Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Я познаю мир» для детей с глубоким нарушением зрения
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Программа «Я познаю мир» предназначена для детей с глубоким нарушением зрения. Он формирует у школьников знания об окружающем мире с целью заложения у них механизмов адаптации, саморегуляции, самозащиты, саморазвития, необходимых для формирования качеств, обеспечивающих осознанно ответственное взаимодействие с природой, людьми.
Программа данного курса составлена на основе авторской программы.
Специфика курса состоит в том, что:
создается в рамках реализации программы «Организация единой информационно – образовательной среды для детей с особыми потребностями»;
основой курса является использование современных информационных технологий;
данный курс используется для более глубокого изучения тем, которые необходимы для лучшего развития детей с глубоким нарушением зрения.
Пересмотр приоритетов целей образования придает особую значимость курсу «Я познаю мир», обладающему ярко выраженным воспитывающим и развивающим потенциалом.
Цели:
1) развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли;
2) формировать у учащихся элементов экологической культуры.
Задачи:
расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
формирование глубоких знаний об активной природоохранной деятельности, т.е. более широкие и разнообразные рассказы, чем это возможно в рамках основного курса по окружающему миру, по изучению и охране окружающей среды;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozv_ya_poznayu_mir_dlya_slepykh.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования
Утверждена На заседании педагогического совета протокол №___ от ________2012г.
| «Утверждаю» Директор школы: _______________ О. Д. Буриличев Приказ от ___________ № _____ |
Рабочая программа
обязательного занятия по выбору
«Я познаю мир»
на 2012-2013 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Учитель: начальных классов
Шаляпина Екатерина Юрьевна
Рассмотрена на заседании
ШМО учителей ЦДО
протокол №__ от _________2012г.
Рассмотрена на
методическом совете протокол №__ от __________2012г.
Заместитель директора
по УВР: _________ /Буриличева Н. О./
Заместитель директора по УВР: ______ /Климова Т.С/
г.Тула, 2012
Пояснительная записка
Программа «Я познаю мир» предназначена для детей с глубоким нарушением зрения. Он формирует у школьников знания об окружающем мире с целью заложения у них механизмов адаптации, саморегуляции, самозащиты, саморазвития, необходимых для формирования качеств, обеспечивающих осознанно ответственное взаимодействие с природой, людьми.
Программа данного курса составлена на основе авторской программы.
Специфика курса состоит в том, что:
создается в рамках реализации программы «Организация единой информационно – образовательной среды для детей с особыми потребностями»;
основой курса является использование современных информационных технологий;
данный курс используется для более глубокого изучения тем, которые необходимы для лучшего развития детей с глубоким нарушением зрения.
Пересмотр приоритетов целей образования придает особую значимость курсу «Я познаю мир», обладающему ярко выраженным воспитывающим и развивающим потенциалом.
Цели:
1) развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли;
2) формировать у учащихся элементов экологической культуры.
Задачи:
расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
формирование глубоких знаний об активной природоохранной деятельности, т.е. более широкие и разнообразные рассказы, чем это возможно в рамках основного курса по окружающему миру, по изучению и охране окружающей среды;
Программа “Я познаю мир ” предназначена для детей с глубоким нарушением зрения и рассчитана на 35 часов в год (1 ч в неделю).
Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.
Каждое занятие состоит из двух частей:
Первая, из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранительных и нравственных понятий, а также коррекция, развитие экологических установок личности, преодоление антропологического прагматического отношения к природным объектам – эта цель реализуется виде проведения вначале занятия эколого-психологического тренинга или чтения учителем экологической сказки.
Вторая, вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка - это загадки, стихи, рассказы по теме.
Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка дошкольного и школьного возраста с природой и жителями разных видов лесов. Поэтому, один из важнейших принципов организации работы программы “Я познаю мир” — познавательный, реализация которого дает возможность детям полнее понять экологические проблемы леса. В связи с этим в содержание бесед была включена информация о состоянии природы лесов Тульской области.
Таким образом, основным методом познавательной работы дошкольников и школьников, будет являться получение интересной и полной информации по данной теме.
Программа строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира.
Содержание познавательного блока занятий составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Для того чтобы занятия факультатива были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.
По окончанию курса обязательного занятия по выбору
Учащиеся узнают:
- структуру и разнообразие лесов;
- правила поведения в лесу;
- основы бережного отношения к лесу.
Учащиеся научатся:
- определять дерево по его листьям;
- определять дерево по фотографии, картинке, описанию;
- ориентироваться в лесу.
Содержание курса
Курс состоит из 35 разделов.
1 раздел – “Как рождается лес.”
В этом разделе программы дети учатся понимать природу. Наблюдения за природой в лесу, позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
2 раздел – “Роль леса в жизни планеты Земля.”
Очень познавательным является рассказ о жизни леса. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о лесе содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
3 раздел – “Типы лесов.”
Многие дети совсем не знают какие по типу бывают леса. Поэтому в программу включен раздел «Типы лесов». На занятиях много времени отводится чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с разными типами лесов.
4 раздел – «Что это за дерево?»
В этом разделе содержится увлекательная и полезная информация о деревьях. Этот раздел способствует расширению у детей знаний и представлений об особенностях внешнего вида деревьев.
5 раздел– «Зачем листья деревьям?
Почему осенью опадают листья?
Почему осенью желтеют листья?
Осенние краски листьев.»
В разделе содержится увлекательная и полезная информация: зачем нужны деревьям листья, почему осенью опадают листья? почему осенью желтеют листья?
6 раздел – «Хвойные красавицы»
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
7 раздел – «Лишайники»
В разделе рассказывается о лишайниках , их внешнем виде и полезных свойствах, их отличительных особенностях, Дети знакомятся с полезными свойствами лишайников.
8 раздел – «Мхи»
В разделе содержится увлекательная и полезная информация о мхах. В разделе рассказывается о лишайниках , их внешнем виде и полезных свойствах, их отличительных особенностях, Дети знакомятся с полезными свойствами лишайников.
9 раздел – «Лес и климат»
В разделе содержится увлекательная и полезная информация: почему и как лес влияет на климат.
10 раздел – «Леса-лёгкие Земли.»
В разделе содержится увлекательная и полезная информация: почему лес является легкими Земли. Дети знакомятся с полезными свойствами леса.
11 раздел – «Структура леса.»
В этом разделе учащиеся познакомятся со структурой леса.Дети знакомятся с удивительным растительным миром леса.
12 раздел – «Растения, формирующие лес.»
В этом разделе дети знакомятся с растениями, формирующими лес. Дети учатся различать растения встречающиеся в лесу.
13 раздел – «Опасные враги леса.»
В этом разделе дети знакомятся с опасными врагами леса.
14 раздел – «Развитие дерева.»
В этом разделе учащиеся познакомятся с развитием дерева, его ростом..Дети знакомятся с удивительным растительным миром леса.
15 раздел – «Как определить возраст дерева.»
В разделе содержится увлекательная и полезная информация: как определить возраст дерева. Дети знакомятся с разными способами определения возраста дерева.
16 раздел – «Самые удивительные деревья»
В разделе содержится увлекательная и полезная информация о самых удивительных деревьях. Дети знакомятся с разными удивительными деревьями.
17 раздел – «Лес как планетарное явление.»
В разделе содержится увлекательная и полезная информация о том, что лес это планитарное явление.
18 раздел – «Правила поведения в лесу.»
В этом разделе учащиеся познакомятся с правилами поведения в лесу.
19 раздел – « Борьба с огнем.»
В разделе содержится увлекательная и полезная информация о борьбе с огнем в лесу. Дети знакомятся с разными способами борьбы с огнем..
20 раздел – «Уважение к лесу.»
В этом разделе учащиеся познакомятся с правилами уважения по отнощению к лесу.
21 раздел – «Разумный сбор даров леса.»
В этом разделе учащиеся познакомятся с сбором даров леса. Дети знакомятся с удивительным растительным миром леса.
22 раздел – «Что такое дождевые леса?»
В разделе содержится увлекательная и полезная информация: опочему леса называют дождевыми. Дети знакомятся с дождевыми лесами.
23 раздел – «Итоговое занятие»
Повторение пройденного материала
УМК курса
1. Биологический энциклопедический словарь. / Гл. ред. М.С. Гиляров — 2-е изд. — М., 1995.
- Вилли К., Детье В. Биология. М., 1975.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М., 1990.
- Дежкин В.В. В мире заповедной природы. М., 1989.
- Жизнь растений. В 6 т. М.. 1974-1982.
- Кемп П., Арме К. Введение в экологию. М., 2003.
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. М., 1992.
- Фефилова Е.П. курс « Окружающий мир».
- Энциклопедия для детей. Т. 2. «Мир леса». М.: «Аванта+», 2000.
.
Приложение № 1
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _______________ Н. О. Буриличева |
Календарно-тематическое планирование
обязательного занятия по выбору
«Я познаю мир» 2 класс
утвержденной приказом №___ от _______2012г.
на 2012-2013 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Количество часов в неделю 1
Годовое количество часов 35
Учитель:начальных классов
Шаляпина Екатерина Юрьевна
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей ЦДО
протокол №___ от _____ 2012 г.
Рассмотрено на
методическом совете
протокол №___ от _______2012г.
Тула, 2012
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Творческое задание Формы контроля | информационно-методическое обеспечение. |
1. | Введение | 1 | Jaws. Moodle, аудио записи | ||
2. | Как рождается лес. | 1 | Сказка | Jaws. Moodle, аудио записи | |
3. | Роль леса в жизни планеты Земля. | 1 | Беседа | Jaws. Moodle, аудио записи | |
4-5. | Типы лесов. | 2 | Тест | Jaws. Moodle, аудио записи | |
6-7. | Что это за дерево? | 2 | Описание дерева | Jaws. Moodle, аудио записи | |
8-11. | Зачем листья деревьям? Почему осенью опадают листья? Почему осенью желтеют листья? Осенние краски листьев. | 2 | Устный опрос | Jaws. Moodle, аудио записи | |
12-13. | Хвойные красавицы | 2 | Фильм | Jaws. Moodle, аудио записи | |
14. | Лишайники. | 1 | рассказ | Jaws. Moodle, аудио записи | |
15. | Мхи | 1 | рассказ | Jaws. Moodle, аудио записи | |
16. | Лес и климат. | 1 | Устный опрос | Jaws. Moodle, аудио записи | |
17. | Леса-лёгкие Земли. | 1 | Устный опрос | Jaws. Moodle, аудио записи | |
18-19. | Структура леса. | 2 | Устный опрос | Jaws. Moodle, аудио записи | |
20-21 | Растения, формирующие лес. | 2 | Устный опрос | Jaws. Moodle, аудио записи | |
22-23. | Опасные враги леса. | 2 | Устный опрос | Jaws. Moodle, аудио записи | |
24. | Развитие дерева. | 1 | Устный опрос | Jaws. Moodle, аудио записи | |
25. | Как определить возраст дерева. | 1 | Устный опрос | Jaws. Moodle, аудио записи | |
26. | Самые удивительные деревья | 2 | Устный опрос | Jaws. Moodle, аудио записи | |
27. | Лес как планетарное явление. | 1 | Устный опрос | Jaws. Moodle, аудио записи | |
28. | Правила поведения в лесу. | 1 | Тест | Jaws. Moodle, аудио записи | |
29. | Борьба с огнем. | 1 | Устный опрос | Jaws. Moodle, аудио записи | |
30. | Уважение к лесу. | 1 | Устный опрос | Jaws. Moodle, аудио записи | |
31. | Разумный сбор даров леса. | 1 | Устный опрос | Jaws. Moodle, аудио записи | |
32. | Что такое дождевые леса? | 1 | Устный опрос | Jaws. Moodle, аудио записи | |
33. | Итоговое занятие. | 2 | Тест | Jaws. Moodle, аудио записи |
Итоги работы курса обязательного занятия по выбору подводятся после каждого тематического изучения, которые принято заканчивать обобщением полученных знаний.
Успех работы курса обязательного занятия по выбору в значительной степени будет зависеть от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности (РПОП) в 5 классе начальной школы для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Материки на карте полушарий. Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.
С помощью данного коррекционного занятия у младших школьников, имеющих глубокие нарушения зрения, формируется и конкретизируется зрительный и тактильный образ каждого материка в отдельности,...
Конспект урока по письму в 1 классе школы-интерната для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Буква Г. Письмо слов, предложений с буквой Г." Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.
В конспекте подробно показано, как на уроке письма в 1 классе дети с глубокими нарушениями зрения с помощью разных приёмов закрепляют умение писать слоги и слова с буквой Г....
Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Занимательная грамматика по системе Брайля» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)
Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Занимательная грамматика по системе Брайля» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2) в 1 классе составлена ...
Рабочая программа обязательного занятия по выбору 0 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)
Программа “Я познаю мир ” предназначена для подготовительного класса и рассчитана на 33 часа в год (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие...
Рабочая программа обязательного занятия по выбору 1 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)
Программа “Я познаю мир ” предназначен для 1-го класса и рассчитана на 33 часа (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие состоит из двух час...
Рабочая программа обязательного занятия по выбору 3 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)
Программа “Я познаю мир ” предназначен для 3-го класса и рассчитана на 33 часа (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие состоит из двух час...
Рабочая программа обязательного занятия по выбору 4 класс «Я познаю мир» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)
Программа “Я познаю мир ” предназначен для 4-го класса и рассчитана на 35 часа (1 ч в неделю).Тематика занятий во многом определяется разновидностью леса.Каждое занятие состоит из двух час...