Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 3 класс УМК «Школа России»
Тип урока: открытие нового знания
Технологическая карта
Тема | Род имён прилагательных. |
Цели | Образовательные: знакомство с изменением имён прилагательных по родам; развитие умения определять род имён прилагательных, умение анализировать и делать выводы; воспитание интереса и бережного отношения к природе. Формировать УУД: - Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
Планируемый результат | Предметные: Знания: познакомятся с родом имён прилагательных Умения: научатся правильно определять род прилагательных Навыки: определять род имён прилагательных по окончанию Метапредметные: Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму. Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Межпредметные связи | Русский язык |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - В.П.Канакина, В.Г. Горецкий . Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч. - презентация к уроку, карточки с заданиями |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа |
Этапы и цели урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I . Организационный момент Минутка чистописания. Словарная работа. Орфографическая минутка. Введение в тему урока. | Прозвенел звонок для нас. - Записываем число, классная работа. -Ребята, сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот, кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку: Пришла, улыбнулась — утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады. - Кто же пришел? ( весна) (Слайд №3) - Назовите первый звук в слове «весна»? ( в) - Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ») ( Слад №4) - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. (Слайд №5) (Слайд №6) В в - Запишите словарные слова на букву в. Взаимопроверка. -Весна — замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть как это происходит? Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы. (Слайд № 7) ландыш трава солнце ветерок теплое птицы (Слайд №8) - Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной. - Обратите внимание на получившийся ряд слов. - Назовите « лишнее» слово. (теплое) - Что общего у оставшихся слов? - Докажите. - Определите род и число имен существительных. (Слайд №9) На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число. Ландыш — м.р., ед ч. Трава — ж.р., ед.ч. Солнце — ср.р., ед.ч. Ветерок — м.р., ед.ч. Птицы — мн.ч. Проверка. - Давайте обобщим наши знания об имени существительном. (Слайд № 10) | Проверяют готовность к уроку. Ответ детей –весна. Дети дают характеристику звуку в. Записывают в тетрадях буквы Вв, словарные слова с буквой в. Взаимопроверка. Дети записывают слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму. Ответы детей. ( теплое) - Это имена существительные. - Отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет. Прверяют правильность выполнения по доске. Повторяют правило об имени существительном. | Личностные УУД: самоорганизация. Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке Личностные УУД: осознание своих возможностей. Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия. Познавательные УУД: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других |
Самоопределение к деятельности. Постановка проблемной ситуации. Цель: подготовить к восприятию нового материала. « Открытие» нового знания. Гимнастика для глаз. Связь имен прилагательных с существительными. Физминутка. | - А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово теплое (Слайд № 11) - Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова? - Почему возникли трудности? (Другая часть речи) - А могут ли изменяться по родам имена прилагательные? - Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы. - Сформулируйте тему нашего урока. - Сформулируем цель нашего урока. - Какой частью речи является наше слово «теплый»? - Что мы уже знаем о прилагательном? (Слайд №12) (Слайд №13) Упражнения для глаз (закрыли глаза на 3 секунды, поморгали, посмотрели в окно, вдаль: какая чудесная погода на улице, посмотрели вверх, вниз) (Слайд №14) - Ребята, прилагательное ТЕПЛЫЙ пригласило своих друзей: ДУШИСТЫЙ, ПЕРЕЛЕТНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЙ, ВЕСЕННИЙ. (Слайд №15) - Составьте словосочетания. Подберите к нашим именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. (Слайд №16) ландыш душистый трава зеленая солнце весеннее ветерок теплый птицы перелетные -Почему у имён прилагательных разные окончания? - Как вы думаете, отчего зависит окончание имени прилагательного? - Определите род имен существительных. (Слайд №17) (Слайд №18) - По роду имени существительного определите род имени прилагательного. Сформулируйте вывод — отчет. (Слайд №19 - №22) - Откроем учебники на странице 72 и прочитаем правило. (Слайд №23) | Ответы детей. - Нет. Другая часть речи. - Изменение имен прилагательных по родам. - Научиться определять род имен прилагательных. - Имя прилагательное. - Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшает нашу речь, делает ее более выразительной и точной. Дети выполняют гимнастику для глаз. Ответы детей РАБОТА В ПАРАХ. Работа в парах Капель весенняя, солнце яркое, ручей звонкий, подснежник нежный Взаимопроверка Ответы детей.
Вывод — отчет группы. Дети делают физминутку. 1. Мы работали со словосочетаниями. 2. По роду имен существительных определили род имен прилагательных. 3. У имен прилагательных выделили окончания. 4. Мы узнали, что у имен прилагательных: в мужском роде окончания... в женскои роде окончания... в среднем роде окончания... Читают правило вслух. | |
Первичное закрепление. Рефлексия. Итог урока. Оценки. Домашнее задание. | .- Выписать словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены: 1 группа — в ж. р. 2 группа — в м. р. 3 группа — в ср.р. (Слайд №24 - №25) - Связь в русском языке имени существительного и имени прилагательного называется согласованием. (Слайд №26) (Слайды №27 - №31) - Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы. - Понравился вам урок? - Почему прилагательные назвали именно так? - Как назыввается такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? Что нового вы узнали об имени прилагательном? Спасибо за урок! Весна подарила нам свои теплые лучики. А вы покажите свое весеннее настроение , осталось ли оно таким же хорошим или изменилось в течение урока? | Работа по группам. Проверка. Прилагаются к существительному. Согласование. Изменяются по родам Дети работают с сигнальными кругами «Мое настроение». | Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные УУД: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные УУД: использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?
Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме....
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....
Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"
Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...
Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)
Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....