Конспект урока по теме "Работа с текстом"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по теме "Работа с текстом". 4 класс.
Педагогические задачи: создать условия для отработки навыков работы с текстом: определение темы и основной мысли текста, самостоятельный подбор заголовка с опорой на тему или основную мысль, выделение частей текста (корректировка порядка предложений и частей текста), составление плана к заданным текстам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок | 20.5 КБ |
Приложение | 10.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Работа с текстом.
Педагогические задачи: создать условия для отработки навыков работы с текстом: определение темы и основной мысли текста, самостоятельный подбор заголовка с опорой на тему или основную мысль, выделение частей текста (корректировка порядка предложений и частей текста), составление плана к заданным текстам.
Предметные результаты:
- выбирать адекватные языковые средства для заданной ситуации общения;
- создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений);
- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4–6 предложений), соблюдая нормы русского литературного языка в собственной речи (в объеме изученного), оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
- распознавать типы речи: повествование, описание, рассуждение (простые случаи)
- получат возможность научиться исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.
Оборудование:
Конверты с раздаточным материалом на группы, репродукция картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», карточки зелёного и красного цвета на каждую группу.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Создание учебной ситуации.
На доске:
Листья
Листья медленно летели в прозрачном воздухе.
Листья медленно летели в прозрачном воздухе. Они срывали на своем пути тонкие паутинки и бережно укладывались на землю, готовясь к долгому зимнему сну. Впереди холода!
У. – Прочитайте записи на доске, сравните их. Подберите из записанных понятий подходящее для каждой записи.
Понятия: слово, предложение, текст.
Д. – Первая запись – это слово, вторая запись - это высказывание или предложение, а третья – текст.
3. Постановка учебных задач
У. - Всё это языковые понятия. Кто может объяснить, истолковать их?
Д. - Слово – это маленькая единица речи, если общаться только с помощью слов, то не всегда можно понять человека. Предложение это одно или несколько слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
У. - Какие понятия, связанные с текстом вы знаете?
Д. – Перечисляют такие понятия (тема, мысль, заголовок, части текста, абзац, план, виды текста) и дают определения.
У. - Какую цель поставим на сегодняшний урок?
Д. – Будем работать с текстом, уточнять его признаки.
У. – Открываем тетради, записываем число, «Классная работа» и тему урока.
4. Учебно-практическая деятельность
У. – У вас на столах конверты. Достаньте содержимое и объясните, что необходимо сделать. Алгоритм выполнения задания, предложенный детьми, фиксируется на доску.
Д. – 1) Составить предложения из слов (индивидуально); 2) Из получившихся предложений составить текст.
После выполнения работы всеми группами – проверка. Каждая группа последовательно зачитывает по одному предложению.
Должно получиться так:
Семья – это самое главное богатство в жизни любого человека. Без семьи человек будет чувствовать себя одиноко.
В семье все заботятся друг о друге. Отец – это глава семьи и её защитник. Мама заботится о всех членах семьи. Дети тоже должны стараться помогать взрослым. Дедушки и бабушки делятся своей мудростью.
Чтобы семья была крепкой, каждый должен беречь её. Залогом счастливой семьи является любовь, понимание и забота друг о друге.
У. – В тетрадях поставьте цифру один и оцените свою работу, и вклад в общее дело при помощи лесенки успехов… Поднимите руки те, кто оказался на двух верхних ступеньках. Кто хочет высказаться о сложностях?
У. – Докажите, что у вас получился текст.
Д. – Предложения связаны по смыслу. Вместе они выражают законченную мысль.
У. – Какие виды работ мы можем произвести с текстом? Ответы детей фиксируются на доску.
Д. – Придумать заголовок, определить тему, мысль и вид текста, составить план.
У. – Данные вопросы обсудите в группах, и результаты ваших обсуждений запишите в тетрадь.
После выполнения работы всеми группами – проверка. Каждой группе задавать вопросы последовательно. Другие группы должны оценивать правильность ответов поднятием зелёной или красной карточки. Комментировать и корректировать ответы одноклассников.
У. – Какие получились заголовки?
- Как определили тему?
- Какова главная мысль?
- Какой это вид текста? Докажите.
- Как назвали первую часть плана?
- Как назвали вторую часть плана?
- Как назвали третью часть плана?
У. – В тетрадях поставьте цифру два и оцените свою работу, и вклад в общее дело при помощи лесенки успехов… Поднимите руки те, кто оказался на двух верхних ступеньках. Кто хочет высказаться о сложностях?
На слайде: Репродукция картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
У. – Давайте рассмотрим картину. Кто на ней изображен?
- Какое настроение передаёт картина?
- Как вы считаете, что произошло?
- Опишите, как выглядит девочка? Маленький ребёнок?
- Опишите природу.
- Что выражает лица детей?
- Как вы думаете, что их могло напугать?
- Ваше задание состоит в том, что глядя на картину, вы должны в группах составить план для сочинения. Каждая группа получит свою тему:
1) Описание девочки
2) Описание малыша
3) Описание природы
4 и 5) Текст-повествование (придумать сюжет)
После выполнения работы всеми группами – проверка. Каждая группа выступает последовательно. Другие группы должны оценивать ответы поднятием зелёной или красной карточки. Комментировать и корректировать ответы одноклассников.
5. Рефлексия
У. - Какова была тема урока? (работа с текстом)
- Какие умения мы отработали? (Придумать заголовок, определить тему, мысль и вид текста, составить план)
– В тетрадях поставьте цифру три и оцените свою работу на уроке, и вклад в общее дело при помощи лесенки успехов… Поднимите руки те, кто оказался на двух верхних ступеньках. Кто хочет высказаться о сложностях?
6. Объяснение д.з.
Написать небольшое сочинение по составленному плану. Репродукцию картины вы сможете найти в учебнике окружающего мира на с.98.
Предварительный просмотр:
Приложение
в жизни, Семья, самое, – это, главное, любого, богатство, человека
___________________________________________________
человек, одиноко, себя, Без семьи, будет чувствовать
___________________________________________________
о друге, В семье, друг, заботятся, все
___________________________________________________
её, семьи, Отец, и, глава, защитник, – это
___________________________________________________
членах, обо всех, заботится, семьи, Мама
___________________________________________________
стараться, тоже, взрослым, должны, Дети, помогать
___________________________________________________
и, Дедушки, мудростью, своей, бабушки, делятся
__________________________________________________
крепкой, Чтобы, её, была, каждый, беречь, семья, должен
_________________________________________________
счастливой, любовь, является, Залогом, понимание, друг, и, забота, о, семьи, друге
____________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Озаглавливание текстов
Конспект урока русского языка Озаглавливание текстов...
Конспект урока "Выбор задачи из текста"
Программа Л.В. Занков. 1 класс...
Конспект урока развития речи "Изложение текста повествовательного плана, 3 класс, УМК "Школа России"
Конспект урока развития речи...
Конспект урока "Алгоритм списывания печатного текста"
УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова" 1 класс, русский язык...
Конспект урока обучения грамоте "Чтение текста с изученными буквами"
Представляю вам конспект урока обучения грамоте на тему: "Чтение текста с изученными буквами". УМК "Школа России"....
Конспект урока: «Подробное изложение повествовательного текста»
Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: «Подробное изложение повествовательного текста»Цели урока: совершенствовать умения определять тему текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с...
Конспект урока русского языка "Типы текста"
Урок русского языка по теме "Типы текста"...