Конспект урока по теме "Работа с текстом"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по теме "Работа с текстом". 4 класс.

Педагогические задачи: создать условия для отработки навыков работы с текстом: определение темы и основной мысли текста, самостоятельный подбор заголовка с опорой на тему или основную мысль, выделение частей текста (корректировка порядка предложений и частей текста), составление плана к заданным текстам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок20.5 КБ
Файл Приложение10.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Работа с текстом.

Педагогические задачи: создать условия для отработки навыков работы с текстом: определение темы и основной мысли текста, самостоятельный подбор заголовка с опорой на тему или основную мысль, выделение частей текста (корректировка порядка предложений и частей текста), составление плана к заданным текстам.

Предметные результаты: 

  • выбирать адекватные языковые средства для заданной ситуации общения;
  • создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений);
  • строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4–6 предложений), соблюдая нормы русского литературного языка в собственной речи (в объеме изученного), оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
  • распознавать типы речи: повествование, описание, рассуждение (простые случаи)
  • получат возможность научиться исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

Оборудование:

Конверты с раздаточным материалом на группы, репродукция картины  К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», карточки зелёного и красного цвета на каждую группу.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Создание учебной ситуации.

На доске:

Листья

Листья медленно летели в прозрачном воздухе.

Листья медленно летели в прозрачном воздухе. Они срывали на своем пути тонкие паутинки и бережно укладывались на землю, готовясь к долгому зимнему сну. Впереди холода!

У. – Прочитайте записи на доске, сравните их. Подберите из записанных понятий подходящее для каждой записи.

Понятия:  слово, предложение, текст.

Д. – Первая запись – это слово, вторая запись - это высказывание или предложение, а третья – текст.

3. Постановка учебных задач

У. - Всё это языковые  понятия. Кто может объяснить, истолковать их?

Д. - Слово – это маленькая единица речи, если общаться только с помощью слов, то не всегда можно понять человека. Предложение это одно или несколько слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

У. - Какие понятия, связанные с текстом вы знаете?

Д. – Перечисляют такие понятия (тема, мысль, заголовок, части текста, абзац, план, виды текста) и дают определения.

У. - Какую цель поставим на сегодняшний урок?

Д. – Будем работать с текстом, уточнять его признаки.

У. – Открываем тетради, записываем число, «Классная работа» и тему урока.

4. Учебно-практическая деятельность

У. – У вас на столах конверты. Достаньте содержимое и объясните, что необходимо сделать. Алгоритм выполнения задания, предложенный детьми,  фиксируется на доску.

Д. – 1) Составить предложения из слов (индивидуально); 2) Из получившихся предложений составить текст.

После выполнения работы всеми группами – проверка. Каждая группа последовательно зачитывает по одному предложению.

Должно получиться так:

        

        Семья – это самое главное богатство в жизни любого человека. Без семьи человек будет чувствовать себя одиноко.

        В семье все заботятся друг о друге. Отец – это глава семьи и её защитник. Мама заботится о всех членах семьи. Дети тоже должны стараться помогать взрослым. Дедушки и бабушки делятся своей мудростью.

        Чтобы семья была крепкой, каждый должен беречь её. Залогом счастливой семьи является любовь, понимание и забота друг о друге.

 

У. – В тетрадях поставьте цифру один и оцените свою работу, и вклад в общее дело при помощи лесенки успехов… Поднимите руки те, кто оказался на двух верхних ступеньках. Кто хочет высказаться о сложностях?

У. – Докажите, что у вас получился текст.

Д. – Предложения связаны по смыслу. Вместе они выражают законченную мысль.

У. – Какие виды работ мы можем произвести с текстом? Ответы детей фиксируются на доску.

Д. – Придумать заголовок, определить тему, мысль и вид текста, составить план.

У. – Данные вопросы обсудите в группах, и результаты ваших обсуждений запишите в тетрадь.

После выполнения работы всеми группами – проверка. Каждой группе задавать вопросы последовательно. Другие группы должны оценивать правильность ответов поднятием зелёной или красной карточки. Комментировать и корректировать ответы одноклассников.

У. – Какие получились заголовки?

- Как определили тему?

- Какова главная мысль?

- Какой это вид текста? Докажите.

- Как назвали первую часть плана?

- Как назвали вторую часть плана?

- Как назвали третью часть плана?

У. – В тетрадях поставьте цифру два и оцените свою работу, и вклад в общее дело при помощи лесенки успехов… Поднимите руки те, кто оказался на двух верхних ступеньках. Кто хочет высказаться о сложностях?

На слайде: Репродукция картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

У. – Давайте рассмотрим картину. Кто на ней изображен?

- Какое настроение передаёт картина?

- Как вы считаете, что произошло?

- Опишите, как выглядит девочка? Маленький ребёнок?

- Опишите природу.

- Что выражает лица детей?

- Как вы думаете, что их могло напугать?

- Ваше задание состоит в том, что глядя на картину, вы должны в группах составить план для сочинения.  Каждая группа получит свою тему:

1) Описание девочки

2) Описание малыша

3) Описание природы

4 и 5) Текст-повествование (придумать сюжет)

После выполнения работы всеми группами – проверка. Каждая  группа  выступает последовательно. Другие группы должны оценивать ответы  поднятием зелёной или красной карточки. Комментировать и корректировать ответы одноклассников.

5. Рефлексия

У. - Какова была тема урока? (работа с текстом)

- Какие умения мы отработали? (Придумать заголовок, определить тему, мысль и вид текста, составить план)

– В тетрадях поставьте цифру три и оцените свою работу на уроке, и вклад в общее дело при помощи лесенки успехов… Поднимите руки те, кто оказался на двух верхних ступеньках. Кто хочет высказаться о сложностях?

6. Объяснение д.з.

Написать небольшое сочинение по составленному плану. Репродукцию картины вы сможете найти в учебнике окружающего мира на с.98.



Предварительный просмотр:

Приложение

в жизни, Семья, самое, – это, главное, любого, богатство, человека

___________________________________________________

человек, одиноко, себя,  Без семьи, будет чувствовать

___________________________________________________

о друге, В семье, друг, заботятся, все

___________________________________________________

её, семьи, Отец, и, глава, защитник, – это

___________________________________________________

членах, обо всех, заботится, семьи, Мама

___________________________________________________

стараться, тоже, взрослым,  должны, Дети, помогать

___________________________________________________

и, Дедушки, мудростью, своей, бабушки, делятся

__________________________________________________

крепкой, Чтобы, её, была, каждый, беречь, семья, должен

 _________________________________________________

счастливой, любовь, является, Залогом, понимание, друг, и, забота, о, семьи, друге

____________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Озаглавливание текстов

Конспект урока русского языка Озаглавливание текстов...

Конспект урока "Выбор задачи из текста"

Программа Л.В. Занков. 1 класс...

Конспект урока "Алгоритм списывания печатного текста"

УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова" 1 класс, русский язык...

Конспект урока обучения грамоте "Чтение текста с изученными буквами"

Представляю вам конспект урока обучения грамоте на тему: "Чтение текста с изученными буквами". УМК "Школа России"....

Конспект урока: «Подробное изложение повествовательного текста»

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: «Подробное изложение повествовательного текста»Цели урока: совершенствовать умения определять тему текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с...

Конспект урока русского языка "Типы текста"

Урок русского языка по теме "Типы текста"...