урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ']. Буквы Щ, щ.
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме
Ход урока.
1. Орг . момент .
Снег порхает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок.
Начинаем наш урок.
-Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.
2. Повторение пройденного материала.
-Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.
-Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную.
У доски 3 ученика.
- Какие снежинки опустились на домик с красной крышей?(Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).
- Какие снежинки особенные? Почему? (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).
- Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? (ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).
- Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда твёрдые согласные звуки).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).
Итог.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку, где познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны
помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.
4. Введение в тему.
- Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой.(Удочку, червячков, ведёрко и т.д.)
- Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку. Послушайте отрывок из сказки.Узнаете, что за рыба попалась на крючок.
Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глялит в прорубь. И увилел Емеля в проруби щуку.
Изловчился и ухватил щуку в руку.
- Вот уха булет сладка!
Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:
- Емеля, отпусти меня в волу, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.
- Лално, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?
- Какую рыьку мы поймали? (Щуку).
-Как называется сказка?(«По щучьему веленью»).
- Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).
- Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)
- Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течёт вода.)
- Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).
5. Работа над новым материалом.
1) Вычленение звука [щ'].
- Какую рыбу мы поймали? (Щуку.)
- Произнесите первый звук.
- Дайте характеристику звуку [щ']. (Согласный, глухой).
- На что похож этот звук? (На шипение)
- Звук [щ'] шипящий.
- Как произносится звук [щ']?(Мягко.)
- Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).
- Давайте сделаем вывод о новом звуке.
Вывод: значит звук [щ'] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.
2) Фонетическая зарядка.
- А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ'], поднимите руки вверх и назовите где находится этот звук: в начале, в середине или в конце.
Ящик, ключик, , плащ, мяч, щука, туча, лещ.
- Звуки [ч'] и [щ']очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся произносить их в скороговорке:
Щука проглотила щётку.
Щётка ей щекочет глотку.
- Не путайте звуки [ч'] и [щ'].
3) Игра на внимание «Что лишнее».(Зрительная зарядка).
- Давайте посмотрим, какие вы внимательные, ведь рыболовам просто необходимы терпение и внимание.
- Что изображено на рисунках?( Овощи, щенок, сыщик, печь.)
- Какой рисунок лишний? (Печь.)
- Почему? ( В слове печь нет звука [щ'].)
- Составьте предложение с предметом, который вам больше нравился.
4) Звуко - буквенный анализ слова щука.
- Смотрите, на удочку попалась ещё одна щука.
- Составим схему слова щука.
Один ученик составляет схему у доски, остальные на парте.Проверка.
- Дайте характеристику каждому звуку.
[щ]- согласный, глухой, мягкий.
[у]- гласный, ударный.
[к]- согласный, глухой, твёрдый.
[а]- гласный, безударный.
- Сколько в слове слогов? (Два.)
5) Знакомство с буквой Щ.
- Звук [щ'] обозначается буквой Щ.
- На что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)
6) Работа по букварю.
-Потренируемся читать слова с новой буквой.
- Найдите в букваре слово щука.
- Прочитаем первый столбик.
- Что такое чаща? (Густой лес)
-Прочитаем второй столбик. Чем различается написание этих слов? (т заменили на л).
- Прочитаем третий столбик. Чем различаются эти слова? (Различаются первой буквой).
- Подготовьтесь читать четвёртый столбик.
- В словах начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ']. Прочитайте слова правильно.
-Кажется на крючок попалась ещё одна рыба.
- Найдите её название по схеме, данной в учебнике.
- Какую рыбу мы поймали? (Леща).
-Скоолько в этом слове звуков, букв?(Четыре).
-Дайте характеристику первому звуку.(Согласный, глухой, мягкий).
- Прочитайте слова с сочетаниями ЩА, ЩУ, ЧА.
- Послушайте сказку.
Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неполалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили лружно. И вот однажлы решили буквы поиграть в прятки. Выпало волить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат -нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю иЯ. Искали, икали, с ног сбились, -до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домико и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.
- Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы ЮиЯ? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)
- Прочитайте правило в учебнике.
- Запомните это правило.
ФИЗМИНУТКА.
6.Формирование навыков чтения.
_ Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.
Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка".
Чтение считалочки про себя и вслух.
- Какой вы увидели щуку?(Хищная, зубастая, злая).
- А лещ какой? (Проворен и умён)
7.Работа в парах.
-Ребята, а где вам могут пригодиться считалочки?(В игре).
- Вспомните считалочки и поиграйте в паре.
Дома вы можете найти и прочитать считалочки и стихи, где встречается буква Щ.
8. Итог урока.
-Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.
- Сколько поймали рыбы?(Три щуки и леща)
- Что вы сделаете с рыбой? (Сварим уху, пожарим)
- А кто выпустит обратно в воду?
- Как вы считаете, удачная была у нас рыбалка?
- Какой звук узнали? ([щ]).
- С какой буквой познакомились? (Щ).
- Какое правило узнали на уроке?(ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).
-Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.
- Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.
-Урок окончен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
untitled0.doc | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока.
1. Орг . момент .
Снег порхает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок.
Начинаем наш урок.
-Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.
2. Повторение пройденного материала.
-Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.
-Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную.
У доски 3 ученика.
- Какие снежинки опустились на домик с красной крышей? (Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).
- Какие снежинки особенные? Почему? (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).
- Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? (ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).
- Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда твёрдые согласные звуки).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).
Итог.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку, где познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны
помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.
4. Введение в тему.
- Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой. (Удочку, червячков, ведёрко и т.д.)
- Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку. Послушайте отрывок из сказки.Узнаете, что за рыба попалась на крючок.
Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глялит в прорубь. И увилел Емеля в проруби щуку.
Изловчился и ухватил щуку в руку.
- Вот уха булет сладка!
Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:
- Емеля, отпусти меня в волу, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.
- Лално, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?
- Какую рыьку мы поймали? (Щуку).
-Как называется сказка? («По щучьему веленью»).
- Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).
- Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)
- Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течёт вода.)
- Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).
5. Работа над новым материалом.
1) Вычленение звука [щ'].
- Какую рыбу мы поймали? (Щуку.)
- Произнесите первый звук.
- Дайте характеристику звуку [щ']. (Согласный, глухой).
- На что похож этот звук? (На шипение)
- Звук [щ'] шипящий.
- Как произносится звук [щ']? (Мягко.)
- Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).
- Давайте сделаем вывод о новом звуке.
Вывод: значит звук [щ'] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.
2) Фонетическая зарядка.
- А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ'], поднимите руки вверх и назовите где находится этот звук: в начале, в середине или в конце.
Ящик, ключик, , плащ, мяч, щука, туча, лещ.
- Звуки [ч'] и [щ']очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся произносить их в скороговорке:
Щука проглотила щётку.
Щётка ей щекочет глотку.
- Не путайте звуки [ч'] и [щ'].
3) Игра на внимание «Что лишнее».(Зрительная зарядка).
- Давайте посмотрим, какие вы внимательные, ведь рыболовам просто необходимы терпение и внимание.
- Что изображено на рисунках? ( Овощи, щенок, сыщик, печь.)
- Какой рисунок лишний? (Печь.)
- Почему? ( В слове печь нет звука [щ'].)
- Составьте предложение с предметом, который вам больше нравился.
4) Звуко - буквенный анализ слова щука.
- Смотрите, на удочку попалась ещё одна щука.
- Составим схему слова щука.
Один ученик составляет схему у доски, остальные на парте.Проверка.
- Дайте характеристику каждому звуку.
[щ]- согласный, глухой, мягкий.
[у]- гласный, ударный.
[к]- согласный, глухой, твёрдый.
[а]- гласный, безударный.
- Сколько в слове слогов? (Два.)
5) Знакомство с буквой Щ.
- Звук [щ'] обозначается буквой Щ.
- На что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)
6) Работа по букварю.
-Потренируемся читать слова с новой буквой.
- Найдите в букваре слово щука.
- Прочитаем первый столбик.
- Что такое чаща? (Густой лес)
-Прочитаем второй столбик. Чем различается написание этих слов? (т заменили на л).
- Прочитаем третий столбик. Чем различаются эти слова? (Различаются первой буквой).
- Подготовьтесь читать четвёртый столбик.
- В словах начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ']. Прочитайте слова правильно.
-Кажется на крючок попалась ещё одна рыба.
- Найдите её название по схеме, данной в учебнике.
- Какую рыбу мы поймали? (Леща).
-Скоолько в этом слове звуков, букв? (Четыре).
-Дайте характеристику первому звуку.(Согласный, глухой, мягкий).
- Прочитайте слова с сочетаниями ЩА, ЩУ, ЧА.
- Послушайте сказку.
Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неполалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили лружно. И вот однажлы решили буквы поиграть в прятки. Выпало волить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат -нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю иЯ. Искали, икали, с ног сбились, -до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домико и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.
- Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы ЮиЯ? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)
- Прочитайте правило в учебнике.
- Запомните это правило.
ФИЗМИНУТКА.
6.Формирование навыков чтения.
_ Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.
Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка".
Чтение считалочки про себя и вслух.
- Какой вы увидели щуку?(Хищная, зубастая, злая).
- А лещ какой? (Проворен и умён)
7.Работа в парах.
-Ребята, а где вам могут пригодиться считалочки? (В игре).
- Вспомните считалочки и поиграйте в паре.
Дома вы можете найти и прочитать считалочки и стихи, где встречается буква Щ.
8. Итог урока.
-Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.
- Сколько поймали рыбы?(Три щуки и леща)
- Что вы сделаете с рыбой? (Сварим уху, пожарим)
- А кто выпустит обратно в воду?
- Как вы считаете, удачная была у нас рыбалка?
- Какой звук узнали? ([щ]).
- С какой буквой познакомились? (Щ).
- Какое правило узнали на уроке? (ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).
-Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.
- Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.
-Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2013-2014 уч годТема: Знакомство с буквой Н(н). Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно – ориентированного обучения с применением ИКТ.
Предмет: обучение грамотеТип урока: открытие новых знаний.Тема: Знакомство с буквой Н (н).Цели: · предметные: формировать умение проводить звуковой анал...
Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте, письмо)Тема урока: Строчная буква ф.
Место урока в теме :76 урок в теме «Основной звуко-буквенный период»Тип урока : открытие новых знаний.Цель и ожидаемый результат (для учителя):1.Организовать деятельность детей на ознакомление с напис...
Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте, письмо)Тема урока: Строчная буква ф.
Место урока в теме :76 урок в теме «Основной звуко-буквенный период»Тип урока : открытие новых знаний.Цель и ожидаемый результат (для учителя):1.Организовать деятельность детей на ознакомление с напис...
Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема урока: Звуки [н], [н,] и буквы Н, н.
Урок составлен к учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука» УМК «Перспектива»...
Обучение грамоте. Письмо.Тема урока: «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква к.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элем...
УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс
Конспект урока по математике в 3 классе на тему «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...
Фрагмент урока изучения фонетического материала. Тема урока: согласный звук [Й] и буква И краткое.
Фрагмент урока изучения фонетического материала УМК: «Перспектива» Класс: 2Тема урока: согласный звук [Й] и буква И краткое.Цель урока: обобщить знания о согласном звуке [Й,] совершен...