущ., нариц., одушев., ж. р., ед. ч., 3 скл., с твёрдой основой
- имена сущ., нариц., неодушев., ж. р., ед. ч., 3 скл., с мягкой основой
- Какая из характеристик подходит для этих слов?
- Почему первая не подходит?
- Найдите среди картинок на доске слово, которое подойдёт к первой характеристике? (На доске картинки с изображением кошки, мыши, курицы).
- Выполним морфологический разбор слова «мышь» на доске и в тетрадях.
(Мышь – н.ф. мышь, имя сущ., нариц., одушевл., нариц., ж.р., ед.ч., 3 скл. с тв.осн.)
- Какую работу выполняет мягкий знак на конце слова? (указывает на женский род)
- На что нужно обратить внимание при определении типа склонения имён существительных? ( на род и окончание)
- Сравните своё предположение с выводом в учебнике на странице 103.
- Что можно сказать про окончание и род, если по ним мы узнаём тип склонения?
(На доске «подсказка»:
Окончание и род имён существительных – это ------- склонения.)
- Прочитайте предложение и вставьте недостающее слово по смыслу. (признаки)
5. Тема урока./ Целеполагание.
- Сформулируйте тему урока. (один ученик формулирует тему урока)
(Слайд №6.) Признаки склонения имен существительных.
- Что сегодня постараемся запомнить прочно и надолго?
6. Обобщение знаний о признаках склонений имён существительных.
(Слайд №7.) Сводная таблица « Признаки склонения имён существительных».
- Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте заголовки столбиков. Перечислите типы склонений. Назовите, какого рода бывают существительные. Назовите признаки 1 скл., 2 скл., 3 скл.
- В каком склонении нет ж. р.? М.р. может указывать на какие два склонения?
- Нулевое окончание может встретиться у существительных какого склонения?
7. Работа над пройденным материалом.
(слайд № 8) Предложение с пропущенным словом:
Малыш ------------ мышь.
- Сравните слова малыш и мышь. Нужно писать букву -ь- на конце слова малыш после шипящего или нет? Почему?
- Придумайте предложение с этими словами, соединив их глаголом по смыслу.
(Выслушиваются варианты детей.)
- Запишите предложение и разберите его по членам предложения. (Проверка разбора устно.)
8. Физминутка. Упражнения для зрения по тренажёру В.Ф Базарного.
1) На офтальмотренажёре
На тренажёр мы поглядим
Глазами взад-вперёд скользим
Медленно двигаем за указкой слева направо (по 3 раза)
Медленно двигаем вверх-вниз (по 3 раза)
Вращаем плавно головой
Мы по восьмёрке круговой.
Остановились. В сторону другую
Вращаем головой по кругу.
2) Упражнение «Деревце»
Чтобы ваша осанка была хорошей, красивой, выполним упражнение «Деревце».
Сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.
Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.
Подтянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем (15 – 20 секунд). Опустите руки и расслабьтесь.
После лёгкого круженья
Замедляются движенья.
Замедляются движенья –
Исчезает напряженье.
И становится понятно:
Расслабление приятно.
9. Закрепление изученного материала.
1). Работа в парах.
Самостоятельная работа по тетрадям для проверочных работ на печатной основе.
(Авторы Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.)
Страница 41, задание 3.
- Чья пара первая закончит работу, поднимите руку. (3 первых пары зачитывают по порядку слова, относящиеся к 1 скл., 2 скл., 3 скл.)
- Объясните свой выбор.
2). Работа с учебником.
Деформированный текст. Стихотворение И. Бунина «Ласточки» (Учебник: с. 104)
- Прочитайте текст.
- Как понимаете значение слова реять?
(Выслушиваются ответы детей.)
(слайд №9) Знакомство со словарной статьёй программы Толкового Словаря Русского Языка
Словарная статья «Реять» компьютерной программы Толкового Словаря Русского Языка
Один ученик вслух прочитывает толкование слова реять.
(слайд № 10) Деформированный текст.
- Как вы думаете, сколько предложений в тексте? (1) О чем говорится в предложении? Что заметили в нем? Чего не хватает в предложении?
(слайд №11) Текст с выделенными однородными членами.
- Назовите однородные члены предложения. Как они соединяются в предложении: интонационно или союзами? Прочитайте предложение, показывая паузами, где должны стоять запятые.
(слайд №12) Текст с расстановкой запятых.
- Спишите стихотворение. Укажите тип склонения имён существительных.
(Фронтальная проверка)
11. Домашнее задание.
Стр. 104, упр.71.
12. Итог урока.
- Отчего зависит тип склонения имён существительных?
Рефлексия по облачкам настроения. Мнения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
Конспект урока русского языка с применением РК...
План конспект урока чтения 3 класс УМК Школа России
Учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам геро...
План-конспект урока русского языка. 1 класс . Школа России
Данный урок осуществляет в первую очередь задачу системности использования ИКТ в образовательном процессе, развивает познавательный интерес и воспитывает у детей бережное отношение к приро...
План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'
Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....
Открытый урок "Русские писатели" 2 класс УМК "Школа России"
Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Обобщение и закрепление знаний по разделу "Русские писатели"...
план-конспект по математике, 4 класс, УМК "Школа России", тема: "дроби"
Цель урока: формирование представления об образовании дроби, её числителя и знаменателя; умения читать и записывать дроби, выражать в процентах дроби со знаменателем 100 Планируемые результаты:Пр...
План- конспект по математике 3 класс, УМК "Школа России", тема : «БЛИЦтурнир». «Умножение круглых чисел, сводящих к умножению на двузначное число"
Цели деятельности учителя: -формирование умений умножать круглые числа, сводящиеся к умножению на двузначное число-раскрытие умений учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собстве...