Урок 1 класс ПНШ "Тайна звука й"
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Швырева Ольга Владимировна

Урок 1 класс по ПНШ "Тайцна звука й".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tayna_zvukay_i_bukvy_y.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема : « Загадка звука  й   и буквы »

     Цель: - организовать решение задачи и «открыть» тайны звука   й, обозначение звука  й   разными буквами.

Задачи: 

-создание представления о единообразном написании слов с буквой й,

-формирование умений различать буквы гласных и согласных звуков,

-формирование умения давать характеристику звуку (й) как согласному звонкому мягкому,

-формирование умения пользоваться звуковым столбиком,

-усвоения письма словарных слов,

-развитие фонематического слуха,

Планируемые результаты.

Предметные:

-Определять согласный звук в слове.

-Делить слова на слоги.

-Повторение гласных и согласных звуков.

Личностные:

-Проявлять интерес к изучению темы.

Метапредметные.

Познавательные:

-уметь давать характеристику звукам и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-проверять правильность выполненного задания при работе в паре, в группе;

-соотносить учебные действия с известным правилом;

-выполнять учебное действие в соответствии с составленным алгоритмом.

Коммуникативные:

-комментировать собственные действия при выполнении задания;

-строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

-согласовывать позиции и находить общее решение в коллективном творчестве;

-адекватно использовать речевые средства для представления результата работы;

-учиться самостоятельности, сотрудничать друг с другом и учителем.

                 

                                                   Ход урока

1.Организационный момент.

- Посмотрите внимательно на наши сигнальные карточки.

-Какая  из них соответствует вашему настроению. (Дети высказываются, объясняя свой выбор.)

 - Нам предстоит сделать новое открытие тайны русского языка.

- Вы готовы отправиться в путь?

2. Чистописание.

-Отгадайте  загадку:

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

- Три!

А какая буква?  )    

- Сегодня мы вспомним написание строчной письменной буквы и.

-Напомните, из каких элементов она состоит? (наклонная прямая с закруглением внизу справа).

- Сколько раз повторяется этот элемент? (2 раза)

Учитель показывает на доске образец.

-Открываем рабочую тетрадь, записываем число, классная работа.

-Затем запишите 4 раза букву и.

( дети пишут, тихонько считая, сами)

- А какая буква очень похожа на букву и? (Буква Й).

- Чем похожа ? Чем отличается? Запишите на этой же строке 4 раза букву й.

-Давайте придумаем слова, где встречалась бы буква й.

(дети записывают слова чай, май, дай). Учитель записывает на доске.

-Какую орфограмму заметили? (ча-ща). Запишите в тетрадь эти слова на следующей строке.

3.Постановка учебной задачи

  - Уверена, вы прекрасно знаете буквы согласных и гласных звуков.

-Мы с вами помогаем расколдовать волшебных животных, но птицы и звери пока не ожили.

-Предлагаю вам новые  испытания. Готовы?

-Внимательно послушайте названия  животных  и скажите, что их объединяет?

 ( Звук  й )

          воробей     чайка    заяц     ёж

 - Подумайте, тайну  какого звука нам предстоит разгадать сегодня на уроке? (звука й)

-Кто сформулирует тему нашего урока?  (тайна звука й и буквы й)

- Где мы узнаем новое на уроке? (в учебнике)

-Откройте оглавление учебника. – Найдите, тему урока.

-Открываем нужную страницу учебника.  (35)

-Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? ( разгадать загадки звука й и буквы й, давать характеристику звуку й, писать слова с этой буквой, правильно делить слова на слоги…)

3. Актуализация знаний

        -Мы открываем тайны русского языка на страницах нашего учебника                           вместе с Машей, Мишей и Анишит-Йокоповной. Сегодня роль Маши  сыграет – Настя, роль  Миши – Илья, а роль Анишит-Йокоповны разрешите сыграть мне.

Откройте музейный зал, где находятся наши животные.

Миша – Смотри-ка, Маша, кажется, звери и птицы на картинках зашевелились

А-Й    -  Много испытаний прошли вы на предыдущих уроках.

Сегодня определили тему и цель урока, но этого недостаточно, чтобы животные ожили по-настоящему! Слишком сильное колдовство я к ним применила. Хотите продолжить испытания? Ну что ж …Посмотрим, различаете ли вы буквы гласных и согласных?

Маша – По- моему, мы различаем.

А–Й  - Вернёмся на страницу 35. Посмотрите в алфавитный столбик и найдите буквы, гласных звуков.

- Обратите внимание на цвет букв алфавитного столбика.   (Все буквы чёрного цвета.) (дети читают гласные буквы в алфавитном столбике)

- Помог алфавитный столбик определить буквы гласных?  (Нет.)

Миша -  Я составил такой список букв гласных

                                   А Е Ё И О У Ы Э Ю Я

 -Прочитайте и  проверьте  Мишин список. Сколько букв он записал? (10)

 - В чём секрет этого списка? (буквы записаны в алфавитном порядке)

Маша -  А я записала буквы гласных парами

                                   А    О     Э     У      Ы

                                    Я     Ё     Е     Ю     И  

   - В чём секрет Машиного списка? (в первом ряду написаны гласные, указывающие на мягкость согласного звука, а во втором нет)

  - Сколько гласных звуков? (6). Назовите их.

 - Каким цветом обозначены гласные звуки? ( Красным цветом.)

А–Й     - А теперь посмотрите буквы согласных. Можете пользоваться столбиком алфавита.              

 - Чего больше согласных букв или звуков?

-Каким цветом обозначены согласные звуки?

- Почему цвета разные?   ( Голубой  цвет – глухие согласные, зелёный цвет – звонкие согласные.)

-Тайну, какого звука нам надо раскрыть на уроке? (согласного звука й)

4. Изучение нового знания

- Найдите в Музейном Зале (учебник, стр. 12-13) птицу, в названии которой есть буква Й.  (Сойка.)

-Обратимся к упражнению 10, стр. 35 (устно).

Далее работа проводится по заданию учебника. Читаем задание.

- Давайте составим алгоритм действий.

-Что делаем сначала? (записываем слово). – Затем? (делим слово на слоги и произносим его по слогам).

Выполните задание и поменяйтесь тетрадями с соседом.

-Сравните, у кого совпало написание этого слова. Сделайте домик.

Учитель показывает после эталон написания.

-Прочитайте 1 слог (сой), второй (ка).

- Куда вошёл звук (й)? (в первый слог)

- Какой можем сделать вывод?

 В ы в о д: Звук  [Йʼ]  - не образует слога, так как [Йʼ]  - согласный звук.

- Запишите в тетради слова              змей – змеи

- Произнесите их! Какими звуками они различаются? Подчеркните буквы, которые обозначают эти звуки.

- Разделите каждое слово на слоги. Сколько слогов в первом слове? Во втором? Почему получилось разное количество слогов? (й-не даёт слог, он согласный, а и даёт слог, он гласный)

- Запишите слова                               войны - воины

- Разделите их на слоги. Сколько слогов в первом слове? Почему?

-Во втором? – Почему?

Маша  - Я выделила слоги так  змей,  зме - и ;   вой- ны , во-и- ны

-Вы согласны с Машей?

- Почему во втором слове в каждой паре на один слог больше?(там буква и даёт слог)

- Какой же из двух звуков  й   или   и   образует слог? Почему?

-Сделайте вывод, какой звук (й)?

 физкультминутка

*Упражнение 11, стр. 36 (устно).

 Один ученик читает стихотворение.

-Какой это текст? (стихотворный) Почему? (Каждая строка с большой буквы, написано столбиком, есть рифма…)

-Возьмите карандаш, найдите слова с буквой й и подчеркните их.

- Предположите, что нужно сделать дальше. (списать эти слова в тетрадь и выделить слоги)

-Почему? (мы изучаем слова с буквой й и уже сделали вывод, что й – не образует слог, надо потренироваться)

-Давайте прочитаем задание к упражнению. Расскажите алгоритм действий.

(Сначала выписываем слова с буквой й, потом делим их на слоги, затем проверяем , читая по слогам)

-Самостоятельно выполните это задание, Выписываем слова в строчку, через запятую. Первое слово с большой буквы.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом.

-Сравните, у кото совпало написание слов. Сделайте домик.

На доске эталон выполнения задания. Проверьте правильность выполненного задания.

физкультминутка

5. Закрепление изученного материала

А-Я – Буква й – это буква гласного или согласного звука?

-Но ведь согласные звуки обязательно звонкие или глухие.

-Назовите звонкие звуки. Назовите глухие звуки.

-А звук  Й  какой? Почему?

-Как ещё можно догадаться, что звук й – звонкий? (надо произнести его, если используешь голос, то он звонкий)

-Произнесем слова: (йак, йолка, йод…). Используется голос? (да).

-Согласные звуки обязательно имеют ещё одну характеристику. Какую?

(Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые)

-Наш звук й какой? (мягкий).

-Какой можем сделать вывод о нашем звуке й? Какой он?

(Он-согласный, звонкий, мягкий)

      8. Рефлексия деятельности

-Вспомните, какую цель мы поставили на уроке? ( разгадать загадки звука й и буквы й, давать характеристику звуку й, писать слова с этой буквой, правильно делить слова на слоги…).

-Достигли ли мы цель?

- Можем ли мы сказать, что разгадали загадку звука й?

- В чём эта тайна?   (й-не может быть слогом, й-согласный, звонкий и мягкий звук).     

Оцените свою работу. Поднимите знаки успеха.

     

.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)

Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....

Урок обучения грамоте. Тема урока: Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш

Данный урок знакомит со звуком [Ж] и буквами Жж, по программе "Школа России". Этот материал можно использовать на уроках обучения грамоте 1 класс....