Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Глотова Светлана Александровна

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, испытывающими трудности в усвоении образовательных программ в связи с отклонениями в речевом развитии.

Цель программы:  коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении к овладению значимыми умениями и навыками для обучения русскому языку и чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

       

Рабочая программа

«Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса,

имеющих трудности в обучении»

учителя-логопеда

Глотовой Светланы Александровны

на 2016 – 2017 учебный год

2016 г.

1. Пояснительная записка.

        Сфера коррекционного образования в рамках внедрения ФГОС рассматривается как неотъемлемая часть системы общего образования, развивающаяся поэтапно и обеспечивающая детям с отклонениями в развитии максимально благоприятные условия в соответствии с их психофизическими особенностями и специфическими образовательными потребностями. Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во все сферах жизни. Поэтому одной из задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей. По данным мировой статистики число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. Кроме того наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться уже в 1 классе является несформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения. В результате логопедического обследования детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, выявлено, что у многих детей имеются нарушения устной речи: лексико-грамматическое недоразвитие, недостатки звукопроизношения, связной речи. Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению грамоты и могут привести к общей школьной дезадаптации. Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, понятием числа и счётными операциями, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов. Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям.

        Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов

ожидаемым.

        Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся.

Результаты деятельности школьного логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в

основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования деятельность школьного логопеда как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой, конкретной и измеримой. Решение совокупности указанных задач может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.

        Компонентами логопедического сопровождения являются:

- профилактика речевых нарушений;

- логопедическая диагностика;

- коррекция речевых дефектов;

- формирование всех сторон (компонентов) речи; развитие невербальных психических функций; развитие эмоционально – волевой сферы;

- формирование нравственных установок ребёнка.

        В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, испытывающими трудности в усвоении образовательных программ в связи с отклонениями в речевом развитии.

Цель программы:  коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении к овладению значимыми умениями и навыками для обучения русскому языку и чтению.

Задачи программы:

- Формирование полноценных фонематических процессов.

- Коррекция звукопроизношения.

- Формирование представлений о звукобуквенном составе слова.

- Формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.

- Совершенствование пространственно-временных ориентировок.

- Развитие конструктивного праксиса путем моделирования и реконструирования букв.

- Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти

- Развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.

- Расширение лексического запаса, обогащение активного словаря путем формирования семантических полей и развития валентностей слов.

- Формирование грамматического строя речи

- Развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

- Расширение представлений об окружающем мире.

- Развитие и уточнение пространственно - временных представлений;

- Развитие внимания, памяти, мышления.

- Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса.

- Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

Решение этих задач осуществляется при проведении коррекционно - развивающих занятий.

Адресат программы: дети с общим недоразвитием речи (ОНР), испытывающие затруднения при овладении письменной речью.

Концептуальность программы:  эта программа написана в соответствии  с основными принципа и логопедии как науки и реализует логопедические методы и приёмы на всех этапах коррекциях.

Программа опирается на следующие принципы:

- системность;

- комплексность;

- конструктивные во время работы по уточнению оптико - простраственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);

- Творческие - во время работы по формированию звукобуквенного анализа и синтеза.

2. Учебно — тематический план

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися, испытывающими трудности в усвоении образовательных программ в связи с отклонениями в речевом развитии проводятся вне учебного плана 3 раза в неделю.

Первый этап 60 часов, второй этап 11 часов, третий этап 22 часа. С 1-15 сентября и с 15-30 мая проводится диагностика уровня речевого развития обучающихся.

Тема занятия

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 этап -   фонетический

1

60

2 этап — лексический

1

11

3 этап — синтаксический

1

22

3. Содержание программы

        Система коррекционного обучения по профилактике нарушений письменной речи соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции:

фонетический, лексический и синтаксический.

        Коррекционная работа на фонетическом уровне предлагает решение следующих задач:

- развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным).

- развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциации фонем, имеющих сходные характеристики.

        Начиная коррекционную работу на лексическом уровне необходимо выделить основные задачи этого этапа работы

- количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);

- качественное обогащение  словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний),

- формирование культуры речи (устранение снов-паразитов, искажённых просторечных,  жаргонных слов);

- развитие слогового анализа и синтеза;

- наблюдение за явлениями синонимии и антонимами слов,

        Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа:

- усвоение обучающимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений

- обогащение фразовой речи обучающихся.

3.1.  Общая характеристика курса коррекционно-развивающих занятий.

        Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием и сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т. д. В данной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов. Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика работы по данной программе предусматривает обязательное еѐ использование. Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической базы речи.

Выбор тем предопределен основной задачей этапа обучения. Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит от состава учащихся конкретной группы. Преодоление речевых нарушений может производиться в групповой и индивидуальной форме работы.

Форма проведения занятий – групповые занятия длительностью 35 минут (1 класс) первое полугодие, 40 минут -1-й класс со второго полугодия. Количество участников группы – 4-6 человек.

Структура занятия. При изучении каждой темы целесообразно придерживаться определённой последовательности:

I. Введение в тему. Активизация знаний по теме: отгадывание и загадывание загадок, чтение стихотворений по теме, проведение игр по теме. Определение содержательного компонента по данной лексической теме.

II. Речевая гимнастика.

III. Основная часть. Лексико-грамматический анализ темы. Знакомство с понятиями, названиями предметов, их свойствами и действиями с ними. Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, синонимов, антонимов по теме. Составление связного монологического высказывания по теме.

IV. Физминутка.

V.  Закрепеление знаний по теме.

VI. Подведение итогов занятия.

Принципы проведения занятий:

1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.

2. Деятельностный принцип. Задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных видов деятельности.

3. Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития.

4. Поиск обходных путей и опора на сохранное.

5. Комплексность и логика: от простого к сложному.

1.4. Ценностные ориентиры содержания образования.

        Знания и навыки, полученные обучающимися на логопедических занятиях, помогают им в дальнейшем с меньшими трудностями овладевать учебным материалом. Содержание и последовательность коррекционной работы позволяют предупредить многие специфические ошибки письма, которые могут возникнуть у данной категории школьников. Усвоение учащимися коммуникативной функции языка, то есть овладение умением адекватно использовать и воспринимать речь в устной и письменной форме является основной задачей логопедической работы в школе.

2. Содержание коррекционной работы на первом этапе (60 часов)  

        На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного  аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем - обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем - выполнение молчи, переводят во внутренний план. Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется па развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

        На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится, дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство, либо количеству элементов, либо по пространственному расположению элементов, либо по наличию или отсутствию

элементов данных букв. Эта работа начинается с оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, так же упражнений в конструировании букв с помощью счетных палочек, отгадывание изографов, работа с «зашумлёнными» буквами или отгадыванием букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв. При этом главная задача логопеда  - научить детей выделять опорные признака, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части 2- 3 минуты и как домашнее задание на карточках.

        Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и в первую очередь  гласных 1 и 2 ряда. Опираясь на гласные второго ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных. Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Логопед дает понятие о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет их сходства и различия.

2.1 Содержание коррекционной работы на втором этапе (11 часов)

        Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса обучающихся. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов, не называя эти явления, но объясняя их суть. Далее уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, а потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).

2.2 Содержание коррекционной работы на третьем этапе (22 часа)

        Третий этап коррекции начинается с работы над предложением (простое предложение). Дети учатся чувствовать синтаксическую  основу предложения, таким образом здесь закладывается основа успешного овладения обучающихся навыкам синтаксического разбора предложения на более поздних этапах Работа над грамматическим оформлением предложения ведётся параллельно. Логопед учит детей правильно согласовывать различные части речи. На данном этапе немаловажное значение отводится работе с предлогами, которые не употребляются в устной речи учащихся или смешивают с другими. Например, замена предлога  из, предлогом с (вернулось с магазина). При работе с каждым предлогом в начале,  отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем и другие их значения. Параллельно в занятия включаются задания, связанные о раздельном написании предлогов со словами. На синтаксическом уровне коррекционной работы проводится несколько специальных занятий с целью формирования связной речи. В начале дети учатся различным видам пересказа (подробный и выборочный), затем составляют рассказы по серии картин, по одной сюжетной картине, по опорным словам по плану.

        Важно отметить то, что работа на занятиях всех трёх этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса обучающихся, а так же формирование связной речи.

        Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.

        Для осуществления изложенной программы используют разнообразные игры: подвижные и дидактические, логопедические игры.

(Количество часов, отведенных на различные этапы коррекционной работы, может быть изменено исходя из уровня развития детей и сложности речевого нарушения)

3. Контроль уровня обученности.

Основным средством оценки эффективности работы по данной программе является диагностика уровня речевого развития обучающихся в начале и в конце года по качественным и количественным показателям, а также мониторинг изучения каждой темы в отдельности.

     4. Календарно-тематическое планирование  1 класс.

Тема

Кол-во

часов

Сроки

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

План

факт

Предметные

Личностные

Деятельность

Обучающихся

Обследование знаний и умений  учащихся поступивших 1 класс

с 01 по 15 сентября

Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

1 этап-фонетический-60ч

1

Строение и функции речевого аппарата

1

Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки

Знать строение артикуляционного аппарата.

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия

Умеют различать речевые и неречевые звуки.

П: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения

К: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывании

Л: осознают границы своего знания и «незнания»

2

Звуки речи, способы их образования. Речевые и неречевые звуки.

1

Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки.

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия

Пространственно- временные представления 2 ч.

3

Временные представления

1

Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий

Знать возраст и роли членов семьи, названия и последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года

Умеют отвечать а вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием

Развивают устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению

4

Пространственные представления

1

Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметов ряда

Уметь определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда;  ориентироваться в схеме собственного тела и схеме человека, стоящего напротив

Фонематический анализ и синтез 2ч

5

Фонематический анализ и синтез слов: простые и сложные   формы звукобуквенного анализа и синтеза

2

Установление количества и последовательности звуков в слове, определение характера и связи между ними. Звуковой анализ слов с опорой на схемы и без опоры. Правильное произнесение и запись слов

Уметь определять количество и последовательность каждого звука в слове.

П: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения

К: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывании

Л: осознают границы своего знания и «незнания»

Звуки и буквы (уточнение и различение)

Гласные I-го  ряда 6 ч

6

Звук [а] и буква А

1

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

Уметь четко произносить звук [а]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой

Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации

Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение

Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

7

Звук [у] и буква У

1

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

Уметь четко произносить звук [у]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

8

Звук [о] и буква О

1

 Развитие навыков выделения звука, уточнение  артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

Уметь четко произносить звук [о]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

П: осуществляют анализ, сравнение языкового материала как по заданным, так и по самостоятельно выделенным основаниям

К: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Р: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

9

Дифференциация звуков

[а] -[о]

1

 Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а] и [о]. Дифференциация гласных звуков [а] и [о]. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков а-о по оптическим признакам

Уметь дифференцировать звуки [а] и [о] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь сравнивать буквы а-о по начертанию.

10

Звук [ы] и буква Ы

1

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

Уметь четко произносить звук [ы]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации

Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение

Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

11

Звук [э] и буква Э

1

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

Уметь четко произносить звук [э]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

Гласные II - го ряда. Твердые и мягкие согласные -10 ч

12

Звук [и] и буква И

1

Развитие навыков выделения звука [и].  уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

Уметь четко произносить звук [и]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных  на письме и в схемах при помощи гласной и.

Познавательные: осознают познавательную задачу, решают ее, делают выводы

Коммуникативные: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на занятии

13

Дифференциация звуков

[ы] - [и]

1

 Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ы]-[и]. Дифференциация гласных звуков [ы] - [и]. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать звуки [ы] - [и] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь сравнивать буквы а-о по начертанию.

П: вырабатывают каллиграфический почерк

К: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности

Регулятивные: осуществляют взаимопроверку.

14

Буква Я

1

 Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной я.

Уметь определять количество  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь  обозначать мягкость  согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации

Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение

Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

15

Дифференциация звуков

[а] - [я]

1

 Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а]-[я]. Дифференциация гласных звуков [а] - [я]. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать звуки [а] - [я] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

16

Буква Е

1

 Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

Уметь определять количество  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь  обозначать мягкость  согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

17

Дифференциация звуков

[э] - [е]

1

 Уточнение артикуляции звуков [э]-[е]. Дифференциация гласных звуков [а] - [я]. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать звуки [э] - [е] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

Л: проявляют готовность к работе на занятии

ПР: вырабатывают каллиграфический почерк

Р: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

П- владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р- осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

18

Буква Ю

1

 Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю.

Уметь определять количество  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь  обозначать мягкость  согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю.

19

Дифференциация звуков

[у] - [ю]

1

 Уточнение и сравнение артикуляции звуков [у]-[ю]. Дифференциация гласных звуков [у] - [ю]. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать звуки [у] - [ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю.

20

Буква Е

1

 Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

Уметь определять количество  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь  обозначать мягкость  согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

21

Дифференциация звуков

[о] - [е]

1

 Уточнение и сравнение артикуляции гласных [о]-[е]. Дифференциация гласных звуков [о] - [е]. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать звуков [о] - [е] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

Обозначение мягкости согласных на письме 2ч

22

Обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда, буквой ь в конце и середине  слова.

2

Соотнесение звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё. и, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце слова и между двумя согласными с помощью мягкого знака

Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи гласной ь. Уметь анализировать слова с ь в середине и конце слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой.

К- слушают взрослого и сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Л- проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Звонкие и глухие согласные-18ч

23

Звуки [с]- [с’]. Буква С

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [с] [с’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

П- развивать слуховое восприятие, повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений.

К- слушают и излагают свое мнение

Л- владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками

24

Звуки [з]- [з’]. Буква З

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [з] [з’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

25

Дифференциация звуков [с]- [з], [с’]- [з’]

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [с]- [з], [с’]- [з’]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [с] — [з],[с’]- [з’]  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

П- используют различные способы поиска информации, владеют навыками чтения слогов, слов и предложений в соответствии с учебной задачей.

Р- принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

26

Звуки [ж]- [ж’]. Буква Ж

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [ж] [ж’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

К- слушают взрослого и сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения

Пр- вырабатывают каллиграфический почерк

Л- проявляют готовность к работе на занятии

27

Звуки [ш]- [ш’]. Буква Ш

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [ш] [ш’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

28

Дифференциация звуков [ш]- [ж].

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [ш]- [ж]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [ш] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

П- планируют учебные действия

К- обмениваются мнениями, слушают друг друга, вырабатывают каллиграфический почерк

Л- проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний

29

Звуки [в]- [в’] .Буква В

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [в]- [в’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

П- ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного

Р- вырабатывают каллиграфический почерк

Л- развивать слуховое внимание и логическое мышление

30

Звуки [ф]- [ф’] .Буква Ф

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [ф]- [ф’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

31

Дифференциация звуков [в]- [ф], [в’]- [ф’]

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [в]- [ф], [в’]- [ф’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [в] — [ф], [в’]- [ф’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

П- планируют учебные действия

К- обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Л- проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний

32

Звуки [п]- [п’] .Буква П

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [п]- [п’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

33

Звуки [б]- [б’] .Буква Б

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [б]- [б’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

П- ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного

Р- вырабатывают каллиграфический почерк

Л- развивать слуховое внимание и логическое мышление

34

Дифференциация звуков [п]- [б],  [п’]- [б’].

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [п]- [б], [п’]- [б’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [п] — [б], [п’]- [б’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

П- извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя.

Р- владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Л- осознают границы своего знания и «незнания»

35

Звуки [т]- [т’] .Буква Т

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [т] [т’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

П- владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р-  осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия

36

Звуки [д]- [д’] .Буква Д

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [д] [д’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

37

Дифференциация звуков

[т]- [д],[т’]- [д’].

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [т]- [д], [т’]- [д’]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [т] — [д], [т’]- [д’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

П- извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя.

Р- владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Л- осознают границы своего знания и «незнания»

38

Звуки [к]- [к’] .Буква К

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [к] -[к’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

П- извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя.

Р- владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Л- осознают границы своего знания и «незнания»

39

Звуки [г]- [г’] .Буква Г

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [г]- [г’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

40

Дифференциация звуков [к]- [г] .

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [к]- [г] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [к] - [г] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу

СОНОРЫ-4ч

41

Звуки [р]- [р’] .Буква Р

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [р- [р’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

42

Дифференциация звуков

[р]- [р’] .

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [р]- [р’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [р] - [р’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

 Работа со словами- паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

П- владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения

П- извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя.

К- слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Л- осознают границы своего знания и «незнания»

43

Звуки [л]- [л’] .Буква Л

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [л- [л’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху.

Развивать навык правильного написания слов с данными звуками.

44

Дифференциация звуков

[л]- [л’].

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [л]- [л’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [л] - [л’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Производить звукослоговой и звуко-буквенный анализы слов

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 Вступать в  диалог отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.

Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты-9ч

45

Дифференциация звуков

[с]- [ш] .

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [с]- [ш] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [с] - [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Уметь и четко произносить звуки [с]- [ш]. Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 Вступать в  диалог отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.

46

Дифференциация звуков [з]- [ж] .

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [з]- [ж] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [з] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Уметь четко произносить звуки [з]- [ж]. Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

ПР: вырабатывают каллиграфический почерк

Р: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

47

Звуки [ч] .Буква Ч

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звук [ч] . Знать правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой и символом.

П- извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя.

Р- владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Л- осознают границы своего знания и «незнания»

48

Дифференциация звуков

 [ч]- [т’] .

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [ч]- [т’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [ч] - [т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Уметь и четко произносить звуки [ч]- [т’] .Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

ПР: вырабатывают каллиграфический почерк

Р: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

49

Звуки [щ] .Буква Щ

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звук [щ] . Знать правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

П- владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р-  осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия

П- владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения

П- извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя.

К- слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Л- осознают границы своего знания и «незнания»

50

Дифференциация звуков [щ]- [с’] .

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [щ]- [с’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [щ] - [с’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Уметь четко произносить звуки [щ]- [с’] .Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

51

Дифференциация звуков [щ]- [ч] .

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [щ]- [ч] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [щ] - [ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Уметь четко произносить звуки [щ]- [ч] .Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

52

Дифференциация звуков [щ]- [ч] .

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [щ]- [ч] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [щ] - [ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Уметь четко произносить звуки [щ]- [ч] .Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

53

Дифференциация звуков

[ц]- [с] .

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [ц]- [с] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [ц] - [с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Уметь четко произносить звуки [ц]- [с] .Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

 Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам- 5 ч

54

Дифференциация букв б-д, а-о, и-у, п-т, и-ш, л-м, к-н,

н-п.

4

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристики звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам.

Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь устанавливать связь между произнесенным звуком и его графическим изображением. Уметь дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количество и пространственное расположение элементов букв.

П- извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя.

Р- владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Л- осознают границы своего знания и «незнания»

55

Контрольная работа

1

2 этап-лексический-12ч

1

Уточнение и расширение словарного запаса: работа с синонимами; работа с антонимами

3

Нахождение в связном тексте слов сходного значения. Подбор противоположных по значению слов

Знать и уметь дифференцировать слова, сходные и различные по значению

П- ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного

Р- вырабатывают каллиграфический почерк

Л- развивать слуховое внимание и логическое мышление

Слогообразующая роль гласного. Ударение (9 ч)

2

Слогообразующая роль гласного.

1

Гласные и согласные звуки. Развитие фонематических представлений, восприятий, слуха, внимания, памяти.

Уметь слышать гласные в ряду звуков, слогов и слов. Уметь делить слова на слоги, ориентируясь на количество гласных звуков.

П- владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р-  осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия

Л- осознают границы своего знания и «незнания»

3

Слоговой анализ и синтез слов. Слог.

1

4

Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов.

1

Выделение в слове слогов, гласных звуков.

5

Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове. Ритмический рисунок слова.

2

Определение ударного гласного звука в слове, нахождение его места.

Уметь выделить ударный гласный звук и ударный слог. Ориентироваться в ритмическом рисунке слова. Смысловая роль ударения.

П- ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного

Р- вырабатывают каллиграфический почерк

Л- развивать слуховое внимание и логическое мышление

6

Ударение в слове

1

Ударение. Роль ударения в устной речи и в различении значений слов

7

Безударные гласные

2

Знакомство с  безударными гласными в двусложных словах. Проверка их путём изменения формы слова

Уметь проверять безударную гласную в двусложных словах, изменяя форму слова.

8

Контрольная работа

1

3 этап-синтаксический-20ч

Предложение  (11)

1

Предложение и слово.

1

Уточнить знания детей о предложении, развивать умение отделять паузой в устной речи одно предложение от другого.

Уметь оформлять предложение на письме, находить в нем подлежащее и сказуемое. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения. Развивать интеллектуальные способности учащихся

П- владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р-  осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия

Л- осознают границы своего знания и «незнания»

2

Анализ предложения

1

Определение последовательности слов в предложении. Составление схем предложений. Составление предложений по схемам

Уметь интонационно правильно произносить и правильно оформлять на письме. Формировать монологическую речь, внимание, зрительное восприятие

3

Распространение простого двусоставного предложения определением

1

сочетание прилагательных с существительными. Правильное употребление окончаний прилагательных. Распространение двусоставного предложения прилагательными

Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе и правильно ставить вопрос к слову. Развивать слуховое внимание

4

Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения.

1

Составление предложений из слов, закреплять навыки языкового анализа и синтеза, устанавливать логические связи между словами внутри предложения, тренировать в грамматическом оформлении текста.

Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

П- ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного

Р- вырабатывают каллиграфический почерк

Л- развивается зрительное, слуховое внимание, память, логическое мышление и коммуникативные навыки

5

Слова, обозначающие предмет.

1

Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы.

Владеть термином «слово». Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие предметы (живые и неживые). Уметь ставить вопросы к словам-предметам

6

Слова, обозначающие действие предмета.

1

Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор действия к предмету

Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие действия. Уметь подбирать слова-действия и ставить вопросы к словам-предметам

7

Дифференциация слов-предметов и слов-действия предметов.

1

Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам

Уметь различать и графически изображать слова-предметы и слова-действия. Уметь составлять простые нераспространенные предложения

П- ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного

Р- вырабатывают каллиграфический почерк

Л- развивать слуховое внимание и логическое мышление. Формируется умение отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности

8

Слова, обозначающие признак предмета.

1

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. Развитие навыков постановки вопросов к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи

Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие признаки предметов (цвет, величину, форму, вкус и т.д.). Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе.

9

Предложение и его грамматическое оформление: согласование глагола с именем существительным в роде и числе; согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе; управление

3

Членение сплошного текста на предложения. Определение границ предложения с опорой на интонацию. Оформление предложения. Установление связи между словами в предложении при помощи вопросов.

Уметь правильно оформлять предложение, согласовывая слова в нём в роде и числе.

Предлоги (3ч)

10

Предлоги. Практическое знакомство с предлогами. Схемы предлогов.

1

Семантика предлогов. Понимание пространственного значения каждого предлога.

 Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов. Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий).

Знать значение  предлогов, правильно их употреблять в устной и письменной речи. Писать слова с предлогами раздельно

П- владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р-  осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия

Л- осознают границы своего знания и «незнания»

11

Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.

1

Практическое овладение навыками раздельного написания предлогов со словами.

Уметь правильно употреблять предлоги со словами в устной и письменной речи.

12

Составление предложений из заданных слов с предлогами. Употребление предлогов в связной речи.

1

Практическое овладение навыками составления предложений с предлогами.

Уметь составлять предложения с предлогами, употреблять их в связной речи.

Работа над связной речью 7ч

13

Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

1

Краткий пересказ повествовательного текста, определение последовательности частей текста, составление плана пересказа, использование составленного плана при кратком пересказе.

Уметь ориентироваться в причинно-следственных связях статьи, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы, составлять план.

П- владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, приёмами учебной деятельности и самоконтроля.

Р-  осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия

Л- осознают границы своего знания и «незнания»

14

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы).

1

Составление полного предложения, последовательного пересказа.

Уметь отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, составлять полные предложения, объяснять лексическое значение слова.

15

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

1

Раскрытие темы текста  по данному началу (концу), лексически точное употребление слов, определение последовательности частей текста.

Уметь определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста.

П- ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного. Формируется умение отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности

Р- осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия

Л- развивать слуховое внимание и  вербально - логическое мышление, операции анализа, сравнения, сопоставления.

16

Творческий пересказ по обозначенному концу. Составление плана рассказа.

1

Уметь определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста.

17

Составление рассказа по серии картинок с использованием вопросного плана.

1

Составление рассказа по вопросам и картинкам, использование разнообразных средств.

Уметь дать полный ответ на вопрос, учитывая связь в предложений в тексте, составлять связное высказывание, использовать разнообразные средства.

18

Составление сравнительного рассказа описательного характера по картинкам с использованием графических схем, вопросов.

1

Построение сравнительного рассказа, точное  употребление слов в речи, передача отличительных характеристик.

Уметь строить описание, составлять связное высказывание, использовать разнообразные средства, использовать прилагательные.

19

Контрольная работа

1


5. Планируемые результаты:

К концу обучения дети узнают;

—  артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;

-     признаки гласных и согласных звуков;

— определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;

-    твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

-    звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

-    артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;

-    графическое изображение смешиваемых звуков

К концу обучения дети научатся :

-   различать гласные и согласные звуки;

-   различать твердые и мягкие звуки;

-   различать звонкие и глухие согласные звуки;

-   производить фонетический разбор;

-   обозначать смешиваемые звуки схематично;

-   дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;

-   подбирать слова на заданный звук;

—производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений

- понимать, подбирать слова, обозначающие названия предметов, их признаки, действия. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами,

-  образовывать новые слова.

-  распространять предложения.

-  анализировать, обобщать предметы и явления.

-  классифицировать их по заданному признаку.

-  навыкам самоконтроля и самостоятельности.

-  устанавливать логику (связность, последовательность),

-  точно и чётко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.

-  навыкам построения связного высказывания.

6. Материально-техническое обеспечение:

6.1  Печатные пособия:

- демонстрационный материал (картинки предметные таблицы) в соответствии с основными темами занятий;

- карточки с заданиями; - иллюстрации.

6.2  Технические средства обучения: 

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

- магнитная доска;

- магнитофон;

- персональный компьютер, проектор

6.3  Демонстрационные материалы:

Комплект для обучения грамоте:

- касса букв, образцы письменных букв;

- алфавит;

- таблицы к основным разделам грамматического материала;

- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе.

6.4  Игры — настольные, развивающие;

7. Рекомендуемая литература:

7.1  Литература для учителя - логопеда:

1. Аманатова М. М., Андреева Н. Г., Тосуниди О. М..  Справочник школьного логопеда Ростов на Дону,  Феникс,2009

2. Дорофеева С. Е.,  Семенюта Л. В. , Маленьких  Л. А.  «Коррекция нарушений речи у младших  школьников» М,, ТЦ Сфера, 2011

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М.: Просвещение,1991.

4. Иванова С.Г. Смирнова Я.В. Планирование логопедических занятий на логопунктах общеобразовательных школ.- Йошкар-Ола, 2013г.

5. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий.М.: ТЦ Сфера,2009

6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма. Спб.: «Союз»,2003.

7. Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям - логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.- М.: Просвещение, 2005.  

8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1997.

9. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М.: АРКТИ,1997.

7.2 Литература для обучающихся:

1. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (выпуск 1) М., 2008

2. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. (выпуск 2, часть 2) М., 2005

3. Козырева Л. М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль 2006

4. Мазанова Е. В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004

7.3 Электронные издания

1. «Баба Яга учится читать» МедиаХауз, 2003

2. «Домашний логопед». Практический курс, Новый Диск, 2008

3. «Игры для Тигры» Logopunkt, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

"Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов"

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Цель приведенных ниже упражнений: помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского язы...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы

В данной статье находятся материалы по повышению грамотности учащихся начальных классов....

Особенности профилактики нарушений письменной речи у учащихся первых классов

Статья на тему "Особенности профилактики нарушений письменной речи"...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся начальных классов

Виды заданий по профилактике письменной речи у учащихся с ОВЗ...