Рабочая программа по курсу "Моя письменная речь"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа по курсу "Моя письменная речь" 2-4 класс начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pismennaya_rech.docx | 48.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность программы
Необходимость разработки программы «Моя письменная речь» связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Последние десятилетия внесли в жизнь российского общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Однако ни для кого не секрет, что результаты научно-технического прогресса оказывают негативное воздействие как на культуру российского общества в целом, так и на русский язык в частности.
Данная программа содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; она направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, на воспитание интереса к родному слову, на развитие чувства русского языка.
Концепция программы базируется на необходимости элементарного осознания ребенком явлений родного языка, речи (устной и письменной), лингвистического развития ребенка. Важной отличительной особенностью программы является ее нацеленность на работу по осмыслению ребенком основных закономерностей русского языка, его образности, на воспитание грамотной устной, и, что сегодня особенно важно, - письменной речи. Необходимым компонентом программы является речевое воспитание, которое предполагает формирование культуры речевого общения, овладение основными коммуникативными способностями.
В соответствии с базовыми положениями программы речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре развития различных линий психического развития мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие устной и письменной речи в рамках данной программы происходит не только в сфере овладения языковыми навыками фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте взаимодействия и сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми.
Система обучения по программе «Моя письменная речь» включает следующие основные направления:
- освоение структурных уровней системы языка: фонетики, лексики, грамматики, образность языка, словообразование в русском языке;
- освоение навыков овладения языком в его устной коммуникативной функции (развитие связной речи, речевого общения, устное слово и образ в русском языке);
- освоение навыков овладения языком в его письменной функции (логика, суть и содержание письменной речи, стилевые языковые особенности русского языка, письменное слово и образ в русском языке);
- развитие способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений и особенностей.
Реализация этих направлений предполагает организацию образовательного процесса в форме сотрудничества и творческого взаимодействия детей и учителя.
Цель программы
Целью программы «Моя письменная речь» является создание условий для формирования и развития школьника как личности, полноценно владеющим родной речью.
Задачи
- развивать навыки грамотного письма;
- развивать навыки письменного изложения логически выстроенного текста;
- развивать умение ярко и образно выразить в письменном тексте суть и содержание;
- развивать навыки владения стилевыми языковыми особенностями русского языка (художественный текст, бытовой, деловой, описательный и т.д.);
- развивать слуховое внимание и умение излагать мысли письменно;
- развивать индивидуальный творческий потенциал школьников, поощрять письменное продуцирование речевых высказываний, самостоятельность и доказательность суждений;
- воспитывать у детей эмоционально-эстетическую отзывчивость и духовно-нравственные ценности;
Основные принципы и подходы
Принцип гуманизации – ведущий принцип образования и воспитания, предполагающий учёт особенностей личности ребёнка в процессе занятий по программе «Моя письменная речь».
Принцип индивидуализации – принцип образования и воспитания, предполагающий учёт индивидуальной логики развития ребёнка в процессе занятий по программе «Моя письменная речь».
Принцип педагогической поддержки – принцип, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, который испытывает затруднения в процессе занятий по программе «Моя письменная речь». Основным показателем успешной реализации принципа являются удовлетворённость младшего школьника своей деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности, удовлетворение образовательных потребностей.
Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – принцип, означающий обязательное профессиональное взаимодействие учителя с детьми.
Принцип систематичности и последовательности в организации деятельности на занятиях по программе «Моя письменная речь» предполагает систематическую работу с детьми, постепенное усложнение содержания и задач воспитания и развития, сквозную связь предлагаемых содержания, форм, средств, методов работы.
Принцип продуктивности означает, что результат выражен в некоем продукте, например в художественном образе, воплощенном в письменном тексте.
Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников предполагает реализацию основной функции языка - быть средством общения и передачи информационно-эмоционального содержания. Данный подход предполагает включение детей в коммуникативно-речевые ситуации, что обеспечивает осознание ими процесса порождения речевого высказывания и соотнесение его с собственным опытом создания устных и письменных высказываний, усиливает их познавательную мотивацию, интерес к самовыражению и самоопределению.
Личностно-ориентированный подход к речевому развитию младших школьников предполагает создание благоприятных условий для их самоопределения и самореализации, признания ценности личности, развития способностей, в том числе в творческой интерпретации текстов и в создании собственных речевых высказываний. Авторство воспринимается детьми как величайшее право человека на самовыражение, позволяет удовлетворить их стремление мыслить и действовать самостоятельно.
Личностно-ориентированное образование тесно связано с осуществлением индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Работа по развитию речи ребенка способствует проявлению его индивидуальности.
Прогнозируемые результаты
К окончанию 1 года обучения программа обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
- Текст, заголовок текста, суть и содержание текста.
- Понятия: изложение, сочинение.
- Уметь самостоятельно пользоваться толковым словарем.
- Составлять письменный текст по вопросам учителя.
- Редактировать текст.
- Создавать письменные речевые произведения определенных жанров.
- Составлять рассказы по серии картинок.
К окончанию 2 года обучения программа обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
- Виды текста.
- Понятия рифма, ритм, стихотворный размер.
- Уметь составлять простой план произведения, разделив его на части.
- Самостоятельно работать с различными словарями (синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).
- Уметь писать изложения по готовому плану, с элементами описания и рассуждения.
- Уметь редактировать собственный текст.
К окончанию 3 года обучения программа обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
- Уметь распознавать основные литературные жанры (произведения малых фольклорных форм, литературные и народные сказки, стихотворения, познавательные статьи, очерки, крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы и др.)
- Уметь распознавать основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).
- Уметь пользоваться основными средствами интонационной выразительности (интонация, сила голоса, тембр, темп, ритм, паузы, эмоциональный фон).
- Уметь составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.
- Учиться создавать небольшие устные и письменные сочинения на основе литературных впечатлений.
II. Тематическое планирование
1 год обучения: 1 час в неделю, всего 34 часа
Раздел | Занятие | Тема занятия |
I. Ознакомление с назначением письменной речи и её особенностями | Подготовка к занятию 1 | Письменная речь как средство общения |
Подготовка к занятию 1 | Особенности письменного общения | |
Подготовка к занятию 1 | Требования к письменной речи | |
II. Деление текста на части. Правила оформления текста на письме. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте | Занятие 1 | Деление текста на предложения |
Занятие 2 | Восстановление деформированного текста «Говорящий скворец» (Составление текста из предложений) | |
III. Первоначальное ознакомление с текстом как речевой единицей. Наблюдение за делением текста на смысловые части. Подготовительные упражнения к изложению текста | Подготовка к занятию 3 | Тематическое единство предложений в тексте |
Подготовка к занятию 3 | Выбор тематически объединённых предложений | |
Подготовка к занятию 3 | Выбор предложений для продолжения текста | |
Занятие 3 | Объединение предложений в текст в соответствии с темой. «Кошка и птичка», «Таня и кукла» (по Л.Н. Толстому) | |
Занятие 4 | Восстановление текста с пропущенными словами по серии картинок «догадливый ёжик» (по Н. Радлову) (Составление рассказа по картинкам) | |
IV. Обучение изложению по вопросам к каждому предложению. Наблюдения над употреблением слова в тексте | Подготовка к занятию 5 | Сравнение лексического состава вопроса и ответа |
Подготовка к занятию 5 | Сравнение порядка слов в вопросе и ответе | |
Подготовка к занятию 5 | Составление ответа на вопрос с использование слов вопроса | |
Подготовка к занятию 5 | Составление вопроса к предложению | |
Занятие 5 | Изложение текста по вопросам к каждому предложению. «Белочка» (по В. Бианки) | |
Подготовка к занятию 6 | Выбор точного слова | |
Подготовка к занятию 6 | Наблюдение за словами с эмоционально-экспрессивной окраской | |
Подготовка к занятию 6 | Наблюдение за использованием текстовых синонимов в письменной речи | |
Занятие 6 | Изложение текста «Неудачная охота» по картинке и вопросам с лексическим заданием | |
V. Повторение знаний о письменной речи и признаках текста | Занятие 7 | Восстановление деформированного текста. Л.Н. Толстой «Чиж» (Составление текста из предложений) |
Подготовка к занятию 8 | Сравнение устной разговорной и письменной речи | |
Занятие 8 | Коллективное изложение текста «Как Митя спас воробышка» по вопросам к каждому предложению | |
VI. Первоначальное ознакомление со средствами связи между предложениями и частями текста | Подготовка к занятию 9 | Наблюдение за лексическими средствами связи предложений в тексте |
Подготовка к занятию 9 | Выделение важных по смыслу слов в устной и письменной речи. Наблюдение за порядком слов в предложении | |
Подготовка к занятию 9 | Наблюдение за порядком слов как средством связи предложений в тексте | |
Занятие 9 | Составление текста «Ёжик» по опорным словам с творческим дополнением | |
Занятие 10 | Свободный диктант «Случай в лесу». Деление текста на части | |
Занятие 11 | Работа над ошибками | |
VII. Определение темы и главной мысли в тексте. Наблюдение за средствами выражения авторского отношения к описываемому предмету. Ознакомление со структурно-смысловыми частями текста | Занятие 12 | Изложение текста по коллективно составленным вопросам. «Первая охота» (по В. Бианки) |
Занятие 13 | Изложение текста по опорным словам. «Храбрый утёнок» (по Б. Житкову) | |
Занятие 14 | Редактирование текста изложения. Работа над ошибками | |
Занятие 15 | Восстановление деформированного текста «Верный друг» по серии картинок с творческими дополнениями (Составление текста по картинкам и плану) | |
Занятие 16 | Изложение по вопросам к частям текста. «Кривая указка» (по Е. Пермяку) | |
Занятие 17 | Редактирование текста изложения. Работа над ошибками | |
VIII. Определение темы и главной мысли в сочинении по картинкам. Ознакомление со средствами передачи своего отношения к описываемому предмету. | Занятие 18 | Коллективное сочинение по серии картинок «Друзья птиц» |
Занятие 19 | Редактирование текста сочинения. Работа над ошибками | |
Занятие 20 | Сочинение по картинке «На горке» | |
Занятие 21 | Совершенствование текста сочинения (Повторная работа над сочинением.) | |
IX. Ознакомление с построением текста повествования. Упражнения в воспроизведении и создании текстов-повествований | Подготовка к занятию 22 | Наблюдение за текстами различных типов речи |
Занятие 22 | Подробное изложение по коллективно составленному плану. «Умная галка» (по Л. Н. Толстому) | |
Занятие 23 | Редактирование текста изложения. Работа над ошибками | |
Занятие 24 | Творческое продолжение текста-повествования «Горе-охотник» (по Л. Савоненковой) | |
Занятие 25 | Слуховое изложение текста по опорным словам. «Как Маша стала большая» (по Е. Пермяку) | |
Занятие 26 | Сочинение по серии картинок «Лиса и вороны» | |
Занятие 27 | Редактирование текста сочинения. Работа над ошибками | |
X. Упражнения в создании текстов-описаний. Ознакомление с требованиями к письменному описанию | Занятие 28 | Объяснение значения слова |
Подготовка к занятию 29 | Сравнение описания в устной и письменной речи | |
Занятие 29 | Составление описания-загадки | |
Занятие 30 | Сочинение по наблюдениям и воображению «О чём чирикал воробей?» | |
Занятие 31 | Сочинение по пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего» | |
Занятие 32 | Редактирование текста сочинения по пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего» (Повторная работа над сочинением по пословице) | |
Занятие 33 | Сочинение с элементами рассуждения «мой любимый урок» | |
Занятие 34 | Итоговое изложение (Самостоятельное изложение) |
2 год обучения: 1 час в неделю, всего 34 часа
Раздел | Занятие | Тема занятия |
I. Повторение знаний о письменной речи, тексте и его признаках. Тема и основная мысль текста | Подготовка к занятию 1. Фрагмент 1 | Повторение знаний о письменной речи |
Подготовка к занятию 1. Фрагмент 2 | Различие устной и письменной речи | |
Занятие 1 | Подробное изложение по вопросам текста «Петя помог» | |
Занятие 2 | Редактирование текста изложения (Работа над ошибками в изложении) | |
II. Выделение из общей работы с текстом умений раскрывать тему и основную мысль как ведущих | Занятие 3 | Подробное изложение по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка» |
Занятие 4 | Редактирование текста изложения (Работа над ошибками в изложении) | |
Занятие 5 | Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья» | |
Занятие 6 | Редактирование текста сочинения (Работа над ошибками в сочинении) | |
III. Отработка умений, связанных с построением текста | Занятие 7 | Слуховое изложение «Друг детства» (по В. Драгунскому) |
Занятие 8 | Редактирование текста изложения «Друг детства» (Исправление ошибок в изложении) | |
Занятие 9 | Сочинение с заданной структурой текста о каникулах друга | |
Занятие 10 | Редактирование сочинения о каникулах друга | |
IV. Структура текста-повествования. Формирование умения строить текст-повествование | Занятие 11 | Подробное изложение текста-повествования «Ёжик» (по Г. Цыферову) |
Занятие 12 | Редактирование текста изложения «Ёжик» (Исправление ошибок в изложении) | |
Занятие 13 | Сочинение по серии картинок Н. Радлова «Находчивые лягушата» | |
Занятие 14 | Редактирование текста сочинения «Находчивые лягушата» (Исправление ошибок в сочинении) | |
Занятие 15 | Творческое продолжение текста-повествования «Ёж-спаситель» (по В. Бианки) | |
V. Структура текста-описания. Формирование умения строить текст-описание | Занятие 16 | Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка» |
Занятие 17 | Сочинение-описание игрушки в деловом стиле | |
Занятие 18 | Редактирование сочинения-описания игрушки | |
Занятие 19 | Сочинение-описание по авторскому рисунку Е. Чарушина «Вот он какой, лысушонок» | |
VI. Структура текста-рассуждения. Формирование умения строить текст-рассуждение | Занятие 20 | Изложение текста с элементами рассуждения по рассказу Ю. Дмитриева «Вот чудеса-то» |
Занятие 21 | Редактирование текста изложения (исправление ошибок в изложении) | |
Занятие 22 | Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие» | |
VII. Совершенствование умений использовать различные типы речи в сочинении | Занятие 23 | Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот» |
Занятие 24 | Редактирование текста сочинения «Снег теперь уже не тот» | |
Занятие 25 | Сочинение с элементами описания по картинке «Прилёт птиц» | |
Занятие 26 | Редактирование сочинения по картинке «Прилёт птиц» | |
VIII. Развитие текстовых умений в различных видах изложений и сочинений | Занятие 27 | Выборочное изложение по рассказу А. Куприна «Скворцы» |
Занятие 28 | Краткое изложение по рассказу В. Чаплиной «Цыплята выручили» | |
Занятие 29 | Изложение весёлого рассказа «Сверху вниз, наискосок!» (по В. Драгунскому) | |
Занятие 30 | Редактирование изложения (работа над ошибками) | |
Занятие 31 | Сочинение по серии весёлых картинок «Фотоохотник» | |
Занятие 32 | Редактирование сочинения по серии картинок. (Исправление ошибок) | |
Занятие 33 | Сочинение «Письмо другу» | |
Занятие 34 | Итоговое изложение по рассказу Е. Чарушина «Мишки» |
3 год обучения: 1 час в неделю, всего 34 часа
Раздел | Занятие | Тема занятия |
I. Повторение знаний о свойствах письменной речи и признаках текста | Занятие 1 | Подробное изложение по рассказу Э. Шима «Жук на ниточке». Повторение знаний о признаках текста |
Занятие 2 | Работа над ошибками, допущенными в изложении | |
II. Отработка умений, связанных со структурой текста | Занятие 3 | Свободный диктант по рассказу Э. Шима «Бывшие беспризорники» |
Занятие 4 | Сочинение из личного опыта на тему летних впечатлений | |
Занятие 5 | Анализ сочинений. Совершенствование текста | |
Занятие 6 | Сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку» | |
Занятие 7 | Анализ сочинений по наблюдениям. Обучение совершенствованию текста | |
III. Типы речи. Совершенствование умений, связанных с построением текста-повествования | Занятие 8 | Подробное изложение по рассказу В. Чаплиной «Лесная кормушка» |
Занятие 9 | Подробное изложение по изменённому плану по рассказу Г. Скребицкого «Друзья животных» | |
Занятие 10 | Творческое продолжение текста-повествования | |
IV. Функционально-стилистические разновидности речи. Развитие умений, связанных с созданием делового текста | Занятие 11 | Составление кулинарного рецепта |
V. Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для точного и полного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении | Занятие 12 | Выборочное изложение по рассказу Г. Скребицкого «Зайка и Мурка» |
Занятие 13 | Сжатое изложение по рассказу В. Бианки «Зинька выручила» («Март») | |
Занятие 14 | Редактирование текста изложения | |
Занятие 15 | Составление приглашения на новогодний праздник | |
Занятие 16 | Сочинение на основе личного опыта по впечатлениям от зимних каникул | |
Занятие 17 | Сжатое изложение рассказа В. Железникова «Солдат на посту», воспринятого на слух | |
Занятие 18 | Сочинение сказки по аналогии | |
VI. Типы речи. Развитие умений, связанных с созданием текста-описания | Занятие 19 | Свободный диктант по рассказу Э. Шима «Петух и наседка» (текст-повествование с элементами описания) |
Занятие 20 | Подробное изложение деформированного описательного текста «Свиристели» (по Б. Павлову) | |
Занятие 21 | Сочинение на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша кошка (собака)» | |
Занятие 22 | Редактирование сочинений о животных | |
VII. Типы речи. Развитие умений, связанных с созданием текста-рассуждения | Занятие 23 | Изложение текста-рассуждения с творческим дополнением «Благородная профессия» |
Занятие 24 | Сочинение с элементами рассуждения «Мой любимый герой» | |
VIII. Ознакомление с особенностями научного стиля речи. Формирование умений, связанных с созданием текста в научном стиле | Занятие 25 | Подробное изложение научного текста «Липа» (по В.В. Петрову) |
Занятие 26 | Составление текста в научном стиле по рассказу В. Зотова «Клюква» | |
IX. Совершенствование текстовых умений в сочинениях различных жанров | Занятие 27 | Сочинение «Дневник моего любимца (один день его жизни)» по аналогии с произведением С. Чёрного «Дневник Микки» |
Занятие 28 | Сочинение «Жалобы школьных вещей» по аналогии с рассказами Н. Сладкова «Сердитые голоса» | |
Занятие 29 | Сочинение на лингвистическую тему «Корень слова» с самостоятельным выбором типа речи | |
Занятие 30 | Сочинение по наблюдениям. «Вот и весна пришла!» | |
Занятие 31 | Редактирование сочинения «Вот и весна пришла!» | |
Занятие 32 | Сочинение по картине Н.П. Богданова-Бельского «Сочинение» | |
Занятие 33 | Итоговое изложение по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга» | |
Занятие 34 | Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни» |
III. Содержание программы
1 год обучения
Раздел | Содержание занятия |
I. Ознакомление с назначением письменной речи и её особенностями | «Говорящий скворец» |
II. Деление текста на части. Правила оформления текста на письме. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте | «Говорящий скворец» |
III. Первоначальное ознакомление с текстом как речевой единицей. Наблюдение за делением текста на смысловые части. Подготовительные упражнения к изложению текста | «Кошка и птичка», «Таня и кукла» (по Л.Н. Толстому), «Догадливый ёжик» (по Н. Радлову) |
IV. Обучение изложению по вопросам к каждому предложению. Наблюдения над употреблением слова в тексте | «Белочка», «Неудачная охота» (по В. Бианки) |
V. Повторение знаний о письменной речи и признаках текста | Л.Н. Толстой «Чиж», «Как Митя спас воробышка» |
VI. Первоначальное ознакомление со средствами связи между предложениями и частями текста | «Ёжик». «Случай в лесу». |
VII. Определение темы и главной мысли в тексте. Наблюдение за средствами выражения авторского отношения к описываемому предмету. Ознакомление со структурно-смысловыми частями текста | «Первая охота» (по В. Бианки), «Храбрый утёнок» (по Б. Житкову), «Верный друг», «Кривая указка» (по Е. Пермяку) |
VIII. Определение темы и главной мысли в сочинении по картинкам. Ознакомление со средствами передачи своего отношения к описываемому предмету. | «Друзья птиц», «На горке» |
IX. Ознакомление с построением текста повествования. Упражнения в воспроизведении и создании текстов-повествований | «Умная галка» (по Л. Н. Толстому), «Горе-охотник» (по Л. Савоненковой), «Как Маша стала большая» (по Е. Пермяку), «Лиса и вороны» |
X. Упражнения в создании текстов-описаний. Ознакомление с требованиями к письменному описанию | «О чём чирикал воробей?», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Мой любимый урок» Редактирование текста сочинения по пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего» |
2 год обучения
Раздел | Содержание занятия |
I. Повторение знаний о письменной речи, тексте и его признаках. Тема и основная мысль текста | «Петя помог», Н. Сладков «Осенняя ёлочка» |
II. Выделение из общей работы с текстом умений раскрывать тему и основную мысль как ведущих | «Как опадают листья», «Друг детства» (по В. Драгунскому) |
III. Отработка умений, связанных с построением текста | «Каникулы друга», «Ёжик» (по Г. Цыферову) |
IV. Структура текста-повествования. Формирование умения строить текст-повествование | Н. Радлов «Находчивые лягушата», «Ёж-спаситель» (по В. Бианки), «Моя любимая игрушка» |
V. Структура текста-описания. Формирование умения строить текст-описание | Е. Чарушин «Вот он какой, лысушонок», Ю. Дмитриев «Вот чудеса-то» |
VI. Структура текста-рассуждения. Формирование умения строить текст-рассуждение | «Моё любимое занятие», «Снег теперь уже не тот» |
VII. Совершенствование умений использовать различные типы речи в сочинении | «Прилёт птиц», А. Куприн «Скворцы», В. Чаплина «Цыплята выручили» |
VIII. Развитие текстовых умений в различных видах изложений и сочинений | «Сверху вниз, наискосок!» (по В. Драгунскому), «Фотоохотник», «Письмо другу», Е. Чарушин «Мишки» |
3 год обучения
Раздел | Содержание занятия |
I. Повторение знаний о свойствах письменной речи и признаках текста | Э. Шим «Жук на ниточке» |
II. Отработка умений, связанных со структурой текста | Э. Шим «Бывшие беспризорники», «Мои летние впечатления», «Прогулка по осеннему парку» |
III. Типы речи. Совершенствование умений, связанных с построением текста-повествования | В. Чаплина «Лесная кормушка», Г. Скребицкий «Друзья животных» |
IV. Функционально-стилистические разновидности речи. Развитие умений, связанных с созданием делового текста | «Мой кулинарный рецепт» |
V. Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для точного и полного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении | Г. Скребицкий «Зайка и Мурка», В. Бианки «Зинька выручила» («Март»), В. Железников «Солдат на посту» |
VI. Типы речи. Развитие умений, связанных с созданием текста-описания | Э. Шим «Петух и наседка», «Свиристели» (по Б. Павлову), «Наша кошка (собака)» |
VII. Типы речи. Развитие умений, связанных с созданием текста-рассуждения | «Благородная профессия», «Мой любимый герой» |
VIII. Ознакомление с особенностями научного стиля речи. Формирование умений, связанных с созданием текста в научном стиле | «Липа» (по В.В. Петрову), В. Зотов «Клюква» |
IX. Совершенствование текстовых умений в сочинениях различных жанров | «Дневник моего любимца (один день его жизни)», С. Чёрный «Дневник Микки», «Жалобы школьных вещей», Н. Сладков «Сердитые голоса», «Корень слова», «Вот и весна пришла!», Н.П. Богданов-Бельский «Сочинение», «Самый радостный день в моей жизни», К. Паустовский «Кот-ворюга» |
IV. Литература
Литература для учителя:
- Александрова Г.В. «Занимательный русский язык». Санкт-Петербург, «Тригон»,1998 г.
- Александроова З. «Словарь синонимов русского языка». - М.: ООО «Издательство АСТ», 1995 г.
- Бобкова Н.Н. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения.- Волгоград: Учитель, 2010.
- Волина В. «Занимательная этимология». М.: 1995 г.
- Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 4 класс. Пособие для начальных классов.- М.: «Грамотей», 2005.
- Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать сочинения. 4 класс. Пособие для начальных классов.- М.: «Грамотей», 2006.
- Львов М. «Словарь антонимов русского языка». - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 г.
- Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». - М.: Москва «АЗъ», 2001 г.
Литература для учащихся:
- Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Пишем без ошибок: Рабочая тетрадь №1 и №2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2007.
- Ушакова О.Д. «Толковый словарик школьника», «Этимологический словарик школьника», «Синонимы и антонимы». - Санкт-Петербург: «Литера», 1995 г.
- Щёголева Г.С. Моя письменная речь. Учебная тетрадь 2-4 класс. – СПб: Специальная литература, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....
Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.
Цель.- направлять исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные задачи предмета « развитие устной речи на основе изучения предметов и...
Школа VIII вида. Адаптированная рабочая программа. 2 класс. Развитие речи. Календарно-тематическое планирование по развитию речи.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 2 класса«Развитие речи»1. Пояснительная записка Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции письменной речи у учащихся 8-11 лет и преодолению коммуникативных трудностей «Школа письма».
Данная программа направленна на коррекцию письменной речи учащихся 2-4 классов, имеющих нарушения речи (общее недоразвитие речи и др.) и испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной ...
Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...
Рабочая программа спецкурса по развитию речи Секреты нашей речи
Рабочая программа спецкурса по развитию речи в начальных классах "Секреты нашей речи"...