Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Я познаю мир» для детей с глубоким нарушением зрения
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Шаляпина Екатерина Юрьевна


Программа «Я познаю мир» предназначена  для детей с глубоким нарушением зрения. Он формирует у школьников знания об окружающем мире с целью заложения у них механизмов адаптации, саморегуляции, самозащиты, саморазвития, необходимых для формирования качеств, обеспечивающих осознанно ответственное  взаимодействие с природой, людьми.
Программа данного курса составлена на основе авторской программы.
Специфика курса состоит в том, что:
создается в рамках реализации программы «Организация единой информационно – образовательной среды для детей с особыми потребностями»;
основой курса является использование современных информационных технологий;
данный курс используется для более глубокого изучения тем, которые необходимы для лучшего развития детей с глубоким нарушением зрения.
 Пересмотр приоритетов целей образования придает особую значимость курсу «Я познаю мир», обладающему ярко выраженным воспитывающим и развивающим потенциалом.
         Цели:
1)       развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли;
2)       формировать у учащихся элементов экологической культуры.
Задачи:
расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
формирование глубоких знаний об активной природоохранной деятельности, т.е. более широкие и разнообразные рассказы, чем это возможно в рамках основного курса по окружающему миру,  по изучению и охране окружающей среды;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozv_ya_poznayu_mir_dlya_slepykh.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Центр дистанционного образования

Утверждена        

На заседании

 педагогического   совета

протокол №___ от ________2012г.

                                                                     

«Утверждаю»

Директор школы:

_______________ О. Д. Буриличев

Приказ от ___________ № _____

Рабочая программа

обязательного занятия по выбору

«Я познаю мир»

на 2012-2013 учебный год

(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)

                                                  Учитель:  начальных классов

                                                                           Шаляпина Екатерина Юрьевна

Рассмотрена на заседании

ШМО учителей ЦДО

 протокол №__ от _________2012г.

Рассмотрена на    

 методическом совете                                                                                        протокол №__ от __________2012г.

Заместитель директора

по УВР: _________ /Буриличева Н. О./

Заместитель директора                                                                                                        по УВР: ______   /Климова Т.С/

г.Тула, 2012

Пояснительная записка

Программа «Я познаю мир» предназначена  для детей с глубоким нарушением зрения. Он формирует у школьников знания об окружающем мире с целью заложения у них механизмов адаптации, саморегуляции, самозащиты, саморазвития, необходимых для формирования качеств, обеспечивающих осознанно ответственное  взаимодействие с природой, людьми.

Программа данного курса составлена на основе авторской программы.

Специфика курса состоит в том, что:

создается в рамках реализации программы «Организация единой информационно – образовательной среды для детей с особыми потребностями»;

основой курса является использование современных информационных технологий;

данный курс используется для более глубокого изучения тем, которые необходимы для лучшего развития детей с глубоким нарушением зрения.

 Пересмотр приоритетов целей образования придает особую значимость курсу «Я познаю мир», обладающему ярко выраженным воспитывающим и развивающим потенциалом.

         Цели: 

1)       развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли;

2)       формировать у учащихся элементов экологической культуры.

Задачи:

расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

формирование глубоких знаний об активной природоохранной деятельности, т.е. более широкие и разнообразные рассказы, чем это возможно в рамках основного курса по окружающему миру,  по изучению и охране окружающей среды;

Программа “Я познаю мир ” предназначена для детей с глубоким нарушением зрения  и рассчитана на 35 часов в год (1 ч в неделю).

Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.

Каждое занятие состоит из двух частей:

Первая, из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранительных и нравственных понятий, а также коррекция, развитие экологических установок личности, преодоление антропологического прагматического отношения к природным объектам – эта цель реализуется виде проведения вначале занятия эколого-психологического тренинга или чтения учителем экологической сказки.

Вторая, вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка - это  загадки, стихи, рассказы по теме.

Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка  дошкольного и школьного возраста с природой и жителями разных видов лесов. Поэтому, один из важнейших принципов организации работы программы “Я познаю мир” — познавательный, реализация которого дает возможность детям полнее понять экологические проблемы леса. В связи с этим в содержание бесед была включена информация о состоянии природы лесов Тульской области.

Таким образом, основным методом познавательной работы дошкольников и школьников, будет являться получение интересной и полной информации по данной теме.

Программа строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира.

Содержание познавательного блока занятий составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Для того чтобы занятия факультатива были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.

По окончанию курса обязательного занятия по выбору

Учащиеся узнают:

- структуру и разнообразие лесов;

- правила поведения в лесу;

- основы бережного отношения к лесу.

 

Учащиеся научатся:

- определять дерево по его листьям;

- определять дерево по фотографии, картинке, описанию;

  • ориентироваться в лесу.

Содержание курса

Курс состоит из 35 разделов.

1 раздел – “Как рождается лес.

В этом разделе программы дети учатся понимать природу. Наблюдения за  природой в лесу, позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

2 раздел – “Роль леса в жизни планеты Земля.

Очень познавательным является рассказ о жизни леса. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о лесе содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

3 раздел – “Типы лесов.

Многие дети совсем не знают какие по типу бывают леса. Поэтому в программу включен раздел «Типы лесов». На занятиях много времени отводится чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.  На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с разными типами лесов.

4 раздел – «Что это за дерево?»

В этом разделе содержится увлекательная и полезная информация о деревьях. Этот раздел способствует расширению у детей знаний и представлений об   особенностях внешнего вида деревьев.

5 раздел– «Зачем листья деревьям?

Почему осенью опадают листья?

Почему осенью желтеют листья?

Осенние краски листьев.»

В разделе содержится увлекательная и полезная информация: зачем нужны деревьям листья, почему осенью опадают листья? почему осенью желтеют листья?

6 раздел – «Хвойные красавицы»

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

7 раздел – «Лишайники»

В разделе рассказывается о лишайниках , их внешнем виде и полезных свойствах, их отличительных особенностях, Дети знакомятся с полезными свойствами лишайников.

8 раздел – «Мхи»

В разделе содержится увлекательная и полезная информация о мхах. В разделе рассказывается о лишайниках , их внешнем виде и полезных свойствах, их отличительных особенностях, Дети знакомятся с полезными свойствами лишайников.

9 раздел – «Лес и климат»

В разделе содержится увлекательная и полезная информация: почему и как лес влияет на климат.

10 раздел – «Леса-лёгкие Земли.»

В разделе содержится увлекательная и полезная информация: почему лес является легкими Земли.  Дети знакомятся с полезными свойствами леса.

11 раздел – «Структура леса.»

В этом разделе учащиеся познакомятся со структурой леса.Дети знакомятся с удивительным растительным миром леса.

12 раздел – «Растения, формирующие лес.»

В этом разделе дети знакомятся с растениями, формирующими лес. Дети учатся различать растения встречающиеся в лесу.

13 раздел – «Опасные враги леса.»

В этом разделе дети знакомятся с опасными врагами леса.

14 раздел – «Развитие дерева.»

В этом разделе учащиеся познакомятся с развитием дерева, его ростом..Дети знакомятся с удивительным растительным миром леса.

15 раздел – «Как определить возраст дерева.»

В разделе содержится увлекательная и полезная информация: как определить возраст дерева.  Дети знакомятся с разными способами определения возраста дерева.

16 раздел – «Самые удивительные деревья»

В разделе содержится увлекательная и полезная информация о самых удивительных деревьях.  Дети знакомятся с разными удивительными деревьями.

17 раздел – «Лес как планетарное явление.»

В разделе содержится увлекательная и полезная информация о том, что лес это планитарное явление.

18 раздел – «Правила поведения в лесу.»

В этом разделе учащиеся познакомятся  с правилами поведения в лесу.

19 раздел – « Борьба с огнем.»

В разделе содержится увлекательная и полезная информация о борьбе с огнем в лесу.  Дети знакомятся с разными способами борьбы с огнем..

20 раздел – «Уважение к лесу.»

В этом разделе учащиеся познакомятся с правилами уважения по отнощению к лесу.

21 раздел – «Разумный сбор даров леса.»

В этом разделе учащиеся познакомятся с сбором даров леса. Дети знакомятся с удивительным растительным миром леса.

22 раздел – «Что такое дождевые леса?»

В разделе содержится увлекательная и полезная информация: опочему леса называют дождевыми.  Дети знакомятся с дождевыми лесами.

           23 раздел – «Итоговое занятие»

Повторение пройденного материала

УМК курса

          1.         Биологический энциклопедический словарь. / Гл. ред. М.С. Гиляров — 2-е изд. — М., 1995.

  1. Вилли К., Детье В. Биология. М., 1975.
  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М., 1990.
  3. Дежкин В.В. В мире заповедной природы. М., 1989.
  4. Жизнь растений. В 6 т. М.. 1974-1982.
  5. Кемп П., Арме К. Введение в экологию. М., 2003.
  6. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. М., 1992.
  7. Фефилова Е.П. курс « Окружающий мир».
  8. Энциклопедия для детей. Т. 2. «Мир леса». М.: «Аванта+», 2000.

.

Приложение № 1

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Центр дистанционного образования

                                                                     

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

_______________ Н. О. Буриличева

Календарно-тематическое планирование

обязательного занятия по выбору

«Я познаю мир» 2 класс

утвержденной приказом №___ от _______2012г.

на 2012-2013 учебный год

(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)

                                                               

  Количество часов в неделю 1

Годовое количество часов  35

 

Учитель:начальных классов

 Шаляпина Екатерина Юрьевна

 

                                                                                                  Рассмотрено на заседании ШМО

                                                                     учителей ЦДО

                                                                                                   протокол №___ от _____ 2012 г.

                                                                      Рассмотрено на

                                                                               методическом совете

                                                                                                протокол №___ от _______2012г.

Тула, 2012

п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

Творческое задание

Формы контроля

информационно-методическое обеспечение.          

1.

Введение

1

Jaws. Moodle, аудио записи

2.

Как рождается лес.

1

Сказка

Jaws. Moodle, аудио записи

3.

Роль леса в жизни планеты Земля.

1

Беседа

Jaws. Moodle, аудио записи

4-5.

Типы лесов.

2

Тест

Jaws. Moodle, аудио записи

6-7.

Что это за дерево?

2

Описание дерева

Jaws. Moodle, аудио записи

8-11.

Зачем листья деревьям?

Почему осенью опадают листья?

Почему осенью желтеют листья?

Осенние краски листьев.

2

Устный опрос

Jaws. Moodle, аудио записи

12-13.

Хвойные красавицы

2

Фильм

Jaws. Moodle, аудио записи

14.

Лишайники.

1

рассказ

Jaws. Moodle, аудио записи

15.

Мхи

1

рассказ

Jaws. Moodle, аудио записи

16.

 Лес и климат.

1

Устный опрос

Jaws. Moodle, аудио записи

17.

Леса-лёгкие Земли.

1

Устный опрос

Jaws. Moodle, аудио записи

18-19.

Структура леса.

2

Устный опрос

Jaws. Moodle, аудио записи

20-21

 Растения, формирующие лес.

2

Устный опрос

Jaws. Moodle, аудио записи

22-23.

Опасные враги леса.

2

Устный опрос

Jaws. Moodle, аудио записи

24.

Развитие дерева.

1

Устный опрос

Jaws. Moodle, аудио записи

25.

Как определить возраст дерева.

1

Устный опрос

Jaws. Moodle, аудио записи

26.

Самые удивительные деревья

2

Устный опрос

Jaws. Moodle, аудио записи

27.

 Лес как планетарное явление.

1

Устный опрос

Jaws. Moodle, аудио записи

28.

 Правила поведения в лесу.

1

Тест

Jaws. Moodle, аудио записи

29.

 Борьба с огнем.

1

Устный опрос

Jaws. Moodle, аудио записи

30.

 Уважение к лесу.

1

Устный опрос

Jaws. Moodle, аудио записи

31.

Разумный сбор даров леса.

1

Устный опрос

Jaws. Moodle, аудио записи

32.

Что такое дождевые леса?

1

Устный опрос

Jaws. Moodle, аудио записи

33.

Итоговое занятие.

2

Тест

Jaws. Moodle, аудио записи

Итоги работы курса обязательного занятия по выбору подводятся после каждого тематического изучения, которые принято заканчивать обобщением полученных знаний.

Успех работы курса обязательного занятия по выбору в значительной степени будет зависеть от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности (РПОП) в 5 классе начальной школы для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Материки на карте полушарий. Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.

С помощью данного коррекционного занятия у младших школьников, имеющих глубокие нарушения зрения, формируется и конкретизируется зрительный и тактильный образ каждого материка в отдельности,...

Конспект урока по письму в 1 классе школы-интерната для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Буква Г. Письмо слов, предложений с буквой Г." Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.

В конспекте подробно показано, как на уроке письма в 1 классе дети с глубокими нарушениями зрения с помощью разных приёмов закрепляют умение писать слоги и слова с буквой Г....

Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Занимательная грамматика по системе Брайля» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)

Рабочая  программа обязательного занятия  по выбору «Занимательная грамматика по системе Брайля» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2) в 1 классе составлена ...

Рабочая программа обязательного занятия по выбору 0 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)

Программа “Я познаю мир ” предназначена для подготовительного класса и рассчитана на 33 часа в год (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие...

Рабочая программа обязательного занятия по выбору 1 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)

Программа “Я познаю мир ” предназначен для 1-го класса и рассчитана на 33 часа (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие состоит из двух час...

Рабочая программа обязательного занятия по выбору 3 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)

Программа “Я познаю мир ” предназначен для 3-го класса и рассчитана на 33 часа (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие состоит из двух час...

Рабочая программа обязательного занятия по выбору 4 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)

Программа “Я познаю мир ” предназначен для 4-го класса и рассчитана на 35 часа (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие состоит из двух час...