Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Челябинска» Технологическая карта урока русского языка Выполнила: Учитель начальных классов Алексеева Л.П. Челябинск, 2021 |
Технологическая карта урока русского языка.
Тема: «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв»
Цели деятельности учителя: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
- Условные обозначения звуков речи;
Уметь:
- Различать условные обозначения при выполнении нестандартных заданий;
Личностные:
- формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
- развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 1 класс, 1 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2013», учебная презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: | 2 мин | - Здравствуйте, ребята меня зовут Людмила Петровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. | |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: Словарная работа; Словесный: Проблемный вопрос Наглядный: презентация | 7 мин | У учеников на столах разрезанные карточки с буквами. К доске выходят те ребята, у которых буквы, обозначающие гласные звуки – ( У, Ы, У, И) К доске выходят те ребята, у которых буквы, обозначающие согласные звонкие (Б, В, З, В). К доске выходят те ребята, у которых буквы, обозначающие согласные глухие ( К,К). Составьте два слова. Буквы, звуки. Выйдут те ребята, у которых слова, обозначающие действия предмета. (слышим, произносим, видим, пишем, читаем). Прикрепите их к нужным словам. Картинки прикрепляют к ловам. | розовые – БУКВЫ, желтые – ЗВУКИ, слова СЛЫШИМ, ПРОИЗНОСИМ, ВИДИМ, ПИШЕМ, ЧИТАЕМ | Регулятивные: контроль в форме сравнение выполненного задания с эталоном с целью обнаружения отличий от эталона Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Логические: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков |
III. Постановка учебной задачи Словесный: подводящий диалог ответы на вопросы обобщающего характера | 3 мин | Мы не буквы, мы звуки речи. Изучает фонетика нас. Мы не буквы, мы звуки речи. Произносят и слышат нас. Дыхание свободно в каждой гласной. В согласных- прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. - Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. -Чему будем учиться при изучении этой темы? - какие цели мы можем поставить на урок? | - о звуках и буквах | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
IV. Открытие нового знания Практический: Объяснительно-иллюстративный Графическое выделение главных членов предложения Словесный: подводящий диалог жужжащее чтенье | 5 мин | -Ребята, а умел ли древний человек писать? В древности человек для того, чтобы какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. -Такие упрощённые рисунки называются? Кто знает Дым на улице стоит, Дом из труб его валит. В день весенний у ворот Наконец растаял мед. Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки. Я нашел огромный грипп, Он но простыл- противный гриб -прочитайте это стихотворение -что вы заметили? исправьте ошибки -Что мы произносим и слышим? -Что записываем и видим ? -прочитайте стихотворения на странице 46. Упр 1 - Как вы думаете, почему стихотворения имеет такое название? Когда так говорят? -Какое значение имеет слово славно? Подберите к нему близкое по значению слово -А вы знаете к какому словарю можно обратится, чтобы узнать какое это слово? -Назовите это слово -найдите слово пою. Одинаковое ли количество звуков и букв в слове? -Есть ли еще слова в которых звуков больше чем букв? -Чем отличаются звуки от букв | -нет, изображал рисунками -иероглифы
-На улице стоит дом, а не дым, а из трубы валит дым Пироги пекутся в печке, а не в речке Нашел гриб, а простыл гриппом -звуки -буквы -когда утро на самом деле доброе, когда мы просыпаемся с хорошим настроением -к словарю слов, близких по значению -хорошо -3буквы, 4 звука. Ю стоит после гласной и обозначает 2 звука - встаю, ясным, поем
| Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
IV. Первичное закрепление Словесный: Диалог учителя Практический: Звуко-буквенный анализ Работа с упражнением | 7мин | - На доске карточке с пропущенными словами -Кто может восстановить эти пропущенные слова -из каких звуков складываются слова? - какие органы работают, чтобы возникли звуки? - давайте вместе произнесем звук Р -задействованы эти органы для того, чтобы произнести звук - давайте прочитаем задание 3 -что мы должны сделать? -выполните его в парах | -буквы пишем, а звуки произносим - звуки говорим и слышим Буквы пишем и видим - из звуков человеческой речи -язык, губы, голосовые связки, зубы - | Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи. Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса |
Динамическая пауза | 2 мин | Раз, два, три, четыре, пять. Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд – Он подпрыгнул 10 раз очень тихо это сделал плечи вверх поднял и на ножку встал сел он в травушку покушать тишину послушать. Встал он потянулся вправо Потянулся влево И за парту тихо сел | ||
V. Самостоятельная работа с проверкой Практический: Самостоятельная работа Словесный: беседа | 7 мин | -Рассмотрите картинки -составьте к каждому слову звуковую схему -запишите слова буквами -сравните звуковую схему и слово. Количество звуков и букв одинаковое? -Давайте проверим, что у вас получилось - Прочитайте на стр. 48, как обозначаются звуки. Что вы видите? -А как показывают если звук мягкий? - упр. 5 стр 48 -сравните звуковые и буквенные обозначение слов. Что вы заметили? Чем они похожи? -чем они отличаются? -давайте выполним это задание | -звуки обозначаются в квадратной скобке -сверху добавляется запятая -записано одно и тоже слово -слова обозначено по-разному | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
VI. Включение в систему знаний Словесный: Беседа Практический | 5 мин | -объясните значение слово пальто Но у мамы есть привычка Отвечать всегда не то: Говорю я ей про птичку, А она мне про пальто. -Прочитайте слово пальто с ударением -Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение ? Найдите опасное место в этом слове, где мы можем совершить ошибку при написание ? -Давайте составим предложение со словом пальто -Запишите слово пальто в тетрадь, запомните его написание -Запишите предложение в тетрадь (один учение у доски) -Подчеркните мягкие согласные. Какие буквы их обозначают ? -Ребята а как мы скажем, если пальто мы хотим примерить на себя -А если мы хотим, чтобы кто то примерил как скажем -Ребята когда мы употребляем слово одеть, это значит кого-то -А если надеть, то на себя | - пальто, верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм. пальтО - на второй слог Гласная в первом слоге безударная, поэтому мы должны запомнить, чтобы не совершить ошибку -мама пошла на прогулку и надела пальто. -я хочу надеть пальто -одел пальто на маму | Регулятивные: осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. Коммуникативные: используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач |
VII. Рефлексия деятельности Словесный: ответы на вопросы, формулирование выводов, самоанализ. | 2 мин | -чем отличаются звуки от букв? -обозначьте звуками лимон и язык? -оцените свою работу на уроке? -Достигли вы поставленных целей? | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка "Звук один, а буквы две"
Целенаправленная работа по формированию орфографической зоркости. Воспитание учебной самостоятельности, в том числе умения пользоваться учебной книгой, словарями - все это вы найдете в конспекте урок...
Сценарный конспект урока русского языка "Звук [ш], буквы Ш,ш"
Конспект урока открытия нового знания по русскому языку в 1 классе ""Звук [ш], буквы Ш,ш"...
Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред...
Технологическая карта урока русского языка “ Звуки и буквы” (УМК “Школа России”, 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о звуках и букв в словах, умение распознавать звуки, читать буквы в словах.Дидактические:Познакомить обучающихся с правилом: “звуки и б...
Технологическая карта урока Русского языка «Звук [ш]. Буква Ш ш.» (1 класс, УМК Школа России)
Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление знаний обучающихся о письме о звуке [ш] и букве Ш ш.Задачи урокаДидактические:1) закрепить умение давать характеристику согласному звуку [ш]; 2) закреп...
Технологическая карта урока Русского языка «Звуки и буквы» (2 класс, УМК Школа России)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование понятий обучающихся о звуках и буквах; формирование умения различать звуки и буквы, обозначать звуки буквами на письме, ис...
Технологическая карта урока русского языка. Звуки и буквы. 2 класс. УМК "Школа России"
Тема урока «Звуки и буквы»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление умения обучающихся различать гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие; выделя...