Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х'], буквы Х х» 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Муратова Лейсан Анасовна

Cоздавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], [x’], и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muratova_l.a._h.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мортовская основная общеобразовательная школа»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Урок обучения грамоте

по теме

"Звуки [х], [х'], буквы Х х»

1 класс

Подготовила учитель начальных классов

Муратова Лейсан Анасовна

                                                                                                 

г. Елабуга

2018

Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х'], буквы Х х»

Цель деятельности учителя:
создавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], [x’], и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.

Задачи:
1. Предметные результаты:  создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв; проводить анализ артикуляционных особенностей звуков [x], [x’] , соотносить звук с буквами; осознавать различия парных-непарных, твёрдых – мягких согласных, парных-непарных глухих звуков. Уметь давать характеристику буквы Х как согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.
2. Метапредметные результаты:
продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности; продолжить формирование интереса к новому учебному материалу,  учить понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; искать нужную информацию в Азбуке; продолжать учить строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения, стремиться к координации позиций в сотрудничестве, использовать в общении правила вежливости.

3. Здоровьесберегающие:

С учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей

Оборудование урока: у детей «Азбука» под редакцией Л.Ф. Климанова; ручки, цветные карандаши; у учителя «Азбука» под редакцией Л.Ф. Климанова; проектор, экран, компьютер.

Ход урока:

1. Организационный момент.

-Ребята, для чего вы ходите в школу? (ответы детей)

-Сегодня на уроке мы будем учиться размышлять, анализировать, будем учиться читать и (пауза) познакомимся с новыми звуками и буквами. Все знания, которые мы добудем сегодня, конечно же пригодятся нам в дальнейшей нашей учёбе.

Работа над дикцией

- Произнесите скороговорку:

                                                  Хохотушка буква «ха»

                                                  Рассмеялась: «Ха-ха-ха»  

2. Актуализация знаний.

- На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Какие согласные звуки вы знаете?
- Какие бывают согласные звуки? ( Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?

 
3. Мотивационно-целевой этап.  
- Подберите противоположное по значению слово к слову
хорошо. (Плохо)

- Какой новый звук вы услышали в обоих словах? (звук х)

- Что вы можете рассказать об этом звуке?

-Какую букву будем изучать?

-Какова тема урока?

 

4. Работа по теме урока.

Упражнение на отработку умения слышать эти звуки в словах.

Игра “Топ-хлоп” (если в слове есть [х], [x’] – хлопаем, нет - топаем):

Халат, салат, хижина, лыжня, хобот, робот, хоккей, воздух, хохот

Слайд 1

- Найдите звук х. (Халат, петух, мухомор, хижина)

- В каких словах произносится твёрдо? В каких мягко?

- Что можете сказать об этом звуке?

Слайд 2  

Найди в словах мягкую и твёрдую х

Физкультминутка. А сейчас немножко поиграем. Я буду называть слова, а вы если в слове спрятался звук [х] твердый – будете приседать, а если мягкий – вставать на носочки.

 холод, хлеб, хитрый, халва, хобот, химия, художник, хор, хочу, хилый, хороший, хижина
сахар, муха, мухи, смех
 

– Молодцы! (Учитель указывает уровень правильности работы класса на доске)

Работа в парах.

Задание: Разделите слова на две группы (с мягкой х и твёрдой)

 Схема, археолог, духи, стихи; эхо, запах, пух, мех.

Что вы заметили?   Перед буквами И и Е (произноситься мягкий звук х)

Какой вывод можно сделать?

Работа в парах.

Слайд 3  

Составь звуковые схемы слов. (взаимопроверка) Оценка смайликами.

Выполнение гимнастики для глаз + физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились. (Движения выполняем в соответствии с текстом.)

Закройте глазки, зажмурьте их, а теперь откройте и посмотрите на доску. Поднесите карандаш к кончику носа, посмотрите на него и постепенно отодвигайте карандаш прямо перед собой не отрывая взгляда. Посмотрите в окно. Закройте глазки и посидите так спокойно пока я сосчитаю до пяти. Откройте глазки и снова посмотрите в окно.

9. Составление слов из слогов. Работа в парах.

– Задание: Я предлагает нам поиграть. Составьте слова из рассыпных слогов.

– Проверка, чтение полученных слов: 

  1. хо-мяк, хрю-ша, му-ха, слу-хи, хал-ва.
  2. хо-бот, са-хар , ку-хня, хво-я, бар-хат.
  3. хво-стик, ха-лат, хо-рёк, у-ха, хло-пок.

IV. Подведение итогов

– Что нового, главного вы узнали на уроке?

– Чему научились?

– Какое задание вам показалось наиболее трудным?

– Покажите какое у вас сейчас настроение.

(Учитель подводит итог по линеечкам работы класса, на которых он в течении всего урока отмечал правильность ответов и активность учеников. Обязательно хвалит ребят).

Самоанализ урока по обучению грамоте в 1 классе

учитель Муратова Лейсан Анасовна.

02.01.2018 г.

Тема урокаЗвуки [Х], [Х`], буквы Х, х.

УМК «Перспектива»

Тип урока: закрепление изученного.

Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием, построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения, учётом развития УУД и психологических особенностей детей данного возраста.

В классе 7 учеников, из них 5 мальчиков и 2 девочек. Дети в классе, в основном, эмоциональные, гиперактивные, очень подвижные. Уровень обучаемости у детей разный: большая часть детей имеют средний и выше среднего уровни развития.

Ставилась следующая цель: закрепить знания учащихся о звуках [Х], [Х`], и буквах, которые их обозначают.

Предметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся умения:

- узнавать и называть буквы Х, х.

- выделять и различать звуки;

- выполнять звукобуквенный анализ слов;

- давать характеристику звука;

Метапредмедные задачи:

Создать условия для развития у учащихся умения:

- понимать заданные критерии успешности учебной деятельности;

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- оценивать с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- строить устные высказывания – рассуждения, проводить сравнение по заданным критериям;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- устанавливать причинно- следственные связи, анализировать, обобщать.

На мой взгляд, цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован, дети старались активно работать на уроке. По содержанию материал соответствует целям урока и направлен на систематизацию знаний учащихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: работа в группах, индивидуальная работа у доски, фронтальный опрос. На всех уроках обучения грамоте, и на этом тоже, большое внимание уделяется звуко - буквенному анализу слов. На мой взгляд, большая часть класса неплохо справляется с заданиями подобного рода.

Учитывая возрастные особенности детей, посчитала целесообразным ввести игровой момент, с целью заинтересовать и усилить активность на уроке. На уроке проведены две физминутки для профилактики утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональной разрядки. На всех этапах ребята были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

Атмосфера на уроке была рабочая, дети мобилизовали все свои возможности. Я выбирала демократический стиль общения с обучающимися, стараясь прислушиваться к мнению каждого ребенка. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников. Цели, поставленные перед уроком, в основном, выполнены.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

В перспективе, наметила продолжить работу по развитию фонематического слуха учащихся, развивать умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения; особое внимание уделять обучению учащихся дисциплине на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте Тема: "Звуки [д], [д’], буква Д, д".

В данном  материале представлен конспект урока и презентация. В разработку включены дидактические игры для интерактивной доски....

Презентация к уроку обучения грамотепо теме "Звуки [к,к\'], буквы К,к".

Презентация к уроку обучения грамотепо теме "Звуки [к,к\'], буквы К,к"....

Конспект урока обучению грамоте.Тема: «Звуки [т], [т´], буква Т».

Данный урок был проведён в 1 классе для детей с нарушением зрения...

Урок обучения грамоте. Тема Звуки [т], [т\'], буква Т т.

Учащийся познакомится со звуками [т], [т,] и отражением их на письме с помощью буквы Т,  с местом буквы Т на «ленте букв», научится характеризовать звуки [т] и [т,] по предложенной в учебнике схе...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [г], [г\']. Буквы Г г» 1 класс

Тема: «Звуки [г], [г']. Буквы Г г»Тип урока: урок рефлексия...