Технологическая карта урока русского языка в 1 классе. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урока: создание условий для развития представления о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль; для распознавания группы слов и предложения; умения выделять предложения в тексте; для систематизации знаний о грамматических признаках предложения: развития умения употреблять заглавную букву в начале предложения, точки, восклицательного знака, вопросительного знака в конце предложения; паузы между предложениями в устной речи; формирования умения читать предложения с разной интонацией, умения составлять предложения из группы слов; обучение детей оцениванию своих знаний и умений и более критичному отношению к своей работе, учитывая важность мотивированности ученика; создание условий для понимания учениками, что им уже известно, а чего они ещё не знают; формирование умения учеников видеть свои ошибки, а не только ошибки других учеников; создание условий для формирования у учеников умения сверять свою оценку за работу с оценкой учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе. Брагина Елена Ильинична. ГБОУ лицей № 408 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Тема: Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. | Тип: УРУиН (урок развития умений и навыков). | ||
Цель урока: создание условий для развития представления о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль; для распознавания группы слов и предложения; умения выделять предложения в тексте; для систематизации знаний о грамматических признаках предложения: развития умения употреблять заглавную букву в начале предложения, точки, восклицательного знака, вопросительного знака в конце предложения; паузы между предложениями в устной речи; формирования умения читать предложения с разной интонацией, умения составлять предложения из группы слов; обучение детей оцениванию своих знаний и умений и более критичному отношению к своей работе, учитывая важность мотивированности ученика; создание условий для понимания учениками, что им уже известно, а чего они ещё не знают; формирование умения учеников видеть свои ошибки, а не только ошибки других учеников; создание условий для формирования у учеников умения сверять свою оценку за работу с оценкой учителя. | |||
Задачи:
| |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: умеют выделять предложение среди других групп слов; умеют правильно оформлять предложение на письме; умеют правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в зависимости от интонации; умеют составлять предложения из группы слов; умеют читать предложения передавая правильную интонацию; умеют выделять предложения в тексте. | Метапредметные: Регулятивные: ставят учебную задачу урока под руководством учителя, осуществляют её решение совместно с учителем в процессе выполнения УД (учебных действий); планируют, контролируют и оценивают свои учебные действия в соответствии с поставленной УЗ (учебной задачей); Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения УЗ, выдвигают критерии совместно с учителем; анализируют и понимают информацию, а не просто приобретают знания; ценят красоту зимней природы; логические – осуществляют оценивание по заданным критериям; Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, вступают в речевое общение. | Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | |
Ресурсы урока: карта знаний и умений по теме «предложение», пятиуровневая шкала (линеечки) оценивания письменной и устной работы (Г. А. Цукерман), конверты с набором слов для составления предложений, цветовые дорожки, учебник «Русский язык. 1 класс. /В. П. Канакина, В. Г. Горецкий», кластер «Предложение». | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
Постановка УЗ (учебной задачи) (Прогнозирование содержания урока): Учитель предлагает составить план урока, предъявив детям показ на доске, индивидуальный лист «карты знаний и умений» по теме «Предложение», конверты с набором слов для работы в группах. - Как можно организовать на урок, используя показ на доске и выданные вам «карты знаний»? - Какие задания предстоит выполнить ещё, за чем наблюдать? - Какие знания и умения нам пригодятся? - Зачем и где данные знания и умения нам могут пригодиться в жизни? (Мотивация) | Ученики составляют план урока:
(либо восклицательный, либо вопросительный знак).
Предполагаемые ответы детей: - Отличать предложения от набора слов, умение оформлять предложения в устной и письменной речи. - Грамотно записывать предложения (в тетради, в письме или записке для друга, родственника, в смс сообщении, чтобы быть грамотным, успешным человеком и т.д.) | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Пиши правильно (Каллиграфическая минутка): Пп Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. Учитель договаривается с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Оценивание учителем выносится за временные границы урока. Проверяя сданные работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой учеников. Если он согласен с мнением ребёнка, то обводит в кружок крестик, если не согласен, ставит крестик выше или ниже. Заполнение «карты знаний и умений» (Приложение 1). Выполнение заданий в форме теста с выбором ответа и кратким ответом. В процессе выполнения работы учитель корректирует действия учеников и поясняет, какое количество баллов можно набрать за каждое задание. При фронтальной проверке выполнения каждого задания, учитель выполняет 4 основных шага:
Находит вместе с детьми правильный вариант ответа и выделяет его цветом (эталон).
Отмечает абсолютно точно, каких ошибок следует избегать.
Пишет или произносит, что нужно сделать для исправления и улучшения работы, чтобы ученик знал, как ему добиться нужного результата:
Оценивание выполнения работы с «картой знаний и умений» в целом при помощи инструмента «цветовая дорожка». Учитель, взяв тетради на проверку, видит, кто из учеников, в каком вопросе нуждается в помощи и планирует коррекционную работу на следующих уроках. | Проговаривание 4-х критериев: высота, наклон, расстояние между буквами, аккуратность. На полях тетради ученики чертят 4 шкалы (каждая шкала помечается буквой «В», «Н», «Р», «А»), которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Выполнение каллиграфической минутки. Дети высказывают свои предложения и ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Аккуратность (А):
Аналогичное обсуждение проходит и другие критерии работы. Оценивание каллиграфической минутки с помощью шкалы. Выполняют поочерёдно задания в «карте знаний и умений» по шагам:
Каждое задание выполняется по данному алгоритму. Самостоятельное оценивание уровня усвоения материала по теме «Предложение». Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки с помощью «цветовой дорожки» в своих листочках «карты знаний и умений»: Красный цвет - это сигнал тревоги: я этого не знаю (не умею), мне трудно; Жёлтый цвет – неуверенность: я не совсем разобрался в теме урока; Зелёный цвет – благополучия: мне всё ясно, я с этим справился. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Организация работы в группах. 1 группа. Составление предложений из слов. Стартовые вопросы учителя: - Почему эти слова не составляют предложения? - Как лучше организовать работу? - Как лучше защитить выполненную работу? Вопросы, развивающие понимание: - Как вы можете доказать, что это предложения? - Какие предложения из упр. 5, стр. 12 учебника соответствуют содержанию ваших предложений? 2 группа. Выделение предложений в тексте (упр. 6, стр.13 учебника). 3 группа. Выразительное чтение текста с соблюдением нужной интонации. (упр. 6, стр.13 учебника). - Знакома ли вам эта сказка? А что было дальше? | Работа в группах. 1 группа. - Слова не связаны между собой по смыслу. - Распределить обязанности между участниками группы. Составление предложений их набора слов. Защита составленных предложений учениками у доски. Зимой лес покрылся снегом. Как красив лес зимой! Что зимой делают дети? Взаимооценивание групповой работы классом с помощью «светофора» по критериям правильности:
2 группа. Выделение предложений в тексте (упр. 6, стр.13 учебника). Взаимооценивание групповой работы классом с помощью «светофора» по критериям правильности:
3 группа. Выразительное чтение готового текста с соблюдением нужной интонации. (упр. 6, стр.13 учебника). Девочка заблудилась в лесу. Она пришла к домику. Кто тут живёт? Тут живут три медведя. Их нет дома. Они ушли гулять по лесу. Взаимооценивание групповой работы классом с помощью «светофора» по критериям правильности:
| ||
Рефлексия деятельности | |||
- Как вы понимаете, что помогло справиться с заданиями на уроке? - Чему учились? - Что получилось? - Чего не получилось? - Почему? - Какие проблемы возникли? - Как попытались решить? - Как можно оформить полученные знания о предложении, чтобы было удобно повторить пройденный материал дома, чтобы и другие ученики смогли разобраться в данной теме? Коллективное составление кластера из заранее подготовленных учителем заготовок с ключевыми понятиями по теме урока. (Приложение 2) - Какой совет вы бы дали учащимся школы, чтобы они хорошо работали на уроках? | - Знания, умения, полученные на предыдущих уроках. - Составить схему. Называние пословиц о труде, усердии, ответственности и т.д. |
Приложение 1.
Прочти группы слов. Выбери и обозначь среди них предложение.
| Умею находить среди групп слов предложение. 1 балл |
Прочти предложения. Выбери и обозначь среди них предложение, в котором нет ошибок.
| Знаю правила оформления предложений на письме. 1 балл |
В устной речи предложения отделяются друг от друга ______________________________________. В письменной речи предложения отделяются друг от друга знаками препинания:_________________. | Знаю, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого. 2 балла |
Цветовая дорожка |
Приложение 2.
+ …
связаны по смыслу
законченная мысль
. (? !)
Пролетел лёгкий ветерок.
Пролетел лёгкий ветерок?
Пролетел лёгкий ветерок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1классе по теме" Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль"
Урок русского языка в 1 классе по теме " Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль" с использованием интерактивной доски SMART....
Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения (основа предложения)" 2 класс УМК "Школа России"
Базовый учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Тема урока: Главные члены предложения (основа предложения)Тип урока: изучение нового материала (постановка учебной задачи)Зада...
Конспект урока на тему: «Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль» (УМК "Школа России, 1 класс)
Первоначальное представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль...
Технологическая карта по русскому языку 2 класс на тему "Группа слов, объединённые общим значением"
технологическая карта по русскому языку 2 класс...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений определять последовательность слов в предложении; закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении...
Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности ...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".
Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...