Конспект урока русского языка Озаглавливание текстов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ершова Светлана Валерьевна

Конспект урока русского языка Озаглавливание текстов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozaglavlivanie_tekstov.doc107 КБ
Binary Data ozaglavlivanie_tekstov.notebook1.56 МБ
Microsoft Office document icon teksty_dlya_grupp.doc1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 2-й класс.

Тип урока: урок развития умений и навыков. (ОС «Школа 2100»).

Технологическая карта урока

Тема

Озаглавливание текстов..

Цели

Образовательные: формировать умение выявлять главную мысль текста, соотносить заглавие с главной мыслью; самостоятельно подбирать к тексту заглавие.

Формировать:

интерес к письму; оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» (Личностные результаты);

 умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД);

 умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать группе. (Коммуникативные УУД);

умение вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД).

Основные понятия

Заглавие, главная мысль, тема текста.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах.











Этапы урока


Деятельность

учителя


Деятельность

учеников

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
































II.

Словарная работа

5 минут
















































II.Актуализация знаний

(3 мин.).

Цель: 

– организовать актуализацию умений озаглавливать текст.




































III. Введение в тему урока (3 мин.).







Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели,

 спинки прямо

Все с улыбочкой вздохнем

Урок русского начнем.


- Сегодня у нас на уроке много гостей, надеемся, что вам у нас понравится.


-Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Сегодня мы будем:

НАБЛЮДАТЬ

ЗАМЕЧАТЬ

РАЗМЫШЛЯТЬ

ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ


– Девизом нашего урока будут слова:

 Знаем. Хотим узнать. Узнали!          (ПОВТОРЯЕМ ХОРОМ)


С чего мы начинаем урок русского языка


Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 2 строки, запишите сегодняшнее число 3 октября, Классная работа.






Сегодня минутка чистописания будет посвящена словарным словам.

А для того, чтобы узнать написание каких слов  нам нужно запомнить разгадаем кроссворд.(крепит карточки на доске)

Вопрос 1:

Произведение живописи в красках?

Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?

Запишите  слово картина, (Я на доске)

поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место.


Вопрос 2:

Каким словом можно заменить слово дети?


Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?


Запишите  слово ребята,

поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место.


Вопрос 3:

Продолжите поговорку: Трещит, как…


Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?


Запишите  слово сорока,

поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место.


Вопрос 4:

Столица нашей Родины


Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?

Какое еще ошибкоопасное место есть в этом слове


Запишите  слово Москва,

поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место.




Вопрос 5:

Плотная, очень твердая бумага называется


Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?


Запишите  слово картон,

поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место.


По вертикали у меня получилось  слово ТЕКСТ. Почему я выделила его другим цветом.


Давайте вспомним все, что мы узнали о тексте?




















Текст

группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу.

Ключевые (опорные) слова

слова, по которым можно понять основную мысль текста

Основная мысль текста

самое важное, главное, о чем говорит нам текст

Тема текста

это то, о чем или о ком говорится в тексте

Заглавие текста

отражает то, о чем или о ком говорится в тексте (обозначает тему текста) или выражает главную мысль текста. Оно должно быть коротким и понятным.


Для чего нам нужен заголовок перед текстом






Как вы думаете помогут нам  эти знания при озаглавливании текстов?

Какая будет тема урока?







Дети садятся


















С минутки чистописания



Дети делают записи в тетради








Картина

В первом слоге А





Ребята.



В первом слоге Е





Сорока


В первом слоге О






Москва


В первом слоге О


М (это географическое название)







Картон


В первом слоге А







Потому, что на последних уроках мы учимся работать с текстом.












































Заголовок помогает понять о ком или о чем будет говориться в тексте.


Ответы детей


Озаглавливание текстов.

IV. Открытие нового знания (5 мин.).





































V. Развитие коммуникативно-речевых умений

 (17 мин.).







Давайте вспомним, как нужно действовать, чтобы озаглавить текст:


ПОНЯТЬ




НАЙТИ





СОЕДИНИТЬ



КРАТКО И ТОЧНО




ФИЗМИНУТКА - Буратино


Сейчас в группах вы будете работать над озагалавливанием текста.


Давайте вспомним правила работы в группе. (на слайде)

ЧИТАЮТ ДЕТИ ПО ОДНОМУ











Сегодня роли в группе я распределила сама.


Возьмите лист № 1 и ознакомьтесь со своими ролями в группе.



Возьмите лист № 2 с  инструкцией и планом ответа.


Чтобы удобнее было работать для каждого члена группы есть текст.


Приступайте к работе.


Работа в группах (10 мин)



Защита результатов.


Если мы соглашаемся с мнением группы, что мы делаем?



Листы ответов вывешиваются на доску.


Оценивание работы группы (одной).


– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли вам справиться с заданием?

– Вы сделали всё правильно или были недочёты?

– Вы работали все вместе или кто-то остался в сторонке?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.






Прочитать и понять, о чём говорится в тексте


Найти самое главное слово или  слова, передающие тему или основную мысль текста.


Соединить эти слова и составить краткое сочетание или предложение.


Отразить содержание кратко и точно.




















Дети открывают конверты, знакомятся.













Ответ по плану:


Аплодируем.







VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(5 мин.).

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

– Какая тема урока была?


Что может быть заглавием текста?






Расскажите по схеме  чему научились на уроке.


Сегодня на уроке:

Я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось…


Поднимите руку, кто оценивает свою сегодняшнюю работу на 5.


Поднимите руку, кому в группе работалось легко и комфортно.


А кому не очень? Почему?


Как вы думаете, мы уже все узнали о тексте?


На следующих уроках, мы с вами продолжим работу по теме «Текст»


Запишите домашнее задание: стр.31, упр. 36.


Урок окончен.


Мы благодарим гостей, которые сегодня к нам пришли.

– Озаглавливание текстов.

– Заглавием может быть главная мысль или тема текста.




Несколько человек рассказывают по схеме.







Дети поднимают руку.






Нет.

Задание: озаглавить текст.

Инструкция

Что нужно было сделать

Что сделали

Что получилось (записать)

ПОНЯТЬ

Для того, чтобы понять текст мы …

НАЙТИ

Нашли главное слово (слова)…

СОЕДИНИТЬ

Соединили их…

КРАТКО И ТОЧНО

У нас получился заголовок…

Оцените работу своей группы

(дружно, быстро, четко, не дружно, ссорились, довольны своей работой, не довольны, все ли работали в группе)

Наша группа работала…


Какую отметку вы ставите своей группе?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Типы текста"

Урок русского языка по теме "Типы текста"...

Конспект урока русского языка «Составление текста по сюжетным рисункам» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Планируемые  результаты:Предметные:Определять и раскрывать темы текста;Уметь составлять связный тек...

Конспект урока русского языка "Деление текста на части" (2 класс, Перспективная начальная школа)

Конспект урока русского языкаТема: Деление текста на частиЦели деятельности учителя: формирование у учащихся умений делить текст на смысловые части.Планируемые результатыПредметные:Уметь самостоятельн...

Конспект урока русского языка "Составление текста повествования по предложенной теме" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование умения составлять связный текст повествования по предложенной теме. Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка "Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, Школа России)

Конспект урока русского языкаТема: Составление текста - описания по картине Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и ...

Конспект урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Составление текста по сюжетным картинкам Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, развитие объёма слухо...

Конспект урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, развитие объёма слухо-речевой памяти, внимания, лексического анализа слов, орфографической грамот...