Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мащинская Ирина Васильевна

Тема урока:" Грамматические признаки частей речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 «А» классе ГБОУ Лицей № 597 Приморского района Санкт-Петербурга, проводимого 22 октября 2019 года. Учитель: Мащинская И.В.
Тема: Грамматические признаки частей речи

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «грамматические признаки частей речи»; совершенствовать знания учащихся об особенностях изученных частей речи – имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений; совершенствовать умения сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; способствовать развитию умения употреблять различные части речи в предложениях, текстах; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «грамматические признаки частей речи»; научатся проводить наблюдения за грамматическими признаками слов на основе смыслового вопроса; сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; употреблять различные части речи в предложениях, текстах; выполнять морфологический разбор слова

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I. Организация начала урока

Здравствуйте, ребята! Покажите готовность к уроку. Желаю вам интересной и слаженной работы.

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Принимать
и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

– Прочитайте отрывок стихотворения В. Степанова в задании 106. Назовите пропущенные буквы.

– Над словами укажите изученные части речи.

Что мы (местоим.) Родиной (сущ.) зовем (гл.)?

Солнце (сущ.) в (предлог) небе (сущ.) голубом (прил.)

И (предлог) душистый (прил.), золотистый (прил.)

Хлеб (сущ.) за (предлог) праздничным (прил.) столом (сущ.).

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с це-

III Определение темы урока. Определение целей урока

игра «Найди чужака».

– Прочитайте слова и найдите «лишнее» слово.

– Как называются слова в 1-м столбике? Что такое существительное?

– Как называются слова во 2-м столбике? Что такое прилагательное?

– Как называются слова в 3-м столбике? Что такое глагол?

– Какое общее название можно дать этим словам?

– Сформулируйте тему урока. Что предстоит узнать на уроке?

Находят «лишнее» слово в каждом столбике таблицы.

Звезда

Книга

Бежит

Кошка

Пенал

Красная

Синий

Черный

Картина

Горький

Звенит

Зеленый

Кричал

Шутит

Играю

– Мы будем учиться распознавать части речи, находить их в тексте, задавать вопросы; определять грамматические признаки, известные нам

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

IV Работа по теме урока

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 115)

– Вспомните по таблице грамматические признаки частей речи. Слова какой части речи могут относиться к разряду одушевленных? неодушевленных? собственных? нарицательных? (Имена существительные.) Приведите примеры.

– Какие части речи могут иметь род; число; падеж; время; лицо? (Род имеют имена существительные, имена прилагательные, глаголы в прошедшем времени. Число имеют имена существительные, имена прилагательные, местоимения, глагол. Падеж имеют имена существительные, имена

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила.

Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике.

Проводят наблюдения на материале связных текстов.

По таблице рассказывают, каким членом предложения может быть каждая из частей речи.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

прилагательные, местоимения. Время имеет глагол. Лицо имеют местоимение и глагол.)

– Как изменяются имена существительные? (Имена существительные изменяются по числам, падежам.)

– Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по числам, родам, падежам.)

– Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем времени).)

– Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.)

– Как изменяются местоимения 3-го лица? (Местоимения 3-го лица изменяются по родам и числам.)

– Каким членом предложения может быть каждая
из частей речи?

Члены

предложения

Вопросы

Как выражены

Пример

Главные члены

Подлежащее

Кто? Что?

Существительным, местоимением

Мы

Сказуемое

Что делает? Что делал?

Глаголом

собирали

Второстепенные члены

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

Существительным, местоимением

шишки

Определение

Какой? Чей?

Прилагательным

в еловом

Обстоятельство

Где? Куда? Когда?

Откуда? Почему? Как?

Существительным,
наречием

лесу.

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 116)

– Прочитайте стихотворение Ю. Мориц. А как бы вы ответили на вопрос первого предложения?

Можно ли на рисунке изобразить тишину? Почему?

Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают стихотворение. Указывают род имен существительных. Указывают грамматические признаки выде-

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое

– Какими частями речи являются выделенные слова? Какие грамматические признаки можно у них определить?

– Спишите. Укажите род имен существительных

Упражнение 116.

Что такое вышина (ж. р.)?

Тучи, ветер (м. р.), тишина (ж. р.),

А за тучами гуляют

Солнце (ср. р.), звёзды и луна (ж. р.).

Эту чудную картину (ж. р.)

Я увидел из окна (ср. р.)!

Указывают грамматические признаки выделенных в тексте слов.

За тучами – сущ., нариц., неодуш., Т. п., мн. ч.

Гуляют – гл., наст. вр., мн. ч., 3 лицо.

Чудную – прил., В. п., ж. р., ед. ч.

Картину – сущ., нариц., неодуш., В. п., ж. р., ед. ч.

Я – мест., 1 лицо, ед. ч.

Увидел – гл., прош. вр., ед. ч., м. р.

Выполняют морфологический разбор слова «увидел».

Увидел – глагол, что сделал?, начальная форма – увидеть, совершенный вид, прошедшее время, ед. ч., м. р., сказуемое.

мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 118).

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте. Чем интересны выделенные слова? (Выделенные слова звучат и пишутся одинаково, но являются разными частями речи.)

– Какой частью речи является каждое выделенное
слово?

Упражнение 118.

На путях я вижу сорок (числит.) резво скачущих сорок (сущ.). Снежное покрывало (сущ.) всё поле покрывало (гл.). Рабочий (сущ.) пришёл в заводской цех. Начался рабочий (прил.) день. Не три (гл.) руками глаза! На грядке выросли три (числит.) тыквы.

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию

Работа в тет-

ради (зада-

ние 107).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте задание. Подберите и запишите к каждому слову подходящее по смыслу имя существительное собственное.

Город Волгоград, область Московская, деревня Петрово, улица Пушкина, озеро Байкал, река Волга, кот Барсик, собака Жучка, имя Наташа, отчество Викторовна, фамилия Иванов.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 108)

– Прочитайте задание. Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

– Запишите составленные словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

– Укажите род имен существительных и имен прилагательных

Записывают словосочетания.

Мужской костюм (м. р.), теплое пальто (ср. р.), длинная дорога (ж. р.), широкое шоссе (ср. р.), душистая сирень (ж. р.), кислый щавель (м. р.), храбрый солдат (м. р.), сладкая ягода (ж. р.), новая мебель (ж. р.), вкусный ужин (м. р.)

VII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что было самым трудным?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Приготовьте сигнальные карточки

•  Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – синий квадрат.

•  Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый квадрат.

•  Если не разобрались, было не очень интересно – красный квадрат

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 109 в рабочей тетради, упражнение 117 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Приложение

Работа в группах

– Для выполнения следующего задания вам пригодятся знания о грамматических признаках частей речи. Прочитайте слова, разделите их на  три группы.

1 группа

2 группа

3 группа

Нашли

уехали

читают

играют

придут

сделают

открыли

поют

напишут

Гром

плачет

летит

погода

высокий

смелый

светит

товарищ

большой

Море

озеро

дочь

окно

мышь

ключ

лошадь

врач

луч

Командиры каждой группы выходят к доске и защищают свои ответы.

1 группа

Прошедшее

Настоящее

Будущее

Нашли, уехали, открыли

Читают, играют, поют

Придут, сделают, напишут

2 группа

Существительное

Глагол

Прилагательное

Гром, погода, товарищ

Плачет, летит, светит

Высокий, смелый, большой

3 группа

Мужской род

Средний род

Женский род

Ключ, врач, луч

Озеро, окно, море

Дочь, мышь, лошадь

Тест по теме «Части речи»

Вариант 1

– Выберите правильный ответ.

1. Имя существительное – это …

а) часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?

б) часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?

2. Глагол – это …

а) часть речи, которая обозначает действие предмета;

б) часть речи, которая обозначает название предмета.

3. Имена существительные по числам …

а) не изменяются;                 б) изменяются.

4. Имена собственные пишутся …

а) с большой буквы;                б) с маленькой буквы.

5. НЕ с глаголами пишется …

а) слитно;                           б) раздельно.

6. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …

а) кто?                                б) что?

Вариант 2

– Выберите правильный ответ.

1. Глагол – это …

а) часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?

б) часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?

2. Имя существительное – это …

а) часть речи, которая обозначает действие предмета;

б) часть речи, которая обозначает название предмета.

3. Глаголы по числам …

а) изменяются;                    б) не изменяются.

4. Имена нарицательные пишутся …

а) с большой буквы;            б) с маленькой буквы.

5. НЕ с глаголами пишется …

а) раздельно;                     б) слитно.

6. Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …

а) кто?                                 б) что?

Ответы. I вариант:  1 – б, 2 – а, 3 – б, 4 – а, 5 – б, 6 – а;

                   II вариант: 1 – а, 2 – б, 3 – а, 4 – б, 5 – а, 6 – б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык"  УМК "Школа России"  по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...

Урок русского языка. 2 класс .УМК "Школа России"

Урок русского языка по теме: Правописание гласных после шипящих"...

Урок русского языка 3 класс Программа "Школа России"

Урок русского языка по теме «Закрепление изученных орфограмм и частей речи»...

План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».

Тема урока: «Три типа склонения имен существительных». Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных. Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип...

урок русского языка 3 класс, УМК "Школа России"

закрепление правописания корней слов на разные правила...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...