План-конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка,
проведённого в 4 «Б»классе
30.01.09
учителем Басько Галиной Николаевной
Тема: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных
в форме единственного числа женского рода»
Цель: - совершенствование умений в правописании окончаний прилагательных в
форме единственного числа;
- формирование представлений о необходимости проверки безударных
окончаний имён прилагательных;
Задачи: 1. Совершенствовать умение грамотно писать падежные окончания
имён прилагательных женского рода;
обучать проверке безударных окончаний имён прилагательных с твёрдой основой с помощью падежных вопросов;
развивать орфографическую зоркость.
2. Развивать мышление, устную речь, память, внимание;
Способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, умение
доказывать, обосновывать своё суждение;
расширять и обогащать словарный запас;
3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Наглядность и оборудование:
- учебник «Русский язык» М. «Просвещение» 2008, авторы
А. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, 4 класс;
- опорные схемы падежных окончаний имён прилагательных;
- индивидуальные карточки с заданиями для учащихся;
- картинки с изображением природы Мурманской области;
- презентация, компьютер, мультимедиапроектор;
Ход урока
- Мобилизующая часть урока
Вот и прозвенел звонок – начинаем наш урок.
Сегодня на уроке русского языка мы с вами поговорим не только о законах грамматики, но и о законах природы и, в частности, о природе Мурманской области.
Слайд 2
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм
С лесами , тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для вас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его седин.
Итак, отправляемся в путь за новыми знаниями и открытиями. Работайте хорошо, слушайте внимательно, а в конце урока поделитесь с нами тем, какие открытия вы для себя сделали во время урока.
- Актуализация опорных знаний
Какую часть речи мы изучали на протяжении нескольких уроков?
Что узнали об имени прилагательном?
Как выдумаете, всё ли мы узнали, или можем узнать что – то новое?
С правописанием какой орфограммы мы знакомимся?
Правописание окончаний прилагательных в какой форме мы уже умеем объяснять?
С каким способом объяснения знакомы? (по грамматическим признакам)
(проверка домашнего задания + инд. работа у доски и на карточках)
Объяснить, почему написали такие окончания.
Проверка дом.задания –
Слайд 3
Инд. работа на доске и на карточках:
К холодн… син… морю (ед.ч.,с.р.,Д.п.)
Коротк… зимн… днём (ед.ч.,м.р.,Т.п.)
Красив… полярн… сияния. (ед.ч.,с.р.,Р.п.)
Открыли тетради.
Число
Чистописание
Летний день зимнюю неделю кормит.
Найти имена прилагательные, указать, в какой форме они стоят, окончания.
Объяснить смысл пословицы.
Словарная работа.
Слайд 4
П_года, пр_рода, сев_рный, яг_да, обл_чный, пр_красный
Прочитайте словарные слова.
Объяснить пропущенные орфограммы
На какие 2 группы можно разделить эти слова? (существительные и прилагательные)
Составить словосочетания.
Изменить падежную форму прилагательных.
Какие знания вам для этого потребуются?
Облачная погода. Р.п .облачной погоды
Прекрасная природа Т.п. прекрасной природой
Северная ягода П.п. о северной ягоде
Природа нашего края богата и разнообразна
Слайд 5,6
Только ягод – нашего главного витамина- столько, что и не сосчитать.
Назовите, какие ягоды можно собрать в Мурманской области.
Запишем их названия.
Слайд 7
Какое общее свойство у всех этих ягод? (лечебный эффект)
На урок природоведения подготовьте сообщения о лечебных свойствах ягод.
А сейчас я хочу познакомить вас с растениями, одно из которых имеет удивительное название, а другое – необычный для растения вид.
Слайд 8,9
Посмотришь на болотистую поляну, и , кажется, будто кто – то разбросал по ней клочки ваты. Но нет – это всего лишь зацвела пушица
Грушанка круглолистая
Высокая, душистая
Цветёт в глуши лесной.
Листья этой небольшой лесной травки почти такой же формы, как у груши. Всю долгую северную зиму они остаются зелёными. Зимует грушанка под толстой снеговой периной.
Её листочки расположены близко у земли и собраны розеткой, как у подорожника.
Цветёт грушанка в чудесную пору середины лета. Цветы её хорошо заметны в глубокой тени летнего леса
Найдите словосочетания с прилагательными в форме женского рода , объясните написание окончаний
Прочитайте предложение. Укажите и объясните орфограммы:
Летней порой зацветает в лесной глуши грушанка.
Записать под диктовку.
Выполнить разбор по членам предложения, указать части речи.
Слайд 12
Но природа Севера очень ранима, потому что ей приходится выживать в очень трудных климатических условиях.
Дополните высказывание:
Природа, которая нас окружает…(какая?)
Удивительная
Особая
Неповторимая
Замечательная
Красивая
Хрупкая
Беззащитная
Богатая
ФИЗ. МИН
3. Работа над новым материалом.
Сегодня познакомимся с ещё одним способом проверки написания окончаний прилагательных
Слайд 14
Прочитайте словосочетания:
Шли по бескрайн__ тундре, собирали сочн__ чернику, лакомились вкусн__ пахуч__ морошкой, подошли к быстр__ речке, летали над син__ волной .
Как вы думаете, какое задание надо выполнить?
Что надо сделать, чтобы правильно написать окончания прилагательных?
(указать грамматические признаки)
А можно по другому.
Откройте учебник на стр. 10, упр. 11
Работа с таблицей
Что заметили? (окончание вопроса и прилагательного с твёрдой основой совпадают)
Написание каких безударных окончаний прилагательных можно проверить по вопросу?
Сравните свой вывод с выводом учебника.
Запишем только те словосочетания, которые подходят к этому способу проверки.
Как проверим остальные?
Упр.14 (устно)
Вывод на стр.12
Самостоятельная работа Упр.15
4 Итог урока
Как же можно проверить правописание безударных окончаний имён прилагательных?
Какие открытия вы сделали для себя сегодня на уроке? Что узнали?
Слайд 15
Я УЗНАЛ(а),что…
Составьте словосочетание об уроке
УРОК…..
интересный
неинтересный
полезный
продуктивный
весёлый
познавательный
скучный
Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных"
Презентация к уроку русского языка по теме "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" УМК "Начальная школа 21 век"...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности- (направленные на достижение метапред...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цели деятельности учителя: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого.Зада...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения и закрепления имеющихся знаний о правописании безударных окончаний имен существительных.Задачи урока Дидактические:1. Закрепить знан...
Конспект урока «Русского языка» 4 класс Школа России. «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».
Тип урока: закрепление изученного материала.Цель урока: закрепить знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных.Задачи:Образовательные: создать оптимальные условия для обобщения и систе...
Конспект урока «Русского языка» 4 класс Школа России. «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».
Тип урока: закрепление изученного материала.Цель урока: закрепить знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных.Задачи:Образовательные: создать оптимальные условия для обобщения и систе...