Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Звук [э], буквы Э,э"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Данилова Татьяна Фёдоровна

Урок составлен в соответствии с современными требованиями с использованием краеведческого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_1_klasse.docx18.94 КБ
Файл urok_chteniya_v_1_klasse.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 1 классе

Тема: Звук [э], буквы Э,э.

Цель: Познакомить с гласным звуком [э]и буквами Э,э.

Задачи: Сформировать представление о гласном звуке [э].

Продолжить работу по формированию навыка правильного, плавного, выразительного чтения.

Развивать фонематический слух через звуковой анализ слова, речь, мышление.

Расширять словарный запас учащихся.

Познакомить с нашим земляком, великим учёным, Н.Е. Жуковским.

Продолжить обучение учащихся работе в паре постоянного состава, развивать коммуникативные навыки.

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за родной край и людей, прославивших его.

Оборудование: компьютер, телевизор

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

1,2,3,4,5! -Мы хотим сейчас учиться,

Руки дружно поднимать,

На уроке не зевать,

Много нового узнать.

-Мысленно пожелайте друг другу удачи.

-Садитесь тихо. Начинаем урок.

II.Актуализация знаний.

А)-На какие группы можно разделить все изученные буквы?

-Назовите гласные, которые мы выучили.

-С какими гласными согласные читаются мягко?

-А с какими твёрдо?

В)Чтение слогов по слоговым таблицам:

-Прочитайте слоги с буквой А громко сверху вниз, тихо снизу вверх.

-Слоги с буквой О читают мальчики, а девочки следят и слушают.

-Слоги с буквой У читают девочки, мальчики слушают и следят.

-Слоги с буквой Ы читаете по очереди, работая в паре.

III.Новый материал.

1.Открытие новых знаний.

-Сегодня к нам на урок прибыли гости. Они прибыли из будущего на замечательном летательном аппарате. Их зовут Эдик и Эля.

-Что общего в их именах?

2.Целеполагание.

-Тема урока «Звук [э], буквы, которыми их обозначают».

-А что мы должны узнать на уроке, чему научиться?

-Кроме этого мы узнаем много нового и интересного.

3.Звуковой анализ.

-В маленькой тетрадочке нарисуем схемы слов, обозначающих имена наших гостей. Как их зовут?

4.Проверка самостоятельной работы.

-С какого звука начинается слово Эдик? А Эля?

-Что можете рассказать про звук [э]?

-В каком положении находятся органы речи?

5.Знакомство с буквами.

-Кто знает букву, которой мы будем обозначать звук [э] в словах Эля, Эдик?

6.Физминутка.

-Эля и Эдик, зная, что мы будем изучать букву Э, подобрали пары слов, близких по значению, в одном есть звук [э] в начале слова, в другом нет. Если слово начинается с Э – поднимаем руки вверх, если его  нет – делаем приседание.

Эскиз – набросок, эскорт – охрана, разрушение – эрозия, эталон – образец, испытание – экзамен, эгоизм - себялюбие

7.Чтение слов:

эΙхо           эΙтаΙжерΙка

эΙтаж        аΙэΙроΙпорт

поΙэт        саΙмоΙлёт

экΙран      экΙскаΙваΙтор

-Прочитать про себя слова первого столбика.

-Прочитать слова хором.

-Прочитать слова второго столбика и найти пару слов, имеющих одно значение.

-Объяснить значение всех слов.

Аэроплан – устаревшее название самолёта.

Этажерка – небольшие полочки для книг, установленные друг над другом как этажи.

Экскаватор – машина с ковшом для земляных работ.

8.Рассказ учителя.

Наши гости из будущего прилетели на замечательной летающей тарелке. А были в истории человечества такие времена, когда не было таких летательных машин, не было самолётов, а люди, наблюдая за тем, как высоко в небе парят птицы, тоже очень хотели полететь. Мы можем судить об этом, читая сказки.

9.Работа с иллюстрацией в «Азбуке» с.180-181.

-Какое сказочное средство передвижения вы узнали?

-А какой летательный аппарат был у Бабы-Яги?

-Что ещё изображено на левой странице?

10.Рассказ учителя.

Одна из первых попыток полететь по воздуху как птица была совершена почти 500 лет тому назад на Владимирской земле в Александровской слободе (ныне город Александров). Деревенский мужик смастерил деревянные крылья, взобрался на колокольню и стартовав, перелетел через деревенский забор и приземлился на берегу речки. Вместо того, чтобы поблагодарить первопроходца, царь Иван Грозный приказал отрубить ему голову, а придумку его сжечь.

Но, как выяснилось, человеческую мысль остановить нельзя. В сельце Орехово, что находится совсем недалеко от нас, 164 года тому назад родился Н.Е.Жуковский, который, благодаря наблюдательности, настойчивости, пытливому уму, сделал величайшие открытия и придумал как поднять самолёт в воздух. Благодаря его открытиям, в небе летят мощные современные самолёты, стартуют в космос корабли. Множество своих трудов Н.Е.Жуковский создал в своём доме в Орехове. Память о нём жива. В Орехове создан музей, где бережно хранят и показывают посетителям его книги, записи, личные вещи и даже самолёт. В музей приезжают гости со всех концов страны. И мы вправе гордиться тем, что являемся земляками известного в мире учёного, прославившего Владимирский край и всю русскую землю.

-А что нужно делать, чтобы стать известным человеком и приносить пользу людям?

11.Работа с иллюстрацией с.181.

-Посмотрите на красивые мощные машины, созданные современными конструкторами, благодаря открытиям Н.Е.Жуковского.

-Как они называются?

12.Работа в парах. Составление слов.

-Из карточек, которые лежат на партах, составьте слова.

-Какие слова получились? Что они обозначают?

13.Чтение стихотворения с.181.

-Мы продолжаем решать наши учебные задачи.

-Прочитать стихотворение «по цепочке».

-Почему автор просит родителей не сердиться на детей?

-Как понимаете эти строки?

-С каким чувством нужно прочитать эти строки?

-Прочитать хором.

14.Чтение стихотворения Р.Сефа.

-Что автор советует вам, своим читателям?

-Что обозначают слова метеорит и вселенная.

IV.Рефлексия.

-Наши гости узнали интересные факты о том, благодаря чему они могут летать, и теперь отправятся назад в будущее.

-Кому было интересно на уроке?

-Выполнили мы задачу урока?

-С какой буквой познакомились?

-Какой звук она называет?

-Что нового узнали?

-Кто запомнил имя великого учёного – нашего земляка?

Ученики вместе с учителем декламируют стихотворение.

-Гласные буквы, согласные буквы, буквы, которые не называют звуков.

-а,о,у,ы,я,ё,ю,и,е

-я,ё,ю,и,е

-а,о,у,ы

Ученики читают хором.

Читают мальчики.

Читают девочки.

Договариваются о том, кто начинает первым. Работают в паре.

-Два слога, ударение на первом слоге, начинаются с одинакового звука.

-Какой звук [э], какими буквами их обозначают, научиться читать слова с новой буквой.

Звуковой анализ слова Эдик выполняют все самостоятельно.

Слово Эля – индивидуально один ученик у доски.

-Звук [э] гласный, т.к. тянется, поётся.

-Рот приоткрыт, губы растягиваются в стороны, зубы не смыкаются, язык касается нижних зубов.

Ученик выбирает в кассе буквы Э,э и объясняет свой выбор: Эдик, Эля – имена, буква Э заглавная.

Ученики слушают пары слов и  выполняют упражнения.

Ученики читают по заданию учителя.

Самолёт – аэроплан.

-Ковёр-самолёт.

-Ступа с метлой.

Воздушный шар, самолёты необычной конструкции.

-Много учиться, трудиться, быть настойчивым, не бояться трудностей.

Аэродром, аэроплан, аэропорт, аэробус

-Тот, кто строит, тот чего-нибудь да стоит.

-Человек, который трудится с детства, принесёт пользу и себе, и родителям, и стране. Вырастет хорошим гражданином своей Родины.

-С чувством гордости.

-Поторопись учиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок чтения в 1 классе Звук [ э ] , буквы Э,э Учитель МБОУ Куриловской ООШ Данилова Т.Ф.

Слайд 3

Николай Егорович Жуковский

Слайд 4

Дом-музей в деревне Орехово http://crossover.ucoz.ru/photo/12-0-398

Слайд 5

http://crossover.ucoz.ru/photo/12-0-403

Слайд 6

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/51/Usadba_Jukovskogo_02.jpg/799px-Usadba_Jukovskogo_02.jpg

Слайд 7

http://www.razumov.biz/foto/manor/orehovo/small/orehovo_015_deadokey.livejournal.com.jpg

Слайд 12

А-э-ро-план

Слайд 13

А-э-ро-порт

Слайд 14

А-э-ро-дром

Слайд 15

А-э-ро-бус


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....

Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я

УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а]  и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...

Методическая разработка урока обучение грамоте, 1 класс

Методическая разработка содержит конспект урока обучение грамоте по теме "Звуки [ф], [Ф\']. Буквы Ф,ф. Чтение слогов, слов. Написание слогов и соединений со строчной буквой ф", приложения к уроку и пре...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с\']. Буквы С, с"

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [с], [с\']. Буквы С, с"...

Методические разработки уроков «Обучение грамоте» 1 класс

Методические разработки уроков «Обучение грамоте» 1 класс...