Технологическая карта урока Русского языка:" Разбор по членам предложения"( 4 класс, УМК: "Начальная школа 21 века")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Юсупова Дамиля Жумабековна

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разборе предложения по членам.

 

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с разбором предложений по членам.

2. Повторить признаки главных и второстепенных членов предложения.

Предметные:

1. Знать алгоритм выполнения разбора предложения по членам.

2. Уметь находить и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к языку, речевой культуре.

2. Развивать коммуникативные навыки посредством парной работы.

Личностные:

1. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать уважительное отношение к изучению русского языка.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 16.05.23

Школа: Академический лицей №95

Класс: 4

Урок:

Студент: Юсупова Дамиля Жумабековна

Группа: 33

Учитель:

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время:

Кабинет: 113

Тема урока: «Разбор по членам предложения»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разборе предложения по членам.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с разбором предложений по членам.

2. Повторить признаки главных и второстепенных членов предложения.

Предметные:

1. Знать алгоритм выполнения разбора предложения по членам.

2. Уметь находить и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к языку, речевой культуре.

2. Развивать коммуникативные навыки посредством парной работы.

Личностные:

1. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать уважительное отношение к изучению русского языка.

УМК: «Начальная школа XXI века», учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник: в 2ч./С.В. Иванов. - М.: Просвещение, 2022.-Ч.1.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

М: репродуктивный

П: письмо

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дамиля Жумабековна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте вашу готовность на уроке.

- Занимайте свои места.

Устанавливает эмоциональный контакт.

-  Давайте подарим друг другу улыбку и тем самым пожелаем удачной работы на уроке.

- А сейчас найдите и зафиксируйте на 5 секунд взглядом любую точку, а теперь попробуйте найти самую дальнюю, на ваш взгляд, точку и снова ее зафиксируйте на 5 секунд. Получилось?

- Человек всегда может расширить свои возможности. У вас сначала была одна точка, а сейчас вы добились большего, зафиксировав более дальнюю точку. Желаю сегодня расширить свои возможности и способности на уроке русского языка.

Организует работу по записи числа и классной работы.

- Открываем свои тетради, отступаем 2 строчки от прошлой работы и записываем число (восемнадцатое мая), классная работа.

Проверяют готовность к уроку.

Садятся на места.

- Да.

Записывают число в тетради.

Р: выработать учебную мотивацию

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проектор с презентацией

Рабочие тетради

Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

И

М: решение грамматико-орфографических задач

П: словарная работа

Самоконтроль

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

П

М:  опрос

П:  ответы на вопросы

Внешний контроль

Ф

М: языковой анализ

П: синтаксический анализ

Самоконтроль

Организует словарную работу.

- А начнём мы наш урок со словарной работы. Посмотрите на слайд и спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Фнтазия, филетвый, х…зяин, экипа, фдераця, шое.

- Не забывайте о посадке, спина прямая, ноги на полу, локти на столе. Можете приступать к работе. - Ребята, пора заканчивать. Кто хочет озвучить написание всех слов? У кого не так?

- Хорошо, давайте проверим. Если вы записали слово верно – поставьте + над словом, если есть ошибка, подчеркните её и сверху подпишите верную букву.  Подчеркните орфограммы, которые мы должны запомнить  зеленой ручкой

Повторение ранее изученного материала.

-Ребята, посмотрите на слайд. (подлежащее, сказуемое, дополнение, существительное, определение, обстоятельство)

-Ваша задача- найти лишнее слово в строке понятий.

-Верно!

- Как мы можем обобщить остальные понятия?

-Молодцы!

-На ваших партах лежат таблицы главных и второстепенных членов предложений.  В паре восполните пропуски.C:\Users\Asus\Downloads\2023-05-17_17-45-41.png

-Давайте проверим, как вы восполнили пропуски в таблице. Посмотрите на слайд и проверьте. Если у вас все правильно, поставьте плюс.

- Ребята, какие члены предложения мы называем главными?

-А почему они называются главными?

-А можем мы назвать предложение только с подлежащим и сказуемым? Приведите пример

- Что означают подлежащее, сказуемое?

-На какие вопросы отвечает подлежащее и сказуемое?

-А как мы подчеркиваем главные члены предложения?

-Какие члены предложения мы называем второстепенными?

-Почему они так называются?

-На какие вопросы отвечает дополнение (определение, обстоятельство)?

-Как подчеркиваем дополнение (определение, обстоятельство)?

-Верно!

Выполняют словарную работу.

-  Фантазия, фиолетовый, хозяин, экипаж, федерация, шоссе.

Один человек читает слова.

Проверяют себя.

Повторяют ранее изученный материал.

-Существительное, т.к. это часть речи, а остальные понятия - члены предложения

-Члены предложения.

-Главные члены предложения- это подлежащее и сказуемое

-Потому что только при их наличии появляется предложение.

-Да. «Зима пришла»

-Подлежащее означает о ком или о чём говорится в тексте. Сказуемое означает действие предмета

-Подлежащее отвечает на вопросы ( Кто? Что?). Сказуемое отвечает на вопросы(Что делает? Что сделал? Каков?).

-Подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами.

-Дополнение, определение, обстоятельство.

-Потому что они служат для пояснения, дополнения, уточнения главных членов предложения и других второстепенных.

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, определение отвечает на вопросы ( Какая? Какой? Чей?), обстоятельство отвечает на вопросы ( Где? Когда?)

-Дополнение подчеркиваем пунктиром, определение -волнистой линией, обстоятельство – пунктир с точкой.

 Р: проявлять готовность подчиняться

П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Проектор с презентацией

Доска

Рабочие тетради

Проектор с презентацией

Презентация

Раздаточный материал (карточки)

Постановка учебной задачи

(4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: моделирование

П: составление плана

М: беседа

П: инструктаж

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

- Как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока?

- Отлично! Тогда какую цель мы поставим на урок? Используйте фразы-подсказки на слайде.

Составляет план урока вместе с детьми.

- Для того чтобы наш урок был продуктивным, и мы всё успели, давайте составим план нашего урока.

- Он немного перемешался. Кто пойдет к доске и составит пункты плана в правильном порядке?

- Отлично! Также у каждого из вас будет свой лист успеха. Он поможет вам оценивать себя на протяжении всего урока.

C:\Users\Asus\Downloads\2023-05-17_17-55-52.png

- Посмотрите на план урока. Что мы уже с вами сделали?

- Верно. В листе успеха, поставьте галочку, на какой ступени лестницы вы находитесь.

Определяют тему и цель урока.

- Разбор по членам предложения.

- узнать, как выполняется разбор по членам предложения.

Составляют план урока.

1. Выполним словарную работу.

2. Повторим главные и второстепенные члены предложения.

3. Познакомимся с алгоритмом разбора по членам предложения.

4. Выполним упражнения

5. Выполним самостоятельную работу.

6. Сделаем выводы.

Оценивают свою деятельность.

- Выполнили словарную работу, повторили главные и второстепенные члены предложения

П: с помощью учителя формулировать цель

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Проектор с презентацией

Пункты плана

Раздаточный материал (листы успеха)

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

Внешний контроль

М: языковой анализ.

П: разбор по членам предложения.

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

-Посмотрите на слайд. Давайте разберем это предложение по членам.

-Что нам нужно сначала сделать?

C:\Users\Asus\Downloads\2023-05-12_21-34-33.png

1.Находим и подчеркиваем грамматическую основу этого предложения.

 Лес окружал

2.Находим и подчеркиваем  второстепенные члены предложения.

Густой, старинное, село.

-Молодцы!

-Итак, давайте же подтвердим наши предположения из учебника. Откройте стр 55, давайте прочитаем правило, как разобрать предложение по членам.

C:\Users\Asus\Downloads\2023-05-12_21-32-38.png

- Спасибо! Какой пункт плана мы с вами выполнили? Возьмем свои листы успеха и заполним третий пункт.

Слушают учителя.

- Найти и подчеркнуть главные члены предложения.

- Затем находим и подчеркиваем второстепенные члены предложения.

  

Познакомимся с выполнением разбора предложений по членам.. 

П:  анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами

П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом

Проектор с презентацией

     Доска

Рабочие тетради

Учебник с правилом

Раздаточный материал (листы успеха)

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу

Выполняют динамическую паузу

Видеофрагмент.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

М: беседа

П: инструктаж

И

М: упражнение

П: разбор по членам предложения

П

М: рассказ

П: рассказ правила

Организовывает самостоятельное выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий.

- Сейчас давайте с вами попробуем выполнить разбор предложения по членам. Запишите в тетрадях упр.2

 - Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

C:\Users\Asus\Downloads\2023-05-12_21-41-28.png

- 2 человека выйдут к доске и выполнят это задание.

- Не забывайте о посадке, спина прямая, ноги на полу, локти на столе.

- Кто готов поставьте руку на локоть.

- Отлично! Вижу, все готовы. Сейчас давайте проверим. У кого не так?

- Отлично! Вы большие молодцы!

- Сейчас расскажите план разбора простого предложения по членам своему соседу по плечу. У вас есть 30 секунд.

- Ребята, какой пункт плана мы выполнили?

- Возьмите свои листы успеха и оцените себя.

Выполняют задания на новый способ действий.

-Разобрать предложение по членам

1. Яркая (опред.)

звезда (подлеж.) горела(сказуемое)

 над сонным (опред.)

озером. (допол.)

2. В лесной(опред.)

чаще(обстоят.)

медведь(подлеж.) лакомится(сказуемое) диким(опред.) мёдом(дополнение).

-Читают правило.

-Выполнить упражнение

П: устанавливать связи и зависимости между правилом и практическим заданием

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Проектор с презентацией

Учебник с упражнением

Рабочая тетрадь

Раздаточный материал (листы успеха)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

М: беседа

П: инструктаж

И

М: упражнение

П: самостоятельная работа

Взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу.

- А сейчас мы с вами выполним серьёзную работу.  Во время выполнения серьёзной работы принято вот так потирать руки.  Ученые считают, что это помогает лучше думать. Давайте попробуем.

- Сейчас у вас есть возможность показать свои знания по теме нашего урока.

- В первом задании вам нужно списать предложение, выполнить разбор по членам.

 1. Всюду колосится золотая рожь.

2. Машина ехала медленно по проселочной дороге.

- Во втором задании вам нужно найти ошибку в  разборе предложения по членам и исправить её.

Найди и исправь ошибку

1 вариант

Корабль плывёт мне навстречу

1. Корабль- подлежащее

2. Плывет- сказуемое

3. Мне- дополнение

4. Навстречу- определение.

2 вариант

Дым долго летает в облаках

1 Дым- подлежащее

2. Долго- дополнение

3. Летает- сказуемое

4. В облаках- обстоятельство

- На это у вас есть 4 минуты. Выполнять будем по вариантам. Первый вариант – первое предложение, второй – второе.

- Не забывайте о посадке, спина прямая, ноги на полу, локти на столе.

Организует взаимооценку.

- Теперь обменяйтесь карточками с соседом по парте. Посмотрите на экран и оцените друг друга.

- Поставьте оценку своему соседу в соответствии с критериями:

5 – нет ошибок

4 – 1-2 ошибки

3 – 3 ошибки

2 – больше 3 ошибок

- Поднимите руку, у кого 5; 4.

- Молодцы! Те, кто сегодня получил плохую оценку, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз, вы подтянете свои знания и получите хорошие оценки.

- Что мы сейчас с вами выполнили?

- А это значит, что пора оценить себя на своём листе успеха. Если ваша оценка 5 или 4, поставьте +, если 3 и ниже – поставьте -.

Выполняют самостоятельную работу.

1.

1 вариант.

1. Всюду- обстоятельство

2.  Колосится- сказуемое

3. Золотая- определение

4. Рожь- подлежащее

2 вариант.

1. Медленно  -  обстоятельство.

2. Машина- подлежащее

3. Ехала- сказуемое

4. проселочной- определение

5. Дороге- обстоятельство

2.

1 вариант.

Навстречу- обстоятельство

2 вариант.

Долго- обстоятельство

Оценивают друг друга.

- Мы выполнили самостоятельную работу.

Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Р: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц

Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников

Проектор с презентацией

Рабочая тетрадь

Включение в систему знаний, повторение (5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М: беседа

П: инструктаж

И

М: упражнение

П: разбор по членам предложения

Внешний контроль

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

-Ребята, знаете ли вы, что иногда прилагательные бывают сказуемыми в предложении? Давайте прочитаем правило, которое представлено после упражнения.

C:\Users\Asus\Downloads\2023-05-12_21-55-14.png

C:\Users\Asus\Downloads\2023-05-12_21-58-03.png

-Запишите в тетрадях упр. 3.Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

- Мне нужно 2 человека, кто выйдет к доске. Один выпишет предложения, в которых прилагательные являются определениями, а второй- сказуемыми. Остальные записывают самостоятельно в тетрадях.

- Можете приступать к работе.

-Итак, давайте проверим. У кого не так, поднимите руки.

-Поставьте себе плюсик, если у вас нет ошибок.

-Молодцы!

Выполняют задание в парах.

Читают правило.

1.Яркий свет слепит глаза.

2.Звучит тихая мелодия

3. Высокое небо манило своей чистотой и бескрайностью

 

4. Свет ярок

5. Мелодия тиха.

6. Небо высокое и  бескрайнее.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Проектор с презентацией

Раздаточный материал (листы успеха)

Рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

С

Организует самооценивание всех обучающихся. Организует рефлексию.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема урока?

-Какие цели мы перед собой ставили?

-Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли цели.

-Все ли пункты плана мы выполнили?

- Кто озвучит алгоритм разбора простого предложения по членам?

- Возьмем листы успеха и поставьте себе оценку. Те ребята, которые сегодня выходили к доске, подойдите ко мне после урока, я поставлю вам оценки за работу.

- Молодцы! На этом наш урок подходит к концу.

- Спасибо за работу. До новых встреч!

Участвуют в рефлесии.

- Тема урока: «Разбор по членам предложения»

-  Узнать, как выполняется разбор простого предложения по членам.

- Да, мы выполнили все пункты плана.

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Проектор с презентацией


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Устаревшие слова"(2 класс, УМК "Начальная школа 21 века").

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование представлений об устаревших словах, умения распознавать устаревшие слова в тексте.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опреде...

Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...

Технологическая карта урока русского языка "Как пишутся приставки" 3 класс; УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий по формированию умений написания слов с приставками;Задачи урокаДидактические:Обеспечить осознание и усвоение правила написа...

Технологическая карта урока русского языка "Качественные имена прилагательные" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия нового знания”Цель урока: создание условий для знакомства с понятием “качественные прилагательные” и их признакамиЗадачи урокаДидактические:Познакомит...

Технологическая карта урока русского языка «Функция мягкого знака» (1 класс), УМК «Начальная школа 21 века»

Тип урока: рефлексия.Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о функции мягкого знака.Задачи урока:Дидактические:Формирование умения записывать слова, опираясь на их транскрипцию;Формирован...

Технологическая карта урока русского языка «Подбор заголовков к предложенным текстам» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: систематизирование знаний у обучающихся о предложении, тексте и заголовке текста.Планируемые результатыПредметные:1. Знать, что такое предложение, текст и заголовок текста.2. Уметь определ...

Технологическая карта урока русского языка "Как используются синонимы" 2 класс, УМК - "Начальная школа XXI"

Цель деятельности учителя:формирование умения подбирать синонимы к словам; наблюдение за значением слов-синонимов. Задачи урока:Дидактические:1) организовать деятельность учащихся, направленную н...