урок обучения грамоте Тема: "Звуки [д], [д’], буква Д, д".
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
В данном материале представлен конспект урока и презентация. В разработку включены дидактические игры для интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obucheniya_gramote_po_teme_bukva_d_bez_slaydov.docx | 23.08 КБ |
prezentaciya_uroka_obucheniya_gramote_po_teme_bukva_d.pptx | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Звуки [д], [д’], буква Д, д».
Вид урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: познакомить детей со звуками [д], [д’] и буквой д;
учить выделять новые звуки в словах, читать слоги,
слова и предложения с новой буквой; способствовать
развитию фонематического слуха, речи, логического
мышления, памяти; расширять кругозор,
воспитывать любознательность.
Учебник: «Русская азбука», учебник для 1 класса, авторы
В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько,
В.Д.Берестов.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, загадки,
картинки Деда Мороза.
Литература: 1. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие
младших школьников на уроках обучения грамоте».
2. В.В.Волина «Занимательное азбуковедение».
Ход урока:
- Орг. момент. (Слайд 1 – заставочный, дети его не видят).
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Детям нужно ровно встать,
Выше головы поднять!
- Постановка темы и целей урока.
1. Вступительная беседа.
- Ребята, какое время года сейчас?
- А какой самый красивый, чудесный и
волшебный праздник бывает зимой? (Слайд 2).
Чтение стихотворения хором за учителем:
Новый год! Новый год!
У дверей, у ворот!
Он пришёл к тебе, ко мне
И ко всей большой стране!
- Отгадайте новогоднюю загадку:
Он в колодец заглянул –
Льдом колодец затянул.
А на речку поглядел –
В ледяной тулуп одел.
Он с седою бородой,
Шуба, посох со звездой,
Он подарки нам принёс –
Добрый ………. (Дедушка Мороз). (Слайд 3).
2.Введение в тему урока.
- Какие новые звуки услышали в начале и в середине слова-отгадки?
(Звуки [д], [д’]).
- Какие слова с этими звуками вы услышали и запомнили в самой загадке?
(Колодец, льдом, поглядел, ледяной, одел, седою, бородой, звездой, подарки, добрый.)
- Сформулируйте тему урока. (Слайд 4).
Тема: Звуки [д], [д’], буква Д, д.
Цели урока: познакомиться со звуками [д], [д’] и буквой, которая их обозначает; учиться выделять новые звуки в словах; читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
- Работа над новым материалом.
- Работа со звуками [д],[д’].
- Ребята, наш добрый Дедушка Мороз очень хочет попасть на праздник к нам в школу. Но его волшебный замок находится очень далеко. (Слайд 5). Из своего снежного замка он прислал вам телеграмму. (Слайд 6). Прочитаем её (хоровое чтение за учителем): «Дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Я очень хочу побывать у вас на ёлке, но боюсь, что не успею. Помогите мне, пожалуйста. До встречи. Дедушка Мороз.
- Ну что, ребята, хотите видеть Дедушку Мороза у себя на празднике? Поможете ему преодолеть трудности в таком дальнем путешествии? Тогда вперёд!
- Какие слова со звуками [д], [д’] вы услышали в тексте телеграммы?
(Дорогие, девчонки, добраться, до встречи, Дедушка).
- Дайте характеристику звуку [д].
(Звук [д] – согласный, т.к. при его произнесении во рту встречаются преграды. Он звонкий, потому что произносится с голосом и шумом).
- Охарактеризуйте звук [д’].
- Сделайте общий вывод: с какими звуками мы познакомились и охарактеризуйте их.
2.Игра «Собери подарки». (Слайд 7).
- Ребята, Дед Мороз не может приехать к вам без подарков, но не знает, какие подарки положить в синий мешок, а какие – в зелёный.
- Кто уже догадался, как разложить подарки, и поможет Дедушке Морозу?
Отвечающий называет место звука в слове и характеризует его по твёрдости – мягкости.
- Молодцы, ребята! Наконец-то Дед Мороз отправляется в долгое путешествие, а мы продолжаем помогать ему.
3.Знакомство с новой буквой.
- Ребята, как вы думаете, как «зовут» букву, которая обозначает [д], [д’]? (Слайд 8).
(Буква Д. Она бывает печатная и прописная, заглавная и строчная).
- Назовите предметы, которые напоминают букву Д.
Д – это домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
4.Физминутка.
- Дед Мороз взял не только подарки, но и прихватил своих внучек – снежинок. (Слайд 9). Им очень весело лететь за дедушкой, они играют, кружатся. Давайте и мы с ними поиграем.
Мы снежинки, мы снежинки,
Порезвиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы летаем и кружимся,
Очень весело живём.
А как сядем мы на землю,
То растаем, пропадём.
5.Чтение слогов-слияний.
- Эти снежинки волшебные. Они умеют не только танцевать. Сегодня они будут учить вас читать.
- С какой согласной будете читать
слоги? Чтение слогов-слияний.
- Найдите слова, которые образовались с помощью данных букв.
(Еда, иду, еду, ода, удод).
6.Знакомство с новыми словами.
- А где же наш Дед Мороз? (Слайд 10).
- Ой, ребята, посмотрите! Огромное море преградило путь нашему гостю. Не может он перебраться через него, сидит на берегу, призадумался. Вдруг слышит: кто-то его зовёт. Оглянулся кругом – никого нет. Присмотрелся, а из воды зовёт его …. (золотая рыбка).
Рыбка согласилась помочь Деду Морозу, но с условием. Нужно перечислить известных морских жителей, в названиях которых есть новые звуки. Давайте поможем Дедушке.
(Дельфин, медуза, морская звезда).
Со словами «барракуда» и «морской идол» знакомит учитель.
- А ещё, в глубине моря Дедушка Мороз встретил человека. (Слайд 11).
- Как вы думаете, кто это?
- Это водолаз.
- Кто такой «водолаз»? Прочитайте определение из «Толкового словаря». Чтение определения хором с доски.
7. Работа по учебнику.
- Подробнее о людях этой профессии вы узнаете, прочитав тексты на с.109.
1. Чтение слов.
2. Чтение текста 1.
- Где ведут работы водолазы?
- Какая у них работа?
3. Чтение текста 2.
- Чьи папы работают водолазами?
- Чем занимаются водолазы на дне реки?
Читающие дети в это время знакомятся с дополнительным текстом, затем читают его вслух.
«Водолаз – мастер на все руки. Под водой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником, и электросварщиком.
Строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод – без водолаза не обойтись. Водолаз заделает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна затонувший корабль».
8.Работа над многозначностью слова.
Знакомство с собакой-водолазом. (Слайд 12).
- Ребята, кто это? (Собака).
- Это служебная собака породы «водолаз».
- Для чего люди разводят таких собак?
- Прочитайте определение из «Толкового словаря». Чтение определения хором.
- Что вы можете сказать о слове «водолаз»? (Оно многозначное, т.к. имеет два значения).
9. Игра «Укрась ёлку».
- Мы помогли Дедушке Морозу, и рыбка перенесла его через море. Скоро он доберётся до нас. А нам нужно быстро украсить ёлку. (Слайд 13).
- Чтобы ёлка получилась нарядная, вы должны отгадать загадки и правильно собрать из слогов слова-отгадки.
1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Наконец-то, ты, пришла,
К нам волшебница…… (Зима).
- Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз.
(Мороз).
- Пятиконечный предмет, которым
украшают макушку ёлки. (Звезда).
- Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы. (Санки).
- Белая звёздочка с неба упала.
Мне на ладошку легла – и пропала.
(Снежинка).
- Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька).
- Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки).
- Что любят получать дети и взрослые в Новый Год? (Подарки).
- Спасибо, ребята! Замечательная ёлочка у нас получилась!
- Обобщение.
- Пока мы украшали ёлку, Дед Мороз наконец-то, добрался до нас. (Слайд 14).
- Расскажите ему, пожалуйста, что нового вы узнали на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Итог урока.
- Дед Мороз благодарит вас за помощь и говорит: «Молодцы!»
- А ещё, он хочет вас поздравить. А с чем, вы узнаете, если прочитаете ребус. (Слайд 15).
Дети отгадывают ребус и читают поздравление: «С Новым Годом!»
На память дети получают картинки Деда Мороза.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новый год! Новый год! У дверей, у ворот! Он пришёл к тебе, ко мне И ко всей большой стране!
Звуки [ д ] , [ д ’] , буква Д, д. познакомиться со звуками [ д ] , [ д ’] и буквой, которая их обозначает; учиться выделять новые звуки в словах; читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
ТЕЛЕГРАММА ДОРОГИЕ РЕБЯТИШКИ, ДЕВЧОНКИ И МАЛЬЧИШКИ! Я ОЧЕНЬ ХОЧУ ПОБЫВАТЬ У ВАС НА ЁЛКЕ, НО БОЮСЬ, ЧТО НЕ УСПЕЮ ДОБРАТЬС Я. ПОМОГИТЕ МНЕ,ПОЖАЛУЙСТА. ДО ВСТРЕЧИ. ДЕДУШКА МОРОЗ.
?
Д д
Д А О И Ы Е У
Д ЕЛЬФИН БАРРАКУ Д А МЕ Д УЗА МОРСКАЯ ЗВЕЗ Д А МАВРИТАНСКИЙ И Д ОЛ
ВОДОЛАЗ - СПЕЦИАЛИСТ, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ПОДВОДНЫМИ РАБОТАМИ В ВОДОНЕПРОНИЦАЕ-МОМ КОСТЮМЕ И СО СПЕЦИАЛЬНЫМ СНАРЯЖЕНИЕМ.
ВОДОЛАЗ - СИЛЬНАЯ, ХОРОШО ПЛАВАЮЩАЯ СОБАКА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ СПАСЕНИЯ УТОПАЮЩИХ.
ЗИ МА МО РОЗ ЗВЕЗ ДА САН КИ СНЕ ЖИН СО СУЛЬ КА КА ПО ДАР КИ КОНЬ КИ
МОЛОДЦЫ!
Ы Д ! МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."
Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...
Урок обучения грамоте. Тема "Звуки [й\' о], [\'о]. Буква Ё, ё"
Тема "Звуки [й\' о], [\'о]. Буква Ё, ё"...
КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С
Предметные задачи урока:1. Добиться запоминания формы буквы с.2. Помочь детям выделить звуки буквы С.3. Научит...
Урок обучения грамоте. Тема. Звуки [с] и [с`]. Буквы С, с.
Конспект урока для первого класса по программе "Школа России"...
Конспект урока обучение грамоте тема: «Звуки т’ и т. Буквы «Т, т» 1 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока обучение грамотеТема: «Звуки т’ и т. Буквы «Т, т» Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с печатными буквами Тт, со звуками [т], [т’]; соверше...
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. Тема: Звуки [б], [б’] и буква «б»
Тема: Звуки [б], [б’] и буква «б»Цель: формирование понятия о согласных звуках [б] [б’], умения правильно характеризовать новые звуки.Планируемы р...
Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [й’э], [’э]. Буквы «Е е». УМК Школа России
Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуковом значении буквы «Е» в зависимости от позиции в слове; умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при ...