Методическая разработка урока обучения грамоте на тему: «Мир полон звуков. Звуки в природе» в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гусева Ксения Юрьевна

Конспект урока обучения грамоте

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте

на тему: «Мир полон звуков. Звуки в природе»

в 1 классе

Гусевой Ксении Юрьевны

Дата:

Тема: «Мир полон звуков. Звуки в природе»

Цель: формировать представление о неречевых звуках; расширить представление учащихся о речевом общении на основе коммуникативно-речевых ситуаций; расширить словарный запас учащихся.

Формируемые УУД:

-Личностные: формирование умения общаться, как умение говорить и слушать, читать и писать.

-Регулятивные: умение распознавать звуки, освоение способов речевого общения.

-Познавательные: сформировать понятие о речевых и неречевых звуках,  как средство общения и выражения отношения к окружающему миру; обогащение словарного запаса учащихся; систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности.

-Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета; участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; вести диалог на заданную тему.

Оборудование:

1) для учителя – конспект урока, учебник, наглядный материал, презентация, видеозапись;

2) для учащихся – учебник

Литература:

1) Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева

2) «Инфоурок»  https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/09/22/konspekt-uroka-mir-polon-zvukov-umk-perspektiva-1-klass-0

3) Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. 2-е издание. – М.: ВАКО, 2016.

 

Ход урока:

Этап

Содержание

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

(1 мин.)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем. Присаживайтесь.

Здороваются, слушают учителя.

II.Проверка домашнего задания.

(2 мин.)

-Какое домашнее задание вы должны были подготовить к сегодняшнему уроку? (выучить стихотворение) Кто  выйдет  и расскажет стихотворение?

-Ребята, поднимите руку, кому понравилось, как выступили ваши одноклассники? Действительно, все ребята хорошо подготовились.

Отвечают на вопросы, выходят к доске, анализируют выступление одноклассников.

III.Мотивация к деятельности.

(3 мин.)

- Посмотрите, что у вас лежит на столе. (учебник,  пенал, ручка)

- Как вы это узнали? (увидели)

- Что помогло увидеть? (глаза)

Закройте глаза. (учитель хлопает в ладоши, мнет бумагу, роняет на стол ручку) Учащиеся определяют, что за звук.

- Как вы догадались, что это? (услышали)

- Что вам помогло услышать? (уши)

- А что мы обычно можем слышать? ( звуки)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

IV.Формулирование темы, сообщение целей.

(5 мин.)

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (о звуках) Правильно. (вывешиваю тему на доску)

- Кто прочитает тему  нашего сегодняшнего урока?  («Мир полон звуков. Звуки в природе»)

- Как вы понимаете название темы?

Сегодня мы с вами узнаем, какие бывают звуки и научимся их различать.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию.

- Кто вспомнит название сказки?

- Кто назовет главных героев?

- Кто вспомнит сюжет?

Мы должны помочь детям вернуться домой. Для этого мы должны выполнить все задания, которые для нас приготовили печка, яблоня и речка. Желаю вам удачи.

Отвечают на вопросы, слушают учителя.

V.Открытие нового знания.

(10 мин.)

Для того чтобы помочь Аленушке незаметно пробраться в дом Бабы Яги и забрать брата, мы должны выполнить задание.

Попробуйте угадать животного, прослушав аудиозапись.

(лай собаки, мычание коровы, рычание  тигра, голос человека)

- Кто это? Как догадались?

- Чем отличаются звуки, которые произносит человек от звуков, которые произносят животные? (человека мы понимаем, а животных нет)

Звуки делят на 2 вида.

( вывешиваю на доску)

- Какие бывают звуки? Кто прочитает?

- Кто догадался, в чем разница между речевыми и неречевыми звуками?

Речевые звуки мы можем понять, это речь человека, а все остальные звуки являются неречевыми.

Ребята, мы с вами выполнили первое задание, вы большие молодцы. Теперь Аленушка забрала брата и они возвращаются домой. Но гуси-лебеди догоняют детей. Чтобы речка смогла спрятать детей, мы должны выполнить следующее задание: я буду включать аудиозапись, а вы отгадывать кто или что , издает  звук, находить нужную иллюстрацию и распределять в нужный столбик.

Речевые:                             Неречевые:

-поэт                                     - лягушка

-певец                                   - будильник

                      - море

                         

- Что же мы узнали о звуках?

- Что такое речевые звуки?

- Какие звуки относятся к неречевым?

Молодцы. Все правильно. Гуси-лебеди не заметили детей и пролетели мимо.

Физ. минутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуть, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы, выполняют физкультминутку.

VI.Закрепление.

(10 мин.)

Пока мы с вами выполняли упражнения, гуси-лебеди догоняют наших героев и для того чтобы яблонька помогла им спрятаться, мы должны выполнить следующее задание.

Открываем учебник на с.42 и смотрим на иллюстрацию.

- Что делают дети?

- Как вы думаете, какие звуки издают дети? Речевые или неречевые?

- Почему?

А теперь посмотрите на рисунки ниже.

- Какие предметы вы тут видите?

Давайте послушаем звуки, которые издают эти предметы.

- Какие это звуки? Речевые или неречевые?

- Почему?

Попробуйте с помощью речи передать звучание  этих предметов.

- Какие это звуки? Речевые или неречевые?

- Почему?

- Может ли человек издавать неречевые звуки?

- Как ты изобразишь звук стука в дверь?

- Какой это звук? Речевой или неречевой?

- Почему?

- Как ты изобразишь звук аплодисментов?

- Какой это звук? Речевой или неречевой?

- Почему?

- Какой можем сделать вывод?

Человек может издавать и речевые и неречевые звуки.

Молодцы! Мы справились еще с одним заданием и гуси-лебеди не заметили детей и пролетели мимо.

(Включаю аудиозаписи дождя)

- Что это за звуки?

Начался сильный дождь, а наши герои еще не вернулись домой и их догоняют гуси лебеди. Для того чтобы печка спрятала их, мы должны выполнить последнее задание.

Рассмотрим иллюстрацию на с.43.

- Какое явление природы мы видим?

- Какие звуки мы можем услышать во время грозы? (грохот грома, завывание ветра, стук капель, шелест листьев)

- Что помогает нам это понять?

- Какие это звуки? Речевые или неречевые?

- Почему?

Молодцы. Вы правильно ответили на все вопросы. Гуси-лебеди улетели мимо, а дети вернулись домой целыми и невредимыми.

Отвечают на вопросы, работают с иллюстрациями учебника.

VII.Подведение итогов, рефлексия.

( 5 минут)

Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какой была тема урока? («Мир полон звуков. Звуки в природе»)

-Что нового вы узнали о звуках?

Приведите примеры неречевых звуков.

- Какие звуки может издавать человек?

Какое задание вам понравилось больше всего? Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке. Мне понравилось с вами работать, вы активно отвечали. Спасибо. Урок окончен.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"

Технологическая карта  и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"...

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Звук [э], буквы Э,э"

Урок составлен в соответствии с современными требованиями с использованием краеведческого материала....

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с\']. Буквы С, с"

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с\']. Буквы С, с"...

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".

В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....