Урок обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Гласные буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й,о].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.docx | 47.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Тема урока: Гласные буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й,о].
Тип урока: изучение нового материала. 1 класс ФГОС
Цели:
Образовательные: Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию). Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Ход урока
I этап . Организация класса (оргмомент) (1-2мин)
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь . (1минута)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) (4-5мин)
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся?
- Мы общаемся с помощью речи.
- Из чего состоит наша речь?
- Наша речь состоит из предложений.
- Из чего состоят предложения?
Предложения состоят из слов
- На что делятся слова?
Слова делятся на слоги.
- Из чего состоят слова?
Слова состоят из звуков
- Какие бывают звуки?
Звуки бывают гласные и согласные.
- Какими бывают гласные звуки?
Гласные звуки бывают ударными и безударными.
- Какими бывают согласные звуки?
Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими.
Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?
А О У ы
- Какие друзьями мягких согласных? Почему?
- И Е Я
- Какие буквы мы называем хитрыми?
Е Я
- Почему?
- В начале слова и после гласной обозначают два звука.
- А хотите еще узнать одну хитрую букву?
-Да, хотим
- Тогда проведём небольшое исследование.
Прослушайте рассказ о ком пойдёт речь? читают дети
III этап .Формирование новых знаний и умений (постановка учебной цели) (4-5мин)
Ёжик — один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания ежа – лиственные и смешанные леса. Болотистых местностей и исключительно хвойных массивов этот лесной житель избегает.Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего – словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ёжа всегда влажный. Рацион «колючего и сердитого жителя», как его нередко называют – насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина. Жилище ежа – гнездо или укрытие, сооружённое из листьев и веток у корней какого-либо дерева.
- Узнали , кто это? Назовите.
-ёжик.
IV этап. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднений).(7-8мин)
Знакомство со звуками [й'], [о].
- Произнесите слово по слогам.
- Ё - жик
- Сколько слогов в слове ёжик?
- Два
- Какой слог первый?
- Ё
- Какой второй?
- жик
-Произнесите несколько раз первый слог.
[й' о]
- Какие звуки слышите?
- [й о]
- Сколько их?
Два
- Какой первый?
[й]
- Какой второй?
[о]
- Составим схему слова ёжик.
Дети составляют схему на магнитной доске
Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]?
-одну
Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком.
- Какую цель поставим на уроке?
- Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме Научиться выделять эти слоги в словах.
- Какая тема нашего урока?
- Буква, обозначающая два звука
Знакомство с буквами Ё, ё.
- Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву.
- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).
- На что похожа буква?
- Буква Е передохнула,
И тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
(можно использовать сказку про букву е, которую в дороге застал дождь, она спряталась под ёлкой , и на нее упали шишки и набили ей шишки на лбу)
V этап Физкультминутка «Ёжик»(1мин)
- Вместе с ёжиком немножко отдохнём.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
VI этап Первичное закрепление (4-5мин)
- Теперь нам надо поселить нашу букву в дом в городе Букв.
- Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим?
- К гласным, к друзьям мягких согласных
- А рядом с какой буквой?
- О
- Почему?
- В букве Ё тоже есть звук [о].
VII этап .Самоанализ и самоконтроль (4-5мин)
- Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.
- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.
(ответы детей)
- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.
Приготовились! Начали:
ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.
- Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой.
VIII этап Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8мин)
Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.
- Расскажи- ка, буква Ё,
Как твоё житьё – бытьё?!
Буква Ё даёт отчёт:
- Ничего житьё течёт.
Я – ударная всегда!
Ой- ё- ёй, вот это да!
- Попробуем хором прочитать слоги в азбуке.
(Чтение слогов в учебнике хором )
-Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.
(В учебнике дети читают столбики слов ).
- Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…
- Что интересного заметили?
- Буква Ё всегда ударная.
- Знак ударения над этой буквой не ставится!
- Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить? (работа с учебником)
Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.
- Прочитаем текст по цепочке.
- Где были ребята?
- Ребята были в лесу.
– Что они услышали? Кто это был?
- Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.
– Кто напал на ёжика?
- На ёжика напала Жучка.
– Что случилось с Жучкой?
- Жучка наколола нос и убежала.
- Придумаем название к тексту.
- «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».
- В каких словах встретилась нам буква ё?
- Ёлочки, ёжик, ёжика.
- В каких словах буква ё обозначает два звука?
- Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.
IX этап Физкультминутка «Ёлочки»(1мин)
Продолжение работы
Ёжик нас заждался и придумал следующее задание
. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?
- Что означает слово съёжиться? Неужели мы в ежей превращаемся?
- Нет
- Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся?
- Когда холодно, страшно.
- А попробуйте изобразить эту позу.(Дети показывают).
- Кого она вам напоминает?
- Вот почему люди так говорят.
X этап. Рефликсия деятельности , итог урока (2-3мин)
.
- Ёж есть лесной, а есть...
- Морской
Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка – дом его родной.
Нужно составить предложение, используя слова: Под,еж,жил, елкой
Под ёлкой жил ёж. (Ёж жил под ёлкой) (составляют дети)
- А чем ёлка похожа на ёжика?
- У ёлки и у ёжика есть иголки.
- Эти слова начинаются с буквы ё
- Любопытный ёжик хочет снова задать вам вопросы:
- В каких случаях буква ё обозначает два звука?
- Когда она стоит в начале слова и после гласной.
- В каких случаях буква ё обозначает один звук?
- После мягкого согласного
Рефлексия:
- А чем же мы порадовать нашего героя ?
Мы можем угостить его осенними яблоками , у вас на тарелочках лежат яблоки Зеленое, Желтое, Красное. Давайте подумаем : если вам все понравилось и все понятно подарите ежику зеленое яблоко если в чем то есть трудность –желтое, а если вам было скучно и непонятно -красное
Этапы урока | Содержание | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1.Включение в учебную деятельность 2.Актуализация знаний 3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания 4. Применение нового знания 5. Подведение итогов урока. Рефлексия урока. | - Прозвенел и смолк звонок. - Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. - Вспомним, с помощью чего мы общаемся? - Из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения? - На что делятся слова? - Из чего состоят слова? - Какие бывают звуки? - Какими бывают гласные звуки? - Какими бывают согласные звуки? Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных? - Какие друзьями мягких согласных? Почему? - Какие буквы мы называем хитрыми? - Почему? - А хотите еще узнать одну хитрую букву? -Хотите узнать ещё одну хитрую букву? - Тогда проведём небольшое исследование. Прослушайте рассказ о ком пойдёт речь? читают дети Ёжик — один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания ежа – лиственные и смешанные леса. Болотистых местностей и исключительно хвойных массивов этот лесной житель избегает.Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего – словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ёжа всегда влажный. Рацион «колючего и сердитого жителя», как его нередко называют – насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина.Жилище ежа – гнездо или укрытие, сооружённое из листьев и веток у корней какого-либо дерева. - Узнали , кто это? Назовите. Знакомство со звуками [й'], [о]. - Произнесите слово по слогам. - Сколько слогов в слове ёжик? - Какой слог первый? - Какой второй? -Произнесите несколько раз первый слог. - Какие звуки слышите? - Сколько их? - Какой первый? - Какой второй? - Составим схему слова ёжик. Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]? - Какую цель поставим на уроке? - Какая тема нашего урока? 2.Знакомство с буквами Ё, ё. - Ёжик пришёл не один. Он вам принёс на иголках новую букву. - Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё). - На что похожа буква? - Буква Е передохнула, И тотчас же на нее Пара птенчиков вспорхнула – Получилась буква Ё. Физкультминутка «Ёжик» - Вместе с ёжиком немножко отдохнём. Вот свернулся ёж в клубок, - Теперь нам надо поселить нашу букву в дом в городе Алфавитинск. - Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим? - А рядом с какой буквой? - Почему? - Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук. - А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. - А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. Приготовились! Начали: ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко. - Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна вашей работой.
4.Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё. - Расскажи- ка, буква Ё, Как твоё житьё – бытьё?! Буква Ё даёт отчёт: - Ничего житьё течёт. Я – ударная всегда! Ой- ё- ёй, вот это да! - Попробуем хором прочитать слоги в азбуке. (Чтение слогов в учебнике хором ) -Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог. (В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками). - Что интересного заметили? - Знак ударения над этой буквой не ставится! - Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить? -Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте. - Прочитаем текст по цепочке. - Где были ребята? – Что они услышали? Кто это был? – Кто напал на ёжика? – Что случилось с Жучкой? - Придумаем название к тексту. - В каких словах встретилась нам буква ё? - В каких словах буква ё обозначает два звука? 5.Физкультминутка «Ёлочки» 6. Продолжение работы по теме урока. - Ёжик нас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим? - Что означает слово съёжиться? Неужели мы в ежей превращаемся? - Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? - А попробуйте изобразить эту позу.(Дети показывают). - Кого она вам напоминает? - Вот почему люди так говорят. - Ёж есть лесной, а есть... Ёж морской на дне морском Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест что в рот попадёт. - Посмотрите на запись, сформулируйте задание и выполните его. Под еж жил елкой - А чем ёлка похожа на ёжика? - Любопытный ёжик хочет снова задать вам вопросы: - В каких случаях буква ё обозначает два звука? - В каких случаях буква ё обозначает один звук? - А ещё он предлагает выполнить домашнее задание по желанию: найти информацию об истории появления буквы ё. - Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами. - А чем же мы порадовать нашего героя ? Мы можем угостить его осенними яблоками , у вас на тарелочках лежат яблоки Зелено, Желтое, Красное. Давайте подумаем : если вам все понравилось и все понятно подарите ежику зеленое яблоко если в чем то есть трудность –желтое, а если вам было скучно -красное |
Дети отвечают по цепочке по предложению, на каждый ответ учитель делает клик по слайду. - Мы общаемся с помощью речи. - Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова делятся на слоги. Слова состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими. - А О У ы И Е Я Е Я - В начале слова и после гласной обозначают два звука. -Да
ёжик. -Слово ёжик: называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный. - Ё - жик - Два - Ё - жик [й' о] - [й о] Два [й] [о] Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. [й'], [о] - Одна - Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме Научиться выделять эти слоги в словах. - Буква, обозначающая два звука (Ответы детей) - К гласным, к друзьям мягких согласных. - О - В букве Ё тоже есть звук [о]. - Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд… - Буква Ё всегда ударная. -Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного. - Дети ходили в лес. - Ребята были в лесу. - Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит. - На ёжика напала Жучка. - Жучка наколола нос и убежала. - «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался». - Ёлочки, ёжик, ёжика. - Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного. - Нет. - Когда холодно, страшно. (Дети показывают) (Ёжик так делает от страха или холода). - Морской Нужно составить предложение. Под ёлкой жил ёж. (Ёж жил под ёлкой)
- У ёлки и у ёжика есть иголки. - Эти слова начинаются с буквы ё. - Когда она стоит в начале слова и после гласной.
- После мягкого согласного. - Украсим Дети выбирают яблоки и надевают на иголки ежу. | Личностные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Познавательные УУД Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Формирование умения представлять информацию в виде схемы. Коммуникативные УУД
Познавательные УУД Формирование умения классифицировать по признакам. Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные УУД Звуковая структура слова. Познавательные УУД Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные УУД Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации. Познавательные УУД Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. Регулятивные УУД Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные УУД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок? Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....