Организация учебной деятельности на уроке с детьми с глубоким нарушением зрения
статья (3 класс) по теме
Одиннадцатый год работаю со слабовидящими детьми. Сейчас у меня 3-ий класс (третий выпуск таких ребят). В этом выпуске есть две тотально слепые девочки. При работе сталкиваюсь с некоторыми проблемами. В своей статье попыталась описать приёмы, пособия, которые сама сделала. Применяю это и на уроках, и на факультативных занятиях (развитие мелкой моторики и осязания; развитие мимики и пантомимики). Коррекционная работа необходима слабовидящим детям, особенно незрячим, так как они познают окружащий мир через осязание. Очень хотелось бы услышать мнение своих коллег по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в частности зрения).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация учебной деятельности на уроке с детьми с глубоким нарушением зрения
(из опыта работы)
Детей с патологией органов зрения, в специальной педагогике относят к группе детей с так называемой сенсорной неполноценностью. Вследствие различного рода нарушений, у них искажена связь с внешним миром, что накладывает определенную специфику на процесс их обучения. При воспитании ребенка с патологией зрения необходимо решать задачи коррекции, компенсации, социальной адаптации и реабилитации.
- В результате коррекции должно производиться частичное или полное исправление недостатков психического развития детей с нарушениями зрения, формирование их личности.
- В результате компенсации должны быть перестроены или замещены ослабленные психологические функции организма. Компенсаторный процесс должен опираться на резервные функции организма человека.
- Социальная адаптация должна заключаться в приспособлении ребенка к условиям жизни, ее нормам и требованиям, к активной деятельности.
- Социальная реабилитация способствует включению ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его возможностей.
Слабовидящие и слепые дети требуют особой заботы со стороны не только родителей, но и общества. Очень часто такие дети обладают высокими интеллектуальными способностями, а недостаток зрения компенсируют за счет других органов чувств. Незрячие дети обучаются чтению с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля, которым печатаются специальные книги для слепых. Слабовидящие дети должны обучаться в малых группах модифицированными зрительными методами, при этом используются различные оптические средства и приборы.
В коррекционной работе со всеми группами детей с теми или иными отклонениями преобладает процесс обучения, направленный на развитие и использование компенсаторных возможностей. Так, например, коррекционно-педагогическое воздействие на слепых детей направлено на формирование у них чувственного опыта. У слепых детей компенсация происходит за счет обострения слуха, органов осязания и обоняния. Вот только развитие этих процессов необходимо начинать с раннего возраста.
«Наша задача – научить тотально слепых и слабовидящих детей общаться с окружающим миром. Научить их правильно пользоваться осязанием, правильно реагировать на звуки окружающего мира».
Изначально надо понимать, что слепой ребенок мира не знает, не понимает, предметных представлений зрячего сверстника не имеет. И поэтому не знает, как ему реагировать на тот или иной звук, что он обозначает и что он ему несет. А когда ему даешь в руки незнакомый предмет, без учета особенностей его восприятия, он его пугается. Он боится этих контактов. Поэтому ребенка со значительными дефектами зрения надо учить тем контактам, которые давали бы ему возможность получать в первую очередь тактильное удовольствие от них. А чтобы дать удовольствие, нужно знать особенности осязательного восприятия.
Надо сказать, что рука и глаз контактируют с предметом по-разному. Осязательную реакцию у ребенка надо формировать, воспитывать. Неверное формирование образов ведет к неконтактности с миром. Ребенок не понимает, что происходит вокруг него, какие объекты его окружают. Осязание является основным видом контактной чувствительности, с помощью которого мы воспринимает действующие на нас предметы, прикасаясь к ним чувствительными поверхностями тела. Даже подавая незрячему ребёнку руку, нужно озвучить, кто его берёт за руку.
Для людей, лишенных зрения, осязание является одним из сохранных анализаторов, с помощью которого компенсируется недостаток информации, обусловленный отсутствием или значительным снижением зрения.
Осязание действительно является одной из основных форм чувствительности, оно принимает участие едва ли не во всех формах восприятия.
Наконец, осязание лучше, чем любой другой вид ощущений, дает возможность проследить, как постепенно, в результате последовательных ощупываний, из отдельных признаков создается целостный образ.
Считать, что осязание — относительно простой процесс, совершенно неправильно, и сразу по двум причинам:
- Во-первых, сама кожная чувствительность состоит из ряда более частных форм чувствительности.
-Во-вторых, осязание — это взаимодействие кожной чувствительности с двигательным анализатором, вместе они составляют рабочий комплекс, который практически осуществляет функцию осязания.
Осязание позволяет получить сложную информацию о предметах внешнего мира; с его помощью может формироваться достаточно полный образ предмета. Слепые, пользуясь только осязательной чувствительностью, могут настолько хорошо формировать субъективный образ объективного мира. Если отдельные виды кожной чувствительности отражают только отдельные свойства предмета, к которому мы прикасаемся, то осязание обеспечивает отражение целостного образа предмета. В этом и состоит важное значение осязательной рецепции.
Известно, что большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор.
Опыт коррекционной работы со слепыми детьми показал, что, сталкиваясь с недоступностью для себя познания многих качеств окружающего мира, дети тяжело переживают это.
Ведущим принципом обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей является принцип коррекционной направленности. В коррекционных занятиях коррекционная направленность в обучении выделяет принципы:
- усиление педагогического руководства учебной деятельностью;
- формирование сенсорного опыта;
- развитие осязательной деятельности.
Необходимо раскрыть потенциальные возможности каждого ребёнка с глубоким нарушением зрения.
При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.
Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.
В нашей школе с детьми с нарушением зрения проводятся факультативные занятия по развитию мелкой моторики и развитию мимики и пантомимики.
В своей работе для детей с ОВЗ использую различные методы, упражнения и игры для развития осязания и мелкой моторики рук, на занятиях применяю упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки.
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, то подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве (мимика и пантомимика).
А совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Ещё В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев».
Далее я расскажу о некоторых наглядных средствах и пособиях, которые использую на своих занятиях.
В начале всех занятий дети выполняют несколько упражнений, которые сопровождаются стихами и способствуют снятию моторной напряжённости мышц рук, развивают гибкость и подвижность пальцев («Дождик идёт», «Игра на пианино», «Пальчики здороваются»….):
- Обучаю самомассажу рук и другим упражнениям на развитие подвижности кисти и пальцев рук.
- Обследуем различные предметы (дерева, металла, стекла, ткани и др.) с целью тренировки дифференцирования их формы, величины, фактуры и темпа ощущений.
- Сортировка мелких предметов (камушки, бусинки, жёлуди, шишки, ракушки, крупы) по форме, величине, материалу.
- Совершенствую навыки осязательного восприятия предметов с помощью дифференцированных игр (пирамидок, чудесный мешочек, мозаика и т. д.).
- Работа со счётными палочками, вынимание палочек из коробки по 1, по 2, по 3 и т. д. попеременно правой и левой рукой, перекладывание из одной руки в другую. Составление из палочек по образцу и памяти геометрических форм, контуров печатных букв и цифр, выкладывание колодца и т. д.
- Обучение приёмам обследования предметов и их изображения, геометрических форм, предметов домашнего обихода, одежды, посуды, мебели, животных, птиц, растений и т. д.
- Занятие аппликацией, выкладывание узоров из геометрических фигур, составление отдельных предметов (забор, ёлочки, неваляшка, снеговик, домик и т. д.) и композиции из них.
- Занятия лепкой (пластилин, глина, тесто - мукосольки, и даже снег, песок).
Обучаю приёмам разминания пластилина (теста), лепка палочек, колбасок, предметов, раскатывание пластилина ладонями рук и пальцев, лепка колечек, шариков. Составление орнамента из палочек, колечек, плодов, овощей, фруктов, косточек, круп. Лепка отдельных предметов и составление композиции из них. Зимой лепим фигуры в тёплую погоду на улице. Во время походов (весна, осень) строят замки из песка и мелких камешков.
- Занятие аппликацией и лепкой (заполнение рельефного рисунка
пластилином: подбор деталей).
10. Занятие с использованием мозаики, пазл.
11. Занятие с нитками, наматывание клубков, плетение косичек (поясов,
закладок). «Рисование» нитками по бархатной бумаге.
12. Работа с бумагой: знакомство с бумагой (газета, салфетка,
туалетная, промокательная, сгибание пополам, обрывание по
контуру предметов, составление композиции.
13. Конструирование: знакомство с различными конструкторами
и их назначением, подбор деталей по форме (с помощью
наложения и приложения), обучение скреплению деталей,
сборка предметов.
14. Работа с фольгой: разглаживание мягкого листа ладонями,
отдельными пальцами, формовка различных деталей.
«Рисование» по фольге – оттиски.
15. Чтение рельефных рисунков, приёмы обследования.
16. Обучение приёмам рисования – штриховка: освоение разных видов
движений, как приёмов рельефного рисования (движение по прямой,
кругу, волнистые сначала в воздухе, а потом на бумаге), работа с
геометрическими фигурами (фиксация линейки пальцами левой руки,
обводка, штриховка).
17. Работа с ножницами: нарезание полосок, вырезание геометрических
фигур.
18. Выкладывание на фланелеграфе плоскопечатных букв и цифр,
предметных и сюжетных картинок.
19. Подушечка (застёгивание и расстёгивание молнии, пуговиц, кнопок, а
также шнуровка, плетение).
20. Шнуровки с пуговицами (бусы, часы, кулоны, пояса). Осенью
нанизывание ягод рябины, мелких плодов, семян тыквы или арбуза.
Шнуруем и крупные макароны.
21. Тренажёр «Гвоздики» с резиночками. Составить узор, рассказать или
угадать.
22. «Чудесный мешочек» (кладётся внутрь предмет, который нужно
узнать ощупываением).
23. Выкладывание на пластилиновой основе (досочка) узоров из различных
семян (косточки персика, семена ясеня, арбуза, дыни, крупы).
24. Завязывание и развязывание лент, бантов (даже галстуков), узелков,
шнурков….
25. Закручивание и раскручивание крышек баночек, бутылочек, пузырьков
(бутылочка с шариками из фольги).
26. Бутылочка с горохом (фасолью), поиск мелких предметов.
27. Тазик с песком (манка) + киндер-сюрприз.
28. Кармашки – потрогать, узнать что в нём, изобразить эмоции
(мордашка с эмоцией клеится сверху).
29. «Станок» для плетения (квадратный и круглый).
30. Танграмм. Разрезная мозаика – картинка.
31. Мешочек с горохом на уроках русского языка и математики.
32. Перчатка с напёрстком – мордочками. Театр рук.
33. Лекало и трафареты. Рассказ по картинке.
34. Тренажёр – шарик массажный Су – Джон (два пружинных кольца
внутри).
35. Графические диктанты.
36. Переборка круп.
37. Картины из манки (крупных стружек). Потом их красим.
38. Различные игры и физкультминутки с пальчиками (стихи).
Дыхательные упражнения.
Развитие осязательного восприятия у слепых детей в моей работе.
(От простого к сложному)
- Уроки ИЗО:
- прибор по рисованию Брайля;
- заранее делаю на листе бумаги контур предмета по Брайлю;
- пальчиками «рисуют»;
- «рисуют» пластилином;
- контур предмета (в прорези);
- трафареты различные;
- рельефный рисунок (контур-витраж);
- накалываю грифелем контур рисунка, предмета.
- Уроки трудового обучения:
- аппликации: рваным способом, резаные мелкие детали;
- по шаблону (наклеивают сами под контролем учителя, на детали наклеиваю на изнанку кусочек пластилина, чтобы ребёнок знал, где лицевая сторона, используем бархатную и самоклеющуюся бумагу);
- лепка (знать понятия: круглый, шар, продолговатый, вытянутый, колбаска, тоньше, толще и т.д.);
- конструктор;
- мытьё цветов:
- посадка семян;
- Математика:
- строят отрезки грифелем;
- методом ощупывания находят угол на предмете, его сторону (плоские и объёмные фигуры);
- треугольник со специальными делениями;
- математический набор;
- геометрические фигуры из наждачной бумаги;
- геометрические фигуры методом накалывания.
Мимика и пантомимика у слепых детей.
- Малоподвижная мимика передачи эмоций;
- Ослаблена выразительность движений;
- Лишние движения руками;
- Незнание значений жестов;
- Слабая передача позы персонажей сюжетных картинок;
- Имитация движений (открывая большие глаза, открывают и рот, ещё расставляют руки и ноги);
- ВСЕ движения надо обязательно сопровождать подробным словесным описанием;
- ИГРА (самая доступная форма деятельности):
подвижные, творческие, сюжетно – ролевые (театрализация).
В этих занятиях главным дидактическим пособием является УЧИТЕЛЬ, который становится образцом выражения жеста, позы, того или иного состояния. Одним из видов современных дидактических материалов, и в то же время одним из инструментов развития осязания является тактильная книга. В занятиях такого рода незаменимым помощником являются тактильные (самодельные) книги для слепых и слабовидящих детей. Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, максимально приближенных к оригиналу. Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Кроме того, с помощью тактильной книги обогащается словарь ребенка. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. Такая книжка – и игра, и элемент познания мира. Ведь тотально незрячий ребенок воспринимает окружающее совсем иначе, чем зрячий. В этом познании мира тактильное восприятие подушечками пальцев имеет огромное значение. Поэтому у ребенка тактильные ощущения должны вызывать только положительные эмоции. Иначе он откажется от «плохого» предмета и не узнает его.
Развитие тактильных ощущений и моторики – обязательное условие в обучении слепого ребенка. Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. А наличие в книге пуговиц, шнурков, молний помогает детям развивать мелкую моторику рук.
Важную компенсирующую роль играет речь. В речевом общении с окружающими в сознании слепого ребенка создаются и укрепляются связи между словом и действием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребенок подтверждает собственным обследованием. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся самостоятельно передвигаться. Высокого развития у слепых достигает память, так как им для ориентировки в пространстве, общения с людьми, усвоения знаний необходимо привлекать больше сведений, чем зрячим.
В развитии основных процессов познания и мышления компенсаторную роль играют практические занятия, во время которых дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с существующими у них представлениями. Обучение действиям, способам их выполнения достигается только в условиях общения, при котором движения слепого ребенка корректируются словом.
Прежде всего, необходимо создание психологического настроя слепого и слабовидящего учащегося на преодоление трудностей.
Тифлотехнические средства для компенсации нарушения зрения
Разработаны разнообразные тифлотехнические средства для компенсации нарушения зрения, которые используются при обучении, в быту, при ориентировке и передвижениях:
1. Оптические увеличительные средства (лупы, специальные очки, линзы). Увеличитель. Специальные компьютерные программы, обеспечивающие увеличение экранного изображения.
2. Компенсирующие средства: трость прямая, трость складная, диктофоны, звуковые компьютерные программы, Брайлевский дисплей, прибор для письма, Брайлевские машинки, озвученные книги, читающие машины и др.
3. Информационные носители: озвученные книги на кассетах, Брайлевские книги и журналы.
4. Предметы быта: Брайлевские часы и будильники, говорящие часы, перфокарточная бумага, и т. п..
5. Учебные предметы: специальные бумага, циркули и линейки, сантиметр с насечками, прибор для рисования, планшет для черчения, рельефные карты, звуковые калькуляторы и мячи и пр.
Необходимо не только обучать детей пользоваться вспомогательными средствами, но и бережно с ними обращаться.
Вывод:
В работе со слепыми и слабовидящими школьниками важно обеспечить для них восприятие учебной информации с помощью осязания и сохранных анализаторов. Рассматривая общедидактический принцип доступности в тесном взаимодействии с дефектологическими принципами коррекционной направленности обучения и дифференцированного подхода к учащимся с учетом их зрительных и тактильных возможностей, педагоги устанавливают внутреннюю взаимосвязь этих исходных положений и получают в результате ту необходимую основу обучения, которая решает проблему оптимальности и специфики этого процесса.
Мои девочки принимают активное участие в жизни класса и школы, участвуют в играх-конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», « ЧИП», «КИТ», «Я - исследователь», а так же в литературных конкурсах: чтецов, юных поэтов, поют в школьном хоре.
Проводят утреннюю зарядку в классе, физкультминутки.
Обе занимаются в музыкальной школе (артистки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: С...
Организация учебной деятельности на уроках русского языка в условиях разновозрастного обучения
Организация учебной деятельности на уроках русского языка в условиях разновозрастного обучения...
Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе
В статье указываются формы организации учебной деятельности на уроке, дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества на уроке как важ...
"Формы и виды организации учебной деятельности на уроках по "Основам религиозных культур и светской этики"
Презентация к выступлению на тему: "формы и виды организации учебной деятельности на уроках по ОРКСЭ"...
Групповая работа учащихся на уроке как эффективная форма организации учебной деятельности на уроке и формирование коммуникативных компетенций
В педагогической концепции представлены актуальность и теоретическое обоснование применения групповой работы учащихся, раскрыты особенности и методика организации такой работы на уроке, даны методичес...
Использование театральной деятельности на уроках с детьми с речевыми нарушениями
Использование театральной деятельности на уроках с детьми с речевыми нарушениями...
Организация театрализованной деятельности на уроках с детьми ОВЗ.
Использование театрализованных игр на уроках, как средство социального развития детей с ОВЗ, позволяет не только знакомить с прекрасным или расширить представление об окружающем, но и пробуждать спосо...