Технологическая карта "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта "Однокоренные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.1._odnokorennye_slova.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Однокоренные слова» 3 класс
Тип урока: "открытие нового знания"
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Планируемые результаты:
Предметные:
- распознавать однокоренные слова;
- выделять корень в однокоренных словах;
- различать однокоренные слова и слова-синонимы;
- приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.
Личностные:
- проявлять интерес к русскому языку;
- выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные:
- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
- планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
- извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из текста.
Коммуникативные:
- - умение оформлять свои мысли в устной речи;
- - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Регулятивные:
- - принимать и сохранять учебную задачу;
- - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- - адекватно воспринимать оценку учителя;
- - освоение способа решения проблемного поискового характера.
Ресурсы: учебник УМК «Школа России» Канакина В.П, Горецкий В.Г. с. 61 Русский язык, наглядный материал:
План работы
1.Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2мин)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (2мин)
3. Этап выявления места и причины затруднения (1мин)
4. Этап построения проекта выхода из затруднения (7мин)
5.Этап реализации построенного проекта (10мин)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |||
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (1-2 мин.) Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! Наш родной язык – русский. По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему языку присущи :
Александр Сергеевич Пушкин считал, что «язык славяно - русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. Знать свой родной язык обязан каждый человек! Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его? | Слушают учителя, настраиваются на работу. Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, а для этого нужно его изучать! | формирование способности к организации своей деятельности | Слушать и понимать речь других | Строить рассуждения в форме связи простых суждений |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5-6 мин). Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Работа в тетрадях. Число Классная работа. Посмотрите, какую букву будем прописывать? б бе бр б…рёзка б…рёзовый б…резняк б…реза -Пропущена гласная? Орфограмма? | Работают в тетрадях, прописывают буква Б в словах. Над каждым словом прописывают часть речи. Пропущена непроверяемая гласная в корне | Планировать свою деятельность на уроке, организовать выполнение заданий учителя | Уметь слушать и слышать, выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме | Самостоятельное выделение познавательной цели. |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин). Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Что общего вы заметили в данных словах Посмотрите на данные слова. (горох, яблоня, мак, одуванчик, смородина) Каким общим словом вы их назовёте? Какая часть растения является главной?
Как интересно получается, и в словах, в у растений есть корень. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? | В них одинаковый корень Все эти слова можно назвать одним словом – растения Главная часть растения – корень Сегодня мы поговорим об однокоренных словах | Принимать и сохранять учебную задачу | Слушать и понимать речь других | Умение сравнивать, делать выводы; |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1—2 мин). Цель - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Еще раз прочитаем слова: березка, березовый, березняк, береза. Как называются эти слова? Значит тема нашего урока? Какие цели перед собой поставим? | Читают слова. Это однокоренные слова, в них есть общая часть –корень Тема урока: «Однокоренные слова» | Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала | Высказывать и обосновывать свою точку зрения | Устанавливать причинно- следственные связи |
V. Реализация построенного проекта (10-15 мин) Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Выполним упр. 108. Прочитайте предложения, произнесите однокоренные слова и их корень. Какой сделаем вывод? Прочитаем правило, убедимся правы мы или нет? Работа в парах: на карточках записаны общие слова. Первая группа выписывает однокоренные слова с корнем ГУС, другая группа с корнем ВОД Слова: гусёнок, гусыня, водица, водитель, гусеница, водный, гусь, вода. Почему вы не взяли слова гусеница, водитель, ведь там тот же корень ? | Выполняют упр. устно Корень в однокоренных словах пишется одинаковый. Читают правило 1.гусь, гусыня, гусёнок 2. вода, водица, водный. Они имеют разное лексическое значение | Действовать по алгоритму, правилу | Аргументировать свое мнение | Использовать информацию для решения учебной задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний
Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний; ЦельНаучить школьников ...
Технологическая карта Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова
Технологическая карта...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...
Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"
Технологическая карта "Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...
Технологическая карта «Слова и их дальние родственники»
Технологическая карта «Слова и их дальние родственники»...