конспект урока по теме "Глаголы-исключения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_glagoly_isklyucheniya.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
Этапы урока, их цели | Содержание этапов урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | -Закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе. -Откройте глаза, посмотрите друг на друга, возьмитесь, пожалуйста, за руки, передайте друг другу заряд позитивной энергии и улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу. -Посмотрите на меня, подбодрите и меня своими улыбками. -Ребята, мы стоим с вами на пороге открытия новых тайн. Желаю вам успеха на уроке. | Организует деятельность по осознанному вхождению учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организует его мотивирование к учебной деятельности: 1) актуализирует требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); | Входят в пространство учебной деятельности. | Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности. |
Актуализация знаний и мотивация Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий. | -Сегодняшний урок мы начинаем с пословицы: «Помогаешь другим – учишься сам». − Как вы понимаете эти слова? Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду –Всё в действие придёт – летит ракета, Люди строят здания, цветут сады, и хлеб в полях растёт. - О какой части речи будем сегодня говорить на уроке? − Как вы думаете, ребята, трудная тема? -Что такое глагол? -Как ещё изменяется глагол? -Имена склоняются, а глаголы… -Что называется спряжением глагола? Сколько спряжений? -Как определить спряжение глагола? 1)по ударному окончанию 2)по неопределённой форме (все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся - первого спряжения.), -Для чего нужно уметь определять спряжение? (чтобы правильно писать глаголы с орфограммой безударного гласного в окончании) -Перечисли по порядку действия, которые ты выполняешь, записывая такие глаголы. Восстановление алгоритма. Докажи написание окончаний глаголов в пословице. | Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. 1) актуализирует изученные способы действий, достаточные для построения нового знания, их обобщение; | Актуализируют знания о глаголе, его грамматических признаках, способах действий по решению орфографических задач. Актуализируют изученные способы действий, достаточные для построения нового знания, их обобщение; | Метапредметные: формирование умения строить логические рассуждения, делать умозаключения; оформлять свои знания в виде алгоритма. |
Постановка учебной задачи Выявление места и причины затруднения и постановка цели урока. | -Мы начали урок со стихотворения о глаголе. ПТ с. 36 упр 418 Прочитайте. Автор. Название. Какие произведения С.Я. Маршака вы знаете? Задания к упражнению. Подчеркни глаголы и выдели окончания. Рядом запиши их в НФ, обозначь суффикс перед ть. Устно проведи рассуждения по алгоритму в парах. Какие «нарушения» обнаружили? - Оказывается, какую бы область познания мы не взяли, везде есть примеры, где не все подчиняется принятым законам. - В математике: на все числа можно делить. А на 0? На уроках ОМ мы изучали металлы. Какое общее свойство имеют все металлы? ( Они твердые.) -Но есть металл, который находится в жидком состоянии? ( Ртуть.) - Ребята, как называют людей, обладающих уникальными способностями? (уникальный, необыкновенный, исключительный в чем-то человек.) Есть и глаголы, которые не подчиняются правилу, закону) -Как их можно назвать? -Какая тема урока? ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ. Дети сами формулируют цели урока. -Познакомимся с глаголами-исключениями». -Научимся находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение; правильно писать их личные окончания. | Организует выявление учащимися места и причины затруднения.
| 1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют, где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Коммуникативные УУД): уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
«Открытие» детьми нового знания Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Инсценировка сказки. Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им: - Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Но у этой сказки есть продолжение Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой: - Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам. - По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими старыми родителям. Разреши нам остаться с ними. Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ. Я, царь Глагол , повелеваю: жителей своего царства – глаголы гнать, держать, дышать, слышат; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть оставить проживать во 2 спряжении. Так и появились глаголы-исключения. Знакомство с правилом в учебнике с.42 упр. 419 Перечислите глаголы-исключения. Почему их так называют? Зачем нужно их запомнить? -Мы можем их спряжение определить по нашему алгоритму? -Нужно ли его дополнить? | Организует построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Организует деятельность по реализации построенного проекта. | Учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий, выбирают способ, строят план достижения цели, на основе выбранного метода выдвигают гипотезы. Осуществляют реализацию построенного проекта: обсуждают различные варианты, предложенные учащимися, и выбирают оптимальный вариант, который фиксируют. Построенный способ действий используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. | Предметные: уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний . Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование; дополнение алгоритма; использование учебника, для поиска информации. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий. |
Первичное закрепление Усвоение нового способа действий. | ПТ с. 36 упр. 421 «держит, смотрит» из упр. 418 и глаголы «обидеть» и «обижать» в таблицу у доски с проговариванием. | Организует деятельность по усвоению алгоритма написания безударных личных окончаний глаголов-исключений. | Учащиеся выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма. | Регулятивные УУД :планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. |
Физминутка | Электронная физминутка. | Организует и проводит «физминутку» | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание. | Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | ПТ с. 36 упр. 422 Глаголы из стихотворений Маршака о цирке (в таблицу). Взаимопроверка в парах. Взаимная оценка. | Организует самостоятельную работу и оценку результатов. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ действий, сами проверяют их, пошагово сравнивая с образцом, и убеждаются, что новый способ действий ими освоен. Оценивают результат своей деятельности. | Познавательные :находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения. Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование. Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. |
Включение в систему знаний и повторение Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | 1.Выбери задание и выполни его. (Дифференцированная работа) 1 уровень. Запиши глаголы-исключения в первый столбик. Образуй от каждого форму 3л. ед.ч.; запиши во 2 столбик. Видеть, слышать, знать, зависеть, любить, обидеть. 2 уровень. Подберите и запишите значения слов, используя глаголы-исключения. Воспринимать окружающее с помощью зрения – Различать, воспринимать звуки - Быть под властью, под полным влияньем, быть в чьей воле; быть следствием известной причины – Причинить огорчение - Запиши глаголы-исключения в первый столбик. Образуй от каждого форму 3л. ед.ч.; запиши во 2 столбик. 3 уровень. Составь и запиши пословицы с этими глаголами в форме 3л. ед.ч.. Видеть, слышать, знать, зависеть, любить, обидеть. Кто много видит и слышит, тот много знает. Дружба зависит не от лести, а от правды и чести. Любят того, кто не обидит никого. 4.Дополнительное задание для умников и умниц. 2.Работа в группах. Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу. Очень – очень хочется Научиться боль ____ (терпеть) Как же хочется всё .(слышать) Целый мир зелёным _ ,(видеть) | Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. | Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Выполняют дифференцированную работу. Работают в группах. | Метапредметные: формирование умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера. |
Рефлексия деятельности Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | -Какую тему изучили? Какие цели ставили? Достигли ли мы цели? - Трудно ли тебе было работать? -Что мы сделали, что бы эта тема не вызывала у нас трудности? Д/з с элементами творчества. Составить удобную памятку-подсказку. | Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. | Оценивают результат своей деятельности. Критически оценивают получаемую информацию, соотносят её с ранее полученными знаниями, собственным опытом. | Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...