Конспект урока русского языка "Типы текста"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка по теме "Типы текста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_na_20.05.13.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Описание. Повествование. Рассуждение.
Дидактическая цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)
Содержательная цель: создание условий для усвоения учащимися знаний о типах текста.
Тип (вид) урока: урок отработки умений и рефлексии.
Задачи урока:
- систематизировать знания учащихся о типах текстов;
- формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся;
- воспитывать ответственность, чувство коллективизма.
Методы обучения: деятельностный метод обучения
- создание проблемной ситуации;
- поисковый;
- наглядно-иллюстративный;
- словесный
Формы организации деятельности:
- парная
- фронтальная
- групповая
Средства обучения:
- учебник, ч.2
- мультимедиа проектор
- наглядные пособия
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
I Самоопределение к деятельности | Ты готов начать урок? Все ль в порядке? Ручка, книжки и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет знать урок (повторите вместе) На отлично, на зубок. - Я желаю вам успехов на уроке и хорошего настроения. | Организовывают рабочее место | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II Этап актуализации и пробного учебного действия III Этап локализации индивидуальных затруднений IV Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений V Этап реализации построенного проекта. VI Этап обобщения затруднений во внешней речи. VII Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. VIII Этап включения в систему знаний и повторения. IX Этап рефлексии деятельности на уроке. X Домашнее задание | - Прочитайте текст. Вставьте пропущенные орфограммы. Слайд 1 - Давайте проверим, что у нас получилось. - Скажите, а это действительно текст? Докажите. 1. Работа с текстом. - Соберите предложенные предложения в текст и добавьте не хватающей части текста. Слайд 2 (учащиеся на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднения; выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений) 2. Каллиграфическая минутка. - Сядьте все, ребята, ровно. Сверьте свою осанку с таблицей. - Возьмите в руки ручку, откройте тетрадь, проверьте, правильно ли она лежит. - Запишите число и классная работа. - Какие орфограммы вам встретились в домашнем упражнении? (чу, щу, жи) - Сегодня мы повторим написание буквы ч и соединений с ней. ча, чу, чк, чн, нч (пишу сама на доске) - Сегодня у нас необычный урок русского языка, а мастерская. - Как вы понимаете, что такое мастерская? - Кто в ней работает? - Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и совместно выпустить первый номер нашей классной газеты.(Показ заготовки газеты.) 1. Работа с толковым словарём. - Что же такое газета? Слайд 3 2. Словарная работа - Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет? газета, журналист, редактор, художник, фотограф Слайд 4 -Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации. Тексты, как вы знаете, бывают разными. В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами « рисуют» картины природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А в третьих, авторы размышляют о чём- нибудь важном и интересном, иногда даже спорят. - Ребята, какова цель нашего урока? -Итак, цель нашего урока: продолжать, учится работать с текстами, которые понадобятся нам при выпуске газеты. - Ребята, но для того, чтобы приступить к выпуску газеты, нам нужно сначала составить план работы: 1) вспомнить и повторить типы текстов 2) подобрать материал для нашего выпуска 3) напечатать газету
( самооценка и проверка работы по эталону) Слайд 5 б) Работа с карточками Учитель раздаёт группам карточки. 3 группы 1. Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться. - О чём этот текст? - Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев? Вывешивается табличка красного цвета, на которой написано – ПОВЕСТВОВАНИЕ. 2. Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду. Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз. - А о чём этот текст? - Что можно представить, читая его? - Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы? Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ. 3. И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев. - Что объясняется в этом тексте? - Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо? Вывешивается табличка зелёного цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ. - Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин Паустовский. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках литературного чтения. - Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили с какими типами текстов мы знакомы. - Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой? 1. Работа по карточкам. - Попробуйте переделать описание Весёлого царства в рассуждение о нём. Весёлое царство. Жители весёлого царства всегда смеялись. За десятки, за сотни, за тысячи вёрст раздавались громкие раскаты весёлого, беззаботного смеха. Другого такого царства не было на земле. Там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. В Весёлом царстве не было ни горя, ни забот. ( По Л.Чарской.) СЛАЙД 6 - Так на какой вопрос должен отвечать текст рассуждение? (Почему?) - Есть такая детская песенка: Сто тысяч «почему?» живут на белом свете, Сто тысяч «почему?» гуляют по планете… - Сейчас мы переходим ко второму пункту нашего плана «Подбор материала для нашего выпуска» - Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко. Почти в каждой газете есть вопросы, над которыми должен задуматься каждый. Придумайте и запишите несколько таких «почему?» для нашей газеты. (1 группа) - А еще в каждой газете есть реклама. Соедините предложения так, чтобы прорекламировать наш класс.(2 группа) Наш класс самый лучший, потому что… Нам уютно и хорошо вместе Наш класс очень хороший, потому что… Здесь учатся мои друзья Наш класс особенный, так как… Нам легко и весело Наш класс замечательный потому, что… Мы поддерживаем друг друга, когда трудно
- Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе (3 группа) Дружные, добрые и весёлые. Уже 2 года мы вместе, вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих________________________________. Мы скучаем, когда долго ________________. В нашем классе учится 12 __________________ и 8 __________________. Девочки _________ и ________________ ,а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ____________________. - И конечно, в каждой газете есть фотоснимки. Сделайте небольшой фотомонтаж «Наше будущее».(4 группа) Учащиеся делают коллаж из заранее приготовленных картинок с изображением людей разных профессий и знаменитостей. Все «статьи» приклеиваются в газету. Перед вами выпуск нашей классной газеты. - Что вы чувствуете, глядя на него? - Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Всем классом, о нашем классе) - А еще почему «классная»? (лучшая, замечательная) - Какую мы ставили цель в начале урока? - Мы достигли её? - Значит мы какие? (классные) - Покажите это друг другу! У с. 137 упр 3 | Фронтальная работа (учащиеся называют орфограмму и правило ее написания) (учащиеся называют признаки текста). Парная работа ( выслушиваются мнения учащихся, затем кто-то один находит значение слова в толковом словаре Парная работа Групповая работа Групповая работа Групповая работа | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Познавательные: поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных). Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. Регулятивные: контроль, планирование., оценка Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению; Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: синтез как составление целого из частей Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка " Текст"
Урок составлен в игровой форме с использованием ИКТ...
Конспект урока русского языка "Текст-рассуждение" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о понятии текст-рассуждение, его отличительныхпризнаках.Планируемые результатыПредметные:- уметь определять вид текста (описание, по...
Конспект урока русского языка "Текст-описание" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные знать: определение понятий «прилагательное&r...
Конспект урока русского языка: "Текст-рассуждение" ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Текст-рассуждениеЦели деятельности учителя: формирование знаний о структуре текста-рассуждения и его признаках, формирование умений составлять текст-рассуждение, распознавать текст-рассуждение с...
Конспект урока русского языка «Текст-рассуждение» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями текста-рассуждения, развитие умения употреблять в тексте глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое текст-рассуждение;- знать о...
Конспект урока русского языка «Текст-рассуждение» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.Планир...