Рабочая программа спецкурса по развитию речи Секреты нашей речи
рабочая программа
Рабочая программа спецкурса по развитию речи в начальных классах "Секреты нашей речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_spetskursa_po_razvitiyu_rechi_sekrety_nashey_rechi.docx | 54.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов» | ||
Согласовано: Руководитель ШМО Учителей _____ классов ______________________ «___» _______________ 20_____г | . | Утверждаю: Заместитель директора по УВР ___________________ «___» _______________ 20_____г |
Рабочая программа спецкурса по развитию речи «Секреты нашей речи». _________________________________________ (наименование учебного предмета) ____________________________________________ Программу составил Довбня С.В. __________________________________________ (Ф.И.О. учителя) | ||
г. Когалым 2015 – 2016 г. |
Пояснительная записка
«Ребёнок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который подходит в данном случае».
В.А. Сухомлинский
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Речевое развитие характеризуется количественными и качественными изменениями в употреблении языка, проявления которого образуют грамматический строй речи, состоящий из его единиц. Важнейшей единицей является слово. Дар слова - это важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения. Как писал К. С. Аксаков: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Очень важно помочь ребенку успешно овладеть прекрасным даром, т.к. для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Отсюда следует, что развитие речи ребенка играет огромную роль и заключается в правильном построении предложений, развернутых ответах, точной передачи мысли и многое другое. Исходя из всего вышесказанного учителю начальных классов необходимо более тщательно, систематически разрабатывать и проводить работу со словом в начальной школе, потому что именно лексическая работа на уроках в младшем звене - это широкая система разнообразных заданий, направленных на осмысленное восприятие лексики литературного произведения, уточнение известной школьникам лексики, введение ее в их связную речь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка. По мнению Т. Г. Рамзаевой, языковое образование - это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Под развитием речи применительно к начальной школе понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников - это их житейский опыт: их детство, семья, игры, окружающая природа. Для этого целесообразно использовать экскурсии, наблюдения, чтение стихов и рассказов, различные обсуждения в классе.
Следуя определению Сальниковой Т. П. развитие речи учащихся - это процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, стилями, культурой речи) и механизмами речи - ее восприятие и выражения своих мыслей.
Курс «Секреты нашей речи» направлен на достижение следующих целей:
- способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей; - совершенствовать у обучающихся навыки лингвистического анализа; - повышать уровень языкового развития школьников; - воспитывать познавательный интерес к родному языку; - решать проблемы интеллектуального развития младших школьников
Задачи курса: - обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; - создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; - формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Принципы, лежащие в основе построения программы: Личностно – ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности, систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка. Деятельностно – ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно – познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Изучение курса формирует следующие УУД: Коммуникативные: Учащиеся научатся: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать, уточнять непонятное); - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре в группе; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; - быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевых ситуаций; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи. Познавательные: Учащиеся научатся: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; - моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); - использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение; - выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться словарями, справочниками, СМИ; - строить рассуждения. Личностные: У детей будут сформированы: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); - осознание роли речи в общении людей; - понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; - внимание к мелодичности народной звучащей речи; - устойчивой учебно – познавательной мотивация учения, интереса к изучению курса развития речи; - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; - интерес к изучению языка. Регулятивные: Учащиеся научатся на доступном уровне: - адекватно воспринимать оценку учителя; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса обучающиеся должны знать: - многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; - изобразительно – выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты; - стили речи: разговорный и книжный; - типы текстов. Уметь: - уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях(жесты, мимика, телодвижения, интонация).
Занятия построены следующим образом: - активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части; - выполнение заданий проблемно – поискового и творческого характера; - занимательные задания (игры, игры – задачи и пр.); - организация проектной деятельности при выполнении заданий; - развитие связной речи учащихся по определённой тематике.
Формой занятий по развитию речи учащихся является спецкурс (урок, выделяемый один раз в неделю), который входит в учебный план школы. Программа рассчитана на учеников 3 – 4 классов.
Календарно – тематическое планирование 3 класс
Дата | Тема | Тип урока и вид контроля | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Варианты использования образовательных технологий. Методы и приёмы |
Вводный урок. «Прощай, лето!» | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с предметом. | Уметь формулировать свои мысли и строить высказывания. | Диалоговое обучение Совместная деятельность Эвристическая беседа | |
Многозначные слова. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с многозначными словами. | Уметь различать многозначные слова; находить выражения с прямыми значениями слов. | Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация) | |
Сравнения | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с понятием «сравнение» | Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. Умение находить в тексте. | Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация) | |
Олицетворения | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с понятием «олицетворение» | Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. Умение находить в тексте. | Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах | |
Эпитеты (изобразительно – выразительные средства языка) | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Познакомить с эпитетами, их значением. | Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи. | Технология развития критического мышления приём «Кластер» | |
Слова эмоционально окрашенные. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. | Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. | Технология развития критического мышления Прием «Чтение – суммирование в парах» | |
Омонимы, омоформы, омофоны. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с понятием «омонимы», «омоформы», «омофоны». | Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы их смысл. | Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация) | |
Фразеологизмы | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с понятием «фразеологизм» | Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов. | Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация) | |
Фразеологизмы в нашей речи. | Повторение, закрепление знаний и выработка умений. Рубежный контроль. | Обсудить значение фразеологизмов. | Уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах | |
Этимология. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. | Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов. | Проблемное обучение Создание проблемной ситуации Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах | |
Как меня зовут? | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Познакомить с происхождением и значением имён и отчеств. | Уметь объяснять происхождение имён. | Проблемное обучение Создание проблемной ситуации | |
Как меня зовут? | Повторение, закрепление знаний и выработка умений. Рубежный контроль. | Исследовать происхождение имён и отчеств. | Уметь объяснять происхождение имён. | Проектная деятельность Создание и представление проекта | |
Твоя фамилия. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Познакомить с происхождением фамилий. | Уметь высказывать предположение о происхождении фамилии. | Проектная деятельность Создание и представление проекта | |
Топонимы. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с понятием «топоним». | Уметь объяснять топонимы. | Представление наглядного материала (презентация) | |
Устаревшие слова. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Исследовать устаревшие слова. | Уметь находить и объяснять значение устаревших слов. | Проектная деятельность Создание и представление проекта | |
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» | Контроль знаний. Рубежный контроль. | Знакомить с написанием сочинения – описания картины. | Уметь употреблять сравнения в речи. | Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация) Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа | |
Проверочная работа. Игра – путешествие «В стране невыученных уроков». | Контроль знаний. Итоговый контроль. | В форме игры закрепить изученный материал. | Уметь работать в группе. | Игровые технологии Создание игровой ситуации Представление наглядного материала (презентация) | |
Типы текстов (описание, рассуждение, повествование). | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с разными типами текстов и их признаками. | Уметь различать типы текстов. | Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация) | |
Составление текстов разных типов по картинке. | Повторение, закрепление знаний и выработка умений. Рубежный контроль. | Обсуждение разных типов текстов. | Уметь составлять разные типы текстов. | Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа | |
Темы текстов, опорные слова. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | Диалоговое обучение Совместная деятельность Эвристическая беседа | |
Связь предложений в тексте. | Повторение, закрепление знаний и выработка умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Обсуждение признаков текста. | Уметь из предложений составлять текст. | Диалоговое обучение Совместная деятельность Эвристическая беседа | |
Цепная связь предложений в тексте. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. | Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте; уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. | Диалоговое обучение Совместная деятельность Эвристическая беседа | |
Параллельная связь предложений в тексте. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Обсудить параллельную связь предложений в тексте. | Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью | Диалоговое обучение Совместная деятельность Эвристическая беседа | |
Сочинение по картине В. Перова «Охотники на привале» | Контроль знаний. Рубежный контроль. | Знакомить с написанием сочинения – рассуждения картины. | Уметь употреблять эпитеты в речи. | Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация) Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа | |
Единый временной план текста. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложения. | Уметь определять типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время. | Проблемное обучение Создание проблемной ситуации | |
Единый временной план текста. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в последовательных текстах. | Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму. | Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа | |
Единый временной план текста. | Повторение, закрепление знаний и выработка умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов. | Уметь редактировать повествовательные тексты. | Диалоговое обучение Совместная деятельность Эвристическая беседа | |
Стили речи | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи. | Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном. | Проблемное обучение Создание проблемной ситуации | |
Стили речи | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Исследовать разговорный стиль речи; знакомство с понятиями «монолог», «диалог». | Уметь находить текст в разговорном стиле. | Технология развития критического мышления Прием «Чтение – суммирование в парах» | |
Культура общения | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. | Проблемное обучение Создание проблемной ситуации Проектная деятельность Создание и представление проекта | |
Научный стиль | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Обсудить признаки научного стиля. | Уметь различать научный текст от других. | Диалоговое обучение Совместная деятельность Эвристическая беседа | |
Словари. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с понятием «словарь». | Уметь работать со словарями. | Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах | |
Виды словарей. | Повторение, закрепление знаний и выработка умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Исследовать разные виды словарей (толковые, орфографические, этимологические, фразеологические). | Уметь работать со словарями. | Проблемное обучение Создание проблемной ситуации Проектная деятельность Создание и представление проекта | |
Проверь себя. | Контроль знаний. Итоговый контроль. | Рефлексия. | Технология развития критического мышления Приём «Тонкий и толстый вопросы» |
Календарно – тематическое планирование 4 класс
Дата | Тема | Тип урока и вид контроля | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Варианты использования образовательных технологий. Методы и приёмы |
Вводный урок. «Чем запомнилось мне это лето» | Открытие нового знания. Беседа. | Знакомство с содержанием предмета на учебный год. | Уметь формулировать свои мысли и строить высказывания. | Диалоговое обучение Совместная деятельность Эвристическая беседа | |
Каламбуры | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с понятием «каламбур». | Формирование представлений о каламбурах. | Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах | |
Диалектизмы | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Значение диалектизмов в литературном языке. | Формирование представлений о диалектизмах. Диалекты в литературном языке. | Технология развития критического мышления «Корзина идей» | |
Фразеологические обороты | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами. | Уметь определять слова с переносным значением слова. | Проектная деятельность Создание и представление проекта | |
Метафора | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. | Роль метафоры в художественном тексте. | Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация) | |
Афоризмы | Открытие нового знания. Беседа. | Знакомство с понятием «афоризм». | Формирование представлений об афоризмах. | Технология развития критического мышления Приём «Чтение с пометами» | |
Пословицы и поговорки | Открытие нового знания. Беседа. | Работа с пословицами и поговорками. | Умение уместного употребления пословиц и поговорок в речи. | Диалоговое обучение Совместная деятельность Эвристическая беседа | |
Сочинение по пословице | Контроль знаний. Итоговый контроль. | Составлять текст по заданной пословице. | Умение раскрывать смысл пословиц. | Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа | |
Анализ сочинения | Повторение, закрепление знаний и выработка умений. Самоконтроль. | Работа над орфографическими и речевыми ошибками. | Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки. | Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа | |
Художественный стиль. Общее понятие. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. | Умение составлять текст в художественном стиле. | Диалоговое обучение Совместная деятельность Эвристическая беседа | |
Сочинение - пейзажная зарисовка. | Контроль знаний. Итоговый контроль. | Подбор образных средств для написания сочинения. | Умение составлять текст в художественном стиле. | Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа | |
Рифма | Открытие нового знания. Беседа. | Понятие о стихотворении как об определённым способом организованном тексте. | Умение определять стихи, определённый ритм. | Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах | |
Диалог и монолог | Открытие нового знания. Беседа. | Определение в тексте монологов и диалогов. | Диалог и монолог как форма речи. | Диалоговое обучение Совместная деятельность Эвристическая беседа | |
Драматические импровизации | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа. | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. | Игровые технологии Создание игровой ситуации | |
Композиция текста. Основные элементы композиции. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с элементами композиции текста. | Уметь определять все части текста. | Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация) | |
Деформированный текст. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Работа с деформированным текстом. Определять стиль, тему, основную мысль текста. | Уметь определять элементы композиции текста. | Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация) | |
Творческая работа «Письмо Тункаю» | Контроль знаний. Итоговый контроль. | Письмо сочинения на определённую тему. | Уметь писать сочинения на определённую тему. | Проблемное обучение Создание проблемной ситуации Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа | |
Сочинение – миниатюра в художественном стиле | Контроль знаний. Итоговый контроль. | Письмо сочинения в художественном стиле. | Уметь составлять текст в художественном стиле. | Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа | |
Творческая работа. Сочинение сказки. | Контроль знаний. Итоговый контроль. | Письмо сочинения «наоборот». | Сочинение сказки по опоре. | Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа | |
Публицистический стиль | Открытие нового знания. Беседа. | Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. | Уметь писать сочинения в публицистическом стиле. | Диалоговое обучение Совместная деятельность Эвристическая беседа | |
Газетно – публицистический стиль | Открытие нового знания. Беседа. | Познакомить с особенностями газетно – публицистического стиля. | Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью. | Проектная деятельность Создание и представление проекта | |
Деловая игра «Я – журналист» | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Учиться «собирать» газету, располагать материал на страницах газеты. | Формирование умения выпускать стенную газету. | Игровые технологии Создание игровой ситуации | |
Официально – деловой стиль | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями. | Формирование умения написания деловых документов. | Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация) | |
Тезисы. Конспект. | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Составление конспекта. | Формирование умения написания конспектов статей. | Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа | |
Аннотация | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Написание аннотации к любой книге. | Формирование умения составления аннотации к прочитанным книгам. | Технология развития критического мышления Прием «Интервью» | |
Поздравительная открытка | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. | Формирование умения составлять текст открытки. | Проблемное обучение Создание проблемной ситуации | |
Личный дневник | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Важность ведения личного дневника. | Умение вести записи в личном дневнике. | Технология развития критического мышления Прием «Интервью» | |
Сочинение «Мои любимые стихи» | Повторение, закрепление знаний и выработка умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Выбирать любимые стихи, любимых поэтов. | Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии. | Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа | |
Сочиняем сценарий мультфильма | Повторение, закрепление знаний и выработка умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Продумать тему, каждому герою его роль. | Формирование навыка составления мультфильма. | Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация) | |
Сочинение «Мой любимый мультяшный герой» | Повторение, закрепление знаний и выработка умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Выбирать любимых героев из любимых мультфильмов. | Развитие познавательного интереса, внимания к детским мультфильмам. | Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа | |
Объявления | Открытие нового знания. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Составление объявление. | Формирование умения составлять объявления. | Проблемное обучение Создание проблемной ситуации | |
Конкурс на лучшее название шоколадки | Повторение, закрепление знаний и выработка умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Собрать различные названия. Установить источник происхождения этих названий. | Оформление своих исследований в виде презентации. | Проблемное обучение Создание проблемной ситуации | |
Проверочная работа | Контроль знаний. Итоговый контроль. | Самостоятельная работа. | Умение применять полученные знания. | Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа (по уровням) | |
Обобщение | Повторение, закрепление знаний и выработка умений. Самоконтроль, взаимоконтроль. | Лингвистический турнир. | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. | Игровые технологии Создание игровой ситуации |
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи: 1. Дети должны уметь слушать и слышать других. При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно. 2.Звуковая сторона речи: - правильно произносить все звуки речи; правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма; - четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр); - говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; - изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
При обучении русскому языку у первоклассников возникли трудности, т.к. были не сформированы данные умения. Поэтому на уроках обучения грамоте и письму начиная с первых дней включала «минутки по развитию речи», я подводила детей к восприятию изобразительно-выразительных средств языка, которые служат созданию образа. Основная часть работ в первом классе проводилась в устной форме: ответы на вопросы, формировалось умение не только отвечать на вопросы , но учились правильно задавать вопросы, давались тексты и к ним надо нарисовать рисунки, отгадать загадки, придумать самим вопросы, подобрать пословицу и т.д. Возникла необходимость разработки подпрограммы по развитию речи «Минутки развития речи» на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Цель: формирование навыков работы со словом на уроках в начальной школе, используя разнообразные приемы. В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности; гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; - осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; - формирование у детей чувства языка ; - воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; - сообщение знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Подпрограмма рассчитана на учеников с 1 по 4 классы УМК любой.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
|
|
|
|
При систематическом использовании минуток развития речи на уроках русского языка и литературного чтения развивается связная речь учащихся, а значит, прививается им ряд конкретных умений: - осмысливать тему; - собирать материал; - располагать материал; - пользоваться средствами языка; - исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.
Анкета для родителей первоклассников.
- Придаёте ли вы значение развитию у ребёнка правильной, грамотной речи? Какими способами?
- Умеет ли ваш ребёнок регулировать громкость, темп своей речи?
- Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения?
- Как вы считаете, говорит ли ваш ребёнок бранные слова? Проводите ли вы профилактическую работу в этом направлении?
- На что надо обратить внимание учителю, в отношении речи вашего ребёнка?
- Какие трудности испытываете в развитии речи ребёнка?
Литература.
- Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
- Вартанян Э.А. Из жизни слов. - М.: Детская литература, 1960
- Вартанян Э.А. Рождение слова. - М.: Детская литература, 1970
- Вартанян Э.А. Путешествие в слово. . - М.: Детская литература, 1976
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – М.: Просвещение. 1968
- Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос, 1998
- Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. - М.: Просвещение. 1966
- Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 1977
- Демичева В.В. Использование элементов семантического и этимологического анализов на уроках чтения. - Начальная школа, 1998г.
- Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания, - Чебоксары: 1977
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990
- Лазарева Э.А. Системно – стилистические характеристики газеты. – Екатеринбург: 1993
- Львов М.Р. Школа творческого мышления. - М.: Просвещение. 1992
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение. 1996
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. - М.: Просвещение. 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Развитие речи для 2 класса
Программа предполагает самостоятельный подбор учителем речевого и литературного материала, творческий подход к организации занятий в целях максимального развития речевой деятельнос...
Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 2 класс VIII вид
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Якубовской Э.В....
Рабочая программа факультативного курса "Развитие речи и детского речевого творчества".
Программа факультативного курса составлена на основе программы Т.А.Ладыженской "Детская риторика. Речь, культура общения" и предназначена для внеурочной деятельности учащихся 4 класса....
Рабочая программа по предмету "Развитие речи" по курсу предшкольной подготовки
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....
Рабочая программа к курсу "Развитие речи"(Умники и умницы) с 1-4 класс
Рабочая программа по русскому языку к курсу "Развитие речи"(Умники и умницы),кружок...
Школа VIII вида. Адаптированная рабочая программа. 2 класс. Развитие речи. Календарно-тематическое планирование по развитию речи.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 2 класса«Развитие речи»1. Пояснительная записка Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно...
Рабочая программа по спецкурсу "Развитие речи" 2 класс
Рабочая программа по спецкурсу. Предмет- русский язык. 2 класс. Программа рассчитана на весь год, 34 часа....