Программа по развитию письменной речи 3-4 класс
опыты и эксперименты по русскому языку (3, 4 класс)

Тыхенова Баярма Нимасамбуевна

Программа по развитию письменной речи 3-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_razvitiyu_pismennoi_rechi.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей – инвалидов»

Развитие письменной речи учащихся

3 – 4 классов

 на 2017/2018 учебный год

 

Учитель: Тыхенова Б.Н.

Улан – Удэ

2017г.

Пояснительная записка

 Актуальность

      Мир, в котором живут дети, образ жизни семей, материально-технические условия, экологическая обстановка с каждым годом продолжают меняется. Все эти условия создают почву для значительного ухудшения здоровья детей в нашей стране.  В настоящее время становится все больше детей с нарушение речи. К поступлению в 1 класс количество таких детей становится меньше, но в нашей школе учатся дети с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому формирование письменной речи у младших школьников как особой формы речи, не только вооружает их новым средством общения и идеализации опыта, но и обуславливает перевод психических функций на более высокий уровень функционирования- осознанности и произвольности. Особенно важно развивать письменную речь детей, имеющих нарушения речи, для их социализации и адаптации в обществе. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важного инструмента познания мира как речь, развитие речи учащихся в настоящее время одна из важных и основных задач нашей школы.

 Базис программы

Программа составлена на основе пособия Андреевой Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. Текст : пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008; Ч. 3: Письменная связная речь: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2012

Цель: формирование письменной речи учащихся, имеющих нарушения чтения и письма. 

Задачи: 

-формирование умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме.

умение самостоятельно составлять развернутые и краткие сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать.

-формирования умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.

-формирование умения определять тему рассказа, основную мысль, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения.

-развитие умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения.

Количество часов

В соответствии с планом внеурочной деятельности школы рассчитан на 34 занятия – 1 занятие в неделю, по 35 минут.

Принципы построения программы

Принцип научности полагает наличие научно обоснованных методах, содержании, организационных формах и средствах логопедической работы с ребенком.

Принципы доступности, последовательности и систематичности, руководствуясь правилами от простого к более сложному, от легкого к более трудному, от известного и прочно усвоенного к новому.

Принцип индивидуального подхода в условиях фронтальных занятий полагает наличие понятий: о полезности и комфортности условий групповой работы для всех детей и каждого ребенка в отдельности. А также о подборе посильных заданий для каждого ребенка на занятии; о мерах поощрения его к активной работе.

Принцип сознательности и активности полагает наличие понятий: о развитии у ребенка мотивов заинтересованности в занятиях и побуждении к самостоятельным действиям. Формирует у ребенка навыки самоконтроля и готовности прилагать волевые усилия для выполнения заданий и упражнений.

Принцип наглядности предполагает использование специфических и вспомогательных средств обучения, направленных на коррекцию устной и письменной речи.

Принцип целостности предполагает единство данной программы с программами по русскому языку и чтению в начальных классах.

Программа носит практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка, формирует языковые, грамматические умения и навыки правописания, необходимые для успешного общения, письма.

Структура занятий

1. Организационный момент

2. Повторение (игры, карточки)

3. Физкультминутка

4. Работа над темой урока

5. Итог

Диагностика проводится в виде теста и рассчитан на два занятия, включает в себя:

1. Обследование импрессивной речи

2. Обследование экспрессивной речи

3. Грамматический строй речи

По 1 группе максимальное 34 балла -100%.

По 2 группе 44 балла -100%

По 3 группе 38 баллов – 100%

Итого: диагностика по трем группам -116 баллов

Оценивание:

116-80 баллов – высокий уровень

79-50 баллов – средний уровень

49-20 баллов – низкий уровень

19-0 баллов – очень низкий уровень

Диагностический материал

Обследование импрессивной речи

Понимание логико-грамматический конструкций

1. Понимание временных отношений

а) Поставь знак «+» если предложение составлено верно, если неверно «-»

 Я вчера буду купаться.      

 Я вчера купался.

 Я завтра буду купаться.    

 Мы завтра пойдем в лес.

 Мы завтра были на даче.  

 Он завтра был в кино.

 Он завтра будет в кино.    

 Он вчера пойдет в кино.

 б) Подчеркни ответ на вопрос или напиши ответ

Перед тем как идти гулять, я зашел к другу. Что было раньше?

Вместо того чтобы надеть сапоги, я надел носки. Что надо было надеть?

Что длиннее — час или сутки?

Что короче — день или секунда?

Что длится меньше — перемена или урок?

Какое время года бывает перед осенью? _____________________

Какой день недели бывает перед средой? _____________________

После какого дня недели наступает пятница?___________________

Какой месяц является первым месяцем весны?_________________

Какой месяц является последним месяцем осени?_______________

2. Выражения, имеющие логические инверсии

Ответь на вопросы

Коля ударил Васю. Кто драчун? __________

Лес позади дома. Что впереди?____________

Собаку укусила оса. Кто кусался? ________

Володя ждет Лену. Кто задержался?_________

Мама зовет дочку домой. Кто дома? ___________

Маша старше Юли, кто из девочек младше? ________

Сережа выше Юры, кто из мальчиков ниже? __________

Оля светлее Кати, кто из девочек темнее? _______________

В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше? ____________

Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Кто стоял самым первым?___________________

3. Предложения с переходными глаголами
Ответь на вопросы

Коля одолжил деньги Вере. Кто кому должен? ____________

Мама купила пирожное Славе. Кто кому доставил радость?___________

Ире брат сломал игрушку. Кто кому доставил огорчение?_____________

Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду? _________________

Я взял книгу у девочкиной мамы? У кого я взял книгу? ________________

Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?_________________________

Обследование экспрессивной речи

Словарный запас

1. Назови одним словом

Кровать, стул, диван, шкаф, кресло, стол ___________________

Вилка, блюдце, нож, чашка, тарелка, кастрюля, сковородка _________________

Яблоко, вишня, груша, слива, персик, абрикос, банан _______________________

Сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кеды, босоножки, кроссовки ______________________

Огурец, капуста, морковь, баклажан, лук, картофель, кабачок_______________________

Ручка, альбом, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, ластик __________________________

Берёза, клён, дуб, ель, сосна, ива, тополь, осина, липа_______________________________

Смородина, ежевика, малина, клубника, крыжовник _______________________________

2.  Заменить фразу одним словом.

Крупный населённый пункт, где есть фабрики и заводы. ____________________

Ребята, которые учатся в школе. ________________________

Главный город страны._______________________

Жители страны.__________________________

3.  Употребление антонимов.

веселый – ___________________

здоровый — __________________

горький —______________________

молодой — _____________________

большой — _____________________

толстый — _____________________

4.  Подбор слов-синонимов.

беда — _______________                 

спешить — __________________

радость — __________________          

бороться — __________________

5.  Подбор родственных слов.

сад — _____________                  

соль — ________________

боль — ______________                

земля — ______________

6. Подбери предмет к действию

гремит ____________;

светит _____________;

сверкает _____________;

метет _________________;

плывут _________________;

дует _________________.

7. Подбери признаки к предмету

прыгучая, пушистая, рыженькая ____________;

пушистая, рыженькая, хитрая ______________;

маленький, круглый, колючий ______________;

большой, старый, развесистый _______________;

стройная, зеленая, колючая __________________;

красная, спелая, душистая ___________________;

8. Умение употреблять в речи наречия 

Дополни предложения, отвечая на вопрос «как»?

Дятел стучит ______________.

Лиса крадется _______________.

Заяц оглядывается _____________.

Ворона каркает ________________.

 Тигр нападает _________________.

Лошадь несется ________________.

Грамматический строй речи

1. Назвать детенышей:

у собаки — _______________

у свиньи — _________________

у овцы — _____________________

у лошади — __________________

у курицы — __________________

у коровы — ____________________

2. Умение образовывать сложные слова
Ответь на вопросы.

Кто разводит пчел? _________________

Чем мелят кофе? ___________________

Кто варит сталь? ___________________

Кто рубит лес? ____________________

Кто разводит цветы? ________________

Что сосет пыль?____________________

3. Вставь пропущенные буквы

Лис… живёт в лес… . В зоопарк… мы видели лис… . Я давал корм лис… . Я восхищался лис… . В школе нам читали о лис… .

4.Вставь нужные предлоги.

Дети гуляли … лесу. Весной птицы летят … юга …  север. Лебеди летели … морем. Хлеб пекут … муки. Мы читали книгу … животных. Ребята повесили кормушки … парке. Цветки ландыша похожи … маленькие жемчужинки.

Предложения

  1. Порядок слов в предложении.

Поставь слова так, чтобы получилось предложение.

а) Морж, на, себе, добывает, дне, пищу, морском.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Леопард, на, хранит, часто, ветвях, добычу, деревьев.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Утконос, под, пищу, водой, находит.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

г) Жираф, листья, ветвей, с , срывает, дерева, с, языка, длинного, помощью.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составь из данных слов предложения. Сколько предложений у тебя получилось? Подчеркни число, соответствующее количеству предложений.

Как быстро пролетело лето уже наступила осень желтеют листья на деревьях чаще стали лить дожди скоро и птицы улетят в тёплые края выпадет первый снег ударит мороз.

а) 4        б) 5        в) 6        г) 7        д) 8

3. Обозначь цифрами порядок предложений, чтобы получился текст.

 1. Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой.

 2. Птицы стали жить у них во дворе.

 3. Озеро стало замерзать.

 4. Лебеди могли погибнуть.

 5. Осенью два лебедя остались жить на озере.

 6. У одного из них болело крыло.

5, 6, 3, 4, 1, 2.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Содержание

I. Входная диагностика 1 ч.

II. Раздел «Предложение» 10 ч.

 Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение», Признаки предложения.

Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений

Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформлении предложений с нарушенным порядком слов

III. Раздел «Текст» 22 ч.

Выделение признаков связного текста. Тема текста

Текст. Основная мысль текста

Текст. Опорные слова

Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста

Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения

Составление плана текста с обозначенными частями

Деление текста на части. Работа над планом

Редактирование текста

Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению

Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам

Изложение – описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам

Изложение – описание по памяти

Изложение – повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Изложение – рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Изложение – рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

IV. Диагностика 1 ч.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол. час.

Дата

1

Входная диагностика

1

2

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения

1

3

Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений

1

4

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

1

5

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений

1

6

Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту

1

7

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

1

8

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

1

9

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами

1

10

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами

1

11

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформлении предложений с нарушенным порядком слов

1

12

Выделение признаков связного текста. Тема текста

1

13

Текст. Основная мысль текста

1

14

Текст. Опорные слова

1

15

Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста

1

16

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста

1

17

Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания

1

18

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения

1

19

Составление плана текста с обозначенными частями

1

20

Деление текста на части. Работа над планом

1

21-22

Редактирование текста

2

23

Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению

1

24-25

Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам

2

26-27

Изложение – описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам

2

28-29

Изложение – описание по памяти

2

30

Изложение – повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

1

31-32

Изложение – рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

2

33

Изложение – рассуждение по памяти. Свободный диктант

1

34

Диагностика

1

Планируемые результаты

В результате работы по данной программе у обучающихся будут сформированы следующие навыки:

- расширение словарного запаса;

- осознание значимости правильного говорения для личного развития;

- потребность грамотного и четкого изложения своих мыслей;

- умение планировать грамотную речь.

В ходе реализации данной программы у младших школьников формируются следующие группы УУД:

Личностные.

- нравственно-этическая ориентация;

- ориентации на понимание причин успеха в речевой  деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально-ценных личностных и  нравственных качеств: трудолюбие, организованность;

- добросовестное отношение  к делу, инициативность, любознательность,  потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

- положительное отношение к языковой деятельности;

Коммуникативные.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы);

- постановка вопросов (поиск и сбор информации);

- умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умение критично относиться к собственному мнению;

- управление поведение партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.).

Регулятивные.

- целеполагание – постановка учебной задачи;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:

- прогнозирование – предвосхищение результата;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действий;

- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

- саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.

Познавательные.

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку;

- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1—4 классах вспомогательной школы / Кн. для учителя.— М., 1991.
  2. Андрюхова Л.Л., Шавердина НА. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе / Серия «Учение с увлечением». — Ростов-н/Д, 2003.
  3. Волина В.В. Откуда пришли слова / Занимательный этимологический словарь. — М.: 1996.
  4. Даль ВЛ. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М.: 2000.
  5. Ефименкова ЛЛ. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Кн. для логопедов. — М,, 1991.
  6. КозыреваOA. Как помочь ребенку с трудностями в обучении?«Начальная школа»,№ 4,—2004.
  7. Ладыженская ТА., Сорокина ГЛ., Никольская РЛ. Речь и культура общения. «Начальная школа», № 8, — 1990.
  8. Лалаева РЛ., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Учебно-методическое пособие. – СПб., 2002.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. — Москва, Владос, 1995.
  10. Сборник упражнений и тестов по развитию речи для начальных классов / Авт.-сост. Е.С. Грабчикова. — Мн., 2002.
  11. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / Кн. для учителя-логопеда. — М., 1984.
  12. ЯстребоваА.Б.,СпироваЛ.Ф., Бессонова Т.П.Учителю о детях с недостатками речи.—М.,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития

Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....

Обобщенный опыт на тему : "Развитие устной и письменной речи учащихся младших классов в условиях творческой самореализации"

Материал собран на основе многолетнего опыта работы с учащимися коррекционной школы восьмого вида. У детей с ОВЗ плохо развиты слуховое восприятие, звукопроизношение, речевой ...

Развитие письменной речи. Изложения.4 класс

Подборка текстов изложений, которые можно использовать на уроках....

Развитие письменной речи у учащихся начальных классов на уроках основного цикла.

Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного ра...

Работа по развитию письменной речи. Изложения. 3 класс.

Данный материал можно использовать на уроках русского языка по развитию речи. Упражнения и тексты изложений разные по сложности, можно брать выборочно....

«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».

Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...