Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Ф М: беседа П: эмоциональный настрой
М: репродуктивный П: письмо | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дамиля Жумабековна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте вашу готовность на уроке. - Занимайте свои места. Устанавливает эмоциональный контакт. - Давайте подарим друг другу улыбку и тем самым пожелаем удачной работы на уроке. - А сейчас найдите и зафиксируйте на 5 секунд взглядом любую точку, а теперь попробуйте найти самую дальнюю, на ваш взгляд, точку и снова ее зафиксируйте на 5 секунд. Получилось? - Человек всегда может расширить свои возможности. У вас сначала была одна точка, а сейчас вы добились большего, зафиксировав более дальнюю точку. Желаю сегодня расширить свои возможности и способности на уроке русского языка. Организует работу по записи числа и классной работы. - Открываем свои тетради, отступаем 2 строчки от прошлой работы и записываем число (восемнадцатое мая), классная работа. |
Проверяют готовность к уроку. Садятся на места.
- Да.
Записывают число в тетради. | Р: выработать учебную мотивацию
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| Проектор с презентацией
Рабочие тетради |
Актуализация знаний и мотивация (6 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
И М: решение грамматико-орфографических задач П: словарная работа
Самоконтроль
Ф М: беседа П: ответы на вопросы
П М: опрос П: ответы на вопросы
Внешний контроль
Ф М: языковой анализ П: синтаксический анализ
Самоконтроль | Организует словарную работу. - А начнём мы наш урок со словарной работы. Посмотрите на слайд и спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Ф…нтазия, фи…лет…вый, х…зяин, экипа…, ф…дерац…я, шо…е. - Не забывайте о посадке, спина прямая, ноги на полу, локти на столе. Можете приступать к работе. - Ребята, пора заканчивать. Кто хочет озвучить написание всех слов? У кого не так? - Хорошо, давайте проверим. Если вы записали слово верно – поставьте + над словом, если есть ошибка, подчеркните её и сверху подпишите верную букву. Подчеркните орфограммы, которые мы должны запомнить зеленой ручкой
Повторение ранее изученного материала. -Ребята, посмотрите на слайд. (подлежащее, сказуемое, дополнение, существительное, определение, обстоятельство) -Ваша задача- найти лишнее слово в строке понятий. -Верно! - Как мы можем обобщить остальные понятия? -Молодцы! -На ваших партах лежат таблицы главных и второстепенных членов предложений. В паре восполните пропуски. -Давайте проверим, как вы восполнили пропуски в таблице. Посмотрите на слайд и проверьте. Если у вас все правильно, поставьте плюс. - Ребята, какие члены предложения мы называем главными? -А почему они называются главными?
-А можем мы назвать предложение только с подлежащим и сказуемым? Приведите пример - Что означают подлежащее, сказуемое?
-На какие вопросы отвечает подлежащее и сказуемое?
-А как мы подчеркиваем главные члены предложения?
-Какие члены предложения мы называем второстепенными? -Почему они так называются?
-На какие вопросы отвечает дополнение (определение, обстоятельство)?
-Как подчеркиваем дополнение (определение, обстоятельство)?
-Верно!
| Выполняют словарную работу.
- Фантазия, фиолетовый, хозяин, экипаж, федерация, шоссе.
Один человек читает слова. Проверяют себя.
Повторяют ранее изученный материал.
-Существительное, т.к. это часть речи, а остальные понятия - члены предложения
-Члены предложения.
-Главные члены предложения- это подлежащее и сказуемое -Потому что только при их наличии появляется предложение. -Да. «Зима пришла»
-Подлежащее означает о ком или о чём говорится в тексте. Сказуемое означает действие предмета -Подлежащее отвечает на вопросы ( Кто? Что?). Сказуемое отвечает на вопросы(Что делает? Что сделал? Каков?). -Подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами. -Дополнение, определение, обстоятельство. -Потому что они служат для пояснения, дополнения, уточнения главных членов предложения и других второстепенных. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, определение отвечает на вопросы ( Какая? Какой? Чей?), обстоятельство отвечает на вопросы ( Где? Когда?) -Дополнение подчеркиваем пунктиром, определение -волнистой линией, обстоятельство – пунктир с точкой. | Р: проявлять готовность подчиняться
П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы
К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение
| Проектор с презентацией
Доска Рабочие тетради
Проектор с презентацией
Презентация
Раздаточный материал (карточки)
|
Постановка учебной задачи (4 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы
М: моделирование П: составление плана
М: беседа П: инструктаж
| Формулирует тему и цель урока вместе с детьми. - Как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока?
- Отлично! Тогда какую цель мы поставим на урок? Используйте фразы-подсказки на слайде. Составляет план урока вместе с детьми. - Для того чтобы наш урок был продуктивным, и мы всё успели, давайте составим план нашего урока. - Он немного перемешался. Кто пойдет к доске и составит пункты плана в правильном порядке? - Отлично! Также у каждого из вас будет свой лист успеха. Он поможет вам оценивать себя на протяжении всего урока.
- Посмотрите на план урока. Что мы уже с вами сделали? - Верно. В листе успеха, поставьте галочку, на какой ступени лестницы вы находитесь. | Определяют тему и цель урока. - Разбор по членам предложения. - узнать, как выполняется разбор по членам предложения. Составляют план урока. 1. Выполним словарную работу. 2. Повторим главные и второстепенные члены предложения. 3. Познакомимся с алгоритмом разбора по членам предложения. 4. Выполним упражнения 5. Выполним самостоятельную работу. 6. Сделаем выводы.
Оценивают свою деятельность.
- Выполнили словарную работу, повторили главные и второстепенные члены предложения
| П: с помощью учителя формулировать цель
К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | Проектор с презентацией
Пункты плана
Раздаточный материал (листы успеха) |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Ф М: беседа П: ответы на вопросы Внешний контроль
Внешний контроль
М: языковой анализ. П: разбор по членам предложения.
Ф
М: беседа П: ответы на вопросы
| Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. -Посмотрите на слайд. Давайте разберем это предложение по членам. -Что нам нужно сначала сделать?
1.Находим и подчеркиваем грамматическую основу этого предложения. Лес окружал 2.Находим и подчеркиваем второстепенные члены предложения. Густой, старинное, село. -Молодцы! -Итак, давайте же подтвердим наши предположения из учебника. Откройте стр 55, давайте прочитаем правило, как разобрать предложение по членам.
- Спасибо! Какой пункт плана мы с вами выполнили? Возьмем свои листы успеха и заполним третий пункт. |
Слушают учителя. - Найти и подчеркнуть главные члены предложения.
- Затем находим и подчеркиваем второстепенные члены предложения.
Познакомимся с выполнением разбора предложений по членам.. |
П: анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами
П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом | Проектор с презентацией
Доска Рабочие тетради
Учебник с правилом
Раздаточный материал (листы успеха) |
Динамическая пауза |
|
| Организует динамическую паузу
| Выполняют динамическую паузу |
| Видеофрагмент.
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий |
Ф М: беседа П: инструктаж
И М: упражнение П: разбор по членам предложения
П М: рассказ П: рассказ правила
| Организовывает самостоятельное выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий. - Сейчас давайте с вами попробуем выполнить разбор предложения по членам. Запишите в тетрадях упр.2 - Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?
- 2 человека выйдут к доске и выполнят это задание.
- Не забывайте о посадке, спина прямая, ноги на полу, локти на столе.
- Кто готов поставьте руку на локоть. - Отлично! Вижу, все готовы. Сейчас давайте проверим. У кого не так? - Отлично! Вы большие молодцы! - Сейчас расскажите план разбора простого предложения по членам своему соседу по плечу. У вас есть 30 секунд. - Ребята, какой пункт плана мы выполнили? - Возьмите свои листы успеха и оцените себя. | Выполняют задания на новый способ действий.
-Разобрать предложение по членам
1. Яркая (опред.) звезда (подлеж.) горела(сказуемое) над сонным (опред.) озером. (допол.) 2. В лесной(опред.) чаще(обстоят.) медведь(подлеж.) лакомится(сказуемое) диким(опред.) мёдом(дополнение).
-Читают правило.
-Выполнить упражнение
|
П: устанавливать связи и зависимости между правилом и практическим заданием
К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде
К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение
| Проектор с презентацией Учебник с упражнением
Рабочая тетрадь
Раздаточный материал (листы успеха) |
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
Ф М: беседа П: инструктаж
И М: упражнение П: самостоятельная работа
Взаимоконтроль
| Организует самостоятельную работу. - А сейчас мы с вами выполним серьёзную работу. Во время выполнения серьёзной работы принято вот так потирать руки. Ученые считают, что это помогает лучше думать. Давайте попробуем. - Сейчас у вас есть возможность показать свои знания по теме нашего урока. - В первом задании вам нужно списать предложение, выполнить разбор по членам. 1. Всюду колосится золотая рожь. 2. Машина ехала медленно по проселочной дороге. - Во втором задании вам нужно найти ошибку в разборе предложения по членам и исправить её. Найди и исправь ошибку | 1 вариант Корабль плывёт мне навстречу 1. Корабль- подлежащее 2. Плывет- сказуемое 3. Мне- дополнение 4. Навстречу- определение.
| 2 вариант Дым долго летает в облаках 1 Дым- подлежащее 2. Долго- дополнение 3. Летает- сказуемое 4. В облаках- обстоятельство |
- На это у вас есть 4 минуты. Выполнять будем по вариантам. Первый вариант – первое предложение, второй – второе. - Не забывайте о посадке, спина прямая, ноги на полу, локти на столе. Организует взаимооценку. - Теперь обменяйтесь карточками с соседом по парте. Посмотрите на экран и оцените друг друга. - Поставьте оценку своему соседу в соответствии с критериями: 5 – нет ошибок 4 – 1-2 ошибки 3 – 3 ошибки 2 – больше 3 ошибок - Поднимите руку, у кого 5; 4. - Молодцы! Те, кто сегодня получил плохую оценку, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз, вы подтянете свои знания и получите хорошие оценки. - Что мы сейчас с вами выполнили? - А это значит, что пора оценить себя на своём листе успеха. Если ваша оценка 5 или 4, поставьте +, если 3 и ниже – поставьте -. | Выполняют самостоятельную работу.
1. 1 вариант. 1. Всюду- обстоятельство 2. Колосится- сказуемое 3. Золотая- определение 4. Рожь- подлежащее 2 вариант. 1. Медленно - обстоятельство. 2. Машина- подлежащее 3. Ехала- сказуемое 4. проселочной- определение 5. Дороге- обстоятельство 2. 1 вариант. Навстречу- обстоятельство 2 вариант. Долго- обстоятельство Оценивают друг друга.
- Мы выполнили самостоятельную работу.
| Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата
Р: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц
Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников | Проектор с презентацией Рабочая тетрадь |
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного |
Ф М: беседа П: инструктаж
И М: упражнение П: разбор по членам предложения
Внешний контроль | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. -Ребята, знаете ли вы, что иногда прилагательные бывают сказуемыми в предложении? Давайте прочитаем правило, которое представлено после упражнения.
-Запишите в тетрадях упр. 3.Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? - Мне нужно 2 человека, кто выйдет к доске. Один выпишет предложения, в которых прилагательные являются определениями, а второй- сказуемыми. Остальные записывают самостоятельно в тетрадях. - Можете приступать к работе. -Итак, давайте проверим. У кого не так, поднимите руки. -Поставьте себе плюсик, если у вас нет ошибок. -Молодцы!
| Выполняют задание в парах.
Читают правило.
1.Яркий свет слепит глаза. 2.Звучит тихая мелодия 3. Высокое небо манило своей чистотой и бескрайностью 4. Свет ярок 5. Мелодия тиха. 6. Небо высокое и бескрайнее.
|
К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | Проектор с презентацией
Раздаточный материал (листы успеха)
Рабочая тетрадь |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия
С | Организует самооценивание всех обучающихся. Организует рефлексию. - Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема урока? -Какие цели мы перед собой ставили? -Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли цели. -Все ли пункты плана мы выполнили? - Кто озвучит алгоритм разбора простого предложения по членам?
- Возьмем листы успеха и поставьте себе оценку. Те ребята, которые сегодня выходили к доске, подойдите ко мне после урока, я поставлю вам оценки за работу. - Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. - Спасибо за работу. До новых встреч! | Участвуют в рефлесии. - Тема урока: «Разбор по членам предложения» - Узнать, как выполняется разбор простого предложения по членам. - Да, мы выполнили все пункты плана. |
К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение
Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности | Проектор с презентацией |