Методическая разработка урока обучения грамоте на тему: «Мир полон звуков. Звуки в природе» в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте
на тему: «Мир полон звуков. Звуки в природе»
в 1 классе
Гусевой Ксении Юрьевны
Дата:
Тема: «Мир полон звуков. Звуки в природе»
Цель: формировать представление о неречевых звуках; расширить представление учащихся о речевом общении на основе коммуникативно-речевых ситуаций; расширить словарный запас учащихся.
Формируемые УУД:
-Личностные: формирование умения общаться, как умение говорить и слушать, читать и писать.
-Регулятивные: умение распознавать звуки, освоение способов речевого общения.
-Познавательные: сформировать понятие о речевых и неречевых звуках, как средство общения и выражения отношения к окружающему миру; обогащение словарного запаса учащихся; систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности.
-Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета; участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; вести диалог на заданную тему.
Оборудование:
1) для учителя – конспект урока, учебник, наглядный материал, презентация, видеозапись;
2) для учащихся – учебник
Литература:
1) Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева
2) «Инфоурок» https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/09/22/konspekt-uroka-mir-polon-zvukov-umk-perspektiva-1-klass-0
3) Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. 2-е издание. – М.: ВАКО, 2016.
Ход урока:
Этап | Содержание | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. (1 мин.) | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем. Присаживайтесь. | Здороваются, слушают учителя. |
II.Проверка домашнего задания. (2 мин.) | -Какое домашнее задание вы должны были подготовить к сегодняшнему уроку? (выучить стихотворение) Кто выйдет и расскажет стихотворение? -Ребята, поднимите руку, кому понравилось, как выступили ваши одноклассники? Действительно, все ребята хорошо подготовились. | Отвечают на вопросы, выходят к доске, анализируют выступление одноклассников. |
III.Мотивация к деятельности. (3 мин.) | - Посмотрите, что у вас лежит на столе. (учебник, пенал, ручка) - Как вы это узнали? (увидели) - Что помогло увидеть? (глаза) Закройте глаза. (учитель хлопает в ладоши, мнет бумагу, роняет на стол ручку) Учащиеся определяют, что за звук. - Как вы догадались, что это? (услышали) - Что вам помогло услышать? (уши) - А что мы обычно можем слышать? ( звуки) | Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
IV.Формулирование темы, сообщение целей. (5 мин.) | -Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (о звуках) Правильно. (вывешиваю тему на доску) - Кто прочитает тему нашего сегодняшнего урока? («Мир полон звуков. Звуки в природе») - Как вы понимаете название темы? Сегодня мы с вами узнаем, какие бывают звуки и научимся их различать. Ребята, посмотрите на иллюстрацию. - Кто вспомнит название сказки? - Кто назовет главных героев? - Кто вспомнит сюжет? Мы должны помочь детям вернуться домой. Для этого мы должны выполнить все задания, которые для нас приготовили печка, яблоня и речка. Желаю вам удачи. | Отвечают на вопросы, слушают учителя. |
V.Открытие нового знания. (10 мин.) | Для того чтобы помочь Аленушке незаметно пробраться в дом Бабы Яги и забрать брата, мы должны выполнить задание. Попробуйте угадать животного, прослушав аудиозапись. (лай собаки, мычание коровы, рычание тигра, голос человека) - Кто это? Как догадались? - Чем отличаются звуки, которые произносит человек от звуков, которые произносят животные? (человека мы понимаем, а животных нет) Звуки делят на 2 вида. ( вывешиваю на доску) - Какие бывают звуки? Кто прочитает? - Кто догадался, в чем разница между речевыми и неречевыми звуками? Речевые звуки мы можем понять, это речь человека, а все остальные звуки являются неречевыми. Ребята, мы с вами выполнили первое задание, вы большие молодцы. Теперь Аленушка забрала брата и они возвращаются домой. Но гуси-лебеди догоняют детей. Чтобы речка смогла спрятать детей, мы должны выполнить следующее задание: я буду включать аудиозапись, а вы отгадывать кто или что , издает звук, находить нужную иллюстрацию и распределять в нужный столбик. Речевые: Неречевые: -поэт - лягушка -певец - будильник - море
- Что же мы узнали о звуках? - Что такое речевые звуки? - Какие звуки относятся к неречевым? Молодцы. Все правильно. Гуси-лебеди не заметили детей и пролетели мимо. Физ. минутка. Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуть, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы, выполняют физкультминутку. |
VI.Закрепление. (10 мин.) | Пока мы с вами выполняли упражнения, гуси-лебеди догоняют наших героев и для того чтобы яблонька помогла им спрятаться, мы должны выполнить следующее задание. Открываем учебник на с.42 и смотрим на иллюстрацию. - Что делают дети? - Как вы думаете, какие звуки издают дети? Речевые или неречевые? - Почему? А теперь посмотрите на рисунки ниже. - Какие предметы вы тут видите? Давайте послушаем звуки, которые издают эти предметы. - Какие это звуки? Речевые или неречевые? - Почему? Попробуйте с помощью речи передать звучание этих предметов. - Какие это звуки? Речевые или неречевые? - Почему? - Может ли человек издавать неречевые звуки? - Как ты изобразишь звук стука в дверь? - Какой это звук? Речевой или неречевой? - Почему? - Как ты изобразишь звук аплодисментов? - Какой это звук? Речевой или неречевой? - Почему? - Какой можем сделать вывод? Человек может издавать и речевые и неречевые звуки. Молодцы! Мы справились еще с одним заданием и гуси-лебеди не заметили детей и пролетели мимо. (Включаю аудиозаписи дождя) - Что это за звуки? Начался сильный дождь, а наши герои еще не вернулись домой и их догоняют гуси лебеди. Для того чтобы печка спрятала их, мы должны выполнить последнее задание. Рассмотрим иллюстрацию на с.43. - Какое явление природы мы видим? - Какие звуки мы можем услышать во время грозы? (грохот грома, завывание ветра, стук капель, шелест листьев) - Что помогает нам это понять? - Какие это звуки? Речевые или неречевые? - Почему? Молодцы. Вы правильно ответили на все вопросы. Гуси-лебеди улетели мимо, а дети вернулись домой целыми и невредимыми. | Отвечают на вопросы, работают с иллюстрациями учебника. |
VII.Подведение итогов, рефлексия. ( 5 минут) | Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какой была тема урока? («Мир полон звуков. Звуки в природе») -Что нового вы узнали о звуках? Приведите примеры неречевых звуков. - Какие звуки может издавать человек? Какое задание вам понравилось больше всего? Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке. Мне понравилось с вами работать, вы активно отвечали. Спасибо. Урок окончен. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".
Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)
Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"
Технологическая карта и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"...
Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Звук [э], буквы Э,э"
Урок составлен в соответствии с современными требованиями с использованием краеведческого материала....
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с\']. Буквы С, с"
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с\']. Буквы С, с"...
Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".
В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....