Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Занимательная грамматика по системе Брайля» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Занимательная грамматика по системе Брайля» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2) в 1 классе составлена на основе книги авторов: Потемина М.Б., Рогушин В.К. «Букварь для изучающих систему Брайля» в 2-х книгах СПб, «Чтение», 1999 год. Курс рассчитан на 1 год обучения.
В соответствии с учебным планом начального общего образования по организации образовательного процесса для слепых учащихся (вариант 3.2) на освоение обязательного занятия по выбору «Занимательная грамматика по системе Брайля» отводится 1 час в неделю. Общее количество часов – 33. Занятия проводятся в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий.
Курс «Занимательная грамматика по системе Брайля» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности научно-познавательного направления.
Программа направлена: на освоение системы Брайля, на развитие тактильности, на развитие умений анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи и предназначена для работы в любой системе начального образования.
Актуальность курса
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. Новый федеральный государственный стандарт предполагает формирование у учащихся познавательных мотивов. Чтобы решить эту проблему необходимо как можно раньше научить слепого учащегося системе Брайля и развить тактильность рук.
Курс «Занимательная грамматика по системе Брайля» несет в себе большой развивающий потенциал: дети изучают систему Брайля, развивают тактильность, учатся читать и писать по Брайлю, у них формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью младшего школьника.
Особенностями изучения этого курса являются: интегрированный характер предъявления учебных знаний по системе Брайля, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающее формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Значение курса «Занимательная грамматика по системе Брайля» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами умениями и навыками по системе Брайля, учатся осмысливать причинно-следственные связи в системе Брайля. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента брайлевской грамотности. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами системы Брайля, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. Поэтому данный курс для детей с глубоким нарушением зрения играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_grammatika.docx | 39.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Занимательная грамматика по системе Брайля» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2) в 1 классе составлена на основе книги авторов: Потемина М.Б., Рогушин В.К. «Букварь для изучающих систему Брайля» в 2-х книгах СПб, «Чтение», 1999 год. Курс рассчитан на 1 год обучения.
В соответствии с учебным планом начального общего образования по организации образовательного процесса для слепых учащихся (вариант 3.2) на освоение обязательного занятия по выбору «Занимательная грамматика по системе Брайля» отводится 1 час в неделю. Общее количество часов – 33. Занятия проводятся в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий.
Курс «Занимательная грамматика по системе Брайля» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности научно-познавательного направления.
Программа направлена: на освоение системы Брайля, на развитие тактильности, на развитие умений анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи и предназначена для работы в любой системе начального образования.
Актуальность курса
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. Новый федеральный государственный стандарт предполагает формирование у учащихся познавательных мотивов. Чтобы решить эту проблему необходимо как можно раньше научить слепого учащегося системе Брайля и развить тактильность рук.
Курс «Занимательная грамматика по системе Брайля» несет в себе большой развивающий потенциал: дети изучают систему Брайля, развивают тактильность, учатся читать и писать по Брайлю, у них формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью младшего школьника.
Особенностями изучения этого курса являются: интегрированный характер предъявления учебных знаний по системе Брайля, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающее формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Значение курса «Занимательная грамматика по системе Брайля» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами умениями и навыками по системе Брайля, учатся осмысливать причинно-следственные связи в системе Брайля. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента брайлевской грамотности. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами системы Брайля, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. Поэтому данный курс для детей с глубоким нарушением зрения играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Цель: ознакомление слепых и слабовидящих дошкольников с системой обозначений Л. Брайля и формирование у них устойчивых умений читать и писать на ее основе, а также умений и навыков пользования основными тифлотехническими средствами.
Задачи:
- формирование представлений о плоскопечатных буквах и цифрах;
- Формирование навыка письма плоскопечатных букв и цифр без зрительного контроля, с использованием прибора и трафаретов.
Принципы курса:
- Актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению системе Брайля, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Практическая направленность: содержание занятий направлено на освоение системы Брайля, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач.
- Обеспечение мотивации: во-первых, развитие интереса к обучению; во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках.
- Реалистичность: с точки зрения возможности усвоения основного содержания.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Освоение курса «Занимательная грамматика по системе Брайля» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности – качества необходимые в практической деятельности любого человека;
- чувства справедливости, ответственности;
- самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам записи по системе Брайля ;
- умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения.
Метапредметные результаты
Изучение курса «Занимательная грамматика по системе Брайля» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- осуществлять пошаговый контроль за правильностью и полнотой выполнения алгоритма действий (написания символов по Брайлю).
- Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- моделировать ситуации, требующие упорядочения шеститочия, букв с символов по Брайлю;
- анализировать, находить ошибки, выполнять задания самостоятельно;
- планировать ход выполнение задания;
- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- группировать брайлевские знаки по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
- овладевать основами логического мышления, пространственного воображения, приобрести необходимые навыки письма.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- координировать свои действия с действиями партнёров;
- подчинять свое поведение нормам и правилам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы по существу;
- самостоятельно и совместно с педагогом планировать деятельность и сотрудничество.
Предметные результаты
В ходе изучения курса «Занимательная грамматика по системе Брайля» обучающимся на ступени начального общего образования обеспечиваются условия для достижения следующих предметных результатов:
Обучающийся научится:
- использовать начальные знания для написания брайлевских символов;
- следовать алгоритму для написания брайлевских символов по заданному маршруту;
- свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок слева направо», «вниз наискосок слева направо»;
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с прибором по Брайлю;
- работать с колодкой - шеститочием;
- работать с грифелем;
- решать нестандартные и нетиповые задачи при написании брайлевских знаков;
- писать и читать цифры по Брайлю;
- писать и читать буквы по Брайлю;
- писать и читать брайлевские символы;
Содержание учебного курса
1 класс (33 ч)
Введение (1 ч)
Инструктаж по технике безопасности. Общее знакомство с системой Л. Брайля.
Буквы, цифры, знаки препинания шрифта Л. Брайля (32 ч)
Буквы 1-й строки «ключа» Брайля. Принцип построения букв 1-й строки. Запись и чтение букв а, б, ц, д, е. Цифра в системе Брайля - двухзнаковый объект, неотъемлемой частью которого является цифровой знак, предшествующий цифре. Арабские цифры. Изучение цифрового знака и арабских цифр 1, 2, 3, 4, 5. Буквы ф, г. Зеркальность букв д - ф. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Арабские цифры. Изучение цифрового знака и арабских цифр 6,7. Буквы 2-й строки «ключа» Брайля. Буквы х, и, ж. Зеркальность букв е - и, ж - х. Письмо и чтение отдельных слогов и слов. Арабские цифры. Изучение цифрового знака и арабских цифр 8, 9, 0. Буквы н, о, р. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Техника исправления ошибок. Зеркальность букв о – р. Отличие букв о-р при письме. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Техника исправления ошибок. Буквы п, м. Отличие букв м - п. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Буквы н, ч. Отличие букв н-ч. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Буквы с, т. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Точечный состав знака «перенос». Правила постановки этого знака по отношению к предыдущему и последующему словам или час. Письмо и чтение слов, словосочетаний и предложений со знакам «перенос». Точечный состав знака «дефис». Правила постановки этого знака по отношению к предыдущему и последующему словам или частям слова. Письмо и чтение слов, словосочетаний и предложений со знаком дефис. Точечный состав знака тире. Правила постановки этого знака по отношению к предыдущему и последующему словам или частям слова. Письмо и чтение слов, словосочетаний и предложений со знаком тире. Буквы 3-й строки «ключа» Брайля. Изучение букв 3-й строки (у, щ, з, й, ъ, ы, ь). Принцип образования букв 3-й строки путем добавления точки 6 к буквам 2-й строки. Изучение буквы у. Чтение слов. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Буква у. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Буква щ. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Буква з. Отличие буквы з от н. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Буква й. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Буквы ы. Зеркальность з - ы. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Буквы ъ, ь. Зеркальность ъ-ь. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Буквы 4-й строки «ключа» Брайля. Принцип образования букв 4-й строки. Буква ё. Замена буквы ё на букву е в литературе. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Буквы ш, э. Зеркальность с - ш, о - э. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Буква я. Зеркальность н - я. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Буква ю. Зеркальность т - ю. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Буква в. Зеркальность в - р. Повторение изученных букв. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Математические знаки. Письмо и чтение математических знаков. Два знака умножения (крестиком и точкой) по системе Брайля. Чтение на колодке-шеститочия и грифелем. Четыре арифметических действия по системе Брайля. Чтение на колодке-шеститочия и грифелем. Запись числовых выражений в строку со скобками и без скобок, нахождение и фиксация их числовых значений. Чтение на колодке-шеститочия и грифелем. Письмо и чтение текстов. Обобщение пройденного материала.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Введение (1 ч) | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Общее знакомство с системой Л. Брайля. | 1 | Проходит инструктаж по технике безопасности. Знакомится с системой Л. Брайля. |
Буквы, цифры, знаки препинания шрифта Л. Брайля (32 ч) | |||
2 | Буквы 1-й строки «ключа» Брайля. Принцип построения букв 1-й строки. Запись и чтение букв а, б, ц, д, е. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
3 | Цифра в системе Брайля - двухзнаковый объект, неотъемлемой частью которого является цифровой знак, предшествующий цифре. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
4 | Арабские цифры. Изучение цифрового знака и арабских цифр 1, 2, 3, 4, 5. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
5 | Буквы ф, г. Зеркальность букв д - ф. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
6 | Арабские цифры. Изучение цифрового знака и арабских цифр 6,7. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
7 | Буквы 2-й строки «ключа» Брайля. Буквы х, и, ж. Зеркальность букв е - и, ж - х. Письмо и чтение отдельных слогов и слов. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
8 | Арабские цифры. Изучение цифрового знака и арабских цифр 8, 9, 0. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифель |
9 | Буквы н, о, р. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Техника исправления ошибок. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
10 | Зеркальность букв о – р. Отличие букв о-р при письме. Письмо и чтение слов и словосочетаний. Техника исправления ошибок. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
11 | Буквы п, м. Отличие букв м - п. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
12 | Буквы н, ч. Отличие букв н-ч. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
13 | Буквы с, т. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
14 | Точечный состав знака «перенос». Правила постановки этого знака по отношению к предыдущему и последующему словам или час. Письмо и чтение слов, словосочетаний и предложений со знакам «перенос». | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
15 | Точечный состав знака «дефис». Правила постановки этого знака по отношению к предыдущему и последующему словам или частям слова. Письмо и чтение слов, словосочетаний и предложений со знаком дефис. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
16 | Точечный состав знака тире. Правила постановки этого знака по отношению к предыдущему и последующему словам или частям слова. Письмо и чтение слов, словосочетаний и предложений со знаком тире. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
17 | Буквы 3-й строки «ключа» Брайля. Изучение букв 3-й строки (у, щ, з, й, ъ, ы, ь). Принцип образования букв 3-й строки путем добавления точки 6 к буквам 2-й строки. Изучение буквы у. Чтение слов. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
18 | Буква у. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
19 | Буква щ. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
20 | Буква з. Отличие буквы з от н. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
21 | Буква й. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
22 | Буквы ы. Зеркальность з - ы. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
23 | Буквы ъ, ь. Зеркальность ъ-ь. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
24 | Буквы 4-й строки «ключа» Брайля. Принцип образования букв 4-й строки. Буква ё. Замена буквы ё на букву е в литературе. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
25 | Буквы ш, э. Зеркальность с - ш, о - э. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
26 | Буква я. Зеркальность н - я. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
27 | Буква ю. Зеркальность т - ю. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
28 | Буква в. Зеркальность в - р. Повторение изученных букв. Письмо и чтение слов и словосочетаний. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
29 | Математические знаки. Письмо и чтение математических знаков. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
30 | Два знака умножения (крестиком и точкой) по системе Брайля. Чтение на колодке-шеститочия и грифелем. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
31 | Четыре арифметических действия по системе Брайля. Чтение на колодке-шеститочия и грифелем. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
32 | Запись числовых выражений в строку со скобками и без скобок, нахождение и фиксация их числовых значений. Чтение на колодке-шеститочия и грифелем. | 1 | Закрепляет на колодке - шеститочия. Записывает с помощью рельефно-точечного шрифта по Брайлю в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
33 | Письмо и чтение текстов. Обобщение пройденного материала. | 1 | Закрепление на раскладной азбуке. Запись в тетрадь с помощью прибора и грифеля. |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Гаюи В. Библиографический указатель, М., «Логос», ВОС, 1995
2. Красноусов П.Д., Шоев Ф.И.. Луи Брайль: историко-библиографический очерк, М., ВОС, 1976
3. Мушева М.Г., Денискина В.З. Методика ускоренного запоминания основных знаков. М., «Педагогика», 2000 г.
4. Потемина М.Б., Рогушин В.К. Букварь для изучающих систему Брайля» в 2-х книгах СПб, «Чтение», 1999.
5. Потешина М.Б., Рогушин В.К. «Книга для послебукварного чтения», СПб, «Чтение», 1999.
6. Шоев Ф.И. Как помочь незрячему научиться читать и писать, М., 1987.
Литература
1. Индивидуальный подход при обучении чтению, письму по Брайлю поздноослепших. Голубина В.В. (Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых), М., ВОС, 1988.
Возвращение ослепших к трудовой жизни. Коваленко Б.И., М., Учпедгиз, 1947.
3. Обучение взрослых слепых письму, чтению по Брайлю. Петров Ю.И., М., ВОС, 1988.
4. Обучение чтению, письму по системе Брайля. Потешина М.Б., Рогушин В.К., М., ВОС, 1991.
5. Способность ускорения брайлевского письма. Розенблат В.О. «Наша жизнь» № 11, 1976.
Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых детей. Феоктистова В.А., Л, 1973.
Компьютерные программы:
- skype;
- графические редакторы: Paint;
- аудио и видео: Windows Media Player;
- текст: Microsoft Word.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебной деятельности на уроке с детьми с глубоким нарушением зрения
Одиннадцатый год работаю со слабовидящими детьми. Сейчас у меня 3-ий класс (третий выпуск таких ребят). В этом выпуске есть две тотально слепые девочки. При работе сталкиваюсь с некоторыми проблемами....
Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Я познаю мир» для детей с глубоким нарушением зрения
Программа «Я познаю мир» предназначена для детей с глубоким нарушением зрения. Он формирует у школьников знания об окружающем мире с целью заложения у них механизмов адаптации, саморегуляции, са...
Формирование пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения.
Аннотация:В данной статье приводится описание исследовательской работы, направленной на изучение развития пространственного мышления у детей с глубокими нарушениями зрения, и анализ полученных результ...
Рабочая программа обязательного занятия по выбору 0 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)
Программа “Я познаю мир ” предназначена для подготовительного класса и рассчитана на 33 часа в год (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие...
Рабочая программа обязательного занятия по выбору 1 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)
Программа “Я познаю мир ” предназначен для 1-го класса и рассчитана на 33 часа (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие состоит из двух час...
Рабочая программа обязательного занятия по выбору 3 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)
Программа “Я познаю мир ” предназначен для 3-го класса и рассчитана на 33 часа (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие состоит из двух час...
Рабочая программа обязательного занятия по выбору 4 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)
Программа “Я познаю мир ” предназначен для 4-го класса и рассчитана на 35 часа (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие состоит из двух час...