Технологическая карта урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок фиксации и систематизации нового знания. Цель: формирование понятия об определении; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtorostepennye_chleny_predlozheniya._opredelenie.docx | 44.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г. Беслан
Технологическая карта
урока русского языка
в 3 «А» классе
по теме:
«Второстепенные члены предложения. Определение»
Составила:
Хаблиева И.Т.,
учитель начальных классов
2017-2018 уч.год
Технологическая карта
Учебный предмет | русский язык |
Учебник | Иванов С.В. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2013 |
Программа | «Начальная школа XXI века» |
Класс | 3 |
Тип урока | урок фиксации и систематизации нового знания |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема урока | Определение |
Цель урока | формирование понятия об определении; расширение знаний о конструкции предложения; формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания |
Основные термины, понятия | Части речи, значение слова, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, на какие вопросы отвечает |
Планируемые результаты | |
Предметные: - дать понятие об определении как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения; -познакомить с алгоритмом нахождения определения в предложении; -развивать умение графически выделять определения на письме. развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему, анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков определения как члена предложения; отрабатывать каллиграфию письма; воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться. | Метапредметные Личностные УУД: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах, в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства | |
Формы работы | Средства обучения |
Методы обучения По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. | Технологии исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные |
Технология изучения | ||||||
Этапы урока | Формируемые умения | Слайды | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
I.Самоопределение к деятельности | Настрой на позитивное восприятие урока. Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Слайд № 2 | -Прозвенел звонок. Начинаем наш урок русского языка. - Русский писатель К.Г.Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». -Этот сундук хранит все неизведанные вами тайны языка. (На сундуке надпись «Русский язык») - А в этой шкатулке – то богатство, которым вы уже обладаете – ваши знания. -Как вы думаете, сегодня ваши знания пополнятся? -Я не жадная, я поделюсь с вами частичкой богатства, которое находится в этом сундуке, но для этого вы должны быть очень наблюдательны и внимательны. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | ||
II. Актуализация знаний III. Постановка учебной задачи IV. Построение проекта выхода из затруднения. | Предметные: - называть предметы и их действия; - знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам; Метапредметные (УУД): познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. Предметные: - определять второстепенные члены предложения Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные:
| Слайд №3 Слайд № 4 Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд №7 Слайд № 8 Слайд №9 Слайд №10 | - Объясните орфограммы в названии числа. Запишите число, «классная работа». - Прочитайте орфографически верно слово на слайде: МЕДЛЕННО - А как оно произносится орфоэпически? -Определите опасные места в слове МЕДЛЕННО. –Проверить можем? -Что может сказать Фонетика об этом слове? -Назовите подряд гласные звуки, согласные звуки. -Какие задания, связанные со словом «медленно», можете предложить своим одноклассникам?
-Составьте предложение, ставя слова в той же последовательности, как стоят вопросы: Как? Что делают? Какие? Какие? Что? Осенний, медленно, деньки, уходить, последний. Медленно уходят последние осенние деньки. -Докажите, что это предложение. - Спишите предложение и подчеркните уже известные члены предложения. -Проверьте по образцу. -Дайте характеристику этого предложения. -Назовите главные члены предложения. -Прочитайте слова на доске и подумайте, что их объединяет? Существительное Глагол Прилагательное Местоимение -А кто расскажет, как связаны главные члены предложения с частями речи? -Как одним словом назвать все остальные члены? - Какой известный второстепенный член предложения нам встретился? -Что обозначает обстоятельство? -Какими словами ещё распространяется предложение? -Какие вопросы можно задать к ним? -От какого члена предложения задается к ним вопрос? Поставьте крестик над ним и проведите стрелочки к этим словам. -Вы можете обозначить их в предложении? Почему? -Вы сами признались, что не знаете, как назвать эти члены предложения. Значит, какова цель сегодняшнего урока? -Давайте спланируем нашу дальнейшую работу и попробуем сами объяснить новую тему. -Прочитайте вопросы, на которые нам предстоит ответить на уроке:
-На какие вопросы вы легко можете дать ответ сами, без помощи учебника? - Перечитайте ещё раз слова из предложения. -Сделайте вывод по известной информации. -Что нам нужно еще узнать? -Как же называется этот неизвестный член предложения? - Откройте учебник стр. 95, прочитайте и сами расскажите друг другу, как называется этот член предложения, как подчёркивается, что обозначает и на какие вопросы отвечает? -Так какова тема нашего урока? Из сундука достаю карточку со словом «Определение». -Запишите тему. – На какие интересующие нас вопросы получили ответ? Расскажите по плану: 1. Что такое определение? 2. Что обозначает? Записывают в тетрадь 3. На какие вопросы отвечает? Записывают в тетрадь 4. От какого члена предложения задавали вопрос? Подлежащее + определение 5. Как подчёркивается при разборе? - На какой вопрос не получили ответ в учебнике? По ходу высказываний, учащихся на экране появляется опорная схема. -Проверим на нашем предложении. -Значит, чему будет посвящена дальнейшая рота? | В тетради делают запись числа и классной работы -Нужно запомнить. -Сколько букв? Звуков? Слогов? На какой слог падает ударение? -На какой вопрос отвечает? -Чем является в предложении? -Можно назвать родственные слова, синонимы, антонимы, составить словосочетание, предложение. - Состоит из слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Выполняют синтаксический разбор предложения самостоятельно. Взаимопроверка по образцу на слайде. -По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное. Грамматическая основа – деньки уходят, по наличию второстепенных членов - распространённое. -Подлежащее и сказуемое. - Части речи. (Упражнение на развитие зрительно-художественной образности. Рассказ от имени подлежащего и сказуемого. Соединяют на доске карточки с членами предложения с карточками частей речи) -Второстепенные члены. -Обстоятельство. Рассказывают правило «последние, осенние» -Какие? -Нет, мы не знаем какие члены предложения отвечают на вопрос «какие?» -Познакомиться с новым второстепенным членом предложения.
-Данные члены предложения обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какие?
Читают правило -Второстепенный член предложения. Определение. -Какой частью речи выражено? | ||
V. Физминутка | -Мы немного устали. Давайте отдохнем. Покажите движениями рук, как подчёркивают подлежащее? Сказуемое? Обстоятельство? Определение? | Выполняют упражнения физкультминутки. | ||||
VI. Первичное закрепление во внешней речи. | Метапредметные (УУД) регулятивные: - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | -Откройте учебники на стр. 96, прочитайте задание к упр. 1 (Устная фронтальная работа) - К какому члену предложения заданы вопросы? Что он обозначает? - От каких слов задавали вопросы к определению? - Сделайте вывод. - Найдите лишнюю пару. Почему? | Усвоение учащимися нового материала. Для реализации этой цели учащиеся фронтально выполняют задание, устанавливают причинно-следственные связи, приводят доказательства. | |||
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Слайд № 11 Слайд № 12
Слайд №13 Слайд № 14 | - Прочитайте задание к упр. 2. Спиши предложения. Подчеркни в них грамматическую основу, затем второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего. Что он обозначает в данных предложениях? Лесное озеро покрылось рябью. Это шаловливый ветер выбежал из чащи. Пугливые водомерки устремились к берегу. Они испугались свежего ветерка. -Можем ли мы назвать это текстом? Докажите. -Определите тип текста? Докажите. -Как можно озаглавить? (Узкая тема и широкая тема) Шаловливый ветер. - Я предлагаю вам алгоритм выполнения этого упражнения. -Прочитайте его и скажите, верно ли он составлен. 1. Спишу в тетрадь. 2. Прочитаю предложение. 3. Выделю грамматическую основу. 4. Определю, каким членом предложения является 5. Задам вопрос от подлежащего к второстепенному члену. 6. Подчеркну. -Что бы вы поменяли в этом алгоритме? Докажите своё мнение. Поменять 1 и 2, 4 и 5 - Теперь можно пользоваться таким алгоритмом? Приступайте к работе. (Самостоятельная работа ). - Назовите слова, которые вы подчеркнули, как определения. (Лесное, шаловливый, пугливые, свежего) -Оцените эту работу сами. Если вы верно подчеркнули все 4 определения, поставьте на полях тетради - «!», подчеркнули верно 3 определения - «+», сильно затруднялись - «?». -От какого слова задавали вопрос к определению в последнем предложении? - Чем оно является в предложении? Сделайте вывод. Определение зависит не только от подлежащего, но и от других второстепенных членов, выраженных существительным. -Какое предложение является подтверждением этому? - А теперь представьте, что в русском языке нет определений. Они исчезли. - Прочитайте этот текст без определений. - Какой текст получился? Выскажите своё мнение. -Какую роль играют определения в предложении? Сделайте вывод. | Самостоятельно выполняют задания. Осуществляют самопроверку своих решений по эталону. Высказывают мнения -Делают предложения более точными, понятными, красочными. | ||
VIII. Рефлексия | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Слайд № 15 | -Что нового и интересного ты унесёшь с собой в своей шкатулке знаний? -Расскажите об определении, пользуясь опорной схемой. -Где можно применять новое знание? -Вспомним слова русского писателя Паустовского, с которых мы начали свой урок: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». -Найдите определения в этом предложении. -Как называются в литературе такие красочные определения? | Выявляют и фиксируют границы применимости нового знания, учится использовать его в системе изученных ранее знаний. -Эпитеты | ||
IX. Домашнее задание | Слайд №16 | -Запишите эпитеты, которыми будете поздравлять своих мам с Днем Матери в это воскресенье. | Записывают ДЗ в дневниках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Виды предложений по цели высказывания"
Урок во 2 классе, применяется групповая форма работы....
Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс на тему: "Определение"
Материал содержит технологическую карту урока с целями,универсальными учебными действиями на каждом этапе урока.Урок разработан с применением элементов технологии развития критического мышления....
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.
Цель урока: создание условий для развития представления о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль; для распознавания группы слов и предложения; умения выделять предложения в тексте; ...
Технологическая карта урока русского языка во 3А классе. Тема: «Определение падежей имен существительных» УМК Школа России Автор учебника: М.И. Моро, С.В. Степанова, С.И. Волкова.
Технологическая карта урока русского языкаво 3А классе.Тема: «Определение падежей имен существительных»УМК Школа РоссииАвтор учебника: М.И. Моро, С.В. Степанова, С.И. Волкова....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...
Технологическая карта урока Русского языка:" Разбор по членам предложения"( 4 класс, УМК: "Начальная школа 21 века")
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разборе предложения по членам. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с разбором предложений по чл...