Рабочая программа по русскому языку во 2 классе
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse.doc | 330 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета .
В результате изучения курса русского языка обучающиеся на уровне начального общего образования научатся:
осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку , стремление к их грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования , будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
·научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
·сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
·получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и на следующей ступени образования.
Личностные результаты
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формирование первоначальных представлений о единстве многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
7. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
8. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
9. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
10.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
11.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях и задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
12.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических, и коммуникативных задач .
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных заданий могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и сочинения , изложения на основе текстов,рисунков, планов.
- Познавательный интерес к русскому языку:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты обучения русскому языку:
В процессе обучения выпускник 2 класса научится:
Содержательная линия «СИСТЕМА ЯЗЫКА»
Раздел «Фонетика и графика»:
различать звуки и буквы;
.характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/ безударные; согласные твердые/ мягкие, парные/ непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/ глухие, парные/ непарные звонкие и глухие); знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Раздел «Синтаксис»:
классифицировать предложения по цели высказывания,
находить повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения;
определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.
Содержательная линия «ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 55 – 65 слов;
писать под диктовку тексты объемом 55 – 65 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографическиеи пунктуационные ошибки.
Содержательная линия «СИСТЕМА ЯЗЫКА»
Раздел «Фонетика и графика»:
проводить фонетико-г р а ф и ч е с к и й (звуко - буквенный) разбор слова по предложенному алгоритму, оценивать правильность проведения ф о н е т и к о- г р а ф и ч е с к о г о ( з в у к о- буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»:
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью
(к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным алгоритмом;
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
определять грамматические признаки имен существительных – род, число;
определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число;
определять грамматические признаки имен глаголов – число, время, род (в прошедшем времени);
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
различать второстепенные члены предложенияопределения,дополнения,обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильностьразбора;
различать простые и сложные предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Содержательная линия «ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
правильность (уместность) выбора языка ,оценивать языковые и неязыковые средства устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила у с т н о г о
о б щ е н и я (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
. корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)
В процессе обучения выпускник 2 класса получит возможность научиться:
Содержательная линия «СИСТЕМА ЯЗЫКА»
Раздел «Фонетика и графика»:
проводить фонетико-г р а ф и ч е с к и й (звуко - буквенный) разбор слова по предложенному алгоритму, оценивать правильность проведения ф о н е т и к о-
графического ( з в у к о- буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»:
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью
(к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным алгоритмом;
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
.подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
определять грамматические признаки имен существительных – род, число;
определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число;
определять грамматические признаки имен глаголов – число, время, род (в прошедшем времени);
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
различать второстепенные члены предложения определения, дополнения,обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Содержательная линия «ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила у с т н о г о
о б щ е н и я (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения для самостоятельно создаваемы текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета (4 часа в неделю, 140 часов)
Во 2 классе в содержании программного материала значимое место продолжают занимать фонетико-графические знания и умения; их формирование и совершенствование происходит на основе закрепления, систематизации и углубления уже отработанных в 1 классе.
Совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных в слове, ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных; соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове; правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановки букв, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).
Совершенствуются навыки написания слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, а также чк, чн, щн; правил переноса слов; написания двойных согласных в слове (ванна, класс), формируется навык написания слов с мягким разделительным знаком.
Существенная роль отводится формированию навыка правописания слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, предупреждению орфографических ошибок. Во многих текстах выделены орфограммы, и на них обращается внимание детей при списывании текста, или при письме по памяти, или под диктовку.
На основе полученных знаний о звуках русского языка, об ударении идет обучение русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах (что, скучно, помощник, скворечник), а также нормам ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи {магазин, звонить, повторить, взяли — взяла, занят — занята).
Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог). Учащимся дается общее представление об этих понятиях и некоторых их существенных признаках, о связи между признаками понятий и самими понятиями. Усвоение грамматических: понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слов, написания заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.
Существенное значение отводится лексической, синтаксической работе, формированию специальных речевых умений, необходимых для восприятия, анализа, и создания речевых высказываний.
Уточняется и углубляется представление о нашей речи, ее видах и формах, языке как средстве общения между людьми.
Ведется наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и интонации (без введения терминов), по структуре (распространенные и нераспространенные), наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью слов в предложении, оформлением предложений в устной и письменной речи (прозаическом, стихотворном тексте, диалогической речи). Учащиеся учатся составлять предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определенной теме, рисунку, учатся определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.
Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; ведется наблюдение над использованием этих слов в общении, вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарем синонимов и антонимов; внимание учащихся может быть привлечено к этим словарям при изучении любой темы курса русского языка.
Формирование специальных речевых умений проводится в процессе анализа текста-образца и в процессе коллективного создания текста (под руководством учителя). Уточняется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Проводится наблюдение над структурой текста (вводная, основная, заключительная части), развиваются умения выделять эти части, определять их микротемы, подбирать заголовок к каждой части и всему тексту, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте.
Формируется общее представление о типах текста, в которых:
1) передается сообщение на определенную тему (повествовательный текст); 2) описывается предмет либо его части (описательный текст);
3) доказывается какая-либо мысль (текст-рассуждение);
Развивается умение распознавать эти тексты и создавать тексты определенного типа под руководством учителя. Совершенствуются умения различать стихотвор-ный и прозаический, художественный и научно-деловой тексты, текст-диалог и текст-монолог. Учащиеся учатся читать, осознавать и работать с лингвистическим текстом.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных по вопросам кто? и что
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Различие имён прилагательных по вопросам какой? какая? какое?
Глагол. Значение и употребление в речи. Различие глаголов по вопросам что делал? и т.п.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение) Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев)
Повторяем то, что знаем (2ч)
Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.
Речь (3ч)
Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).
Звуки и буквы (23ч)
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Слова с буквой Э. Согласный звук [й] и гласный звук [и].
Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН .
Алфавит, или азбука (2ч)
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Слово и слог (7ч)
Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.
Предложение и текст(11ч)
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении.
Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте.
Заголовок. Опорные слова в тексте.
Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.
Мягкие и твердые согласные звуки (9ч)
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами А, О, У, Ы, Э. Обозначение мягкости согласных звуков буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Звонкие и глухие согласные звуки (6ч)
Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.
Ударение. Обозначение гласных звуков (9ч)
Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.
Разделительный мягкий знак (5ч)
Разделительный Ь. Сопоставление Ь – показателя мягкости согласных и разделительного Ь.
Двойные согласные (3ч)
Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.
Слово и предложение. Имя существительное (13ч)
Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление).
Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.
Глагол (11ч)
Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делал и? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Имя прилагательное (8ч)
Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).
Предлог (4ч)
Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов: В, НА, О, ОБ, С, ИЗ, БЕЗ, НАД, ПОД, ОТ, ДО, У, ОКОЛО.
Родственные (однокоренные слова) (6ч)
Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.
Безударные гласные в корне (6ч)
Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах.
Парные согласные в корне (5ч)
Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Предложение (2ч)
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).
Повторение в конце учебного года.(5ч)
Формы организации учебного процесса и виды учебной деятельности:
фронтальные, классные, внеклассные, групповые, индивидуальные.
Виды деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, контрольные, проверочные работы (диктанты, списывания с книги и доски, тесты), творческие работы(сочинения, изложения, рассказы по картинкам, письменные и устные ответы на вопросы, работа с искаженным текстом, проектная деятельность.
Учебно-тематический план
№ | Наименова- ние раздела | Кол. часов (всего) | Лаборатор-ные, практичес- кие работы | Экскур- сии | Контроль- ные работы | Конт- роль-ные срезы |
1 | Повторяем то, что знаем | 2 | ||||
2 | Речь | 3 | ||||
3 | Звуки и буквы | 10 | Письменные ответы на вопросы к тексту. | Диктант. К/списыва- ние. | ||
4 | Шипящие согласные звуки | 13 | ||||
5 | Алфавит, или азбука | 2 | ||||
6 | Слово и слог | 7 | К/диктант | |||
7 | Предложение и текст | 11 | К/диктант | |||
8 | Мягкие и твердые согласные звуки | 9 | К/диктант Изложение | |||
9 | Звонкие и глухие согласные | 6 | К/списывание | |||
10 | Ударение. Обозначение гласных звуков | 9 | Изложение | |||
11 | Разделительный мягкий знак | 5 | К/диктант К/спис-ние | |||
12 | Двойные согласные | 3 | ||||
13 | Слово и предложение Имя существи- тельное | 14 | К/диктант. Сочинение. Изложение. | |||
14 | Глагол | 11 | К/диктант К/списывание | |||
15 | Имя прилагательное | 8 | Контрольное списывание. | |||
16 | Предлог | 4 | Контрольный диктант | |||
17 | Родственные (однокоренные слова) | 6 | Контрольный диктант. К/списывание | |||
18 | Безударные гласные в корне | 6 | ||||
19 | Парные согласные в корне | 6 | Контрольный диктант. Изложение. | |||
20 | Предложение | 2 | ||||
21 | Повторение в конце учебного года. | 6 | Контрольный диктант(ито говый) | |||
Итого : | 140 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Разделы, темы уроков | Кол. часов | Дата | |
План | Факт | |||
Повторяем то, что знаем. | 2 | |||
1-2 | Слово, предложение, текст – единицы речи. | 1 | ||
Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов. | 1 | |||
Речь | 3 | |||
3-4 | Речь в жизни человека. | 1 | ||
Речь устная и письменная. | 1 1 | |||
5 | Выделение предложений в устной и письменной речи Предложение и слово. Слово и слог. | 1 | ||
Звуки и буквы. | 23 | |||
6 | Особенности звуков и букв. | 1 | ||
7 | Гласные и согласные звуки. | 1 | ||
8 | Гласные звуки и буквы. | 1 1 | ||
9 | Гласные звуки и буквы. | 1 1 | ||
10 | Письменные ответы на вопросы к тексту.(упр.40) | 1 | ||
11-12 | Речевой этикет. Слова-приветствия. | 2 | ||
13 | Входной контрольный срез | 1 | ||
14 | Согласные звуки и буквы. | 1 | ||
15 | Согласный звук [й] и буква й. | 1 | ||
16 | Контрольное списывание с делением текста на предложения. | 1 | ||
17 | Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]. написание слов с сочетаниями жи, ши. | 1 | ||
18 | Слова с сочетаниями жи, ши. | 1 | ||
19- 20 | Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши. | 2 | ||
21-22 | Устное сочинение по серии картинок.(с.38) Наблюдение за делением текста на части и соответствием заголовка и текста. Списывание текста. | 2 | ||
23 | Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. | 1 | ||
24 -26 24 25 | Упражнение в написании с сочетаниями ча, ща, чу, щу. | 3 | ||
27 27 | Слова с сочетаниями чк, чн. | 1 2 | ||
28 | Диктант по теме «Звуки и буквы» | 1 1 | ||
Алфавит или азбука | 2 | |||
29 30 | Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы. | 2 | ||
Слово и слог. | 7 | |||
31 32 | Деление слов на слоги. | 2 | ||
33 | Перенос слов. | 1 | ||
34 | Слова, которые не переносят. | 1 | ||
35 | Перенос слов с буквой й в середине. | 1 | ||
36 | Контрольный диктант по теме «Перенос слов» | 1 | ||
Предложение и текст | 11 | |||
37 | Работа над ошибками. Предложение как единица речи. | 1 | ||
38 39 | Знаки препинания в конце предложения. | 2 | ||
40 41 | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. | 2 | ||
42 | Диктант. | 1 | ||
43 | Общее понятие о тексте. | 1 | ||
44 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | 1 | ||
45 | Структурные части текста- повествования. | 1 1 | ||
46 | Составление устного рассказа по картинкам. (Упр.140) Изложение на ту же тему по плану. Повторение материала по теме: «Предложение и текст». | 1 | ||
47 | Повторение материала по теме: «Предложение и текст». | 1 | ||
Мягкие и твердые согласные звуки | 9 | |||
48 | Обозначение мягкости и твердости на письме гласными буквами. | 1 | ||
49 | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. | 1 | ||
50 51 | Обозначение мягкости согласного в конце и в середине слова. | 2 | ||
52 | Изложение | 1 | ||
53 | Правописание и перенос слов с мягким знаком. | 1 | ||
54 | Контрольный диктант | 1 | ||
55 56 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и перенос слов с ь в середине. | 2 | ||
Звонкие и глухие согласные звуки | 6 | |||
57 | Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости - глухости, мягкости - твердости. | 1 | ||
58 | Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов. | 1 | ||
59 | Способ проверки парных согласных на конце слова. | 1 | ||
60-62 | Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слова. Контрольное списывание. | 3 | ||
Ударение. Обозначение гласных звуков | 9 | |||
63 | Что такое ударение? Ударный и безударный слог. | 1 | ||
64 | Обозначение гласных звуков . | 1 | ||
65 | Проверка безударных гласных звуков. | 1 | ||
66 | Проверка безударных гласных в двусложных словах. | 1 | ||
67 | .Проверка безударных гласных в двусложных словах. Текст и предложение. | 1 | ||
68-69 | Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными. | 2 | ||
70 | Изложение | 1 | ||
71 | Работа над ошибками. Повторение по пройденной теме | 1 | ||
Разделительный мягкий знак | 5 | |||
72 | Понятие о разделительном мягком знаке. | 1 | ||
73 | Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака. | 1 | ||
74 | Контрольное списывание | 1 | ||
75 | Работа над ошибками .Правописание слов с разделительным ь | 1 | ||
76 | Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак» | 1 | ||
Двойные согласные | 3 | |||
77 | Работа над ошибками Слова с двойными согласными.. | 1 | ||
78-79 | Перенос слов с двойными согласными. | 2 | ||
Слово и предложение. Имя существительное. | 13 | |||
80 | Чем слово отличается от предложения? | 1 | ||
81 | Понятие о словах называющих предметы (имена существительные). | 1 | ||
82 | Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? | 1 | ||
83 | Сочинение по картине И,Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | ||
84 | Работа над ошибками .Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных существительных | 1 | ||
85 | Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных. | 1 | ||
86 | Работа с текстом. Выделение из текста существительных. | 1 | ||
87 88 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названия городов, деревень, улиц, рек. | 2 | ||
89 | Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных. | 1 | ||
90 | Изложение по вопросам с дополнением текста.(упр.249) | 1 | ||
91 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | ||
92 | Контрольный диктант. | 1 | ||
Глагол | 11 | |||
93 | Работа над ошибками. Глагол. | 1 | ||
94 95 | Слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделают? (глаголы в единственном и во множественном числе) | 2 | ||
96 | Глаголы в единственном и во множественном числе. | 1 | ||
97 | Употребление глаголов в разных временных формах. | 1 | ||
98 | Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? что сделать? | 1 | ||
99 | Обучающее изложение | 1 | ||
100 | Упражнение в употреблении глаголов в речи. | 1 | ||
101 | Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение. | 1 | ||
102 | К/ диктант по теме: «Глагол». | 1 | ||
Имя прилагательное | 8 | |||
103 | Понятие о словах, обозначающих признаки предметов (имена прилагательные). | 1 | ||
104 | Различение слов отвечающих на вопросы какой? какая? какое? | 1 | ||
105 | Различение прилагательных в единственном и во множественном числе | 1 | ||
106 | Прилагательные, противоположные по смыслу, их употребление в речи.(Антонимы) | 1 | ||
107 | Употребление прилагательных-синонимов в речи. | 1 | ||
108 | Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов. | 1 | ||
109 | Контрольное списывание. | 1 | ||
110 | Закрепление по теме: « Имя прилагательное». | 1 | ||
Предлог | 4 | |||
111 | Предлог как слово и его роль в речи | 1 | ||
112 | Раздельное написание предлогов . | 1 | ||
113 | Раздельное написание предлогов .Составление устного рассказа по картинке.(упр 289) | 1 | ||
114 | Контрольный диктант по теме «Предлог» | 1 | ||
Родственные(однокоренные) слова | 7 | |||
115 | Общее понятие об однокоренных (родственных) словах. | 1 | ||
116 | Признаки однокоренных слов. | 1 | ||
117 | Контрольное списывание с книги | 1 | ||
118 | Работа над ошибками. Правописание однокоренных слов | 1 |
| |
119 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | ||
120 | Контрольный диктант по теме «Родственные(однокоренные) слова» | 1 | ||
121 | Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Однокоренные (родственные) слова». | 1 | ||
Безударные гласные в корне | 6 | |||
122-123 | Способы проверки безударных гласных в корне. | 2 | ||
124-127 | Распознавание проверочных слов и слов, которые нужно проверять. Подбор однокоренного проверочного слова | 4 | ||
Парные согласные в корне | 5 | |||
128 | Проверка парных согласных в корне путем подбора однокоренных слов. | 1 | ||
129 | Изложение по опорным словам. Проверка парных согласных в корне. | 1 | ||
130-131 | Проверка парных согласных и безударных гласных в корне. | 1 | ||
132 | Диктант по теме: «Правописание парных согласных и безударных гласных в корне слова». | 1 | ||
133 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | ||
Предложение | 2 | |||
134 | Предложение. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. | 1 | ||
135 | Связь слов в предложении. | 1 | ||
Повторение | 5 | |||
136 | Предложение | 1 | ||
137 | Звуки и буквы | 1 | ||
138 | Части речи. | 1 | ||
139 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | ||
140 | Работа над ошибками. Защита проектов «Здравствуй, новое слово!» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...